Рассказ об истребителе танков GMC T70 из Технического центра парка «Патриот»
Испытательные полигоны являются местами, где очень часто сохраняются настоящие уникумы. Не секрет, что на полигоны часто привозят не только опытные образцы вооружения и военной техники, но и зарубежные экземпляры. Причем совсем не обязательно, что речь идет о трофейных образцах. Первые зарубежные танки прибыли с «визитом вежливости» в Советский Союз еще в конце 20-х годов. Случались они не раз, например, прибывали на испытания чехословацкие танки LT vz.35. Пик прибытия зарубежных гостей «по собственному желанию» пришелся на Великую Отечественную войну, причем речь шла о танках и САУ, которые попали в СССР с билетом в один конец.
Значительная часть тех образцов зарубежной военной техники, которые проходили испытания в Кубинке, дожили до наших дней. Статус полигонных машин им отчасти помог избежать различных переделок, которые претерпевали боевые машины в ходе эксплуатации. Более того, в некоторых случаях так получилось, что находящиеся в Кубинке образцы зарубежной техники сохранились только тут. Причем речь идет о вполне массовых боевых машинах. Одной из них стал американский истребитель танков GMC T70. Так сложилось, что ранний вариант GMC M18 можно увидеть только в Техническом центре парка «Патриот».
Американская самоходная артиллерия развивалась по своему собственному пути, который лишь отчасти пересекался с общемировым. Начиная с того, что во главу угла американские военные ставили очень высокую подвижность. Типовая американская САУ не имела полноценного противоснарядного бронирования, зато была быстрее зарубежных аналогов. В полной мере это касалось американских истребителей танков, первый из которых появился еще во второй половине 30-х годов. Причем выглядел этот истребитель крайне необычно. Фактически это был танк M2A1, у которого имелась открытая сверху башня и 47-мм пушка с магазинным питанием.
Еще одним интересным моментом было то, что у американцев не было жесткого разделения по классам истребителей танков. То есть понятия «легкий», «средний» и «тяжелый» для их истребителей танков отсутствовало. Основополагающими являлись тактико-технические требования. А они сформировались еще в середине 1940 года. Согласно им, требовалась скоростная гусеничная боевая машина с вооружением в виде 3-дюймовой (76-мм) зенитки, установленной во вращающейся башне. Поначалу эти требования оказались невыполнимыми, поскольку не имелось подходящего шасси. Но в 1942 году появилась GMC T35, принятая на вооружение как GMC M10. Она базировалась на шасси Medium Tank M4A2.
Принятие GMC M10 на вооружение совершенно не означало, что разработка новых истребителей танков закончилась. Ее только форсировали. В 1942 году последовательно появились GMC T42, GMC T49 и GMC T67. Создавались они поначалу на шасси легких танков, но далее случился переход на оригинальное шасси. Более того, по итогам развития GMC T49/T67, которую разрабатывали на Oldsmobile, было решено шасси полностью переделать. От свечной подвески отказались в пользу торсионной, поставили совершенно иной двигатель, трансмиссию перенесли в носовую часть корпуса.
В результате самоходная артиллерийская установка GMC T70, разработка которой началась в январе 1943 года, имела очень мало общего с предшественницей. Главной осталась концепция, а именно очень быстрое шасси, 3-дюймовая пушка и башня, похожая на танковую. Собственно говоря, моторно-трансмиссионная группа создавалась по образу танка Light Tank T7E2 (позже стандартизирован как Medium Tank M7). Истребительное командование, и особенно генерал Эндрю Брюс, который курировал разработку GMC T70, были уверены в успехе. Настолько, что считали новую САУ наиболее перспективным образцом в своём классе, который нужно немедленно запускать в серийное производство.
Первый из шести пилотных образцов GMC T70 был изготовлен в апреле 1943 года. За машиной быстро закрепилось прозвище Hell-Cat, которое позже сократили до Hellcat. Так что это именно «адская кошка», а не «ведьма». Быстро вылезли различные неполадки, связанные с ходовой частью и боевым отделением. Но в Истребительном командовании считали, что найденные недочеты оперативно исправят. Поводы для оптимизма имелись, включая и максимальную скорость, которая достигала 80 км/ч. В июле 1943 года Buick стал исполнять контракт на выпуск 1000 САУ данного типа.
Как оказалось позже, оптимизм оказался преждевременным. В ходе войсковых испытаний стали вылезать проблемы, которые приняли серьёзный оборот. Дело в том, что диапазоны передаточных отношений в коробке передач оказались неправильно настроены. В результате на разбитом проселке и целине у машины терялась мощность и резко возрастал расход топлива. Если кратко, то в американскую армию шли дефектные САУ. Исправления, которые решали часть проблем, внесли только в декабре 1943 года. За это время было сдано минимум 620 дефектных GMC T70.
На деле дефектных машин оказалось еще больше — минимум 678 штук. Выпускавшимся позже GMC T70 перенастроили коробки передач, и на этом всё. Были идеи переработать и более ранние САУ, но в реальности из них доработали до серийного образца, GMC M18, только 32 штуки. Остальные было решено переделать в многоцелевые машины снабжения UAV M39. Больше того, даже серийные GMC M18 оказались весьма специфичными боевыми машинами. Достаточно сказать, что GMC M10 они так и не смогли заменить, а дальше выяснилось, что переделать под 90-мм орудие M3 САУ не получится. Да и скорость помогала не всегда.
О новой американской САУ советские специалисты знали еще в 1943 году. В ходе визита советской делегации в США они видели не только ее, но и одного из создателей — Квентина Берга. Последний рассказал много лишнего, видимо, под впечатлением от работы подвески опытных GMC T70. Далее, в феврале 1944 года, прибыло 5 образцов САУ, которые предназначались для ознакомления. В случае одобрения их со стороны испытателей, последовали бы поставки GMC T70 уже в полном объеме. Вот только поехали в Советский Союз САУ выпуска ноября 1943 года, которые, естественно, не дорабатывались по работе трансмиссии.
Чем закончились испытания САУ в СССР, было предсказуемо. Об имевшихся проблемах американцы, естественно, ничего не сказали. Поэтому совершенно неприличный расход топлива и потерю мощности при езде по бездорожью и проселку испытатели списали на работу гидротрансформатора. До истинных причин удалось докопаться уже после окончания Великой Отечественной войны. Впрочем, имелись и другие причины, по которым GMC T70 (она же «самоходная установка Т-70») забраковали. Советским испытателям не понравилась идея САУ с картонной броней. Защищала она максимум от пистолетной пули. Имелись и другие нарекания.
Вместе с тем, имелись не только нарекания. Сама по себе идея быстроходной самоходной артиллерийской установки нашим военным понравилась. Другое дело, что САУ, похожая больше на легкий танк, не требовалась. Зато GMC T70 стала хорошим образцом с точки зрения носителя технологий. Часть САУ было направлено на заводы для изучения, в том числе и в Свердловск, на УЗТМ. В 1945 году там начались работы по созданию советской скоростной САУ, более известной как СУ-100П. При разработке ее шасси учитывался опыт изучения американской боевой машины.
Из пяти прибывших в Советский Союз GMC T70 сохранилась всего одна. Она имеет регистрационный номер U.S.A. 40108549 и серийный номер 439, изготовили ее в ноябре 1943 года. Именно эта машина ныне стоит в павильоне №6 Технического центра парка «Патриот». Ныне это настоящий уникум, поскольку более ни одной GMC T70, в исходном состоянии, не сохранилось. 100% выпущенных САУ раннего выпуска либо переделали в AUV M39, либо модернизировали до уровня GMC M18. Конечно, за то время, что машина находится в Кубинке, ей весьма так досталось. Тем не менее, она вполне комплектная. На ход ее вряд ли будут ставить, да и не нужно. Она интересна как уникум.
Естественно, о том, то это настоящий уникум, нигде не пишется. САУ указывается как GMC M18, то есть серийным образцом. В такие тонкости обычно музеи особо не посвящены. Да и не стоит обольщаться по поводу уровня знаний зарубежных источников. То, что это не стандартизированная до уровня GMC M18 машина, пришлось объяснять долго и упорно. Впрочем, надо понимать простую истину — разница GMC T70 ноябрьского выпуска и GMC M18 минимальная. Вся внешняя разница в форме воздухозаборника с левой стороны корпуса. Модернизированные GMC T70 имеют такой же воздухозаборник.
Первая мысль, когда видишь данную САУ — да это же танк! Больше того, генерал Брюс на полном серьёзе пытался пропихнуть GMC M18 как легкий танк. От предложения любезно отказались, поскольку броневая защита у САУ никакая. С близкой дистанции могла пробить даже ружейная пуля. Впрочем, сходство есть и по некоторым концептуальным идеям. На уже упомянутом Light Tank T7E2 была реализована идея быстросъемного двигателя. У GMC T70 аналогичным образом на рельсах выезжал трансмиссионный блок. Для этого имелся большой съемный люк. Аналогично танкам, в отделении управления размещалось два человека. Еще на стадии создания GMC T67 помощник механика-водителя лишился курсового пулемета. Зато он мог управляться машиной, то есть выступать резервным мехводом.
Пулемет убрали, в том числе, по той причине, что САУ он не положен. Нет у GMC T70 и спаренного пулемета. Зато есть турельная установка зенитного пулемета. Она была более удобной, чем у американских легких танков, но не без нюансов. Управлял зенитным пулеметом командир, а у него имелись более нужные функции. Фактически из командира сделали пулеметчика, с весьма тесным местом. Имелись нарекания и к месту заряжающего, которому было тесновато. Единственный человек, который себя в боевом отделении чувствовал вольготно — это наводчик.
Не то, чтобы GMC M18 показала себя совсем плохо. Шустрая боевая машина порой могла демонстрировать, что ее концепция себя оправдывает. Но общие выводы американское командование сделало правильные. Лучшим истребителем танков оказался сам танк. Тем более с учетом того, как этот самый истребитель танков у американцев выглядел.
источник: https://dzen.ru/a/Z2VYudKfdRzuoSzh