Юрий Пашолок. Железная дорога жизни

13

Юрий Пашолок. Железная дорога жизни

Выставка «Артерии Победы», которая проходит в Музее железных дорог России

Железная дорогая в Российской Империи, а далее в Советском Союзе, играла одну из ключевых ролей. Касается это, естественно, и военного аспекта использования. Неслучайно именно в нашей стране имелось самое большое число бронепоездов. В годы Великой Отечественной войны важность железнодорожного сообщения возросло. Благодаря развитой сети железных дорог удалось успешно провести процесс эвакуации предприятий на восток, далее они играли важнейшую роль в снабжении войск.

Вход на выставку

Вход на выставку

Лучшим российским музеем, посвященным железным дорогам, является Музей Железных Дорог России, располагающийся возле Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге. Здесь удачно сочетаются редкие экспонаты, которые размещаются в большом помещении, позволяющих посещать музей круглый год. Есть в музее и образцы железнодорожной техники, служившие во время Великой Отечественной войны. Иногда они становятся элементами музейных выставок. Одна из них, «Артерии Победы», открылась в музее 20 января этого года.

Посмотреть на нее можно и сверху

Посмотреть на нее можно и сверху

Такое словосочетание, как Дорога Жизни, известно хорошо. Автомобильное сообщение между Ленинградом, зажатым в кольце блокады, и Большой Землей, было единственным способом поставлять в город продовольствие и эвакуировать раненых, а также истощенных. Между тем, в конце 1942 года рассматривались и дополнительные возможности для снабжения города. По льду Ладожского озера предполагалось провести железную дорогу, чему должна была способствовать операция «Искра».

Часть инсталляции

Часть инсталляции

Началась операция 12 января 1943 года, итоги ее первого этапа оказались оптимистичнее первоначальных прогнозов. 18 января Ленинградскому и Волховскому фронтам удалось соединиться сначала в самой верхней точке (район Рабочего поселка №1). Далее, к 12 часам 18 января, фронты соединились южнее, в районе Рабочего поселка №5. Наконец, удалось освободить Шлиссельбург. Результатом всех этих действий стало то, что Красная Армия смогла не просто прорвать блокаду, а пробить довольно широкий коридор. Вишенкой на торте стал захват в районе Рабочего поселка №5 двух немецких танков Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E.

Мини-диорама на входе

Мини-диорама на входе

Упускать такой шанс командование Красной Армии не стало. В тот же день, когда состоялся прорыв, было принято постановление ГКО №2759с «О строительстве новой железнодорожной линии ст. Жихарево — ст. Шлиссельбург Октябрьской ж.д.». Согласно ему, к 8 февраля планировалось закончить линию по упрощенным условиям, силами железнодорожных войск. Такая спешка была полностью оправдана. Каждый лишний день стоил очень дорого, а изменившиеся условия позволяли резко поднять объем поставок в Ленинград, а также из него.

Теме прорыва блокады Ленинграда уделено много внимания

Теме прорыва блокады Ленинграда уделено много внимания

Работы по строительству железнодорожной ветки началось 22 января. Работы осложнялись характером местности, а также большим количеством неразорвавшихся боеприпасов. Тем не менее, уже 2 февраля удалось навести мост через Неву, а 7 февраля на Финляндский вокзал Ленинграда прибыл первый эшелон. Событие крайне важное, благодаря ему удалось в разы нарастить поток грузов. Дорога жизни становилась не нужной, зимой 1943-44 год ее уже не использовали. Маршрут был крайне опасным, поскольку железная дорога постоянно подвергалась обстрелам. Действовала «Дорога Победы» недолго. После полного снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года нужда в ней отпала.

Представлены и документы, имеющие отношение к Дороге Победы

Представлены и документы, имеющие отношение к Дороге Победы

«Дороге Победы» и прорыву блокады Ленинграда посвящена часть выставки. Здесь приводятся, в том числе, и документы, имеющие прямое отношение к строительству железнодорожной ветки. Представленные экспонаты вписаны в общую концепцию музея. Она изначально сделана так, что с двух сторон находится железнодорожный транспорт военного периода. В обычное время здесь выставлены мини-экспозиции.

Часть выставки размещается в вагонах

Часть выставки размещается в вагонах

Непосредственно к выставке была подготовлена серия специальных экспозиций, посвященных не только строительству «Дороги Победы». Выставка посвящена всему периоду Великой Отечественной войны. Специально для нее подготовили серию стендов, а также витрин. В них представлена форма, а также различные предметы, имеющие отношение к экспозиции. Отдельно представлены стенды, на которых рассказывается о советских железных дорогах в годы войны.

Часть предметов находятся в витринах

Часть предметов находятся в витринах

Одними только стендами дело не ограничивается. Музей Железных Дорог России имеет преимущество в том, что его экспонаты сами по себе являются дополнительными экспозиционными площадями. Часть вагонов посещаемая, в них нередко находятся отдельные мини-экспозиции. Специально для выставки в некоторых из них были созданы временные экспозиции.

Макет железнодорожного орудия ТМ-1-180

Макет железнодорожного орудия ТМ-1-180

Одна из таких мини-экспозиций, посвященная железнодорожной артиллерии, разместилась в крытом вагоне Ю657582. Это одна из знаменитых «теплушек», наиболее распространенный вагон того периода. Так исторически сложилось, что в Музее Железных Дорог России нет наиболее массового образца железнодорожного орудия, которое применялось на Ленинградском фронте. Речь идет о ТМ-1-180. Поэтому в экспозиции представлена модель этой железнодорожной установки.

Пассажирский вагон Клн 4178, в годы войны он использовался как аптечно-перевязочный

Пассажирский вагон Клн 4178, в годы войны он использовался как аптечно-перевязочный

Есть на выставке и экспозиции, которые сохранены в текущем виде. Одна из них размещается в пассажирском вагоне Клн 4178. С 2020 года здесь размещается экспозиция, посвященная военному периоду службы данного вагона. В то время его переоборудовали в аптечно-перевязочный, он использовался в составе санитарного поезда.

Санитарный вагон № 3906

Санитарный вагон № 3906

Другой вагон, № 3906, изначально использовался на Октябрьской железной дороге. По прямому назначению пассажирский вагон применялся совсем недолго. Его переделали в санитарный. Для этого один из тамбуров переделали, чтобы имелась возможность грузить носилки с ранеными. Этот процесс показан в виде мини-диорамы, но для выставки внутри вагона сделали дополнительную экспозицию.

Кинозал внутри вагона

Кинозал внутри вагона

Внутри санитарного вагона оборудовали кинозал. Тем самым напомнили про существование агитпоездов, которые активно использовались во время Великой Отечественной войны. В их составе часто ездили фронтовые бригады артистов. Оформление вагона соответствующее тематике.

Сюрприз, замаскированный под кусок угля

Сюрприз, замаскированный под кусок угля

Нашлось место и экспозиции, посвященной железным дорогам на оккупированных территориях. Для противника железные дороги имели ничуть не меньшее значение, чем для Красной Армии. Поэтому железнодорожное сообщение было одной из ключевых целей для партизанских отрядов. Обойти эту тему организаторы выставки, естественно, не могли.

Предметный фонд

Предметный фонд

Работать выставка «Артерии Победы» будет до июня этого года. Также стоит напомнить, что Музей Железных Дорог России участвует в акции «Ночь в Музее». В этом году она пройдет в ночь с 20 на 21 мая. В связи с подготовкой к акции музей 20 мая может иметь иной график работы, уточняйте на его странице.

источник: https://dzen.ru/a/ZEZfXViMqgwyVHKZ

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account