Рассказ о советском разведывательном танке-амфибии Т-37А, новинке Музея отечественной военной истории
Советское танкостроение в межвоенный период совершило гигантский скачок. За первую половину 30-х годов в Советском Союзе появилось 4 специализированных завода по производству танков. Из них по одному в Москве и Харькове, еще два оказалось в Ленинграде. Также в северной столице оказался и мозговой центр по разработке танков. Начав с адаптации зарубежных разработок, в ряде случаев советское танкостроение пошло по своему пути.
В Танковом корпусе Музея отечественной военной истории есть несколько витрин с масштабными моделями бронетанковой техники. Часть из них отмечено специальными значками, которые означают, что такой экспонат есть в музее. За этот год подобные значки появились у еще нескольких моделей. Одной из них стал советский разведывательный танк-амфибия Т-37А. На 9 мая он участвовал в праздничных мероприятиях. Летом танк вернулся в музей, после того, как закончился второй этап его реставрации. Есть смысл поговорить о новом экспонате, имеющем боевое прошлое.
Не так давно уже был рассказ о Т-37А из коллекции парка «Патриот», поэтому лишний раз повторять историю самого Т-37А смысла нет. Скорее стоит рассказать, как Красная Армия пришла к идее массового использования танков-амфибий. Этот подход заметно отличался от общемирового. Несмотря на то, что танки-амфибии создавали и в других странах, массового распространения они не получили. И только Красная Армия нашла для них область применения.
В конце 20-х годов мир захватил бум танкеток. Благодаря Джону Кардену и Вивиану Лойду танкетки обрели подходящую для применения конфигурацию. Вместо одноместного «пулеметного гнезда» получилась многоцелевая боевая машина. Танкетки стали интересны многим армиям мира. Советский Союз не стал исключением. Была приобретена лицензия на производство танкетки Carden-Loyd Mk.VI, ее доработанный вариант известен как Т-27. Основным производителем Т-27 стал 2-й автосборочный завод ВАТО (Всесоюзного Автотракторного Объединения, г.Москва), где до того собирали грузовики Ford-AA.
Танкетки, впрочем, устраивали советских военных недолго. Как известно, аппетит приходит во время еды, да и взгляд на танкетку у командования УММ КА был свой. Они видели в этой боевой машине маленький, но всё же танк. То есть с вращающейся башней, способный на решение ряда задач, прежде всего разведывательного характера. Тут видение УММ КА совпало с видением Джона Кардена и Вивиана Лойда. В 1930 году они создали A4E1 Light Tank, изначально именовавшийся танкеткой Carden-Loyd Mk.VII. Это уже было похоже на маленький танк, причем его концепция заметно отличалась от Carden-Loyd Mk.VI. В нем стоял уже солидный двигатель, который обеспечивал A4E1 приличную подвижность.
Далее появился легкий «патрульный» танк A4E2, ставший прародителем большого семейства «4-тонных Виккерсов». Его концепция далее стала основополагающей. Быстрый «бронетаракан» оказался прародителем целого класса боевых машин, который находился между танкетками и «полноценными» легкими танками. Этими «патрульными» танками, помимо англичан, обзавелись французы (семейство AMR), немцы (Pz.Kpfw.I) и японцы (малые танки Тип 94 и Тип 97, официально броневики). Заразились ими и в Советском Союзе. Т-34, первый танк, который носил это имя, являлся типичным «патрульным» танком.
Тем не менее, увлечение Красной Армией «патрульным» танком длилось недолго. Более перспективным оказалось развитие темы плавающего танка-разведчика. Создали его также англичане. A4E11, он же Vickers-Carden-Loyd M1931, не особо заинтересовал английскую армию. И немудрено: у англичан были чрезмерно завышенные требования к плавающему танку. Он не должен был переплывать Ла Манш, вполне хватало возможности преодолеть речку или озеро в спокойную погоду. Для понимания, самым большим покупателем VCL M1931 оказалась китайская армия. И она была им довольна. Шустрые танки-разведчики весело носились по рисовым полям, где мало что другое могло проехать. С точки зрения боевой эффективности они оказались более подходящей боевой единицей, чем Pz.Kpfw.I.
Закупил VCL M1931 и Советский Союз, но свой аналог, получивший обозначение Т-33, появился раньше, чем английские машины прибыли в СССР. Разработали его в Ленинграде, силами ОКМО (Опытно-Конструкторский Машиностроительный Отдел) завода №174. Попытка полностью повторить английскую концепцию окончилась неудачей. Несмотря на высокую подвижность, Т-33 имел тот же набор недостатков, что и VCL M1931. Было решено проект переработать: на свет появился Т-37, с новой ходовой частью и мотором Ford-AA. Одновременно в КБ 2-го завода ВАТО создали свой танк — Т-41. Доработанная версия танка, разработанного под руководством Н.Н. Козырева, лишилась части недостатков. Это касалось как компоновки, так и высоты корпуса.
По итогам было решено объединить усилия. На свет появился танк-разведчик Т-37А, с общими компоновочными идеями Т-41, но с башней и ходовой частью Т-37. На вооружение Красной Армии Т-37А приняли в августе 1932 года, а в 1933 году изготовили установочную партию из 39 машин. Далее в производство пошел танк основной серии, имевший ряд конструктивных отличий. Именно такой танк, выпускавшийся в 1933-34 годах, находится в парке «Патриот». Он датирован апрелем 1934 года.
Герой данного повествования появился позднее. На его облик повлияла ситуация вокруг корпусного производства. Главным смежником завода №37 (так с осени 1932 года стал именоваться 2-й завод ВАТО) являлся Подольский завод им. Орджоникидзе. По ряду причин он не смог обеспечить поставку необходимых объемов корпусов и башен, поэтому частично танки 1934-35 годов собирались из сварных корпусов и башен Ижорского завода. К 1935 году в Подольске стали выпускать более простые корпуса, без характерной треугольной выштамповки на верхнем переднем листе корпуса. Также изменились смотровые приборы корпуса и башни, внесли дополнительные изменения в конструкцию танка.
Такие корпуса стали характерным признаком Т-37А выпуска 1935-36 годов. Примечательно, что такие корпуса стали типичными для радийных Т-37А. Если в 1934 году сдали всего 2 радийных танка, то годом спустя их сдали 429 штук, а в 1936 году — 209 штук. Для сравнения, линейных Т-37А в 1935 году сдали 677 штук, а в 1936 году — 161 штуку. Таким образом, вариант Т-37А с поздними подольскими корпусами и башнями стал самым массовым. Их количество сравнимо с общим выпуском преемника — Т-38, его производство началось во всё том же 1936 году.
Впервые Т-37А пошли в бой летом 1939 года. Их использовали в ходе боёв в районе реки Халхин-Гол. Далее был Освободительный поход сентября 1939 года, а затем Советско-Финляндская война. Основная масса Т-37А погибла в первый год Великой Отечественной войны. Вообще их принято ругать, но давайте будем смотреть на вещи разумно. Танк-разведчик являлся прямым аналогом легкой бронемашины. Выполнял он примерно те же задачи — разведка и связь. И вот тут всё становится интересно. С точки зрения проходимости Т-37А явно был лучше своего колесного аналога — броневика ФАИ. Не говоря уже о том, что ФАИ вообще не оснащались радиостанциями. Если применять машину по назначению, то она и работать будет как надо. Не говоря уже о том, что Т-37А окончательно вывели из эксплуатации только к лету 1945 года.
В виде комплектных танков до наших дней дожило два Т-37А. Помимо танка из парка «Патриот», еще один Т-37А находится в коллекции шведского танкового музея Arsenalen. Это трофей советско-финляндской войны, подаренный финнами шведским добровольцам. Бывший радийный Т-37А выпуска 1935-36 годов находится в ходовом состоянии. Остальные танки данного типа сохранились до наших дней в виде обломков. Касается это и новинки Музея отечественной военной истории. По имеющейся информации, машина являлась участником советско-финляндской войны. Внутри были найдены останки письма одного из членов экипажа.
То, что досталось Музею отечественной военной истории как исходные материалы, на жаргоне реставраторов именуется суповым набором. То есть объем родных деталей позволяет считать это именно реставрацией, а не макетом. Вместе с тем, музею, а также его подрядчикам, пришлось немало повозиться. Некоторые детали были деформированы, их потребовалось «выводить». Зато это позволило максимально сохранить родные элементы.
Автор данного материала имеет к реставрации Т-37А определенное отношение, но основной объем работ по сопровождению на плечах Вадима Антонова. Пока шли работы, проводились и архивные исследования. По их итогам, в принципе, можно написать целую книгу по Т-37А и другим советским танкам-амфибиям. А еще выяснилось, что порой реставрация перегибает палку. Некоторые детали танка имели очень своеобразное качество изготовления. Такие вот руки трудовые.
Надо сказать, что работа по реставрации заняла существенно меньше времени, чем комплектация. При этом скорость работ была не в ущерб качеству. К 9 мая танк научился ездить, что он продемонстрировал 9 мая. Далее Т-37А временно покинул музей, отправившись на доводочные работы. Закончили их во второй половине июня 2023 года. Основной объем работ завершен, какие-то мелочи остались, но уже не существенные. Танк уже занял место в Танковом корпусе, рядом со своим преемником — Т-38.
До недавнего времени лучшим по комплектности Т-37А из сохранившихся был танк из Arsenalen. Теперь можно с уверенностью говорить о том, что появился новый лидер. Причем это касается не только внешнего вида, но и интерьера. Собственно говоря, в основном второй этап реставрации касался наполнения боевого отделения. Результат, традиционно для Музея отечественной военной истории, более чем достойный.
В случае с танком из Музея отечественной военной истории можно понять, насколько непростым был Т-37А. «Набит» он по полной программе, причем данный процесс происходил с использованием технической документации. Внутри прямо любо-дорого посмотреть. Разве что еще осталось доукомплектовать укладки недостающими дисками пулемета ДТ, но тут уже другие проблемы. Больше этих дисков не становится.
Благодаря тому, что в музее появился Т-37А, удалось закрыть еще один важный пробел в линейке отечественной бронетехники. По большому счету, для полноты картины не хватает всего двух машин легкого класса. Речь идет о танкетке Т-27 и разведывательном танке-амфибии Т-40. Единственный вопрос, когда они появятся в музее. Рано или поздно это произойдет, можно быть уверенным.
источник: https://dzen.ru/a/ZJ9DmWaVHWYMpM7x