16
Юрий Пашолок. Водоплавающая двушка

Юрий Пашолок. Водоплавающая двушка

История Schwimm-Pz.Kpfw.II, плавающей версии Pz.Kpfw.II, которая оснащалась специальными понтонами

Необходимость боевых машин, способных переплывать водные преграды, появилась ближе к началу 20-х годов. Первопроходцем стал Джон Уолтер Кристи, создавший несколько образцов плавающих САУ, следующими стали англичане. Их Medium Tank Mark D привлек внимание танкостроителей сразу нескольких стран, но сама по себе идея оказалась не совсем удачная. Средний танк с водоизмещающим корпусом плавал, откровенно говоря, так себе (на испытаниях хлебнул воды и почти затонул). Немецкий Großtraktor, созданный явно по той же концепции, плавал чуть получше, но итог истории оказался тем же. Машина на испытаниях под Казанью хлебнула воды и затонула, при этом погиб один из механиков. Далее немцы строили уже чисто сухопутный танк. В Советском Союзе разработали свой Großtraktor, звался он ПТ-1. Плавал он явно лучше, но возникла другая проблема. Хорошие качества на плаву были возможны при тонкой броне, вот только ПТ-1 создавался как «маневренный», то есть средний танк. В результате некоторое время его еще вели дальше, но очень скоро появилось ответвление в виде Т-29.

Концепция понтонов для La.S., разработанная Эрихом Вёльфертом. Позже она пошла в работу для Pz.Kpfw.II

Концепция понтонов для La.S., разработанная Эрихом Вёльфертом. Позже она пошла в работу для Pz.Kpfw.II

Далее разработка немцами плавающих танков, на некоторое время, затихла. Более приоритетной задачей стало насыщение армии средствами переправы, на этой ниве немцы достигли больших успехов. Да и в мире модной тенденцией стало создание чисто сухопутных «патрульных» танков, немцы в нее ринулись с головой. Речь идет о Kleinetraktor, позже ставшего La.S., он же Pz.Kpfw.I. В чистом виде английский «патрульный танк», только явно перегруженный. Тем не менее, как раз с ним связано новое направление с разработке немецких плавающих танков. В 1933 году Эрих Вёльферт, ведущий конструктор Krupp по танкостроению, предложил идею установки на La.S. понтонов. Крепились они к бортам корпуса. Идея явно продвинулась дальше эскизного проекта и модели, но поначалу особого энтузиазма она не вызвала. Форсировались работы гораздо позже.

Понтоны для Pz.Kpfw.II, испытания 1940 года

Понтоны для Pz.Kpfw.II, испытания 1940 года

Обычно появление немецких танков, способных перебираться через водные преграды, связывают с операцией «Морской Лев». Действительно, форсирование работ по Tauchpanzer и другим подобным разработкам напрямую связано с готовившейся высадкой на побережье Англии. Вместе с тем, разработка танков-амфибий началась куда раньше. В 1938 году о La.S., оснащенном понтонами, вспомнили. Правда, по причине явной неадекватности Pz.Kpfw.I как боевой единицей теперь разработка Вёльферта адаптировалась под более крупный Pz.Kpfw.II. Еще до начала войны опытный образец понтонов для танка был не только разработан, но и построен, начались его испытания. При этом история Schwimm-Pz.Kpfw.II, который всё же дошел до серии и даже повоевал, получилась довольно непростой.

Помимо двух понтонов по бортам, еще один крепился на крыше моторного отделения

Помимо двух понтонов по бортам, еще один крепился на крыше моторного отделения

Начать надо с того, что изначальная концепция плавающего танка Вёльферта не особо известна. Ее обычно скидывают в одну кучу, что создает некоторый сумбур. Между тем, идея ведущего конструктора Krupp по танкостроению, которую он перенес уже на шасси Pz.Kpfw.II, осталась неизменной. По бокам, при помощи системы креплений, ставились понтоны, изготовленные из алюминия. Дополнительно делался «поплавок» на корме корпуса, он же прикрывал моторное отделение от попадания воды. Судя по имеющейся переписке, с постройкой своего опытного образца плавающего Pz.Kpfw.II Krupp затянул. Не то, что в 1938, а даже в 1939 году его еще не было. Построили машину в 1940 году.

Испытания показали не самые удачные результаты, но именно такие "поплавки" пустили в серию

Испытания показали не самые удачные результаты, но именно такие «поплавки» пустили в серию

Неизвестной опытная разработка Krupp точно не является, она публикуется почти во всех материалах, посвященных теме Pz.Kpfw.II. Но что это именно разработка Эриха Вёльферта, ни слова. Между тем, плавающий Pz.Kpfw.II разработки Krupp оказался не самым удачным, что показали испытания Pz.Kpfw.II Ausf.C с номером шасси 26301. Дело в том, что требования на Schwimm-Pz.Kpfw.II предполагали скорость хода по воде не менее 10 км/ч. Получившаяся конструкция имела слишком большое сопротивление, в итоге она получилась не только самой простой, но и самой неудачной.

Финальная версия понтонов Krupp. По крайней мере, иных фото, опровергающих это нет

Финальная версия понтонов Krupp. По крайней мере, иных фото, опровергающих это нет

Полномасштабные работы по Schwimm-Pz.Kpfw.II начались летом 1940 года. Поскольку разработка Krupp получилась неудачной, поступил заказ на разработку нового типа плавающего оборудования. Тем не менее, именно этот комплект понтонов, получивший обозначение Schwimm-Pz.Kpfw.II alter Ausführung (плавающий Pz.Kpw.II старой конструкции), пошел в серию. По сравнению с первым образцом понтоны чуть доработали, чтобы они создавали меньшее сопротивление, но в общем и целом конструкция Вёльферта осталась как есть. Именно эти машины, в количестве 52 штук, и построили. При этом про Krupp, как уже говорилось, ни слова.

Понтон Gebrüder Sachsenberg AG в походном положении, июнь 1941 года

Понтон Gebrüder Sachsenberg AG в походном положении, июнь 1941 года

Комичность истории вокруг Schwimm-Pz.Kpfw.II в том, что гораздо более известно не серийное изделие, а опытные варианты. Задание на них было поставлено летом 1940 года, исполнителями заказа выступили Alkett, Walther-Bachmann-Flugzeugbau KG и Gebrüder Sachsenberg AG. Техническое задание предусматривало повышение массы танка, вместе понтонами, до 12 тонн. Как и ранее, комплект водоходного оборудования должен был обеспечивать движение по воде со скоростью не менее 10 км/ч. Также недвусмысленно намекалось на то, что Schwimm-Pz.Kpfw.II должен выдержать переход через Ла Манш. А именно плыть при волнении до 3-4 баллов. На всякий случай, 4 балла — это высота волн до 1,5 метра.

Он же, установленный на Pz.Kpfw.II

Он же, установленный на Pz.Kpfw.II

Увы, по двум фирмам, Alkett и Walther-Bachmann-Flugzeugbau KG, никакой информации нет. Впрочем, фирму из Рибниц-Дамгартена, которая имела подряд по, в том числе, ремонту гидросамолетов, особо воспринимать всерьёз не стоило. Единственным серьёзным игроком в проекте выглядела Gebrüder Sachsenberg AG, она же Sachsenberg-Werke. Судостроительная компания из Рослау, существующая до сих пор (но уже под другим именем) понимала суть задания явно лучше, чем остальные. А еще так получилось, что именно их образец понтона наиболее известен, поскольку сохранилась документация и фото с испытаний.

В отличие от понтонов Krupp, детище Gebrüder Sachsenberg AG крепилось только спереди и сзади

В отличие от понтонов Krupp, детище Gebrüder Sachsenberg AG крепилось только спереди и сзади

Опытный образец понтона разработки Gebrüder Sachsenberg AG был готов к июню 1941 года, летом того же года прошли испытания на Куммерсдорфском полигоне. Можно сказать, что поздняя подача подрядчику задания была очень кстати для тех, против кого эту штуку разработали. Ибо судостроители из Рослау справились с заданием лучше всех. Там комплексно подошли к техническому заданию и создали крайне интересную конструкцию. Она превосходила всё, что было создано ранее. Для начала, Gebrüder Sachsenberg AG сразу же отмела идею сборной конструкции, поскольку она означала слишком большое сопротивление воды. Поэтому их понтон был «монолитный». Проблемой это не являлось, поскольку в походном положении понтон устанавливался на одноосную тележку и перевозился тягачом, как прицеп. Ширина понтона составляла 3100 мм, так что он вполне вписывался в железнодорожный габарит.

Задние крепления были довольно хитрыми, дабы обеспечивать "надевание" и "снятие" понтона в боевых условиях

Задние крепления были довольно хитрыми, дабы обеспечивать «надевание» и «снятие» понтона в боевых условиях

Понтон, напоминающий большую лодку с вырезом под танк, крепился к Pz.Kpfw.II при помощи прицепной системы спереди и сзади. Также в кормовой части понтона имелась система, при помощи которой обеспечивался привод двух гребных винтов. Венцы вставлялись в гусеничные ленты, никаких сложных систем привода. И расцеплялось всё это на раз-два. Какая именно скорость по воде при этом получилась, неизвестно, но расчетная составляла 12,5 км/ч. То есть даже выше технического задания.

По бокам видны приводы к гребным винтам

По бокам видны приводы к гребным винтам

Самое же интересное заключалось в том, как понтон снимался. После выхода на берег механик-водитель, или кто-то еще из экипажа, вылезал из танка, ставил в рабочее положение две опоры, которыми понтон цеплялся за грунт и отсоединял крепежи понтона к танку. Дальше танк подавал назад, за счет опор верхняя часть понтона поднималась вверх… всё, панцер марш! Всё гениально и просто, потом надо было просто подкатить тележку и подать понтон вперед, можно цеплять к тягачу. Либо сам танк возвращался.

На плаву танк мог развивать скорость до 12 км/ч

На плаву танк мог развивать скорость до 12 км/ч

К счастью, вся эта система испытывалась в тот момент, когда стала не особо нужна. Потому как лучше Gebrüder Sachsenberg AG никто понтонную систему не придумал. Танк переделывался минимально, были нужны только крепежи, да приподнятый вверх глушитель, чтобы его не заливало. По итогам разработка Gebrüder Sachsenberg AG осталась опытной. В 1945 году материалы по этому варианту Schwimm-Pz.Kpfw.II достались Красной Армии вместе с Куммерсдорфским полигоном. Правда, у нас пошли несколько иным путем. Прежде всего потому, что на тот момент боевая масса танков стала слишком большой для понтонов. Позже они всё же появились, но другие.

Так происходил сброс понтона в боевых условиях. Всё быстро и просто

Так происходил сброс понтона в боевых условиях. Всё быстро и просто

Ну а пока Gebrüder Sachsenberg AG строила свой понтон, «старые» Schwimm-Pz.Kpfw.II попали в строевые части. Летом 1940 года плавающие танки оказались там же, где и Tauchpanzer — на базе в Путлосе, где устроили учебный центр. К осени 1940 года сформировали 4 специальных батальона общей численностью 252 танка. Батальоны A-D формировали по штату K.St.N.1171b, в ноябре 1940 года их закрепили за 18-й танковой дивизией, ставшей самой «водоплавающей» в немецкой армии. На 10 марта 1941 в ней числилось 50 Schwimm-Pz.Kpfw.II, распределенных по 3 батальонам.

Плавающие Pz.Kpfw.II поступили в 18-ю танковую дивизию

Плавающие Pz.Kpfw.II поступили в 18-ю танковую дивизию

Задание, которое вывалилось Gebrüder Sachsenberg AG, появилось неспроста. Мало того, что разработанное Krupp водоходное оборудование обеспечивало небольшую скорость передвижение, так еще и эксплуатация в 18-й ТД сопровождалась громкой руганью экипажей. Неспроста пока встретилась всего одна фотография боковых понтонов Schwimm-Pz.Kpfw.II alter Ausführung. Задний «поплавок» попадается чаще, то есть оборудование всё же применяли. Но еще до старта операции «Барбаросса» 13 танков уже не имели этих самых боковых понтонов. Скорее всего, отсутствовали они по причине повреждений, которые случились в ходе учений.

Впрочем, насчет их применения именно с понтонами история умалчивает. Зато жалоб еще до войны на понтоны хватало

Впрочем, насчет их применения именно с понтонами история умалчивает. Зато жалоб еще до войны на понтоны хватало

В заключение стоит отметить, что Schwimm-Pz.Kpfw.II alter Ausführung из состава 18-й танковой дивизии отнюдь не являются большой редкостью на снимках. Автор материала располагает и такими фотографиями. Но вот ведь интересно: на подавляющем большинстве снимков ни о каких понтонах и речи нет. Больше того, машины завешаны так, что подобные действия исключают возможность установки понтонов. Всё это намекает на почти полное отсутствие боевого применения Schwimm-Pz.Kpfw.II alter Ausführung по прямому назначению. При этом Tauchpanzer вполне себе использовались. Одним словом, быстрое решение получилось не лучшим.

Список источников:

      1. US NARA
      2. Panzer Tracts No. 2–3 — Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2010.
      3. Panzer Tracts No.3-4 Panzerbefehlswagen Ausf.D1, E, H, J und K, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2010
      4. Фотоархив автора

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/vodoplavaiuscaia-dvushka-61a49422ce0d12740bcac10b?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account