Юрий Пашолок. Внеплановый разведчик из Праги
История Aufklärungspanzer 38(t), танка-разведчика на базе Pz.Kpfw.38(t)
15 марта 1939 года Германия оккупировала Чехословакию. Случилось это при молчаливом согласии стран, которые за нее не вступились. Прежде всего это касалось Франции, спустя чуть более года французской армии пришлось сильно пожалеть о таком легкомыслии правительства Деладье. Дело в том, что Чехословакия представляла собой мощнейший промышленный центр, с несколькими крупными компаниями, основным направлением которых являлось производство оружия и военной техники. Особенно это касалось танков, по объемам их производства Чехословакия была лидером среди «малых» стран. Помимо почти трех сотен легких танков LT vz.34, немцам досталось около десятка новых танков — LT vz.38. Эти танки производства ČKD очень быстро запустили в крупную серию, уже для нового заказчика. Изначально машина именовалась как L.T.M.38, но позже появился индекс LT vz.38. Сам ČKD также переименовали, он стал обозначаться как BMM (Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG). Pz.Kpw.38(t) впервые пошли в бой осенью 1939 года, а весной 1940 года они составляли костяк двух танковых дивизий.
В немецкой армии Pz.Kpfw.38(t) вынужденно занимали нишу средних танков, то есть использовались как Pz.Kpfw.III. Это оказалось оправданным во время боев в Польше и во Франции. На основании боевого опыта польской и французской кампаний было решено вооружить этими танками еще 3 дивизии. Они приняли самое активное участие в нападении на Советский Союз, правда, результат применения Pz.Kpfw.38(t) оказался совсем другим. Процент потерь танков из Праги оказался катастрофичным, это привело к тому, что что в 1942 году выпуск Pz.Kpfw.38(t) прекратился. Вместе с тем, сама база танка еще была востребована, как для новых типов танков, так и как основа самоходных артиллерийских установок.
15 сентября 1939 года In.6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, инспекция моторизованных войск) выдала заказа на единый танк-разведчик. Согласно спецификации, танк, имевший на тот момент боевую массу 11 тонн, должен был развивать максимальную скорость 70 км/ч. Толщина его брони составляла 30 мм в лобовой части и 20 мм на бортах. Вооружение состояло из привычной спарки 20-мм автоматической пушки и пулемета MG 34. Поначалу единственным участником конкурса был MAN, запустивший работу по танку-разведчику VK 13.01. С 1940 года в конкурс включились Škodawerke с танком-разведчиком Pz.Kpfw.T-15, а также BMM и ее Pz.Kpfw.38(t) n.A.. Победу всё равно одержала разработка MAN — Pz.Sp.Wg.II, он же Luchs. Официально, кстати, он числился «броневиком» (Panzerspähwagen). Итоги конкурса были спорными, а еще более спорными оказались результаты производства «Рыси». 100 танков, выпущенных с сентября 1942 по январь 1944 года — это какой-то фарс. О том, что происходит какая-то ерунда, в In.6 поняли летом 1943 года. Посему в июле того же года BMM получила задание на разработку танка-разведчика, позже получившего обозначение Aufklärungspanzer 38(t).
Сама по себе ситуация с немецкими танками-разведчиками выглядела верхом идиотизма. Надо было обладать поистине феерической слепотой, чтобы не заметить очевидную вещь. MAN был перегружен работами по теме Pz.Kpfw.Panther, а также производством Pz.Kpfw.III. В это же самое время Škodawerke вообще сидела без танковых заказов (сторонние работы по программе танков Porsche K.G. не в счет), а BMM вполне могла нарастить выпуск танков-разведчиков сверх САУ на базе Pz.Kpfw.38(t). Но немецких военных подвело желание поддержать отечественного производителя. Итог поистине смешной: за всё время укомплектовали всего 2 танковые разведывательные роты (Panzerspähkompanie b). Одна из них участвовала в операции «Цитадель», понеся тяжелые потери. Посему пришлось срочно включать голову и заказывать танк-разведчик в протекторате Богемия и Моравия.
Логичным решением становилось возрождение Pz.Kpfw.38(t) n.A., но это потребовало бы дополнительного времени. А его как раз и не осталось. Требовалось срочное решение проблемы, поэтому в сентябре 1943 года силами BMM было подготовлено 2 полноразмерных макета. Решение выглядело дешевым и сердитым. За основу бралось ремонтное шасси истребителя танков 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H), более известного как Marder III. В отличие от более поздней машины, известной как 7.5 cm Pak 43/3 auf Sfl.38 (Ausf.M) Motor vorn, она сохранила компоновку танка. Собственно говоря, это и были танки, которые, с ноября 1942 года, переделывали в истребители танков. И вот теперь случился обратный процесс. Машину вернули в старую конфигурацию, а также поставили мотор Praga AE мощностью 160 л.с..
Вместо обычной башни ставилась башенная установка 2 cm Hängelafette 38. Ее можно увидеть на таких машинах-разведчиках, как Sd.Kfz.234/1 и Sd.Kfz.250/9 Ausf.B. Идеологически 2 cm Hängelafette 38 являлась продолжением идеи башенной установки броневика-разведчика Sd.Kfz.222, но занимала куда меньше места. От тумбы отказались, а сиденья подвешивались в задней части башни. Это делало 2 cm Hängelafette 38 не только более компактной, но и более легкой. Крыши у этой установки не имелось, только сетчатые откидные секции. Для машины-разведчика такой башенной установки вполне хватало, к тому же углы вертикальной наводки получились куда выше, чем у Pz.Sp.Wg.II. Не менее важно то, что боевая масса Aufklärungspanzer 38(t) составила 9,5 тонн. Максимальная скорость, за счет более мощного мотора, составила 58 км/ч.
Параллельно BMM был подготовлен второй вариант машины-разведчика, который идеологически повторял Sd.Kfz.250/8 Ausf.B и Sd.Kfz.234/3. Вместо башни в боевом отделении формировалась рубка, куда ставилась 75-мм пушка Kanone 51 L/24. Задача этого орудия с длиной ствола 24 калибра была поддержка разведывательных подразделений. Орудие имело мощный осколочно-фугасный снаряд, а также кумулятивный боеприпас. Небольшая начальная скорость позволяла закидывать снаряды туда, куда длинноствольные системы этого сделать не могли.
Параллельно с простым вариантом переделки 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H) в пушечную версию Aufklärungspanzer 38(t) создали более сложную конверсию. По неизвестной причине подготовили вариацию с рациональным углом наклона лобового листа корпуса, а также более сложной конфигурацией рубки. Зачем — непонятно, при имеющейся толщине брони и современных противотанковых средствах подобное не имело никакого глубинного смысла. Да и в целом так сложилось, что версия Aufklärungspanzer 38(t) с «плевательницей» оказалась не нужна. Машина так и осталась опытной.
Совсем иначе сложилась судьба Aufklärungspanzer 38(t) с 2 cm Hängelafette 38. Довольно быстро стало понятно, что машина выглядит откровенно лучше Pz.Sp.Wg.II. Самое главное, что с нуля их строить не требовалось, хотя в дальнейшем такой подход вышел In.6 боком. После осмотра макетов было принято решение о постройке трех пилотных машин с серийными номерами 3105, 3106 и 3107. Результаты испытаний признали удовлетворительными, после чего дали отмашку на выпуск первой серии. Случилось это в начале 1944 года.
Поначалу казалось, что проблема с танками разведчиками решена. За февраль BMM переделала из ранее выпущенных машин 37 Aufklärungspanzer 38(t), плюс еще 33 в марте. Для сравнения, даже в лучшие времена ежемесячно выпускалось менее 15 Pz.Sp.Wg.II. Но дальше возникла проблема. Дело в том, BMM производила еще 3 типа боевых машин, а в марте 1944 года сдали первые 3 Jagdpanzer 38. Этот истребитель танков предполагалось выпускать в огромных количествах. Естественно, первым из программы выпуска BMM вылетел танк-разведчик. В общем, немцы себя наказали еще раз. На этом драма под названием «немецкий танк-разведчик» прекратилась окончательно.
Танки-разведчики, получившие серийные номера в интервале 3105–3416, сдали крайне специфично. 20 из них не получило 2 cm Hängelafette 38, что было с ними дальше, хороший вопрос. Судя по всему, ничего хорошего, поскольку при штате K.St.N.1162b в 29 танков (1 танк в управлении роты, еще 28 штук распределялось по 4 взводам) по факту танковые разведывательные роты получили по 25 машин. Структурно, впрочем, танки-разведчики BMM заняли ту же нишу, что и Pz.Sp.Wg.II. Эти машины поступили во вторую роту разведывательного батальона дивизии Großdeutschland и первую разведывательную роту третьего танкового разведывательного батальона 3-й танковой дивизии.
Ничем особым танки-разведчики не отличились, с учетом вооружения и задач неудивительно. Часть машин погибла в ходе боевых действий, часть оказалась накрыта огнем с воздуха. От последнего пострадала, в частности, дивизия Großdeutschland, их машины, в основном, и мелькают на крайне немногочисленных фронтовых снимках Aufklärungspanzer 38(t). Наиболее известна фотосессия такой машины, сделанная американскими военными в мае 1945 года. В ходе броска к Пльзени, где располагался завод Škoda, американцы захватили аэродром. На нем была брошена часть техники, в том числе и как минимум один Aufklärungspanzer 38(t). Его снимали весьма подробно, ибо машина выглядела весьма экзотично.
В общем и целом Aufklärungspanzer 38(t) можно охарактеризовать как «хорошо, но поздно». Именно как танк-разведчик машина получилась хорошей. Ее подвижность не особо отличалась от броневиков-разведчиков, а на бездорожье они чувствовали себя явно лучше. Главная проблема заключалась в том, что не надо было год ковыряться в носу. Займись немцы делом во второй половине 1942 года, могли получить свой танк-разведчик куда раньше и в куда больших количествах. По факту же получился очередной пшик — неплохая машина в мизерных количествах. С учетом той дури, которая творилась у немцев с легкими танками начиная с 1942 года, такое впечатление, что данное направление вел некий штандартенфюрер Отто фон… ну вы поняли. Иначе творившуюся феерическую глупость не объяснить.
Список источников:
- US NARA
- Архив ČKD
- ЦАМО РФ
- Panzer Tracts No. 2–2 — Panzerkampwagen II Ausf.G, H, J, L, and M development and production from 1938 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007
- Marder III & Grille, Vladimir Francev, Charles K. Kliment, MBI, 2001
- forum.valka.cz
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/vneplanovyi-razvedchik-iz-pragi-623f5c057c44eb25e58db8ba?&