Юрий Пашолок. Виккерсы для Второй Речи Посполитой
Английские легкие танки Vickers Mk.E в польской армии
В конце 20-х годов для компании Vickers-Armstrongs Limited стали складываться не самые лучшие времена. Отчасти это оказалось связано с тем, что в английских танковых частях образовался кризис. Как показали учения, EMF (Experimental Mechanised Force, экспериментальная механизированная группа), которой командовал полковник Джон Фуллер, показала себя не лучшим образом. Прежде всего, это касалось вопросов связи, но у танковых войск хватало недругов (прежде всего, среди артиллерии и кавалерии), посему не особо удачные маневры EMF использовали как аргумент для расформирования. Вдобавок ко всему, 9 мая 1928 года умер главный конструктор компании сэр Джордж Томас Бакхем, который обладал большим влиянием. Сложилась ситуация, когда собственный рынок вооружения, прежде всего танковый, схлопнулся. Дальнейшие поставки танков в английскую армию оказались под большим вопросом.
К счастью для Vickers-Armstrongs, там одновременно развивали новое для себя направление — экспортные танки. Поначалу речь шла про легкие танки, но Vickers Mk.A-Mk.D очень сложно назвать танками легкого типа. По габаритам они вполне тянули на средние танки, посему и известны именно как средние машины. Слишком крупные и не особо дешевые, эти танки получились лишь первым шажком к экспортным поставкам. Требовалось что-то более легкое и простое. И так сложилось, что в 1928 году, после смерти Бакхема, началось более тесное сотрудничество с фирмой Carden-Loyd. Предприятие Джона Кардена и Вивиана Лойда занималось танкетками, но в 1927 году им поступил заказ на более крупную машину. Так на свет появился едва ли не главный танк межвоенного периода — Vickers Mk.E. Именно эта машина, а никакой не танк Кристи, оказалась главным законодателем мод в бронетанковом мире 30-х годов. Целый ряд стран воспользовалась концепцией данного танка (США, Чехословакия, Италия, Япония), создавая свои боевые машины. Другие страны закупали эти танки для оснащения собственных войск. Наконец, были страны, которые закупали эти танки с целью дальнейшего освоения их производства у себя.
Английская армия не проявила к Vickers Mk.E (тогда он еще назывался Vickers-Armstrongs 6-ton Tank) интереса, посчитав его не вписывающимся в систему вооружений. Это выглядело, по меньшей мере, слегка комично на фоне того, что английские военные вполне охотно закупали танкетки Carden-Loyd, имеющие минимальную боевую эффективность. Безусловно, у танка хватало недостатков, но они не являлись неустранимыми, что наглядно показало постепенно развитие машины. По сути камнем преткновения стала цена: за 4200 фунтов стерлингов можно было купить машину вроде Medium Tank Mk.II. С другой стороны, как говорится, кто-то находит, кто-то теряет. Едва ли не первыми про Vickers Mk.E узнала польская сторона, как один из клиентов Vickers-Armstrongs. В 1927 году польская делегация побывала на полигоне в Вуле, где испытывался самый первый образец танка, еще с мотором Dorman. Даже поднимался вопрос о закупке 30 таких танков, но поляков, как и англичан, отпугнула высокая цена. Да и исходный вариант с мотором Dorman выглядел так себе. Дальнейшее состояние дел у поляков с Vickers Mk.E отлично видно по докладу комиссии Халепского, которая в 1930 году закупила большой объем бронетанковой техники. Надо сказать, то Vickers Mk.E в целях миссии Халепского не значился, тем не менее, было закуплено 15 таких танков. В отличие от танка Кристи, где одной из причин закупки было и приобретение этой машины польской стороной, по поводу Vickers Mk.E ничего подобного не указывалось. Данный танк начальник УММ КА выбрал как оптимальный с точки зрения сменщика МС-1 (Т-18), и оказался прав. 13 февраля 1931 года было принято решение об организации выпуска доработанной версии В-26 (так Vickers Mk.E назывался в СССР), советская версия получила обозначение Т-26. Стоит лишний раз подчеркнуть, что для Vickers-Armstrongs Советский Союз оказался одним из наиболее удачных деловых партнеров. Те же американцы взяли один образец «на посмотреть» и откровенно украли ряд решений. Да и ряд других стран попросту срисовали некоторые технические, а также концептуальные наработки английского танка.
Советскому заказу на Vickers-Armstrongs явно были довольны. Комиссия Халепского купила приличный объем танков и танкеток, вполне сопоставимый с заказом английской армии, да еще и закупила техническую документацию. Но главным во всей этой истории стало другое. Во-первых, на советском заказе Vickers-Armstrongs обкатала конструкцию машины, образно говоря, именно советские «Виккерсы» были наименее технически совершенными (вплоть до того, что у танков не имелось нормальных смотровых приборов). Во-вторых, руководству «Виккерса» стоило Халепскому проставиться, ведь благодаря его вояжу у Vickers-Armstrongs образовался самый крупный покупатель — Польша. Дело в том, что вообще поляки, как уже говорилось выше, собирались покупать Christie M1940. Но в апреле 1930 года было заключено соглашение о постройке двух таких танков для Советского Союза, причем для Кристи этот заказ был куда более выгодным. Посему с Christie M1940 у польской стороны не срослось. Альтернатива осталась ровно одна — Vickers Mk.E. При этом Польша оказалась даже не вторым, а уже третьим покупателем данного танка. Два танка (серийные номера V.A.E. 308 и V.A.E. 309) заказала Греция, причем V.A.E. 308 Был двухбашенным пулеметным Vickers Mk.E Type A, а V.A.E. 309 — первым построенным Mk.E Type B, с одной двухместной башней и пушечно-пулеметным вооружением. Больше того, поначалу поляки и не сильно торопились с покупкой машины. Осенью 1930 года в Польшу прибыл один из Vickers Mk.E, вместе с Вивианом Лойдом. Машина прошла от Варшавы до Львова и обратно, преодолев более 600 километров со средней скоростью 22-25 км/ч.
В ходе марша были обнаружены некоторые дефекты, включая и характерный для мотора Armstrong-Siddeley перегрев. Да и требованиям польских военных машина полностью не соответствовала. Вот только особого выбора у Польши уже не было. С Кристи не получилось от слова совсем, а Renault NC-27 оказался еще хуже, нежели танк Vickers-Armstrongs. К тому же поляки уже знали, что СССР, на тот момент считавшийся главным противником Польши, закупил партию танков. Одним словом, Vickers Mk.E стал тем самым предложением, от которого было невозможно отказаться. В мае 1931 года делегация, куда входил полковник Патрик О’Брайен де Ласи и подполковник Владислав Лиро, отправились в Англию. Несмотря на то, что вроде как у Vickers-Armstrongs позиции выглядели сильнее, польская сторона традиционно торговалась. В результате стоимость одной машины удалось утрамбовать с изначальных 3800 фунтов стерлингов до 3165. Причина прозаична — на кону стоял большой контракт в 38 танков, с учетом позиции английской армии, которая сама не знала, чего хочет, Vickers-Armstrongs всё же согласилась. Кроме того, закупалось запчастей на 18500 фунтов стерлингов, в контракт входила и лицензия на последующий выпуск.
Поставки разбили на три серии. Первая серия (8 штук, серийные номера V.A.E.408-V.A.E.415) поставлялись с 1 апреля по 28 июня 1932 года, вторая серия (13 танков, серийные номера V.A.E.416-V.A.E.428) поставлялась с 1 июня по 12 декабря 1932 года, а третья серия (17 танков, серийные номера V.A.E.429-V.A.E.445) — с 1 августа 1932 по 11 апреля 1933 года. Англичане показали себя надежными партнерами: танки сдавались в срок, польская сторона принимала машины в период с июля 1932 по август 1934 года. В польской армии эти танки получили регистрационные номера 1354-1361 и 1462-1491.
С самого начала польские Vickers Mk.E имели ряд отличий. Прежде всего, это касалось башен и вооружения. Польские танки получили станковые пулеметы Ckm wz.25 (польский вариант французского пулемета Hotchkiss Mle.1914 под 7,92-мм патрон Mauser), в связи с чем иначе были выполнены пулеметные установки. Также, в виду иного вооружения, на верхней части башни появились характерные выступы. И это было только начало. Еще в декабре 1931 года Патрик О’Брайен де Ласи утвердил доработку 14 танков. В правой пулеметной башне ставился крупнокалиберный пулемет Hotchkiss wz.30. да и насчет Ckm wz.25 имелись сомнения еще в 1930 году. Уже позже, в конце 1933 года, под 13,2-мм пулемет Hotchkiss wz.30 переделали 16 машин. В то же самое время 6 танков переделали под установку в правой пулеметной башне 37-мм орудий SA 18. Получились своеобразные аналоги двухбашенных Т-26 со смешанным вооружением, только гораздо позже. Да и у советской стороны чисто пулеметные танки был исключительно вынужденным решением.
Первый опыт использования Vickers Mk.E показал, что те, кто еще в 1930 предлагал иной пулемет, нежели Ckm wz.25, оказались правы. Речь шла о Ckm wz.30, польской версии станкового пулемета Browning M1917. Он, конечно, за счет водяного охлаждения выглядел немного громоздко, но в остальном имел массу преимуществ перед Ckm wz.25. По этой причине уже в конце 1933 года начинаются эксперименты по установке Ckm wz.30. Возможно, что в этот момент польские военные лишний раз подумали, а был ли смысл экономить. Дело в том, что ставить пулеметы пришлось в те же самые шаровые установки, как для Ckm wz.25. Это означало, что никакой защиты тела пулемета не предусматривалось. В отличие от штатной установки Vickers Mk.E, у которой пулеметы Vickers закрывались бронированными кожухами. Постепенно на Ckm wz.30 перевооружили все пулеметные танки, причем первыми, еще в 1934 году, их поставили на 16 машин, имевших смешанное вооружение. Такая конфигурация дожила до 1936 года, но постепенно все 16 танков получили по два Ckm wz.30.
Судьба остальных 22 танков оказалась более интересной. К 1934 году стало понятно, что покупка Vickers Mk.E Type A была не лучшей идеей. Поэтому с Vickers заключили контракт на поставку 22 двухместных башен с 47-мм пушками. Сами пушки немного отличались от тех, что ставились на другие Vickers Mk.E Type B. Также в башне была поставлена установка для пулемета Ckm wz.30. Башни прибыли в марте 1934 года, до конца года танки перевооружили на них. Надо сказать, что данные башни существовали и с кормовой нишей под радиостанцию, но и тут сэкономили.
Следующее крупное изменение произошло к 1936 году. Дело в том, что моторы польских танков продолжали перегреваться, это родовая травма Vickers Mk.E в принципе. Это во многом и объясняет, почему 7TP, польский вариант Vickers Mk.E, получил другую силовую установку. Поначалу проблему с недостаточным охлаждением пытались решить малой кровью, но к 1936 году стало ясно, что дальше так жить нельзя. Поэтому были разработаны коробчатые конструкции, которые стали характерной особенностью польских танков. Охлаждение немного улучшилось, но при этом получились отличные уловители пуль.
В конце 30-х годов существовали идеи по дальнейшей модернизации танков. В частности, танки с двухместными башнями планировали перевооружить на 37-мм танковые орудия Bofors. Но этого так и не случилось. Проводились эксперименты по установке радиостанций, но и они так и остались экспериментами. Практика показала, что возможности польской промышленности весьма скромные. По этой причине различные проекты средних и даже тяжелых танков, которые периодически мелькают в интернете, навевают на мысли вроде «много амбиций, мало амуниции». Просто для понимания, даже реальные проекты средних танков предполагались к реализации никак не раньше 1940 года. И это еще оптимистичный прогноз. Реалистичный скорее выглядел иначе — закупка танков у французов. Что-то даже успели купить, но реализовать Renault R 35 в боях польские войска не успели. Тем не менее, даже не особо выдающийся французский легкий танк выглядел более разумным вложением средств, нежели модернизация устаревших английских танков, особенно это касалось пулеметных машин.
С самого начала эксплуатации польские Vickers Mk.E попали в состав 3-го танкового батальона (Варшава). Здесь они находились вплоть до момента, когда туда попала новая матчасть — 7TP. Старая матчасть, в 1937 году, ушла в 3-й танковый батальон (Журавица), тут они находились в смешанном составе с 7TP. Также танки попали в состав 10-й моторизованной кавалерийской бригады (Журавица), плюс в 11-й танковый батальон (Модлин). В 1938 году эти танки участвовали в оккупации Тешина. Это стало боевым дебютом польских Vickers Mk.E и 7TP. Год спустя у них оказался куда более опасный противник.
К началу Второй мировой войны основная часть Vickers Mk.E была сконцентрирована в двух подразделениях. 121-я рота легких танков (16 Vickers Mk.E, в основном пушечные) действовала в составе 10-й моторизованной кавалерийской бригады. Боевой дебют состоялся 3 сентября, поначалу польским частям везло. Немецкое наступление удалось задержать, на следующий день состоялся первый бой с немецкими танками (потеряно 2 танка при заявленном уничтожении 3 немецких танков и 2 немецких броневиков). Сражалась рота до 15 сентября, с учетом всего, что происходило (со снабжением, особенно топливом, дела обстояли очень плохо), вполне достойный результат. Вторым подразделением, вооруженным Vickers Mk.E, стала 12-я рота легких танков в составе 11-го танкового батальона (16 танков, из них 6 двухбашенных). Машины были сильно изношенными, да и боевые действий оказались не выдающимися. Рота долго была в резерве, первый бой состоялся 13 сентября 1939 года. В ходе атаки немецкие ПТО подбили 2 танка, остальные отошли, попав под дружественный огонь. 18 сентября танки участвовали в контратаке под Томашувом-Любельским, в этот день было потеряно 7 машин, плюс еще 1 днем спустя. На этом боевой путь роты закончился.
Часть машин 12-й роты легких танков, как и трофейная броня 11-го танкового батальона, оказалась на немецком СПАМ-е (сборный пункт аварийных машин) в Томашуве-Любельском. Оттуда, 6 октябре 1939 года, некоторое количество танков было вывезено лихими людьми из сводного отряда 24-й легкотанковой бригады. Так несколько Vickers Mk.E оказалось в СССР. Сколько именно, неизвестно: танки посчитали кучей, вместе с 7TP и другими машинами. Как минимум можно говорить об одном танке, башню которого обстреливали на филиале НИИ-48 в Мариуполе.
Результаты этого самого обстрела «башни английского танка» вызывают массу вопросов относительно качества английской брони. Согласно польской спецификации, на дистанции 350 метров эта самая броня должна была «держать» пулю пулемета Vickers калибра 12,7 мм. Так вот, при обстреле из крупнокалиберного пулемета ДК ПТП (предел тыльной прочности) составил 722 м/с, для сравнения, у башни 7TTP он составил 777 м/с. ПСП (предел сквозного пробития) для башни Vickers Mk.E составил 790 м/с, а у башни 7TP — 817-828 м/с (для справки, начальная скорость пули ДК составляла 840-860 м/с). Конструкцию польской башни назвали хорошей, а вот к английской «голове» имелся ряд претензий. Соединения листов были непрочными, а при попадании снарядов броня раскалывалась.
В отличие от 7TP, немцев трофейные «Виккерсы» не заинтересовали. Несмотря на все проблемы, следует отметить, что польские военные не ошиблись, выбрав Vickers Mk.E. Как уже говорилось выше, на экспортном рынке вооружений первой половины 30-х годов выбор оказался крайне небогат. Да и во второй половине 30-х ситуация оказалась не сильно лучше. По сути единственной альтернативой были чехословацкие танки, которые появились гораздо позже.
Источники:
- РГВА
- Vickers 6-ton Mark E/F vol.I, Janusz Ledwoch, Wydawnictwo Militaria 322, 2009
- Vickers 6-ton Mark E/F vol.II, Janusz Ledwoch, Wydawnictwo Militaria 325, 2009
- derela.pl
- tankdevelopment.blogspot.ru
- eBay