Юрий Пашолок. Вершина развития Pz.Kpfw.III, восстановленная из кусков

16

Юрий Пашолок. Вершина развития Pz.Kpfw.III, восстановленная из кусков

Рассказ о немецком среднем танке Pz.Kpfw.III Ausf.M, новинке Музея Техники Вадима Задорожного

Всего каких-то 20 лет назад увидеть историческую бронетанковую технику можно было только в нескольких специализированных музеях. Особенно это касается бронетехники зарубежного производства. Ситуация за рубежом, к слову, не сильно отличалась от того, что у нас. Там, конечно восстановлением исторической бронетехники занялись раньше, но объемы всё равно были небольшие. Массовым явлением этот процесс стал в 2000-е, у нас, как обычно, он стал проклевываться с некоторым запозданием. Зато сейчас новинки появляются с завидной регулярностью.

Несколько неожиданная новинка. Большая часть техники музея, из новых, советская

Несколько неожиданная новинка. Большая часть техники музея, из новых, советская

Одним из мест, где занимаются восстановлением исторической бронетанковой техники, является Музей Техники Вадима Задорожного. Занимаются здесь и немецкой «броней». В этом году у музея появились первые новинки. Совсем недавно его коллекция пополнилась немецким средним танком Pz.Kpfw.III Ausf.M. Данная версия стала предпоследней в семействе Pz.Kpfw.III, и последней с точки зрения «основного» среднего танка. Сегодня об этом танке и поговорим.

Машина покрашена под 1943 год

Машина покрашена под 1943 год

К моменту, когда появился Pz.Kpfw.III Ausf.M, судьба данного семейства танков была уже предрешена. После того, как выяснилось, что ничего крупнее 5 cm KwK 39 L/60 поставить в него не получится, особый смысл в дальнейшем развитии машины пропал. Что Pz.Kpfw.III Ausf.L, что последовавший за ним Pz.Kpfw.III Ausf.M, являлись скорее нагрузкой для заводов до того, как не будет готов сменщик — «Пантера».

Ствол орудия пока временный

Ствол орудия пока временный

Новый танк, между тем, задерживался, а осознавать, что Pz.Kpfw.IV является более перспективной машиной, немецкие военные не хотели. Поэтому выпуск танка, который к февралю 1942 года уже лишился перспектив развития, только форсировали. Как раз в феврале появился заказ на несколько необычную версию машины. Она стала, что называется, полуныряющей. Опыт войсковой эксплуатации Tauchpanzer III, который оснащался водоходным оборудованием, показал, что чаще приходилось ходить вброд, а не полностью под водой.

Позднее его заменят на 5 cm KwK 39 L/60

Позднее его заменят на 5 cm KwK 39 L/60

У обычного Pz.Kpfw.III с хождением вброд ситуация выглядела не лучшим образом. Официально глубина преодолеваемого брода составляла всего 80 см, что, мягко говоря, маловато. На этом фоне неудивительно, что во время испытаний лета 1942 года трофейный Pz.Kpfw.III Ausf.H захлебнулся одним из первых. Опыт эксплуатации «трешек» говорил о том, что необходимо поднять показатели преодолеваемого брода. Большого объема работ это не требовало.

Данная версия танка появилась по итогам изучения опыта боёв 1941-42 годов

Данная версия танка появилась по итогам изучения опыта боёв 1941-42 годов

Сама по себе идея установки подобного оборудования выглядела довольно просто. От Tauchpanzer III брались крышки, которыми прикрывались воздухозаборники по бокам от надмоторной плиты. Вторым ключевым отличием Pz.Kpfw.III Ausf.M стала конструкция глушителей. На обычном танке они стояли не просто низко, а неприлично низко. Новый глушитель, уже один, получил шноркель, который препятствовал попаданию внутрь воды.

Выяснилось, что требуется большая глубина преодоления водных преград вброд

Выяснилось, что требуется большая глубина преодоления водных преград вброд

Минимальные изменения конструкции дали, можно сказать, максимальный результат. Максимальная глубина брода теперь составляла 1,6 метра, то есть в 2 раза больше, чем у базового танка. В остальном же это был по сути тот же Pz.Kpfw.III Ausf.L в поздней версии, только с минимальной доработкой. Главная проблема была в том, что первые Pz.Kpfw.III Ausf.M были готовы в октябре 1942 года. К тому моменту «Пантера» уже становилась всё более близкой перспективой.

При этом танк, чаще всего, не погружался в воду целиком

При этом танк, чаще всего, не погружался в воду целиком

Близость сменщика оказалась половиной беды. Поскольку выпуск Pz.Kpfw.IV с 7,5 cm KwK L/24 прекратили, это орудие попробовали поставить в Pz.Kpfw.III. Получившийся Pz.Kpfw.III Ausf.N неожиданно получил высокие оценки в войсках, поэтому часть шасси Pz.Kpfw.III Ausf.M пошло на выпуск данного танка. А дальше пошли другие варианты, например, огнеметный Pz.Kpfw.III (F), плюс шасси для выпуска StuG 40 Ausf.G.

Так и появился "полуныряющий" танк

Так и появился «полуныряющий» танк

Результатом стало то, что изготовили всего 517 Pz.Kpfw.III Ausf.M, последние танки данной версии сдали в феврале 1943 года. Дальше выпускали исключительно Pz.Kpfw.III Ausf.N, по злой иронии судьбы, данная машина, как танк поддержки, была нужнее. Место «трешки» с длинным стволом прочно занял Pz.Kpfw.Panther Ausf.D, который стали выпускать с января 1943 года.

Траки на лобовой части - штатное крепление, заодно это отчасти и защита

Траки на лобовой части — штатное крепление, заодно это отчасти и защита

Ныне известно три танка данной версии, которые дожили до наших дней. Из них минимум два, совершенно внезапно, оказались захвачены в Тунисе (ну да, танку с водоходным оборудованием там самое место). Все они находятся не на территории России. Хотя наиболее массово Pz.Kpfw.III Ausf.M применялись как раз на советско-германском фронте (как и Pz.Kpfw.III Ausf.N). Так что появление танка в коллекции Музея Техники Вадима Задорожного вполне себе событие.

Разнесенная броня позволяла выдержат несколько попаданий 76-мм снарядов

Разнесенная броня позволяла выдержат несколько попаданий 76-мм снарядов

Реставраторы делали танк таким, каким он был на момент выпуска, то есть без экранов. В принципе, без бортовых и башенных экранов Pz.Kpfw.III Ausf.M могли быть и на Курской Дуге. Внедрять экраны начали с мая 1943 года, причем это было уже дополнительное оборудование. Забавный факт: танк из Туниса, ныне стоящий в Мунстере, не имеет «тропических» крышек на надмоторной плите. А вот на советско-германском фронте танков в тропическом исполнении хоть отбавляй.

Бандажи опорных катков разные

Бандажи опорных катков разные

Как и многие танки, восстановленные в Музее Техники Вадима Задорожного, этот Pz.Kpfw.III Ausf.M собран из кусков. Башня, например, собрана из деталей машины из 502-го тяжелого танкового батальона, погибшей в начале 1943 года под Ленинградом. В принципе, получилось очень достойно, особенно учитывая, какая труха часто достается в качестве исходников. Да, не без условностей, и пока с орудием, имеющем длину ствола 42 калибра, но будем это считать первым этапом.

Воздухозаборники получили крышки

Воздухозаборники получили крышки

Если будете в музее, обязательно советую поизучать танк с точки зрения опорных катков. Точнее, их бандажей. Сами бандажи одинаковые, но со своими нюансами. Я лично насчитал где-то пять фирм-производителей. И это отнюдь не ошибка реставрации. Такой разнобой был нормой для бронетехники. Continental, Fulda, Semperit, DECA…Ровно то же самое можно увидеть на танках, которые сохранились в музеях нетронутыми со времен войны.

Также ввели новую выхлопную трубу, со шноркелем

Также ввели новую выхлопную трубу, со шноркелем

Одной из условностей, которая также пока является скорее первым этапом, является светотехника. Это крайне проблемный момент. Дело в том, что на Pz.Kpfw.III Ausf.M ставились водонепроницаемые фары Bosch, которые снабжались светомаскировочными колпаками. Впервые их использовали на Tauchpanzer III. Водонепроницаемым был и кормовой фонарь. Любителям докопаться скажу так — лучше никак, чем криво. В Мунстере с фонарями вообще тихий ужас.

Сохранен родной башенный номер M07, из состава 502-го ТТБ

Сохранен родной башенный номер M07, из состава 502-го ТТБ

Одним из характерных элементов поздних Pz.Kpfw.III являлась разнесенная броня лба подбашенной коробки и лобовой части башни. Такое решение повысило шансы при лобовом столкновении с советскими танками, вооруженными 76-мм пушками. Держала такая разнесенная броня несколько попаданий, но этого вполне хватало, чтобы сделать ответный выстрел.

Разнесенная броня есть и на лбу башни

Разнесенная броня есть и на лбу башни

Еще одним редким элементом, который являлся характерным для Ausf.M-N, стали блоки дымовых мортирок. Они сменили приборы дымопуска, которые ставились на Pz.Kpfw.III и StuG III. Появились они раньше, но для «полуныряющего» танка такие мортирки выглядели более актуальным решением. Похожие блоки можно видеть на StuG 40 Ausf.G, а также части Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Позже от них отказались в пользу казнозарядных минометов в крыше башни.

Забашенный ящик родной

Забашенный ящик родной

Музей можно поздравить с новой, очень интересной боевой машиной. В принципе, если такой танк будет ходовым, он вполне может использоваться для съемок фильмов про Курскую Дугу. Да, есть свои условности, но в целом стоит отметить, что качество реставрации у нас растет. По ряду параметров не хуже, чем за рубежом.

источник: https://dzen.ru/a/Zh1ahHfJWD6-lcfH

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account