Юрий Пашолок. В роли вечно отстающих
Содержание:
Говоря о состоянии бронетанковых войск разных стран к началу Второй мировой войны, обычно принято показывать пальцами на американцев и рассказывать о них всякие небылицы. Это в корне неверный подход. Во-первых, американская армия и кавалерия располагали весьма немалым количеством танков, среди которых уже имелись и машины среднего класса. Во-вторых, эти машины были рассчитаны на местный ТВД и обладали выдающимися характеристиками подвижности. В-третьих, у американцев к началу войны имелась чётко сформированная концепция, что позволило им быстро развернуть выпуск танков нового поколения. А вот у кого дела реально шли неважно, так это у англичан, и лишь статус островного государства спас Британию от неминуемой катастрофы. Случившееся было результатом глубокого кризиса, который начался ещё в 20-е годы.
Обнуление предыдущих успехов
До 1928 года британское танкостроение развивалось не просто успешно — англичане были в авангарде. В отличие от французов, которых сильно давил груз в виде нескольких тысяч Renault FT, англичане весьма оперативно избавились от большинства старых танков. «Ромбы» оперативно списали либо отправили на склады (что было примерно равнозначно), а параллельно разрабатывали новые танки. При этом сменился лидер: если ранее почти полной монополией обладала William Foster and Co. Ltd, где как раз и придумали «ромбы», то теперь первую скрипку стала играть фирма Vickers. Сэр Джордж Томас Бакхем и сэр Артур Тревор Доусон (главный конструктор и управляющий директор компании) стали теми, кто вывел её в лидеры. Позже произошло объединение Vickers и Armstrong Whitworth в Vickers-Armstrongs Ltd, что усилило влияние фирмы. Кроме того, и государственные предприятия, прежде всего, королевский арсенал в Вулвиче, усилили своё влияние — например, там создали Birch Gun, лучшую САУ 20-х годов. Основой английских бронетанковых сил стали Medium Tank Mk.I, а затем Medium Tank Mk.II, выпускавшиеся Vickers и арсеналом в Вулвиче.
Помимо непосредственно танкостроения, большие успехи имелись с точки зрения организации танковых сил. 1 мая 1927 года была сформирована экспериментальная механизированная группа (Experimental Mechanised Force, EMF) под командованием полковника Джона Фуллера. Туда свели большинство из имевшихся танков, на базе EMF предполагалось отработать концепцию применения крупного механизированного соединения. Появлению EMF предшествовало несколько крупных учений с применением танков, самоходной артиллерии и артиллерийских тягачей специальной конструкции. Кроме того, имелась общая концепция использования современных танков. Главной ударной силой становились танки прорыва, имевшие лобовую броню толщиной 28 мм, это позволяло им выдерживать попадания тогдашней противотанковой артиллерии. Следом шли танки среднего типа, а зачисткой занимались двухместные танкетки. Как раз в рамках этой концепции создавался тяжёлый танк прорыва A1E1 Independent.
Стоит также иметь в виду, что Medium Tank Mk.I и Mk.II средними стали уже потом, а изначально это были машины лёгкого типа. В мае 1926 года Королевский танковый корпус, используя опыт первых манёвров с участием Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II, начал разрабатывать требования к новому среднему танку. Окончательно видение новой машины было сформировано в июле того же года. На основе наработок по A1E1 Independent было выдано требование на установку двух пулемётных башен — они являлись «чистильщиками окопов». Боевая масса при этом ограничивалась 15,5 т, но по факту достигла 16 т. Поэтому у танка, имевшего кодовый индекс A6, и появилось обозначение 16-tonner (16-тонный), которое нередко использовалось в переписке. Обычно с этим танком связывают появление советского Т-28, но тут есть маленький нюанс. По случайному совпадению «манёвренный» танк ГУВП, который разрабатывался с 1924 года, имел как раз такую же массу. Так вот, выросший из этого проекта Т-12 также имел боевую массу 16 т. То есть именно такую планку продолжали держать в уме. А дальше у детища Vickers позаимствовали только трёхбашенную идею, в остальном будущий Т-28 имел больше отношения к немецкой танковой школе (подвеска, мотор и ряд других элементов).
Казалось бы, англичане взяли хороший старт — один за другим появлялись новые образцы танков, появилось крупное механизированное соединение, где всё это можно было обкатывать. Но ещё в 1927 году начались большие проблемы. Во-первых, сэр Джеймс Фредерик Ноэл Бирч, занимавший должность «главного генерала по вооружению», покинул свой пост и ушёл работать в Vickers. Его место занял генерал-лейтенант сэр Уэбб Гиллман, который был против САУ и считал, что лучше развивать артиллерийские тягачи. Далее, первые большие маневры EMF прошли не совсем гладко — имелись проблемы со связью и другие накладки, которые были вполне нормальным явлением. Но у EMF и его командования имелись влиятельные противники. Первым звоночком стало переименование EMF в AF (Armoured Force, то есть бронетанковые силы) — случилось это в 1928 году. В мае того же года не стало Бакхема, а он имел большое влияние наверху. К этому добавились проблемы с новыми танками. В 1929 году AF расформировали, а стоявшие за этим шагом консерваторы в руководстве Военного министерства продолжали совершать одну ошибку за другой. 1929 год стал роковым для английских бронетанковых сил — не то, чтобы военные совсем потеряли интерес к танкам, но они сами не знали, чего хотели.
Цена пятилетнего застоя
Произошедшее в 1929 году иначе как демонстрацией узколобости английского генералитета назвать сложно. Да, некоторые танки оказались «сырыми» и чрезмерно дорогими, но при этом стоит взглянуть на происходившее во всём мире, и мы увидим то же самое. В Советском Союзе первые крупные манёвры с использованием танков МС-1 показали, что требования к танкам сопровождения пехоты оказались заниженными. Испытания немецких танков на ТЕКО также показали массу недостатков, что привело к созданию совершенно новых боевых машин. Похожие процессы шли во Франции. Но почему-то в этих странах ошибки учли и сделали правильные выводы, в том числе с точки зрения организации. В ноябре 1929 года в СССР было организовано Управление механизации и моторизации — таким образом, в Красной армии танковые войска стали независимой структурой. В то же время английские генералы загнали в угол свои танковые войска. При этом Vickers-Armstrongs отправили на вольные хлеба, то есть произошла переориентация на зарубежных покупателей. В результате ведущее английское танкостроительное предприятие стало разносчиком технологий. Через десять лет это аукнулось тем, что в бой с британцами пошли немецкие танки, которые базировались, в том числе, на английских технологиях. И если бы только немецкие. «Большое спасибо» английским военачальникам передавали их японские и итальянские коллеги.
Самая большая дикость состояла в том, что сами английские военные меньше всех получили выгоды от экспортных разработок. У Vickers имелся дуэт в виде Джона Кардена и Вивиана Лойда (на самом деле там хватало других талантливых конструкторов — например, Лесли Литтл, позже ставший главным конструктором Vickers по танкам). Carden-Loyd, которая действовала под колпаком оружейного гиганта, развернула кипучую деятельность. Больше известны их танкетки, которые произвели эффект разорвавшейся бомбы и «заразили» этим увлечением ряд стран. Этот же дуэт создал Vickers Mk.E, ставший важнейшим танком межвоенного периода. При этом танк, повлиявший на мировое танкостроение похлеще танков Кристи, оказался не востребованным английскими военными. Нет, оснований для критики у них хватало. Сами Карден и Лойд частично признали, что подвеска данной машины была неудачной, поэтому она использовалась на небольшом числе экземпляров. Не самым удачным был и мотор, склонный к перегреву, да и подвижность была невысокой. Другой вопрос, что дальше машину можно было развивать так же, как это в СССР сделали с Т-26. Но английские военные пошли по совсем другому пути.
Со смехом и недоумением можно заметить, что вместо «туземного» Vickers Mk.E англичане выбрали ещё более «туземный» Light Tank Mk.I — двухместную машину боевой массой чуть менее 5 т, вооружённую одним пулемётом. Её плюсом была высокая скорость, но на этом преимущества и заканчивались. Собственно говоря, Light Tank Mk.I и его наследники были производными «Виккерсов 4-тонных» (целой серии экспортных лёгких танков), немного попроще и подешевле. Отчасти такой выбор можно объяснить тем, что Light Tank Mk.I и последовавшие за ним машины оказались отработанными конструкциями, ещё и весьма бюджетными. Так что далее последовали очень похожие танки, выпускавшиеся небольшими сериями.
Разумеется, английские военные не были сумасшедшими и не собирались воевать одними только «тараканами». Проблема заключалась в том, что ни Vickers, ни арсенал в Вулвиче не могли сделать что-то приличное. Medium Tank Mk.III оказался крайне сырой машиной, как и его прямой предшественник A6, а разработанный арсеналом в Вулвиче средний танк A7 получился ничуть не лучше предшественников. Возможно, ситуация была бы иной, делай Vickers экспортные средние танки, но на рынке их особо не требовалось. После мирового финансового кризиса военные бюджеты у большинства стран были небольшими, так что требовались лёгкие танки. В таком состоянии английское танкостроение подошло к 1934 году, который стал для него поворотным. По крайней мере, забрезжил свет в конце тоннеля.
Кавалерийский наскок и бронированные черепахи для пехоты
25 января 1934 года случилось крайне важное событие в истории английских танковых сил. Сэр Арчибальд Армар Монтгомери-Массингбёрд, начальник Имперского Генерального штаба, санкционировал формирование Танковой бригады. Отчасти это стало реакцией на события в Германии, где к власти пришли нацисты, не скрывавшие своих амбиций. Несмотря на то, что деятельность начальника Генштаба многие оценивали отрицательно, именно он вернул к жизни идею создания крупного танкового соединения. Во главе Танковой бригады поставили Перси Хобарта, он же стал инспектором Королевского танкового корпуса. Идеей Хобарта стало использование бригады как силы, способной независимо действовать на вражеских коммуникациях. Это было с успехом продемонстрировано в ходе манёвров, прошедших осенью 1934 года. Хобарт, в отличие от Фуллера, оказался куда более настойчивым, и именно ему предстояло стать одной из ключевых фигур.
Именно Хобарту принадлежала идея разделения танков на типы. В 1934 году были выдвинуты тактико-технические требования на два пехотных танка. Обе боевые машины должны были иметь броню толщиной 25 мм и скорость порядка 16 км/ч. Первый тип пехотного танка должен был иметь вооружение, состоящее из пулемёта калибра 7,62 либо 12,7 мм. Планировалось, что эта машина, по сути равнозначная Renault FT, составит основу парка пехотных танков. Второй тип пехотного танка должен был иметь вооружение в виде 2-фунтовой (40-мм) пушки — нового орудия, которое создавалось Vickers и арсеналом в Вулвиче. В Вулвиче стали создавать и сам танк, а вот контракт на первый тип пехотного танка ушёл фирме Vickers. Изначально танк, получивший кодовое обозначение Matilda, разрабатывали под руководством Джона Кардена, а после его гибели главным конструктором стал Лесли Литтл. Данная машина получила обозначение A11, а более тяжёлый вариант — A12. Первые эскизные наброски пехотного танка A12 появились в сентябре 1936 года, когда опытный образец A11E1 уже вышел на испытания. За время, прошедшее с начала запуска программы разработки пехотных танков, требования к защите ужесточились. Для A11 толщина брони выросла до 60 мм, что же касается проекта, получившего обозначение A12, для него планку подняли ещё выше — до 75 мм.
Проект A11, позже превратившийся в Infantry Tank Mk.I, получился откровенно неудачным. Другой вопрос, что на момент запуска работ по нему пулемётные танки сопровождения пехоты были совсем не редкостью. По большому счёту, они составляли основу бронетанковых сил того периода. Вот только к началу войны другие страны уже прекратили выпускать эти танки, а англичане продолжали настойчиво их производить. Но куда им деваться, если к началу Второй мировой войны пушечный пехотный танк, получивший обозначение Infantry Tank Mk.II, существовал только в виде двух опытных образцов? В такой ситуации лучше иметь хоть что-нибудь, чем вообще ничего. Так или иначе, но сама английская идея пехотных танков была не столь и плоха — в сущности, французские лёгкие танки мало чем отличались от них. Кроме того, 4 апреля 1939 года был, наконец, утверждён инициативный проект Лесли Литтла, известный как Infantry Tank Mk.III. Эта машина стала одним из лучших лёгких танков Второй мировой войны. Одним словом, концепция пехотного танка была не столь уж и плохой, как её часто изображают.
Во всё том же 1934 году родились тактико-технические требования на 12-тонный средний танк — по сути, примерно то же самое, что Medium Tank Mk.III, но легче, меньше и быстрее. В апреле 1936 года на испытания вышел средний танк A9E1, также разработанный под руководством Лесли Литтла. Машина получилась довольно необычной по конструкции, но при этом, в отличие от предшественников, она оказалась более надёжной. Данный танк создавался как раз для действий в глубоком тылу. Дальше развитию английских танков помог случай. В 1936 году, во время проведения осенних военных манёвров Киевского военного округа, среди иностранных наблюдателей оказался помощник начальника отдела механизации британского Военного министерства подполковник Гиффорд Мартель. Он стал свидетелем действий советских колёсно-гусеничных танков БТ — они действовали примерно так же, как Хобарт планировал в случае с Танковой бригадой. Так родилась концепция крейсерского танка.
В результате A9 быстро превратился из среднего танка в крейсерский, так как он был единственным из имевшихся, который подходил под такую концепцию. Параллельно англичане обратились к тому, кто создал танк, ставший прототипом БТ — Джону Уолтеру Кристи. 3 октября 1936 года было подписано соглашение между Wheel Track Layer Corporation и Morris Motor Company о покупке одного танка. Им стал опытный образец Convertible Medium Tank M1931, который уже несколько лет стоял без дела. Эту машину переименовали в Cruiser Tank A13E1.
В 1937 году начались работы по английскому аналогу танка Кристи, получившего индекс A13E2 Cruiser Tank. По большому счёту, от исходной машины взяли только ходовую часть, причём танк стал чисто гусеничным. Подвеску взяли с опытного авиадесантного танка M1937 (она была более совершенной). По большому счёту, через пять лет после советских танкостроителей англичане сделали свой БТ, чисто гусеничный, но с капризным мотором Nuffield-Liberty.
Самое интересное, что в один прекрасный момент крейсерских танков стало три. Дело в том, что английские военные изменили требования по защищённости танка — теперь они хотели 60 мм брони. К такому резкому увеличению массы шасси A9 оказалось не готово. В результате появился компромиссный вариант — с бронёй 30 мм. От противотанковой пушки она защитить не могла, но огонь 20-мм автоматической пушки вполне держала. Так появился «тяжёлый крейсер» — A10. Как и в случае с A9, это решение выглядело как вынужденная мера. Уж чем, а высокой подвижностью A10 явно не мог похвастаться: удвоение толщины брони снизило максимальную скорость до 25,6 км/ч.
Но и это ещё не всё. Во всё том же 1936 году появилась спецификация на более крупный «тяжёлый крейсер». За работу взялись две компании — Nuffield Mechanization & Aero, а также London Midland & Scottish Railway Company (LMS). LMS запустила программу разработки тяжёлого крейсерского танка A14, который оказался похожим на Т-28. Nuffield пошла по другому пути. Итогом её работы стала машина, по концепции больше похожая на опытный советский колёсно-гусеничный танк Т-29. Хотя разница по массе между двумя танками составила 9 т, в целом их характеристики оказались сходными. К началу 1939 года было построено по одному прототипу A14 и A16. Что военные, что сами разработчики оказались от них не в восторге, поэтому «тяжёлые крейсера» данных типов приказали долго жить.
В принципе, развитие английского танкостроения при Хобарте и Мартеле стало возвращением в разумное русло. Многие ругают получившийся разношёрстный парк английских танков, забывая при этом одну вещь — у английского танкостроения было пять лет летаргического сна. За счёт энергичных действий это отставание удалось сократить до года-полутора. Уже к 1938 году концепция английских танков сформировалась, оставался год-два для того, чтобы окончательно её утрясти, но как раз этого запаса времени уже не было. В марте 1938 года случился аншлюс Австрии, а осенью состоялся Мюнхенский сговор. Германия к тому моменту уже обладала мощными бронетанковыми силами, которые пока уступали французским, но на голову превосходили английские. Поэтому Чемберлену пришлось искать год мира, который понадобился для развёртывания производства новых танков.
Далеко не каждый знает, что первые серийные средние (крейсерские) танки английская армия стала получать только с января 1939 года. Да и на 1 сентября 1939 года ситуация была не просто тяжёлой, а самой что ни на есть критической. На тот момент имелось 79 крейсерских танков A9, A10 и A13 (позже они стали именоваться Cruiser Tank Mk.I, Mk.II и Mk.III), 67 Infantry Tank Mk.I и 1002 Light Tank Mk.VI. Остальной парк из нескольких сотен танков представлял собой морально устаревшие машины. Самое неприятное заключалось в том, что Light Tank Mk.VI (наиболее массовые танки английской армии), по сути, были мишенями. Крейсерские танки (за исключением A10) обладали противопульной бронёй и имели низкую надёжность. А ещё за англичанами водились странные решения вроде использования в танковых пушках только бронебойных снарядов. Обычно по этому поводу кидают камни в огород тех же Хобарта и Мартеля, но они тут ни при чём — это концепция ещё 20-х годов, да и не только англичане были такими (немцы, ругавшиеся на то, что у чешских танков нет осколочно-фугасных снарядов, соврать не дадут).
В заключение стоит отметить, что даже при такой кошмарной ситуации, которая сложилась по состоянию на 1 сентября 1939 года, у англичан всё было ещё не так плохо. По крайней мере, с точки зрения дальнейшего развития танков у них имелось куда больше разума, чем у французских «пенсионеров». Англичане готовились не только к позиционной войне, но и к войне манёвренной. 4 апреля 1939 года началось формирование Королевского Бронетанкового корпуса, перед войной был проведён ряд правильных реформ, но те самые один-два года, которых не хватило, аукались англичанам до самого мая 1945 года.
Источники
- http://tankdevelopment.blogspot.ru
- Medium Marks I-III, N.W. Duncan, Profile AFV 12, Profile Publications Limited
- British Cruiser Tanks A9 & A10, Peter Brown, Model Centrum Progres, 2017, ISBN 978–83–60672–28–0
- https://www.ihr.org
источник: https://warspot.ru/18502-v-roli-vechno-otstayuschih