Юрий Пашолок. В отсутствии иных альтернатив

15

Юрий Пашолок. В отсутствии иных альтернатив

Рассказ о тяжелом танке КВ-1с выпуска 1943 года

Перед началом Великой Отечественной войны ситуация вокруг советских тяжелых танков развивалась так, что наблюдалась тенденция к росту габаритов, вооружения и боевой массы. Далее планы пришлось корректировать, что, впрочем, не остановило рост боевой массы. Связано это оказалось с упрощением конструкции танка. Литая башня, цельнометаллические опорные катки и другие элементы привели к тому, что боевая масса КВ-1 достигла 50 тонн. Попытка поднять подвижность танка, предпринятая в начале 1942 года, успеха не имела. В таких условиях пришлось идти на вынужденные меры, а именно заниматься облегчением КВ-1.

КВ-1с из колонны "Челябинский Колхозник", выпуска января-февраля 1943 года

КВ-1с из колонны «Челябинский Колхозник», выпуска января-февраля 1943 года

В августе 1942 года началось производства «скоростного» тяжелого танка, получившего обозначение КВ-1с. Появление данной машины оказалось связано с безвыходной ситуацией. В текущих реалиях ничего иного промышленность дать не могла, для чего-то более совершенного требовалось время и создание принципиально нового танка. Работы по нему велись, но поначалу успехов по этому танку не наблюдалось. В такой ситуации КВ-1с оказался безальтернативным. Ровно в том же статусе данный танк оставался и в 1943 году, продержавшись на конвейере до конца лета.

В январе 1943 года НКТП утвердил большой список доработок КВ-1с

В январе 1943 года НКТП утвердил большой список доработок КВ-1с

Ситуация, в которой рождался КВ-1с, требовала быстрых решений. Можно сколько угодно рассказывать про шаг назад с точки зрения броневой защиты, а также о других недочетах, но альтернатив КВ-1с не имелось. Лучше иметь такой танк, но в серии, чем лучший в мире тяжелый танк, но на бумаге. Только за 1942 год было изготовлено 624 КВ-1, из них 25 в огнеметном исполнении. Лишними эти танки точно не были, кроме того, преимущество КВ-1 с броневой защите на деле выглядело крайне сомнительным. Осенью 1942 года в немецкой армии хватало орудий, как буксируемых, так и танковых, для которых броня КВ-1 не являлась огромной проблемой. Не говоря уже о том, что КВ-1с выигрывал не только с точки зрения подвижности, но и по обзорности.

В это же время проработали ВЛД из 2 частей. В работу не пустили

В это же время проработали ВЛД из 2 частей. В работу не пустили

Еще одним моментом, который сильно влиял на ситуацию, являлся танк Т-34. Дело в том, что именно Т-34, а не КВ-1с, был главным танком ЧКЗ начиная с осени 1942 года. За август-декабрь 1942 года их сдали 1055 штук, это четвертый по объемам показатель среди заводов, выпускавших Т-34. Можно сказать, что 1942 год стал разминкой для Танкограда: за 1943 год там сдали 3594 Т-34, больше выпустил только завод №183. Чудес не бывает: рост в одном месте означал снижение выпуска в других областях. КВ-1с пострадал в полной мере. УЗТМ, где выпускали часть корпусов и башен КВ-1, перешел на производство корпусов и башен Т-34. Это привело к кризису по выпуску КВ-1с, вплоть до того, что 70 танков пришлось делать с корпусами от КВ-1.

Такие катки стало типичными для КВ-1с

Такие катки стало типичными для КВ-1с

К началу 1943 года КВ-1с подошел в странном состоянии. С одной стороны, за 1942 год удалось победить главные болячки. Танк получил финальную версию опорных катков и траков, последние позже были использованы на тяжелых танках семейства ИС. Вернулись на место поручни, устранили ряд спорных элементов. С другой же стороны, слияние Т-34 на выпуск КВ-1с становилось всё более заметным. В январе 1943 года предполагалось сдать 124 танка, но реально их сдали 93, из них 7 огнеметных. И это стал самый результативный месяц выпуска для «скоростного» КВ. Даже о таких объемах производства он мог только мечтать.

КВ-1с выпуска февраля 1943 года

КВ-1с выпуска февраля 1943 года

Объёмы выпуска являлись лишь частью проблемы. Эксплуатация КВ-1с в войсках дала много пищи для размышлений, причем не только ГБТУ КА, но и НКТП. В наркомате танковой промышленности внимательно следили за ситуацией, результатом стал весьма обширный список изменений, которые требовалось внести в танк. Данный документ, окончательно утвержденный 25 января 1943 года, составлялся при непосредственном участии И.С. Бера, заместителя главного конструктора НКТП. В общей сложности предполагалось 18 пунктов изменений по документации, на самом деле объемы оказались более существенными.

Так танк выглядел с апреля 1943 года. На башне появились рымы, изменилась бронировка антенного порта

Так танк выглядел с апреля 1943 года. На башне появились рымы, изменилась бронировка антенного порта

Еще в декабре 1942 года был разработан проект переделанного корпуса, целью стало упрощение выпуска. Верхняя лобовая деталь корпуса теперь состояла из двух частей, что явно упрощало выпуск. Впрочем, документацию так и не превратилось в серийное изделие. Сама идея обсуждалась, 15 февраля предполагалось испытать новую деталь обстрелом. На практике выполнение этой задачи затянулось до лета, позже исчезнув. Для понимания, данная деталь числилась самой первой в пунктах изменений. Та же участь ждала двухстворчатый люк механика-водителя, который планировалось внедрить с 15 марта 1943 года, а также улучшенный эвакуационный люк.

Похожим образом выглядели танки выпуска мая-июня 1943 года

Похожим образом выглядели танки выпуска мая-июня 1943 года

Фактические изменения танка за январь 1943 года оказались минимальными. Цилиндрическую бронировку антенного ввода заменили на треугольную, а также доработали тяги приводов. Больным вопросом оставалась командирская башенка. В самом начале 1943 года был разработан второй вариант башенки. Как и базовый вариант, она не имела люка сверху, а смотровые приборы сделали по типу Т-34. Одновременно появился проект третьей командирской башенки. У нее также было пять смотровых приборов, установленных в боковых стенках, при этом имелся вращающийся люк-лаз. В люке установили «английский смотровой прибор», так назывался в переписке перископический смотровой прибор MK-IV. Он, кстати, значился в списке изменений под пунктом 4. Назывался прибор в честь английского пехотного танка Churchill, откуда его и скопировали.

В ходе ресурсных испытаний

В ходе ресурсных испытаний

В середине января 1943 года в Челябинск прибыл помощник начальника 6-го отдела ТУ ГБТУ КА инженер-майор Пестов. По его настоянию запустили разработку четвертого варианта башенки. Появился он на базе эскиза командирской башенки третьего типа, эскиз подготовили к 24-25 января 1943 года. В данной конструкции были учтены замечания, сделанные при рассмотрении проекта. Башенка имела литую конструкцию, конструктивно она больше напоминала первый вариант. От ПТК-5 и массивного колпака отказались, в результате число смотровых щелей, прикрытых стеклоблоками, выросло до шести. Люк был сделан двухстворчатым, прибор MK-IV разместили в одной из створок. Данную башенку решили испытать в КВ-13, позже планировалось установить ее в КВ-1с.

КВ-1с выпуска августа 1943 года

КВ-1с выпуска августа 1943 года

Из всего списка изменений реально в серию пошел телескопический прицел 10Т-7, ставить его стали с 1 февраля 1943 года. При этом выпуск снижался. ЧКЗ удалось сдать 72 танка при плане в 66 машин, а в марте сдали 52 (при плане в 60 танков). Правда, еще в работах по заводу значилось 11 ремонтных танков, их зачли. С февраля 1942 года планировался переход на башню из стали высокой твердости. По факту единственным крупным изменением за первый квартал 1943 года стал ввод рымов на башне (введены с марта 1943 года). Такая неспешность связана, в том числе, и с работами от танку ИС-1 (КВ-13 второго варианта). Опытную машину сдали в марте 1943 года. Ее считали более перспективной и уже готовились к серийному выпуску.

Эти танки легко отличить по измененным кожухам выхлопных труб

Эти танки легко отличить по измененным кожухам выхлопных труб

Такая ситуация напрямую повлияла на объемы выпуска КВ-1с. В апреле 1943 года их сдали всего 50 (при плане 85) штук, а из всех изменений в конструкцию башни были введены планки защиты погона на крыше корпуса. Ограничивающим фактором стали башни, поскольку на завод №200 свалился заказ на выпуск корпусов и башен для ИС-1. Ну а дальше выяснилось, что ИС-1 сам по себе «сбитый лётчик». Мало того, что испытания показали ряд проблем, так еще в начале мая 1943 года стало ясно — необходимо ставить 85-мм пушку. В результате началась разработка нового ИС (Объект 237), а объемы выпуска КВ-1с выросли. В мае 1943 года ожидалось сдать 50 танков, а по факту их сдали 75, плюс 4 ремонтных.

Колонна КВ-1с из состава 6-го Гвардейского тяжелого танкового полк

Колонна КВ-1с из состава 6-го Гвардейского тяжелого танкового полк

Было понятно, что дни КВ-1с сочтены, поскольку требовался танк с 85-мм пушкой. Кроме того, начавшийся в марте 1943 года выпуск СУ-152 влиял на выпуск. Он был всё такой же дерганный. В июне 1943 года ожидалось сдать 43 танка, а по факту сдали 30. В июле же, при плане в 38 танков, сдали 52 КВ-1с. Из них 2 переделали в Объект 238. Июльские машины имели ряд характерных деталей. Появились съемные передние брызговики, поменялась конструкция пробки заливного отверстия на люке доступа к двигателю, а также изменилась форма кожухов выхлопных патрубков. Наконец, в августе 1943 года сдали последние 39 КВ-1с, после чего ЧКЗ перешел на КВ-85.

КВ-1с из состава 260-го Гвардейского тяжелого танкового полка, июль 1944 года

КВ-1с из состава 260-го Гвардейского тяжелого танкового полка, июль 1944 года

К тому моменту уже состоялась Курская дуга, которая показала очевидную вещь. У нас очень любят по поводу Курской дуги рисовать графики и считать циферки. Так вот, это зря, потому как это всё бесполезно. Просто потому, что у немцев летом 1943 года был апогей превосходстве над советскими танками. Причем лучшим советским тяжелым танком на тот момент был не КВ-1с, а внезапно Churchull III/IV. Что по броне, что по вооружению, что по обзорности.

КВ-1с выпуска 1942 года, в ходе боёв в Польше, январь 1945 года

КВ-1с выпуска 1942 года, в ходе боёв в Польше, январь 1945 года

Тем не менее, так получилось, что КВ-1с оказались долгожителями. Особенно если сравнивать с КВ-85, которым очень не повезло оказаться на фронте не в то время и не в том месте. Естественно, КВ-1с тоже теряли, тем не менее, даже на начало 1944 года их было не так мало. Вскоре их стали заменять на ИС-2, но на некоторых фронтах их всё еще можно было встретить и летом 1944 года. Особенно если мы говорим про такой заповедник, как Ленинградский фронт. Осенью 1944 года КВ-1с отметились в Прибалтике. На январь 1945 года еще числился 581 КВ всех типов, из них 180 на фронтах. Но время их уже ушло.

БРЭМ на базе КВ-1с, изготовляли их на БТРЗ №1 и №6

БРЭМ на базе КВ-1с, изготовляли их на БТРЗ №1 и №6

Тем не менее, были и те КВ-1с, которые продолжали воевать до самого конца Великой Отечественной войны. Речь идет об эвакуационных машинах. Переделывать их в БРЭМ-ы целенаправленно начали в феврале 1944 года. На БТРЗ №1 таким образом переделали 6 танков. Параллельно с этим переделывать КВ-1с в тягачи начали и на БТРЗ №6, за февраль там подобную конверсию прошли 4 танка. В качестве базы для тягачей использовались не только КВ-1с, но и КВ-1. Объем производства таких машин оказался небольшим. Единичные машины выпускали ремзаводы №1 и №7. Наиболее массово тягачи на базе КВ-1 и КВ-1с строил ремзавод №6. Например, за июль 1944 года здесь было сдано 14 тягачей.

Тягач на базе КВ-1с на фронте

Тягач на базе КВ-1с на фронте

Послевоенная судьба КВ-1с оказалась такой же печальной, как и у КВ-1. Немногие пережившие войну машины быстренько списали. До недавних пор единственным танком денного типа был Объект 238 в Кубинке. Дальше появился «кентавр» из Парфино, затем собрали из двух танков один, ныне он стоит в Кировске. Еще один комплект под реставрацию уехал в Австралию. Это не считая полумакета в Верхней Пышме. Так что ныне это большая редкость, но увидеть всё же можно.

Список источников:

    • ЦАМО РФ
    • РГАЭ
    • РГАСПИ
    • РГАКФД
    • Фотоархив автора
    • Архив Сергея Орешина

источник: https://dzen.ru/a/Z7t4g0Tn6mvaDiEZ

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account