Юрий Пашолок. Упущенный шанс получить скоростной самоходный лафет
Pz.Slf.IVc и другие варианты специального шасси на базе Pz.Kpfw.IV, создававшиеся как истребители танков
Немецкие самоходные артиллерийские установки поначалу выглядели весьма специфично. Согласно концепции, которую с 1934 года продвигал Освальд Лутц, инспектор моторизованных частей и один из создателей немецких танковых войск, предполагалось создать целое семейство САУ. Помимо того, что эти боевые машины предполагалось строить на полугусеничных шасси, так еще и предполагался круговой обстрел. Получались скоростные боевые машины, задачей которых являлась борьба с вражескими танками. Столь оптимистичные выводы насчет полугусеничных шасси объяснялись тем, что они, на фоне неудачных гусеничных САУ предыдущих разработок, обладали куда более высокой подвижностью. Не менее важным моментом являлось то, что эти шасси, в разработке которых участвовал Генрих Книпкамп, еще и работали. Они не страдали перегревом мотора, с них не слетали гусеничные ленты, одним словом, работали совсем иначе. Правда, затребованные Лутцем характеристики оказались чересчур оптимистичными, да и 3,7 cm Selbstfahrlafette L/70, первая такая машина, скорее разочаровала. Поэтому легкий истребитель танков довольно тихо ушел в небытие. Несколько лучше оказалась ситуация с более тяжелым истребителем танков. 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8 получился более быстрым и менее сложным, но и его пришлось переделывать.
Летом 1938 года ситуация резко изменилась. После того, как 4 февраля 1938 года на должность главнокомандующего немецкими сухопутными войсками назначили генерал-полковника Вальтера фон Браухича, началась подготовка к войне. Перестановки, которые были сделаны Гитлером, расчистили ему путь к планам по экспансии. Размеренная жизнь в немецком Управлении Вооружений закончилась, зато начались срочные решения. Летом 1938 года началась разработка совершенно иной боевой машины — истребителя ДОТ-ов. Чтобы пробить брешь вглубь вражеской территории, требовалось прорвать эшелонированные линии обороны, таковые имелись у Чехословакии, Бельгии и Франции. В числе разработок по данной теме была и 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8). К разработке этой боевой машины привлекли Фердинанда Порше. 16 августа 1938 года на заводе Daimler-Benz werk 40 (Берлин) прошло совещание по проектам истребителей ДОТ-ов. Порше подверг разработку 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8) критике, поскольку машина получалась слишком высокой, а также получился перегруз на 2 тонны. Как показали дальнейшие события, всё оказалось не так плохо. Как истребитель ДОТ-ов 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8) использовать уже не планировалась, ее применяли как истребитель танков. Но выводы Порше приняли к сведению. Производство машины ограничили 10 единицами.
Полугусеничные истребители ДОТ-ов 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8) стали последними боевыми машинами, построенными по такой концепции. Далее начались работы по чисто гусеничным «самоходным лафетам», работы по которым велись силами Krupp. Первенцем стал истребитель ДОТ-ов 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette, позже переименованный в Pz.Sfl.IVa. Данная машина должна была получить 105-мм орудие Kanone 18. Первые эскизные наработки по машине появились 25 апреля 1939 года, но она довольно быстро «утонула» в согласованиях. 6-й отдел Департамента Вооружений и Krupp имели диаметрально противоположные мнения насчет шасси. В итоге получилась машина, которую прозвали Dicker Max, намекая на ее неторопливость. По крайней мере, эти машины, в количестве двух штук, построили, но уже как истребители танков. Вторым по счету самоходным лафетом стал Pz.Sfl.IV (leFH 18), проект которого был готов в сентябре 1939 года. Фактически данное шасси являлось видением Krupp исходного варианта Pz.Slf.IVa, но уже со 105-мм гаубицей, причем в башне. Данная машина более известна как Pz.Sfl.IVb, позже ее изготовили пробной партией в 10 штук. Правда, случилось это через два с лишним года после демонстрации первого эскизного проекта. Наконец, ближе к концу 1939 года появился третий самоходный лафет — Pz.Sfl.IVc. Данная боевая машина создавалась как прямой сменщик 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8).
К сожалению, начальная стадия разработки данной САУ неизвестна, о чем можно говорить уверенно, так это про ее общую концепцию. Она фактически повторяла полугусеничную САУ, то есть являлась высокомобильным самоходным лафетом, предназначенным для уничтожения оборонительных сооружений. Шасси строилось на базе Pz.Kpfw.IV, при этом его перекомпоновали таким образом, что получилась большая плоская платформа. На нее устанавливалось модифицированное 88-мм орудие Flak 18, имевшее круговой обстрел. Снарядные укладки предполагалось размещать в полу боевого отделения. Шасси максимально облегчили, толщина брони при этом снизилась до 20 мм в лобовой части и 14,5 мм по бортам. В результате шасси получилось более подвижным, нежели Pz.Kpfw.IV. После рассмотрения проекта с Krupp заключили договор по выпуску 3 опытных шасси. Предполагалось, что Pz.Sfl.IVc будут использоваться как истребители ДОТ-ов, но пока шло согласование, Линию Мажино взяли и без данных САУ. Таким образом, необходимость САУ в исходном виде попросту исчезла.
Надо сказать, что поначалу какой-то большой проблемы в исчезновении главной цели не имелось. Дело в том, что место ДОТ-ов заняли тяжелые танки. С этой точки зрения Pz.Sfl.IVc была более интересной машиной, нежели полугусеничный аналог. Кроме того, финальный вариант шасси выглядел весьма необычно. Дело в том, что на нем реализовали новую ходовую часть, работы по которой начали в конце 1940 года. Опорных катков осталось 8 штук на борт, сохранилась и рессорная подвеска, но теперь катки имели диаметр 700 мм, а ширина трака выросла до 422 мм. Совершенно иную конструкцию имели ведущие колеса и ленивцы, а от поддерживающих катков отказались. Между тем, летом 1941 года беда пришла, откуда не ждали. Дело в том, что теперь от самоходного лафета требовали толстой брони. Кроме того, теперь требовалось более мощное орудие, с баллистикой зенитного орудия 8.8 cm Flak 41. Точнее, самоходную версию, которая оснащалась дульным тормозом и имела меньшие габариты. Таковой стала 88-мм противотанковая пушка 8.8 cm Pak 43. Так вот, 6 января 1942 года был представлен переработанный вариант САУ, получивший обозначение Pz.Sfl.IVc2. В виду того, что толщину лба усилили до 80 мм, а бортов до 40 мм, боевая масса выросла до 30 тонн. В финальном варианте был использован 9-литровый двигатель Maybach HL 90 мощностью 360 лошадиных сил при 3500 об/мин. Он должен был обеспечить максимальную скорость 35 км/ч.
С учетом того, что из себя представляла Pz.Sfl.IVc2, сама по себе накинуть столько брони выглядела весьма наивно. Тем не менее, работы утвердили, 2 апреля 1942 года была представлена деревянная модель машины. Ну а дальше дело пошло совсем наперекосяк. Было решено использовать ходовую часть Pz.Kpfw.Panther, одним словом, в этот момент проект можно было смело закрывать. Хотя уже то, что на легкий самоходный лафет стали накидывать брони в запредельных количествах, уже показывает легкое безумие, творящееся наверху. Самый смех в том, что в июне 1942 года появился проект установки 8.8 cm Pak 43 на самоходный лафет. И выбрали совсем не Pz.Sfl.IVc. Зато эту базу было решено использовать как шасси для установки зенитного орудия Flak 41. В итоге одно такое шасси построили. Правда, вместо коробки передач SMG 90, изначально созданной для VK 30.01 (H) и вечно ломавшейся, по итогу поставили отработанную SSG 76. Как показали дальнейшие испытания, шасси получилось отменным. Средняя скорость по шоссе варьировалась в пределах 40-50 км/ч, а максимальная достигала 60 км/ч. То самое, что было надо. Вот только дело происходило весной 1944 года, а вместо истребителя танков получилась ЗСУ. В это время дивизионы тяжелых истребителей танков ездило на Nashorn, здоровенных, как сарай. При этом из дивизионов шли жалобы на недостаточную подвижность.
Примерно в это же время происходила еще одна удивительная история. Еще во второй половине 1942 года 4-й отдел Департамента Вооружений, отвечавший за артиллерию, инициировал работы по специальным самоходным лафетам, известным как Waffenträger. Данная программа предусматривала создание целого семейства самоходных шасси лёгкого, среднего и тяжёлого класса. Участвовал в ней и Krupp. Идея выглядела здравой: в виду резкого роста массы орудий требовалось создать гусеничные шасси, куда эти самые орудия водружались. А вот другая сторона медали оказалась безумием. Согласно концепции, орудие требовалось перевозить вместе со всеми деталями лафета, включая колеса, а также быстро переводить в буксируемый вариант. Сколько на этом потеряли времени, не пересказать. Стоит ли удивляться, что началу 1944 года дальше деревянных моделей ничего не продвинулось?
После нескольких попыток Krupp подготовил новое шасси — Mittlerer Waffenträger. Данная разработка предполагала два варианта исполнения — либо ходовая часть Pz.Kpfw.IV, либо перспективное шасси Pz.Kpfw.III/IV. Как и другие шасси данного типа, Mittlerer Waffenträger предполагалось использовать для перевозки двух типов систем. Первой значилась 149-мм гаубица sFH 18, второй — 128-мм противотанковая пушка K 81. Шасси позволяло создать достаточно простую и отработанную по агрегатам платформу, но в 4-м отделе Департамента Вооружений решили иначе. 4 февраля 1944 года состоялось совещание в штаб-квартире Steyr-Daimler-Puch, на котором требования переиграли. Высота линии огня снижалась до 1800 мм, максимальная скорость увеличивалась до 35 км/ч, а шасси Pz.Kpfw.IV вычеркнули из программы. Причина смехотворная — шасси якобы устаревшее, которое скоро снимут с производства. Итог происходящего оказался грустным и смешным: производство Pz.Kpfw.IV продолжилось до весны 1945 года, а ничего путного из шасси на агрегатах Pz.Kpfw.Panther, или Pz.Kpfw.38 (t) родить так и не удалось. Можно констатировать, что 4-й отдел Департамента Вооружений снова выстрелил себе в ногу. О том, что как раз в это время каталось готовое шасси для указанных орудий, можно и не говорить.
Откровенно говоря, ситуация вокруг самоходных шасси Krupp заставляет схватиться за голову. Очень опасный истребитель танков немцы могли сделать еще в 1942 году. Но по итогам гора родила мышь. А именно очень быструю самоходную зенитку, которой такая подвижность была и не особо нужна. Самое же смешное, что нечто напоминавшее «скоростную» версию Pz.Sfl.IVc появилось после войны. Советская СУ-100П, с точки зрения концепции подвижного самоходного лафета, здорово напоминала немецкий аналог. Одним словом, спрос на подобные боевые машины вполне имелся.
Список источников:
- US NARA
- Special Panzer Variants: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007
- Panzer Tracts 9-3 Jagdpanter: Panzerjaeger Panther (8.8 cm) (Sd.Kfz.173) Ausf.G1 und G2, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2005
- Panzer Tracts 12-1 Flakpanzerkampfwagen IV and other Flakpanzer projects development and production from 1942 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2010