Юрий Пашолок. Тяжелый электротанк генерала Барнса
История Heavy Tank T1E1 (M6A2), тяжелого американского танка с электромеханической трансмиссией
Самые первые танки, которые предполагались еще Гербертом Уэллсом, планировались огромными чудовищами массой под несколько сотен тонн. Английский Комитет сухопутного флота, который в Англии занимался танками, изначально тоже хотел строить стальных монстров. Но дальше получились 28-тонны «ромбы», которые стали не только первыми танками, но и первыми тяжёлыми танками. На тяжёлые танки поставили не только англичане, но и немцы, причем там мечты о стальных монстрах никуда не делись. Одна только история K-Wagen чего стоит. Да и французы мечтали о тяжёлых танках прорыва. Отчасти эти мечты даже были реализованы, достаточно вспомнить FCM 2C. Но после войны тяжелые танки как обрубило. Этому было логическое объяснение. Слишком дорого, слишком сложная логистика, слишком низкий ресурс. Поэтому от тяжелых танков быстро избавились. Это касается и американцев, но те свои Mark VIII International держали в резерве. На всякий случай.
В межвоенный период американцам тяжелые танки были вообще не нужны. Они даже не запускали программу их разработки. Денег на это не имелось. Какие-то подвижки начались только 27 сентября 1939 года. Причина очевидная — начало Второй мировой войны. До определенной поры работы по тяжелому танку почти не велись, события форсировали 20 мая 1940 года, после запроса генерал-майора Джорджа Линча, командующего американской пехотой. К тому моменту имелось два варианта танка, отличавшихся боевой массой — 45,4 тонны, либо 72,6 тонны. 11 июля 1940 года танку присвоили индекс Heavy Tank T1, впрочем, окончательно машина сформировалась в октябре того же года. Изначально 4-башенный танк стал 1-башенным, вооружение стало состоять из 3-дюймовой (76-мм) пушки T9, спаренной с 37-мм пушкой T5E1. При этом танк продолжал видоизменяться и дальше, уже с точки зрения агрегатов.
Изначальная концепция Heavy Tank T1 предполагала использование автоматической коробки передач Hydra-Matic разработки Oldsmobile. Между тем, 11 июля 1940 года состоялось совещание, в котором участвовал полковник Гладеон Барнс, руководитель работ по Heavy Tank T1, и представителей General Electric. Те предложили свои услуги в проектировании и производстве танков. Для этого у General Electric имелось предприятие в Эри, штат Пенсильвания, которое занималось производством локомотивов и вагонов. Выпускали там и электровозы, так что GE логично предложило электромеханический вариант трансмиссии. 25 июля представители General Electric представили первые наброски по идее такой трансмиссии. Происходило это в рамках работ Надзорного Комитета SAE, выделенного в помощь для разработки Heavy Tank T1. К концу июля 1940 года для T1 предполагалось три типа коробок передач — автоматическая, механическая и электромеханическая трансмиссия. В случае с предложением General Electric всё вылилось в создание Heavy Tank T1E1, который позже пытались стандартизировать как Heavy Tank M6A2.
Более детальное обсуждение предложений General Electric состоялось 17 сентября 1940 года. В этот день полковник Барнс проводил совещание на Baldwin Locomotive Works, которую выбрали основным подрядчиком по программе T1. Надо сказать, что поначалу предложенная электромеханическая трансмиссия вызвала неоднозначную реакцию. Она получалась не только больше, но и на 4,5 тонны тяжелее других вариантов. Немаленьким оказался и бюджет разработки — 145000 долларов США. Впрочем, трансмиссия Oldsmobile с коробкой передач Hydra-Matic была не сильно дешевле — 125000 долларов. От General Electric потребовали доработать конструкцию, снизив ее массу. В октября обсуждение и работы по трансмиссии продолжились. Вопрос цены уже к тому моменту не стоял, потому как предложение Oldsmobile стало те же 150000 долларов. Барнса, к тому моменту уже бригадного генерала, больше беспокоил вопрос массы. 27 декабря 1940 года General Electric представила новый вариант трансмиссии, который занимал примерно столько же места, сколько и другие варианты трансмиссий (их теперь было две — добавилась механическая КПП Timken).
Настойчивость и способность General Electric слушать пожелания военных сделали своё дело. 17 января 1941 года генерал Барнс стал склоняться к тому, чтобы принять предложение промышленного гиганта. Стал обсуждаться контракт стоимостью 230000 долларов. 27 января был поднят вопрос об изготовлении одного комплекта электромеханической трансмиссии с механизмами поворота. После утряски вопрос наверху Комитет по Вооружениям утвердил эти работы 13 февраля 1941 года. Данный вариант танка утвердили как Heavy Tank T1E1. При этом далее начались разговоры, явно показывающие, что исходный скепсис насчет возможностей производства на заводе в Эри стал пропадать. Особенно после того, как на заводе резко нарастили число рабочих и начали производство 75-мм вьючной гаубицы M1A1. Уже весной пошел разговор о том, что General Electric может выпускать корпуса под свои танки. Что же касается электромеханической трансмиссии, то к 31 июля 1941 года работы по ней шли с высоким приоритетом. 13 августа из Эри сообщили, что ждут генерала Барнса к началу сентября, на тот момент ожидалось завершение работ по доработанному варианту трансмиссии. Может показаться, что работы идут медленно, но это не так. Достаточно сказать, что работа по коробке передач Hydra-Matic оказалась заваленной, поэтому вместо T1 опытный образец танка построили как T1E2, с механической коробкой передач Timken. Да и этот вариант тоже поначалу пришлось дорабатывать.
Демонстрация электромеханической трансмиссии постепенно сдвигалась, но и T1E2 всё никак не могли официально показать. В итоге его продемонстрировали 8 декабря 1941 года, причем работы по машине продолжались. Поэтому некоторый сдвиг по работам у General Electric не влиял на общую картину. Кроме того, в октябре 1941 года появилась идея установки электрического привода поворота башни на T1E1. Тогда же General Electric запросили посчитать, сможет ли она выпускать 50 комплектов трансмиссии ежемесячно. Уже тогда возникли подозрения, что электромеханическая трансмиссия является как минимум не худшей альтернативой уже имеющимся вариантам. В декабре 1941 года, по итогам испытаний T1E2, была подготовлена техническая документация на улучшенные узлы T1E2, включая башню, траки, корпус итд. Тогда же сверху отдали команду на изготовления комплекта деталей для опытного T1E1. Работы по машине форсировали в январе 1942 года. Трансмиссию уже изготовили и проводили ее теста, также активно пошли работы по комплектации T1E1 агрегатами. Согласно данным от 31 января, готовность танка к испытаниям ожидалась к 27 февраля. Опять же, у серийного T1E2 дела обстояли ничуть не лучше.
По ряду причин, от General Electric не зависящих, первый образец Heavy Tank T1E1 был готов к середине апреля 1942 года. Задержка по ряду деталей привела к тому, что машина вышла на испытания без смотровых приборов, вооружения и части деталей башни. Но на тот момент это было не важно. Важнее оказалось то, как электромеханическая трансмиссия работала. Это генерал Барнс, прибывшей во главе комиссии, смог оценить самостоятельно 21 апреля 1942 года, когда посетил завод в Эри. От работы трансмиссии он пришел в восторг. Управление машины оказалось простым, как трамвай, и даже более высокая масса теперь не была проблемой. Неудивительно, что на следующий день с General Electric заключили контракт на выпуск серийных электромеханических трансмиссий, ценой 35180 долларов каждая. Что же касается опытного образца T1E1, то к 1 мая 1942 года его ожидали на Абердинском полигоне. По факту потребовались доработки, поэтому завершение работ по машине состоялось 30 апреля, а на полигона ее отправили 22 мая, а прибыла она туда 28 числа.
В финальном варианте боевая масса Heavy Tank T1E1 составила 57600 кг, что всего на 230 кг больше финальной версии Heavy Tank T1E2. Таким образом, разница в боевой массе стала минимальной. Снаружи отличия T1E1 были минимальные, отличить его от T1E2 (M6) можно было сзади и сверху. Кожух трансмиссионного блока стал массивнее, также отличалась надмоторная плита. Главные отличия находились, естественно, внутри. Место механика-водителя было куда проще, чем у Heavy Tank T1E2. Вместо кучи рычагов гораздо более простая система управления. Не менее интересно то, что имелся выносной пульт. Это позволяло управлять танком хоть из башни, хоть вообще снаружи. Эта система показалась американским военным очень интересной, поэтому на последующих танках с электромеханической трансмиссией пульт сохранили.
Несмотря на то, что T1E2 приняли на вооружение американской армии как Heavy Tank M6, стала складываться ситуация, когда отнюдь не он стал приоритетным. Испытания Heavy Tank T1E1 на Абердинском полигоне сопровождались одобрительными комментариями с самого верха. 15 июня 1942 года генерал-майор Якоб Деверс, командующий Бронетанковыми Силами, заявил буквально следующее: «это лучшая работа, которую я когда-либо видел». Также он посоветовал запустить работы по электромеханической трансмиссии для легких и средних танков. Заинтересовалась разработкой General Electric и английская сторона.
В ходе показа 24 июня 1942 года танк показал маневренность, сравнимую с легким танком. Скорость оказалась чуть ниже требований (32 км/ч), но это совсем не снизило оптимизма у американских военных. Не смазало впечатление о машине и поломка ведущего колеса после 800 километров испытаний. Итогом стало то, что появился заказ на 115 таких танков. Это было равно числу заказанных M6 и M6A1 (M6 со сварным корпусом). Больше того, переписка явно намекает на то, что M6/M6A1 собирались спихнуть англичанам, а вот «электротанк» получала американская армия. Знай об этом всём Порше, единственной реакцией стал бы гомерический смех. Правда, надо иметь в виду, что к осени 1942 года Порше на своих «Тиграх» перешел к гидромеханической трансмиссии Voith.
Еще в конце августа 1942 года впервые прозвучала идея стандартизировать Heavy Tank T1E1 как Heavy Tank M6A2. Правда, Комитет по Вооружениям такой оптимизм не разделял и 8 октября 1942 года сохранил ограниченную стандартизацию. Тем не менее, 5 ноября того же года серию в 115 танков утвердили. Уже в начале декабря на Абердинский полигон прибыл второй серийный образец танка. Правда, вместо завода General Electric производителем танка стал Baldwin Locomotive Works. Что же касается пилотного образца машины, то его ждала интересная судьба. Дело в том, что осенью 1942 года американские военные стали задумываться о более мощном вооружении. 3-дюймовая пушка влезала, с некоторыми оговорками, и в Medium Tank M4, а иметь тяжелый танк с вооружением среднего как-то было совсем неправильно. Поэтому 10 декабря 1942 года последовало указание об установке в T1E1 более мощного орудия. Им стала 90-мм пушка T7 с баллистикой зенитного орудия.
Установка орудия задержалась, поскольку до февраля 1943 года танк находился на испытаниях Инженерного департамента. В какой танк поставили орудие, военные сами путались. То планы были воткнуть его во второй серийный T1E1, то в первый серийный, а поставили в пилотную машину. Пушка вполне легко поместилась, при этом спаренная 37-мм пушка сохранилась. Проведенные в марте-апреле 1943 года испытания показали, что есть некоторые проблемы с 37-мм орудием, но в целом перевооружение прошло успешно. В перспективе танк вполне можно было переделать под более мощное орудие, которое позже стандартизировали как 90-мм пушку M3. Другой вопрос, что по состоянию на весну 1943 года программа Heavy Tank T1 переживала кризис.
По итогам первых недель боев операции «Факел» командование Бронетанковых Сил решило, что тяжелые танки им ни к чему. Вывод как минимум слегка забавный, особенно если отмотать историю программы T1 на самое начало. 27 сентября 1939 года про Северную Африку вообще не было никакой речи, танки прорыва заказывались для Европы. Но про это в Бронетанковых Силах вообще забыли, а пока выдали фразу, что тяжелый танк им не нужен. Ибо слишком медленный и тяжелый. В результате 25 марта 1943 года заказ на танки переиграли. Heavy Tank M6 заказали 8 штук, Heavy Tank M6 сократили до 12, а Heavy Tank T1E1 выпускалось 20 штук. Далее масла в огонь подлили танкисты из Форт-Нокс. По результатам войсковых испытаний M6/M6A1 был сделан вывод, что тяжелые танки вообще не нужны.
Окончательно программу T1 добили 2 августа 1943 года. Вместо них теперь заказывали Medium Tank T25/T26, с той же 90-мм пушкой M3. В этом отношении возникает ряд неудобных вопросов. Во-первых, что именно (гордость, религия или ориентация, или чего еще) помешало Бронетанковым Силам провести такие же испытания с Heavy Tank T1E1. Электротрансмиссия никуда же не делась, ее ставили в Medium Tank T23, и проблемы с пылью увидели бы куда раньше. Во-вторых, сама идея «давайте вместо тяжелого танка сделаем средний с вооружением и бронёй тяжелого» была удачной лишь отчасти. Heavy Tank T26E3 по сути не имел запаса по развитию, да и тяжелым он оказался только по массе. В-третьих, первая же встреча с Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B заставила заткнуться тех, кто за полтора года до этого кричал «тяжелые танки не нужны!». Оказывается, нужны. Вот только время было упущено. При том, что Heavy Tank T1 к лету 1943 года устарел, никто не мешал в августе 1943 года запустить работы по тяжелому танку нового поколения. А дальше время оказалось упущено, и все потуги в виде T29/T30 и так далее выглядели скорее как хаотичные дергания.
Из всех американских тяжелых танков семейства T1 в живых остался один из T1E1. Ныне он находится в Форт-Ли, после более чем полувека нахождения без крыши над головой теперь он в помещении. Этот танк является живым участником грустной истории, которая так хорошо начиналась, а закончилась, по большому счету, пшиком. Для американского танкостроения второй половины войны такие истории были совсем не единичными.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Firepower — A History of the American Heavy Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1988 г.
- Фотоархив автора
-