Юрий Пашолок. Трофейная немецкая трешка на испытаниях под Казанью

16

Юрий Пашолок. Трофейная немецкая трешка на испытаниях под Казанью

Испытания трофейного немецкого среднего танка Pz.Kpfw.III Ausf.H в Советском Союзе

Содержание:

Первые немецкие танки оказались в Советском Союзе, можно сказать, по доброй воле. В период с 1929 по 1933 годы под Казанью работали Технические курсы Осоавиахима (ТЕКО). На самом деле там находился учебный центр, где тестировались немецкие танки. Теоретически эти же танки использовались для обучения экипажей, как немецких, так и советских. На практике обучение проходило с большим скрипом, поскольку немецкие танки оказались «сырыми». После прихода в Германии к власти нацистов ТЕКО прекратили свою работу, но немецкие танки под Казанью появились снова. Но уже при иных обстоятельствах.

Трофейный Pz.Kpfw.III Ausf.H на испытаниях, лето 1942 года

Трофейный Pz.Kpfw.III Ausf.H на испытаниях, лето 1942 года

В начале 1937 года в СССР попал первый немецкий трофейный танк нового поколения. Им стал Pz.Kpfw.I Ausf.A. Далее, осенью 1939 года, удалось захватить два Pz.Kpfw.II.Следующий танк, Pz.Kpfw.III Ausf.G, был у немцев куплен. Впрочем, по-настоящему массово немецкие танки и САУ стали попадать на испытания в Советский Союз ближе к осени 1941 года. Речь идет, разумеется, о трофейных танках. В их числе оказался и Pz.Kpfw.III Aus.H. По иронии судьбы, его испытания проходили почти в тех же местах, где тестировались танки рейхсвера в 1929-32 годах.

Рабочая лошадка лета 1941 года

Впервые Pz.Kpfw.III оказался в Советском Союзе летом 1940 года. Иногда еще ходит информация о трофейном Pz.Kpfw.III, захваченном осенью 1939 года, но на проверку это оказалось одной из многочисленных фантазий известного исследователя. В реальности до Великой Отечественной войны такой танк имелся всего один, его вполне легально купили. Определенное влияние на советское танкостроение купленный у немцев Pz.Kpfw.III Ausf.G имел. Особенно это касается танков сопровождения, которые шли на смену Т-26. В 1941 году Т-50 неоднократно сравнивали с Pz.Kpfw.III. С немецкого танка позаимствовали идею с трехместной башней, пытались реализовывать независимую наводку двух спаренных пулеметов, а также ряд узлов. Также, глядя на немецкий средний танк, в ГАБТУ КА подняли требования по подвижности Т-50, а также Т-34М.

Купленный у немцев Pz.Kpfw.III по состоянию на сентябрь 1941 года

Купленный у немцев Pz.Kpfw.III по состоянию на сентябрь 1941 года

Вместе с тем, испытания приобретенного у немцев Pz.Kpfw.III Ausf.G оказались довольно поверхностными. Танк берегли, поскольку он имелся в единственном экземпляре. «Трешку» возили по заводам, где шло ее изучение. Но полноценных ходовых испытаний не проводилось, только сокращенные. Такими же куцыми оказались и испытания танка обстрелом, вокруг которых сломали столько копий. Вопреки сказкам о раскалывающихся о немецкую броню бронебойных снарядах, раскололся эвакуационный люк, по которому производился обстрел. При этом как-то забывается, что поверхностная закалка была только у лобовых листов брони корпуса, а также башни. А другие листы изготовлялись из гомогенной брони.

Среди трофеев, попавший в Кубинку, оказался Tauchpanzer III Ausf.G.

Среди трофеев, попавший в Кубинку, оказался Tauchpanzer III Ausf.G.

Еще одним важным моментом было то, что приобретенный в 1940 году танк имел раннюю конфигурацию. За вторую половину 1940 года Pz.Kpfw.III подвергся ряду изменений. Во-первых, летом 1940 года начали устанавливать 50-мм танковую пушку KwK 38 L/42. Она хоть и не сильно, но превышала характеристики пробития 3,7 cm KwK, которая являлась штатным орудием Pz.Kpfw.III. Во-вторых, осенью 1940 года началась установка дополнительных броневых листов на лоб корпуса, а также подбашенной коробки. Благодаря этому появилась защита от снарядов калибра 37-45 мм. Естественно, про такие изменения в СССР не знали, они стали известны уже после нападении Германии на Советский Союз.

Тот самый танк Isabella, что чуть позже попал в Кубинку

Тот самый танк Isabella, что чуть позже попал в Кубинку

Весной 1941 года начался выпуск более совершенной версии танка, Pz.Kpfw.III Ausf.J. Впрочем, по-настоящему много их стало уже ближе к осени 1941 года. Основу матчасти немецких танковых дивизий составляли более ранние такни — Pz.Kpfw.III Ausf.F-H. Большинство из них прошло программу модернизации, а Pz.Kpfw.III Ausf.H изначально имел и дополнительную броневую защиту, и новое орудие. Также этот танк имел и переработанное шасси. Данные переделки были внесены по итогам эксплуатации танков более ранних версий. По их итогам выросла надежность, но о скоростях 60-70 км/ч уже можно было не мечтать.

До ходового состояния танк восстанавливали в Казани

До ходового состояния танк восстанавливали в Казани

Достаточно быстро такие танки стали трофеями Красной Армии. В августе 1941 года на НИБТ Полигон прибыло 2 Pz.Kpfw.III — Tauchpanzer III Ausf.G из состава 10-й танковой дивизии, а также Pz.Kpfw.III Ausf.H с именем собственным Isabella. В виду сложной ситуации, а также необходимости ремонта, испытания не проводились. Полигон ограничился краткой справкой, причем делалась она на Tauchpanzer III Ausf.G. Данные были неточными, позже они перекочевали в справочники. Далее НИБТ Полигон отправился в эвакуацию. Он оказался под Казанью, причем в том самом месте, где за 10 лет до того испытывали немецкие танки. Вместе с ним уехал и Pz.Kpfw.III Ausf.H, который восстановили к началу 1942 года.

Без особой скорости и проходимости

Вокруг Pz.Kpfw.III родился ряд заблуждений, связанных со странными выводами. Например, относительно его скоростных данных. То, что у него в паспорте написано почти 70 км/ч, ничего не значит, поскольку на скоростях более 40 км/ч начинался перегрев бандажей опорных катков. Связано это с небольшим их диаметром. Поэтому рекомендовалось ездить на скорости, не превышающей указанной величины. Во-вторых, начиная с Pz.Kpfw.III Ausf.H так уже разогнаться не получилось бы, поскольку 6-скоростная КПП ZF S.S.G.77 на большую скорость и не рассчитывалась. В-третьих, уже на версии Pz.Kpfw.III Ausf.H боевая масса превысила 20 тонн. А это привело к тому, что удельное давление на грунт стало чрезмерным.

Попытка преодолеть ров при помощи фашин, неудачная

Попытка преодолеть ров при помощи фашин, неудачная

Неспроста немецкие танки осенью-зимой 1941 года ездили преимущественно по дорогам и другой твердой поверхности. Фотографий с застрявшими Pz.Kpfw.III на советско-германском фронте хватает. В нашем случае более интересны результаты сравнительных испытаний. Первые из них провели с 27 января по 5 февраля 1942 года. Надо сказать, что эти испытания не являлись «чистыми», поскольку скорее проверялись инженерные сооружения. Вместе с тем, результаты испытаний оказались крайне интересными.

Неудачей закончилась и попытка выйти из рва задним ходом

Неудачей закончилась и попытка выйти из рва задним ходом

Вместе с Pz.Kpfw.III Ausf.H испытания проходили Т-34, Valentine II и Matila III. Танки преодолевали рвы, снежные и проволочные заграждения, а также противотанковые ежи. В случае с рвами очная ставка была у Т-34 с Pz.Kpfw.III. Ров шириной 5 метров и глубиной 3 метра Т-34 преодолел после сброса первой же фашины. Для немецкого танка недостаточно оказалось даже укладки четырех фашин. При выходе из рва танк сполз назад в виду недостаточного сцепления гусеничных лент.

Преодоление снежных преград

Преодоление снежных преград

Следующее испытание состояло в том, что танк загоняли в ров длиной 7 метров и глубиной 3 метра. Преодолеть его не мог ни один танк, но задача состояла в другом — просто выехать назад. Т-34 смог сделать это с первой же попытки. Pz.Kpfw.III, как и в прошлый раз, беспомощно перебирал гусеницами. Сцепления с мерзлым грунтом снова оказалось недостаточно.

Сцепление с грунтом признали недостаточным

Сцепление с грунтом признали недостаточным

Крайне любопытными оказались и результаты преодоления противотанковых заграждений из снега. На сей раз в них участвовали все четыре танка. И вот что удивительно — Pz.Kpfw.III занял третье место, медленнее справился с результатом только Matilda III. Для преодоления препятствия немецкому танку понадобилось 16 минут, а Т-34 — 10 секунд (!).

В ходе преодоления противотанковых ежей

В ходе преодоления противотанковых ежей

Более успешными оказались испытания на преодоления противотанковых ежей. Их трех вариантов заграждений первые два Pz.Kpfw.III преодолел вполне уверенно, попутно снеся и деревянные надолбы. Крепким орешком стали противотанковые ежи из швеллеров, смять их не удалось. Впрочем, когда танк двигался медленно, он вполне спокойно отодвигал ежи. То есть для надежной защиты их следовало вкапывать. В целом же испытания показали, что немецкий средний танк сильно проигрывает Т-34 по проходимости, да и английские танки имели некоторое превосходство, особенно что касается «Валентайна».

Летние испытания

Летние испытания

Следующий этап совместных испытаний проходил летом 1942 года. Matilda III и Т-34 из них выбыли, зато добавились Pz.Kpfw.38(t), Medium Tank M3 и Light Tank M3. На сей раз речь шла о полноценных совместных испытаниях. В ходе них Pz.Kpfw.III Ausf.H прошел 250 километров. В ходе них танк развил скорость 45 км/ч, что выше паспортных данных. Средняя скорость по шоссе составила 35 км/ч, по проселку 25 км/ч, а по целине — 20 км/ч. Быстрее был только Light Tank M3. Зато и расход топлива оказался в лидерах. На 100 километров пути по шоссе танк расходовал 215 литров бензина, на проселке 280 и на целине 335 литров. Больше потреблял (причем значительно) только Medium Tank M3. Другое дело, что и топлива американский танк тащил больше. При езде по целине американский танк мог проехать 117 километров, а немецкий — 95.

В ходе преодоления брода были получены неоднозначные результаты

В ходе преодоления брода были получены неоднозначные результаты

Весьма противоречивыми оказались результаты ходовых испытаний. Pz.Kpfw.III Ausf.H оказался в лидерах по крутизне подъемов и преодолению косогоров, правда, в отсутствии Т-34. А вот при преодолении брода он оказался, наоборот, в аутсайдерах. Преодолевая брод глубиной 1,3 метра, танк быстро заполнился водой и заглох, случилось это после 30 метров пути.

Также немецкий танк не особо хорошо ездил по болоту

Также немецкий танк не особо хорошо ездил по болоту

Неважно Pz.Kpfw.III Ausf.H показал себя и в ходе преодоления болота. Первым застрял Medium Tank M3, пройдя 30 метров. Немецкий средний танк прошел 50 метров, после чего тоже застрял. Остальные танки вполне преодолели препятствие, застревая уже при запредельных условиях. Было бы странно получить иную картину, учитывая то, что «утонувшие» танки имели слишком большое удельное давление на грунт. Одним словом, ехал немецкий средний танк довольно быстро, но при условии твердого грунта под гусеницами.

Не особо крепкий

Как уже говорилось выше, существует такая скользкая тема, как обстрел Pz.Kpfw.III в 1940 году. Помимо того, что реальные результаты отличались от «каноничных», так еще и велись они по детали из гомогенной брони. Поэтому про 1940 год можно смело забыть. Нормальными эти испытания не были, а полноценные случились гораздо позже — в сентябре-октябре 1942 года. Обстреливали целый ряд немецких танков, включая Pz.Kpfw.III Ausf.H.

Дополнительные 30 мм пошли танку на пользу. Экраны не пробивались снарядами калибра 37-45 мм

Дополнительные 30 мм пошли танку на пользу. Экраны не пробивались снарядами калибра 37-45 мм

Поскольку лоб корпуса и подбашенной коробки были прикрыты дополнительной броней, эти испытания «полноценными» тоже назвать сложно. Естественно, ни 45-мм, ни 2-фунтовая (40-мм) английская пушка пробить такую броню не смогли. Правда, не всё просто. После 2 попаданий 2-фунтовых снарядов и 2 снарядов 45-мм пушки обр.1934 года (стрелял по немецкому танку БТ-7) болты, крепившие дополнительную броню, не выдержали, после чего лист упал на землю. То есть если стучаться в экран, долго он не выдержит.

Правда, нескольких попаданий хватило, чтобы разрушились болтовые соединения, которые крепили дополнительную броню

Правда, нескольких попаданий хватило, чтобы разрушились болтовые соединения, которые крепили дополнительную броню

В нашем случае более интересны результаты обстрела немецкого танка в другие места. Выяснилось, что 45-мм бронебойные снаряды 1938 года выпуска (это которые называют перекаленными) пробивали борт корпуса и башни на дистанции 900 метров. Естественно, лобовая броня с поверхностной закалкой имела бы более стойкой, но не сильно. При этом прочность снаряда в отчете указана низкой (как и 2-фунтового английского снаряда). В целом же советские испытатели больше отмечали крепкую броню StuG III, а «трешка» как-то особо их и не интересовала.

Как видите, 30 мм брони для 45-мм пушки были не проблемой

Как видите, 30 мм брони для 45-мм пушки были не проблемой

Примерно в это же время НИИ-48 провел изучение корпусов и башен зарубежных танков. Специалисты Броневого института дали вполне объективные выводы. Они также указывали, что лобовая броня Pz.Kpfw.III имеет цементацию только лобовых листов. Заинтересовала НИИ-48 и хромистая сталь, из которой был сделан танк. Она лучше всего подходила для нашей промышленности. Отмечалась и высокая снарядостойкость. Вместе с тем, как можно заметить, броня толщиной 30 мм для наших орудий не представляла проблем.

Схема бронирования танка

Схема бронирования танка

В заключение следует отметить, что данные испытания слегка запоздали, поскольку в 1942 году танк, бывший рабочей лошадкой за год до того, уже устарел. Вместе с тем, появившийся позже Pz.Kpfw.III Ausf.J не сильно ушел от предшественника. К началу 1942 года самым массовым советским танком окончательно стал Т-34, который превосходил Pz.Kpfw.III по ряду параметров. При этом запас для модернизации у «трешки» кончился уже в конце 1941 года. К счастью, осознание того факта, что Pz.Kpfw.IV лучше, пришел к немецкому командованию не сразу. А модернизировать ходовую часть они ему и вовсе не стали.

Список источников

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАКФД

источник: https://dzen.ru/a/ZLl2h4o7fycmLDew

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account