Юрий Пашолок. «Тигр» от Порше, оставшийся не у дел
История создания немецкого тяжелого танка VK 45.01(P), также известного под обозначениями Typ 101 и Pz.Kpfw.Tiger (P)
Содержание:
К тяжелым танкам немецкая армия вернулась во второй половине 30-х годов. Правда, вплоть до 1941 года ситуация вокруг них выглядела, по меньшей мере, странной. Немецкий тяжелый танк, в исходном виде, больше напоминал Pz.Kpfw.IV с более толстой броней и на новой ходовой части. Именно это привело к тому, что в декабре 1939 года была инициирована работа по созданию тяжелого танка разработки Porsche K.G. Требовалось создать боевую машину, чья конструкция минимально зависела от 6-го отдела Департамента Вооружений. И, надо сказать, в данной идее вполне имелось здравое зерно.
Разработанный в первой половине 1941 года тяжелый танк Typ 100, более известный как VK 30.01(P), стал этапной машиной. Это был первый немецкий тяжелый танк который сочетал толстую броню и мощное вооружение, позволявшее без проблем бороться с боевыми машинами аналогичного класса. Тем не менее, еще в марте 1941 года, когда только шло утверждение вооружения для первенца Porsche K.G., поднимался вопрос о более мощном вооружении. В результате сложилась ситуация, когда Typ 100 становился не более чем промежуточным танком. Серийным же стало его прямое развитие — Typ 101, он же VK 45.01(P), он же Pz.Kpfw.Tiger (P).
Курс на модернизацию и повышение массы
История Typ 101 началась 26 мая 1941 года. В этот день прошло совещание с участием Гитлера, на котором он снова поднял вопрос о том, что необходима танковая пушка, способная пробить броню толщиной 100 мм на дистанции в 1,5 километра. Кроме того, ужесточались требования к защите танков. Толщина бортов сохранялась на уровне 60 мм, а вот лоб корпуса и башни усиливался до 100 мм. Подобным образом усиливались как Typ 100, так и VK 36.01, который разрабатывался Henschel под надзором 6-го отдела Департамента Вооружений. И если усиление вооружения обе фирмы скорее проигнорировали (88-мм пушка с длиной ствола 71 калибр просто не влезала в текущую башню), то более толстая броня остро встала на повестке дня.
Поначалу на Porsche K.G. пытались решить вопрос малой кровью, решив доработать Typ 100 под новые требования. Но вскоре стало понятно, что легкой жизни не будет. Выяснилось, что боевая масса танка с более мощной броневой защитой превысила 50 тонн. Это означало, что требовалось ставить другие, более мощные моторы, что тянуло за собой переделку моторного отделения. Возросшая масса однозначно требовала усиления ходовой части. Одним словом, вместо модернизации получался новый танк, разработку которого стартовали в июле 1941 года.
Изначально новый танк получил заводское обозначение Sonderfahrzeug II. Впрочем, более привычным стал другой индекс — Typ 101. Впервые он был использован в переписке 4 октября 1941 года. Еще раньше, 7 августа 1941 года, был использован другой индекс — VK 45.01 (P). Кстати, уже тогда впервые использовали «звериное» обозначение, поскольку в документах Krupp он значился как 4501P Tiger. И Krupp тут был не одинок: 26 января 1942 года проскочил индекс VK 45.01 (P) Tiger. То есть «звериные» обозначение впервые появились еще до весны 1942 года. Кстати, про привычное обозначение в тоннах тут можно забыть. VK 30.01 (P) реально весил более 45 тонн, а VK 45.01 (P) с самого начала имел массу более 50 тонн.
В отличие от Henschel, чей VK 45.01(H) существенно отличался от VK 36.01, Porsche K.G. не стала столь радикально переделывать исходный танк. Общие габариты машины, а также башня, остались теми же, что и у Typ 100. Вместе с тем, с компоновочной точки зрения машина довольно сильно изменилась. Идею с передним расположением ведущих колес признали не самой удачной. Помимо иных недостатков, подобная схема сильно усложняла обслуживание электромоторов. Для их выемки требовался люк в лобовой части корпуса, который отнюдь не усиливал стойкость брони. Одним словом, электромоторы и ведущие колеса перекочевали в кормовую часть.
Увеличившаяся масса заставила Porsche K.G. проектировать новый бензиновый двигатель. Он также был выполнен по схеме V-10 и имел воздушное охлаждение. Мотор получил тот же индекс, что и танк – Typ 101. Объем вырос до 15 литров, а мощность до 310 лошадиных сил при 2500 об/мин. Суммарно два мотора выдавали 620 лошадиных сил, благодаря чему запаса мощности вполне хватало для обеспечения требуемых характеристик. Каждый двигатель был сблокирован с генератором Siemens-Schuckertwerke aGV 275/24. Генераторы крепились с передней части двигателя для более рационального расположения в моторном отделении. В несколько измененных надгусеничных полках разместились вентиляторы системы охлаждения, которые гнали воздух в моторное и трансмиссионное отделения. От генераторов ток шел на два электродвигателя Siemens-Schuckertwerke D1495a.
Как уже говорилось, общие габариты корпуса сохранялись. Вместе с тем, переделки по моторно-трансмиссионной группе заставили существенно изменить его кормовую часть. Также немного изменилась форма лобовой части. Толщина лобового листа выросла до 100 мм, а бортов и кормы до 80 мм. Соответствующим образом оказалась переделано моторное отделение, которое стало моторно-трансмиссионным. Кроме того, довольно сильно увеличились по высоте надгусеничные полки. Для улучшения обзорности в скосах лобового листа появились смотровые приборы.
Весьма существенно переделали ходовую часть. Переделки потребовались по ряду причин, начиная с роста массы, заканчивая результатами испытаний Typ 100. Общая схема подвески осталось той же, но при этом ее сильно переделали, поскольку нагрузка существенно выросла. От поддерживающих катков отказались, а опорные катки сделали с внутренней амортизацией. Полностью изменилась конструкция ведущих колес и ленивцев. Без изменений остались только траки, да и то, как выяснилось позже, не переделали их совершенно зря. Было странно оставлять их без изменений на фоне роста массы и удельного давления на грунт.
Не обошлось и без странных решений, которые появились в виду назойливой активности 6-го отдела Департамента Вооружений. Одним из таких решений стала установка эвакуационных люков в бортах корпуса. Данную идею впихивали в целый ряд танков, например, Pz.Kpfw.I Ausf.F, Pz.Kpfw.II Ausf.J и VK 36.01. То, что подобная система ослабляет борт, во внимание не принималось. Как и то, что пользоваться этими люками было неудобно. В результате корпуса VK 45.01(P) изготавливались с вырезами под эвакуационные люки. От этой идеи довольно быстро отказались, так что ни одного танка с люками так и не построили. Отверстия прямо на заводе заваривали.
Другой рудимент достался от наследству от Typ 100. Речь идет о носовой части корпуса с характерной ступенчатой конструкцией лба. С учетом скосов она состояла из 6 деталей. Помимо ослабленных зон в виде смотрового прибора механика-водителя и пулеметной установки, на новый танк перенесли и верхний лобовой лист под углом 9 градусов от нормали. Еще осенью 1941 года была возможность изменить конструкцию лба, тем более что аналогичные решения сделали по ряду танков. Тем не менее, этого не произошло, к тому же Krupp уже занимался сборкой первых корпусов.
Что же касается башни, то она мало изменилась. Как и на Typ 100, вооружение оставалось в виде 88-мм танковой пушки KwK 36 L/56. Как уже говорилось выше, изначально на Typ 101 предполагалось ставить более мощное орудие — 8.8 cm Kwk L/71, с баллистикой зенитки Flak 41. Задание на данные работы Porsche K.G. получила 21 июня 1941 года. Окончательный ответ был дан 10 сентября 1941 года. Изучение вопроса показало, что утра в зайца не лезет. Теоретически, конечно, пушку впихнуть было можно. Но как ее заряжать, отдельный вопрос. В общем, данную проблему решили устранять за счет разработки новой башни, которая позже превратилась в новый танк.
Танк неплохой, моторы плохие
О том, когда именно начались работы по будущему Typ 101, можно судить с точки зрения контрактов по выпуску отдельных компонентов танка. 22 июля 1941 года с Krupp заключили контракт SS-2105803/41 на изготовление 100 комплектов брони. День спустя был заключен контракт SS-210-5905/41 на изготовление 100 башен. Кстати, именно Krupp ввел индекс VK 45.01 (P). Впервые его использовали 1 июля 1941 года, тогда он звучал как Gerät 4501P. В качестве поставщика орудий была выбрана фирма Wolf Buchau. По указанным контрактам можно говорить и о том, что идею с установкой орудия KwK L/71 забросили еще на этом этапе.

Конфуз с корпусами, апрель 1942 года. После таких результатов ввели поверхностную закалку лобовых деталей, но половина корпусов была из старой брони
Изначально, кстати говоря, речь шла о постройке 6 танков VK 45.01(P) и KV 45.01(H). Но в случае с разработкой Porsche K.G. поначалу наблюдался большой оптимизм, поэтому в июле 1941 года речь шла уже о 100 танках. Дело тут отнюдь не в дружбе Фердинанда Порше с верхушкой нацистской партии. Наверху отлично видели насколько затянулась разработка танков Henschel и 6-го отдела Департамента Вооружений. С этим надо было что-то делать. Самое же главное, что по состоянию на лето 1941 года разработка Porsche K.G. выглядела более перспективной.
Не менее важным моментом было то, что у Porsche K.G. уже имелся круг подрядчиков. Собственно, когда кто-то говорит про «танк Порше», следует делать одну ремарку. Porsche K.G. танки не строила, она их проектировала, причем речь идет о шасси. Бронекорпусами и башнями занимался Krupp, которому вообще было всё равно, кто выиграет. В качестве поставщика моторов выступала Simmering-Graz-Pauker AG из Вены, за электрику, включая генераторы и электродвигатели, отвечал Siemens-Schuckertwerke. Окончательная сборка производилась на заводе Nibelungenwerk в Санкт-Фалентин, Австрия. Строила его Steyr-Daimler-Puch, причем как раз после аншлюса Австрии.
Ходовую часть выпускала (и разрабатывала) Škodawerke, чей опыт, кстати, команда Порше явно использовала гораздо шире. Более того, сидевшая под колпаком СС компания занималась не только ходовой частью. 30 октября 1941 года Škodawerke подготовила проект 105-мм орудия 10,5 cm Kw.K. 16/775. Орудие с длиной ствола 40,6 калибров вписывалось в башню Krupp при условии некоторой переделки орудийной маски и появления иной командирской башенки. Дальше эскизного проекта эта разработка не пошла, поскольку возникали проблемы с башнями. Тем не менее, вполне показательная история.
События вокруг VK 45.01(P) развивались довольно быстро, особенно что касается корпусного производства. Первые 4 корпуса были изготовлены Krupp в декабре 1941 года, а до июля их собрали 64 штуки. Правда, с ними же случились первые проблемы. Весной 1942 года прошли испытания обстрелом. Так вот, на дистанции 100 метров 75-мм пушка FK 16 n.A. смогла пробить верхний лобовой лист корпуса. В связи с этим в мае 1942 года было решено ввести поверхностную закалку лобовых деталей. Она стала использоваться с корпуса 150050. Так вот, все построенные в виде танков VK 45.01(P) имели корпуса старого типа.
И это лишь начало. Первый образец VK 45.01(P) был готов 18 апреля 1942 года. Данный танк получил развитые, крылья, которые выступали за габариты корпуса. Первенец отправился в ставку Гитлера, где его показывали 20 апреля. Так вот, во-первых, показывали его вместе с первым образцом VK 45.01(H), на котором красовалась почти такая же башня. Во-вторых, конкурент получился легче и лучше управлялся. В-третьих, обнаружились проблемы с тепловым режимом моторов, а гусеничные ленты шириной 500 мм получились явно узковаты. Одним словом, преимущество во времени танк Porsche K.G. уже растерял, а еще его явно следовало дорабатывать.
Надо сказать, что у VK 45.01(H) тоже хватало проблем. Но за ним стоял 6-й отдел Департамента Вооружений, что уже являлось большой форой. Кроме того, танк не требовал столь радикальных изменений, как в случае с VK 45.01(P). Само то, что танк запустили в серию еще до постройки, сыграло с ним злую шутку. Помимо корпусов, имелась куда более серьёзная проблема — двигатели. Первый тестовый образец построили на Simmering-Graz-Pauker в декабре 1941 года, он сломался спустя несколько минут после запуска. Далее состроили еще два мотора, они работали как часы. А вот дальше стали вылезать проблемы с тепловым режимом.
Еще одним моментом стало то, что еще в 1941 году электромеханическая трансмиссия перестала быть безальтернативной. В декабре 1940 года случились первые контакты Порше и представителей фирмы Voith. По итогам переговоров в июле 1941 года началась работа по гидромеханической трансмиссии для VK 45.01 (P). Впрочем окончательное решение было принято 23 марта 1942 года. В этот день определили, что половина танков будет выпущено в варианте Typ 102, заводское обозначение Sonderfahrzeug II HA. Соответственно, Typ 101 стал обозначаться как Sonderfahrzeug II EA.
Причины появления альтернативной трансмиссии надо искать в весовых характеристиках. Электромеханическая трансмиссия Typ 101 имела массу 4,6 тонны. Гидромеханическая трансмиссия Voith была громоздкой, зато в 2 раза легче. К маю было готово 10 корпусов, Voith получила заказ на изготовление трансмиссий, коих изготовили 20 комплектов. Но уже 8 мая 1942 года было решено сократить число Typ 102 до 10 штук, а танк с такой трансмиссией построили и вовсе один. Он не имел башни, а на корме появился козырек воздуховывода. Испытания показали, что большого преимущества гидромеханическая трансмиссия не дает, поэтому в крупную серию она так и не попала.
Между тем, ситуация вокруг программы VK 45.01(P) выглядела крайне сложно. Согласно исходным планам, уже с мая 1942 года планировалось выпускать по 10 танков, с постепенным ростом до 15 танков в месяц с сентября 1942 года. Но по факту 1 танк сдали в апреле, 1 в июне, 4 в августе, 3 в сентябре и 1 в октябре 1942 года. Для сравнения, Henschel сдал за август 1942 года 8 танков, из которых часть тут же уехала на фронт. Боевой дебют оказался скомканным, но тут главное было показать активность. В сентябре 1942 года сдали еще 3 Pz.Kpfw.VI(H), а в октябре — 10 штук. Таким образом, в гонке за право стать крупносерийным танком детище Henschel вырвалось вперед. Хотя это было писано вилами по воде. С трансмиссией у Pz.Kpfw.VI(H) дела обстояли весьма неважно, в отличие от электромеханической трансмиссии Pz.Kpfw.VI(P)
Следует отметить, что Pz.Kpfw.VI(P1), изготовленный в июне 1942 года, уже имел ряд отличий от первого танка. Ширину траков увеличили до 600 мм, всё равно маловато, но уже лучше. От широких крыльев отказались, на башне появился ящик ЗИП, ввели шанцевый инструмент. Данный танк отправился на Куммерсдорфский полигон, где вылезли проблемы с тепловым режимом моторов. По результатам испытаний двигатель доработали, что повлекло за собой переделку корпусов. 23 июля 1942 года контракт по корпусам вновь переиграли: 30 танков выпускались в версии Typ 101, 10 как Typ 102, наконец, оставшиеся 60 танков, получавшие мотор Typ 101/2, обозначались как Typ 103. Поскольку они ничем толком не отличались от Typ 101, заводское обозначение осталось как Sonderfahrzeug II EA.
Был еще и запасной вариант, точнее, варианты. Речь идет о Typ 130 и Typ 131, заводское обозначение Sonderfahrzeug 101 WE и Sonderfahrzeug 101 WH соответственно. Отличаться эти танки должны были установкой двигателей жидкостного охлаждения. Typ 131 существовал скорее как подстраховка, на практике делать собирались только машину с электромеханической трансмиссией. Гидромеханическая трансмиссия Voith перестала быть приоритетной. Да и мотор с жидкостным охлаждением выглядел не особо перспективным. Считалось, что Typ 103 будет уже не «кипятильником».
«Тигр», оставшийся не у дел
Из 9 танков Порше, изготовленных в период с апреля по сентябрь 1942 года, 4 являлось тестовыми машинами. Начиная с шестой выпущенной машины внешний вид немного поменялся. После испытаний стало ясно, что идея с «крылышками» оказалась не самой удачной, танкам вернули крылья, которые тянулись через весь корпус. Хватало и изменений внутри танка. Конструкцию постоянно модернизировали, вносились изменения, которые улучшали ситуацию с надежностью. Не все эти танки, к слову, имели башни. Те машины, которые тестировались по теме опытных узлов и агрегатов, получили массогабаритные макеты башен.
Отправка Pz.Kpfw.VI(H) на фронт, к слову, совсем не означала окончание борьбы. Танки Henschel были более сырыми по трансмиссии, а ситуацию с тепловым режимом моторов у танков Porsche постепенно выправляли. 5 из выпущенных осенью 1942 года Pz.Kpfw.VI P отправились в Дёллерсхайм, где поступили в распоряжение 503-го батальона тяжелых танков. То есть еще не всё было решено. Для выявления победителя решили провести совместные испытания разных танков, при этом 14 октября выпуск Pz.Kpfw.VI P приостановили.
По большому счету, решение о приостановке являлось первым звоночком о принятом решении. Оно скорее являлось политическим. Собственно, какой танк выберут, уже и так было понятно. Тем не менее, испытания ноября 1942 года в Берке оказались показательными. В ходе испытаний на подъем оба танка Pz.Kpfw.VI P преодолели препятствие, чего не смог сделать ни Pz.Kpfw.VI H, ни VK 36.01. Так или иначе, но выбор сделали. Какой танк лучше, какой хуже, вопрос спорный. У обоих машин имелись как достоинства, так и недостатки. Тут уже вопрос серийного выпуска, который явно находился на стороне Henschel.
Оставшиеся 90 шасси было решено переделывать в тяжелые истребители танков 8,8 cm StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P). Реально их построили чуть больше — 91 штуку. Оставшиеся без дела 90 башен переделали силами Wegmann для установки в Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Еще три танка переделали в БРЭМ Berge-Panzer VI. Тем не менее, одному танку всё же довелось повоевать. Речь идет о машине с номером шасси 150013, одном из участников совместных испытаний в Берке, а затем использовался для различных испытаний.
В начале 1944 года танк вернулся на Nibelungenwerk, где его переделали. Вместо моторов Typ 101 было установлено два двигателя Maybach HL 120TRM, а также увеличена до 200 мм толщина лобового листа корпуса. Похожие метаморфозы проводили и с самоходными установками Ferdinand, тогда же их переименовали в Elefant. Поскольку боевая масса Pz.Bef.Wg.VI (P) выросла, были установлены траки шириной 640 мм, такие же, как на Ferdinand/Elefant. Наконец, на машину нанесли антимагнитное покрытие циммерит. Переделанный подобным образом командирский танк в апреле 1944 года отправили на фронт.
Panzerbefehlswagen VI P оказался в составе 653-го дивизиона истребителей танков, где также находились и упомянутые выше Bergepanzer VI и истребители танков Elefant. Прослужили они в дивизионе недолго. 13 июля 1944 года началась Львовско-Сандомирская операция. Она оказалась первым и последним случаем боевого применения Pz.Bef.Wg.VI (P). Никаких подробностей не сохранилось. Образно говоря, ее раздавило катком советского наступления. Еще 18 июля командирский танк числился в составе дивизиона, а 22 июля он выбыл, вместе с двумя Bergepanzer VI.
В заключение стоит отметить, что Porsche всё же смог нанести ответный удар, но случилось это сильно позже. Standardpanzer группы A, из которого вырос Leopard 1, создавался под руководством Porsche. Причем башни для него выпускала всё та же Wegmann. Как и ранее, фирма из Штутгарта выступала в роли разработчика, а выпускался танк другими предприятиями.
Список источников
- Bundesarchiv
- US NARA
- Panzerkampfwagen VI P (Sd.Kfz.181): The history of the Porsche Typ 100 and 101 also known as the Leopard and Tiger (P), Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 1997, Darlington Productions, Inc
- Panzer Tracts No. 6 — Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
- Professor Porsche’s Wars: The Secret Life of Legendary Engineer Ferdinand Porsche Who Armed Two Belligerents Through Four Decades, Karl Ludvigsen, Pen and Sword, 2015
- VHU Prahan
источник: https://dzen.ru/a/Z8_q5FxjwTkIYlRm