Юрий Пашолок. Танковый дизель из Харькова с более поздними авиационными опциями

14

Юрий Пашолок. Танковый дизель из Харькова с более поздними авиационными опциями

Жанр военно-исторического наброса появился далеко не вчера, в том числе и с точки зрения танкостроения. У нас он, к слову, развит едва ли не больше, чем у всех остальных. В разных случаях причины могут быть разными. Совсем не обязательно речь идет о преднамеренной информационной войне. Очень часто подобным грешат те, кто ради пяти минут славы готовы плодить дешевые сенсации. Потом очень сложно загнать такого джина в бутылку, ибо опровергнуть миф сложнее, чем его придумать.

Одной из жертв различных информационных вбросов является такое достижение отечественной конструкторской мысли, как танковый дизельный мотор В-2. Изначально именовавшийся как БД-2, этот двигатель постоянно подвергается различным нападкам. Отдельные личности уже договорились до того, копией какого именно мотора он является. Правда жизни в том, что ни один двигатель не является прямым предком, ну да ладно. Сегодня стоит немного раскрыть тему его якобы авиационного происхождения. Ибо некоторые личности договорились и до такого.

История дизельного двигателя БД-2 началась в 1932 году. Чтобы не было ни у кого иллюзий, вплоть до 1935 года никаких иных задач, кроме как использование в качестве танкового мотора, у БД-2 не имелось. Одним из главных требований при разработке танкового дизеля являлось его размещение в моторном отделении колесно-гусеничного танка БТ-2. Собственно говоря, именно для него этот самый двигатель и проектировался.

К.Ф. Челпан, руководивший разработкой БД-2, естественно, смотрел на зарубежные моторы. Прежде всего на немецкие, благо что до 1933 года с Германией были партнерские отношения. Собственно говоря, создатели двигателя и не скрывали, что смотрели на зарубежные авиационные дизели. Было бы слегка странно, что из ниоткуда появится первоклассный дизельный двигатель, немцы тут оказались впереди планеты всей. Среди тех моделей, которые были в числе объектов изучения, оказались Junkers Fo 4 (Jumo 204), Junkers Jumo 205, также изучались V12 от Daimler-Benz и Maybach. Впрочем, ни один из этих моторов не мог быть прямым прародителем БД-2.

Итак, почему вообще были использованы авиационные технологии. Совершенно внезапно на это прямым образом давило требование разместить двигатель в танке. Если кто забыл, в БТ-2 размещался двигатель Liberty L-12, чья масса составляла 382 килограмма. Поэтому накладывались не только габаритные, но и весовые ограничения. К слову, БД-2 всё равно получился довольно тяжелым (640 кг), что было больше, чем даже у М-17 (540 кг). Тем не менее, в сравнении с немецкими авиационными дизелями масса оказалась значительно меньше. Особенно по сравнению с V-12 от Daimler-Benz и Maybach, там разница в несколько раз. Про габариты и говорить не приходится. Любой из немецких авиационных дизелей получался как минимум выше БД-2. Поэтому как танковые двигатели не годились.

Была ли у БД-2 страница с авиационным использованием? Да, безусловно. Такой вариант двигателя, известный как БД-2А, действительно существовал. Но работ в данном направлении начались уже в 1935 году, после постройки первых танковых моторов. Была и обратная история: авиационный дизель АН-1 конструкции А.Д. Чаромского рассматривали как возможный танковый мотор. Тогда же, в 1935 году, начались работы по корабельному варианту БД-2. Впрочем, на фоне проблем, которые тогда переживал базовый мотор, стало слегка не до экспериментов. Руководство интересовал именно танковый мотор, а с ним дела обстояли совсем не гладко.

Одним словом, БД-2 являлся двигателем, который имел ряд особенностей авиационного мотора. Но при этом изначально создавался именно как танковый. Ну а что любители авиации не знают, что в танках идет ожесточенная борьба порой за лишние десятки килограмм – это их персональные трудности. Для справки, чтобы поставить БД-2, пришлось также переделывать и трансмиссию, это также дало лишнюю массу. Поэтому мотор массой где-то тонну, как тот же Maybach HL 120, наши танкостроители не могли себе позволить.

Юрий Пашолок. Танковый дизель из Харькова с более поздними авиационными опциями Юрий Пашолок. Танковый дизель из Харькова с более поздними авиационными опциями Юрий Пашолок. Танковый дизель из Харькова с более поздними авиационными опциями Юрий Пашолок. Танковый дизель из Харькова с более поздними авиационными опциями Юрий Пашолок. Танковый дизель из Харькова с более поздними авиационными опциями Юрий Пашолок. Танковый дизель из Харькова с более поздними авиационными опциями

Список источников:

      1. РГВА
      2. РГАЭ

источник: https://dzen.ru/b/ZiatXFITvUvY-Fmz

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account