Юрий Пашолок. Танк-разведчик от «Шкоды»
История опытного танка-разведчика Škoda T-15 (Pz.Kpfw.T-15), первого чешского танка со сварным корпусом и башней
После распада Австро-Венгрии на карте мира образовалось несколько новых стран. Собственно говоря, сама Австрия, Венгрия, а также Чехословакия. Союз чехов и словаков позволил совместно решить территориальные споры, а в дальнейшем развивать промышленность. Можно сказать, что межвоенный период стал своеобразным реваншем чехов и словаков, которые в Австро-Венгрии занимали далеко не самые высокие места. Такого бурного роста промышленности, как это происходило в Чехословакии, у соседей и близко не наблюдалось. Касалось это и оборонной промышленности. Если Австрия и Венгрия продолжали больше использовать наследие былой империи, то, чехи и словаки развивали свою оборонку семимильными шагами. Слагаемыми успеха были принципиальное желание развивать свою промышленность, а также хорошие отношения с грандами мировой оборонки. Типичный пример — Škoda, которая имела тесные связи со Schneider-Creusot. Если внимательно анализировать французские пушки и сравнивать их с продукцией Škoda, узнаете для себя много нового. Естественно, в Пльзене и сами много чего своего создали, но хороший партнер дорогого стоит.
В случае же с танками Škoda приходилось рассчитывать на себя. Французы тут явно не были помощниками, а связей с Vickers-Armstrongs, как в случае с ČKD, не имелось. Поэтому пробиваться пришлось во многом самим. Задача облегчалась тем, что башня и вооружение обычно оставались за Škoda, оставалась самая малость — сделать шасси. Началось всё с проекта колесно-гусеничного танка Škoda SKV, на котором впервые отработали концепцию с 8 опорными катками, сведенными в 2 тележки. Дальше эта система отлично прослеживается на других танках из Пльзеня. И есть такое подозрение, что без Škoda в случае с SOMUA S 35 (а SOMUA — завод Schneider) не обошлось. Апогеем успеха танкостроителей из Пльзеня стал LT vz.35, который стал самым массовым чехословацким танком. Он же стал главным экспортным успехом Škoda. Систему пытались выжимать до конца, но тут вперед вырвалась ČKD, поставившая на принципиально новую ходовую часть. В таком состоянии Škoda встретила март 1939 года, когда Чехию оккупировали немцы.
Первое время Škoda, она же Škodawerke, продолжала развивать уже отработанную 8-катковую ходовую часть. В случае с легкими танками речь шла о Škoda T-12 и T-13. По большому счету, это было попыткой дальше эксплуатировать T-11, так теперь назывался LT vz.35 (T — танк, 1 — легкий, 1 — первый тип). Например, T-13 представлял собой 13-тонный танк с толщиной лобовой брони, доведенной до 50 мм, а также 130-сильным мотором. Он немцев не заинтересовал, поскольку уже имелся Pz.Kpfw.38(t). Тем не менее, именно Škoda создала самый оригинальный из чешских легких танков периода оккупации. Речь идет о Škoda T-15 (Pz.Kpfw.T-15), танке-разведчике, который так и остался опытным.
История T-15 началась 15 сентября 1939 года. В этот день In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, Инспекция моторизованных войск) выдала задание на разработку танка-разведчика. Причиной тому стали неутешительные результаты применение 2-й легкой дивизией в Польше танков Pz.Kpfw.II Ausf.D. Первый из «гоночных танков» Книпкампа уже и так перестали производить, решив далее делать на его базе огнеметный танк. Так еще и выяснилось, что как танк-разведчик он не подходит. Периодически у нас любят проходиться по «глупым французам», которые делали танки с одноместными башнями. Так вот, желающие могут сами проверить, сколько человек сидит в башне Pz.Kpfw.II. Внезапно, правда? Был он точно так же «и жнец, и швец, и на дуде дудец». Еще и разведчик. Поэтому In 6 захотела что-то примерно в стиле VK 9.01, который как раз в это время разрабатывался MAN (шасси) и Daimler-Benz (башня), но уже с двухместной «головой».
Поначалу про чехословацкие танки никто не вспоминал. Проект, получивший VK 13.01, создавался исключительно немецкими фирмами. Но далее кто-то «вспомнил», что во 2-й легкой дивизии (далее 7-я танковая дивизия) имелись бывшие чехословацкие танки L.T.M.38 (они же позже Pz.Kpfw.38(t)). Применялись они как эрзац-средние, но вообще-то Pz.Kpfw.38(t) имел массу на 2 тонны меньше, чем Pz.Kpfw.II Ausf.D. И внезапно с двухместной башней. Больше полугода про этот факт либо не вспоминали, либо делали вид, что не замечают. Наконец, 31 июля 1940 года обновлённую спецификацию на танк-разведчик также получили BMM и Škoda. Про танк-разведчик BMM, получивший внутренний индекс TNHnA и немецкий индекс Pz.Kpfw.38(t) n.A., стоит рассказать отдельно. В случае же со Škodawerke стартовал проект, получивший обозначение Škoda T-15. По факту его чаще называли Pz.Kpfw. T-15.
На сей раз индекс VK 13 по тоннажу был дан скорее с запасом. Дело в том, что реальная боевая масса машины ожидалась уже не 13, а 11 тонн (а по факту обновленная спецификация и вовсе предполагала 10,5 тонн). Максимальная скорость оценивалась в 70 км/ч (позже снижена до 60 км/ч), а вооружение предполагалась в виде 20-мм автоматической пушки со стволом от 2 cm Flak 38, плюс спаренный пулемет MG 34. Толщина брони оценивалась в 30 мм во лбу и 20 мм по бортам. Впрочем, чешские фирмы сразу отвергли идею с 20-мм автоматической пушкой как вооружение. Там разумно посчитали, что при стремительном росте толщины брони вражеских танков даже увеличение длины ствола 2 cm KwK 38 не особо поможет. Поэтому и BMM, и Škodawerke стали развивать уже имеющиеся концепции своих легких танков. Тем более что в обновленной спецификации такую лазейку, как 37-мм пушка, оставили.
В случае со Škodawerke, впрочем, о простом развитии уже имеющегося танка речи не шло от слова совсем. К середине 1940 года уже стало понятно, что просто взять и в очередной раз немного переделать Š-II-a не получится. Поэтому в декабре 1940 года, когда был готов проект Pz.Kpfw. T-15, получилась принципиально другая машина. Внешне она скорее напоминала не предшественников, а Praga TNH. Особенно это касалось ходовой части. На Škoda уже догадывались, что 8-катковая ходовая часть для высоких скоростей не подходит, поэтому создали собственное видение блокированной подвески системы Сурина. О копировании, естественно, речь не шло, но принципиальный подход тот же. Опорные катки большого диаметра (720 мм) позволяли уверенно двигаться на высокой скорости. Иначе выглядел и корпус, от предшественников в нем мало чего осталось. Существенно уменьшилась и длина корпуса — почти на полметра.
Как и требовалось в задании, боевая масса Pz.Kpfw. T-15 составляла 11000 кг. Приводил машин в движение мотор объемом 10,8 литров, имевший мощность 220 л.с. при 2800 об/мин. Этот означало оптимальную удельную мощность — 20 л.с. на тонну. Для справки, на VK 13.01, он же Pz.Kpfw.II n.A., ставился 180-сильный мотор. Ожидалась скорость порядка 60 км/ч. Толщина брони была как по ТЗ — 30 мм во лбу и 20 мм по бортам. Вооружение состояло из 37-мм пушки Škoda A19 и спаренного пулемета ZB.37. Курсовой пулемет не предусматривался. Танк получил новую башню, собранную из плоских листов. Также машина получила принципиально новую командирскую башенку.
Вместе с документацией был изготовлен полноразмерный макет, после чего отдали команду на изготовление опытных образцов. Вообще каждый из производителей стоил по пять машин, но было решено их выпускать не кучей, а по одному, по мере изготовления оттачивая конструкцию. Поэтому первый опытный образец Pz.Kpfw. T-15 построили в октябре 1941 года, а второй в декабре. Каждая из машин чем-то отличалась. Впрочем, с самого начала имелись отличия от макета и эскизных проектов. Для начала, полностью поменялась установка вооружения. От раздельной наводки пулемета отказались, теперь была единая подвижная бронировка. Вместо ZB vz.37 ставился немецкий пулемет MG 34. Изменилась конструкция командирской башенки, переделали ходовую часть, воздуховоды системы охлаждения. Мотор поставили немного другой — объемом 10,5 литров и мощностью 235 лошадиных сил. Но самое главное изменение — способ сборки. И корпус, и башня стали сварные. BMM, для понимания, на полностью сварные корпуса перешла только 2 года спустя.
Совместные испытания T-15, Pz.Kpfw.38(t) n.A. и VK 13.01 (MAN) начались с 16 марта 1942 года, на них выставили второй опытный экземпляр Pz.Kpfw. T-15. По состоянию на 27 июня 1942 года танк-разведчик из Пльзени преодолел 4022 километра. Правда, на 3900-м километре начались проблемы с мотором. Имелись претензии и к коробке передач. Подвеска работала отлично, а вот опорные катки крайне скверно показали себя во время езды по бездорожью. Не понравился немецким испытателям и небольшой клиренс (330 мм). Общей претензией к башням был недостаточный их объем. При этом прозвучала фраза в стиле «20-мм пушка лучше». Это выглядело лицемерием, поскольку 5 марта 1942 года появилась спецификация на Pz.Spw.Wg II Ausf. Škoda, согласно которой чешский танк должен был получить двухместную башню Daimler-Benz с 50-мм пушкой. Так вот, эта самая башня предполагалась на все три танка. Позже эта башня оказалась на разведывательном броневике Sd.Kfz.234/2.
По большому счету, конкурс на танк-разведчик оказался без победителей. Нет, официально выиграл VK 13.01 (MAN), он же Pz.Spw.Wg. Luchs, но учитывая дальнейшие события, победа была пирровой. Серия из 100 танков, при изначальном заказе в 800 машин — это слегка смешно. При это Škodawerke показала себя едва ли не самой заинтересованной стороной. Третья и четвертая опытные машины были сданы в сентябре 1943 года, а пятый образец — в конце 1944 года. И это за собственный счет. Но главное было в другом. Если BMM вообще как-то не проявляла особого рвения (типичная забастовка по-итальянски), то в Пльзени шло планомерное развитие танка.
Следующим вариантом машины стал T-15A, он предусматривал повышение боевой массы 12500 кг, но при этом ставился другой мотор. Тоже V-образный 8-цилиндровый, но объемом 12,75 литра и мощностью 250 лошадиных сил. Также предусмотрели третий проект — T-15D. Тоже 12500 кг боевой массы, но 200-сильный дизельный мотор объемом 13,8 литров. Длина корпуса возрастала до 4880 мм, а листы башни с подбашенной коробкой ставились на манер Т-34. Также, на манер Т-34, во лбу появлялся люк механика-водителя. В Пльзени проект довели до стадии полноразмерного макета, но на этом работы прекратились.
При всех минусах Škoda T-15 (Pz.Kpfw.T-15) стал самым оригинальным из чешских танков, созданных в период оккупации. Впрочем, и на бумажном фронте в Пльзени поработали очень неслабо. Чтобы кто-то с нуля строил для немцев танк — этого более никто не делал. Далее работы по Škoda T-15 пригодились во время разработки Škoda T-17, уже для чехословацкой армии. При этом ситуация повторилась: в то время как ČKD начала «пилить» задел в виде шасси Pz.Kpfw.38(t) n.A., их конкурентам из Škoda как-то было не тяжело разработать машину почти с нуля.
Автор выражает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera) и Франтишеку Роцкоту (František Rozkot), Чехия, за помощь в подготовке материала.
Список источников:
- US NARA
- Bundesarchiv
- Архив Юрия Тинтеры
- Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 2, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2014
- rotanazdar.cz/?p=2133&lang=cs
- ftr.wot-news.com
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/tankrazvedchik-ot-shkody-61a8beb93ac5563b15300081?&