1

6 июля 1927 года на вооружение Красной армии был принят танк сопровождения пехоты Т-18, более известный под обозначением МС-1. Эта машина разрабатывалась советскими специалистами и стала первым по-настоящему массовым танком отечественной разработки. Больше того: Т-18 оказались самыми многочисленными танками 20-х годов. В СССР их построили больше, чем в это десятилетие произвели танков во всех остальных странах мира, вместе взятых.

Ответ Чемберлену

Успешные испытания опытного образца танка сопровождения открыли ему дорогу в серию. 20 июня 1927 года, ещё до принятия Т-18 на вооружение, состоялось заседание Орудатреста (Орудийно-арсенального треста, ОАТ), на котором обсуждался выпуск этих танков. Рассматривались различные варианты объёма производства, правда, все они были уже не такими оптимистичными, как в марте 1923 года. Принятый по итогам заседания пятилетний план оказался вполне реалистичным. Всего предполагалось построить 927 танков, из них 12 за 1927/28 годы, 175 за 1928/29, 200 за 1929/30, 240 за 1930/31 и 300 за 1931/32 годы.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Продольный разрез Т-18 первой серии

Штаб РККА просил ускорить запуск серийного производства Т-18, но сделать это было не просто. Нужны были дополнительные производственные площади. Завод «Большевик» являлся многопрофильным предприятием. Здесь строили и орудийные системы, и трактора, и жертвовать ими в угоду производства танков никто не собирался. 2 августа 1927 года на заседании коллегии Военно-промышленного управления (ВПУ) обсуждалась реорганизация производства на «Большевике». Было решено построить новый корпус для производства танковых и тракторных двигателей. 100 000 рублей выделялось на слом и перенос старого производства газового завода, на месте которого строился новый корпус. Для закупки оборудования для танкового производства выделялось 597 000 рублей. Ещё 330 000 рублей выделялось на изготовление приспособлений и инструмента, необходимого танковому производству.

Закупить необходимое оборудование за рубежом оказалось непросто. Договориться удалось лишь с Германией. Там было закуплено практически всё электрооборудование, на моторах советских танков использовались карбюраторы Pallas. Вот так для ковки советского танкового меча использовалась и немецкая наковальня.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Один из первых Т-18 первой производственной серии. Брезентовые передние крылья не установлены

17 сентября план на 1927/28 годы был скорректирован, окончательно утвердили эти изменения на заседании Орудатреста 4 октября. Теперь вместо 12 в этот период предполагалось построить 23 танка. Вместе с 23 танками планировалось сдать 60 тракторов. План на 1928/29 годы теперь предусматривал производство 85 Т-18 и 80 тракторов. После того, как был бы построен новый цех, на «Большевике» предполагалось выпускать по 150 танков и тракторов, а также по 300 авиационных двигателей в год.

Одновременно рассматривался вопрос увеличения объёма выпуска Т-18 за счёт привлечения к производству новых площадок. Одной из них мог стать Харьковский паровозоремонтный завод (ХПЗ). Но на ХПЗ Т-18 так и не прижился: вместо малого танка сопровождения в Харькове решили организовать производство манёвренного (среднего) танка, также разработанного под руководством Шукалова.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Этот же танк сзади. Видна запасная шаровая установка пулемёта, прикрытая заглушкой

Временем начала работ по выпуску 23 Т-18 считалось 1 октября 1927 года, сдать последние машины годового задания предполагалось к 1 октября 1928 года. На заводе, впрочем, не разделяли оптимизма Орудатреста. На совещании, прошедшем на «Большевике» 9 октября 1927 года, руководством завода было оговорено, что 23 танка получится сдать при условии обязательного выполнения ряда условий. В их числе было усиление станочного парка, закупка за рубежом необходимого оборудования и материалов, определение поставщика установок для пулемётов и орудий, а также форсирование работ по танковой броне. Также заводу требовались квалифицированные рабочие в количестве 80 человек, которые в то время были «дефицитом». Завод просил закупить за рубежом материалы сразу на двухлетнюю программу, причём как для танков, так и для тракторов.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Как и у Т-16, на каждый борт приходилось по 3 поддерживающих катка

К марту 1928 года необходимого для постройки первой партии танков оборудования всё ещё не было. Между тем, к 23 танкам, предусмотренным планом, добавился ещё один: выпуск второго Т-16 отменён не был. Тогда же, в марте 1928 года, снова было решено строить Т-18 в Перми. По артиллерийскому вооружению повторилась ситуация, сложившаяся при производстве «Рено-Русского». На заводе №8 им. Калинина ремонтировались 5-ствольные пушки Hotchkiss, стволы от которых и брались для танковых пушек.

Аппетиты военных продолжали расти. В начале апреля начальник снабжения РККА П.Е. Дыбенко предложил увеличить объём выпуска на 28–29 годы с 85 до 110 Т-18. Заводское руководство в ответ сообщило, что для выполнения такой задачи понадобятся дополнительные станки и рабочие. В результате план остался прежним.

В это же время завод получил задание разработать технический проект танка сопровождения Т-19. Эта машина, создание которой инициировало командование Красной армии, должна была развивать максимальную скорость 25 км/ч. Тогда же, в апреле 1928 года, «Большевик» загрузили работой по теме манёвренного танка Т-12: в Ленинграде предполагалось выпускать двигатели для этой машины.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Конструкция башни Т-18 первой и второй производственных серий

При подготовке к серийному производству в конструкцию Т-18 было внесено множество изменений. Существенно была переделана носовая часть корпуса. Теперь она изготовлялась в виде большой литой детали, на которой находились крепления ленивцев. Серьёзно было переделано моторное отделение. Полностью изменилась конструкция воздухопритока, переделке подвергся отсек, в котором находился глушитель. После испытаний была переделана ходовая часть, также конструкторы окончательно отказались от жёстких передних крыльев. Вместо них были разработаны брезентовые крылья, которые могли быстро сниматься. Небольшие изменения были внесены в конструкцию смотровых щелей механика-водителя.

В отличие от Т-16, на серийном танке появилась передняя фара и кормовой фонарь, а также звуковой сигнал. Это оборудование было импортным, производилось немецкой фирмой Bosch. Переделкам подверглась и башня. На месте эвакуационного люка появилась заглушка под запасную шаровую установку пулемёта. Интересно, что у бронеавтомобиля БА-27, который оснащался той же башней, она осталась в исходной конфигурации Т-16.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Третий вариант орудийной установки стал основным для Т-18

18 апреля 1928 года между Орудатрестом и Обществом содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) был заключён договор на поставку 30 танков сопровождения без вооружения, но с запчастями и принадлежностями. Каждый такой танк обходился в 26 500 рублей. Согласно договору, на каждую машину наносилась надпись. Сроком сдачи было определено 30 октября 1928 года, но вложиться в этот срок не удалось.

Летом 1928 года была начата подготовка к серийному производству и был испытан первый серийный двигатель для Т-18. 12 июня 1928 года первый Т-16 был передан в Красногородский лагерь им. Фрунзе, где он использовался на Курсах механической тяги. Машину перед этим снова переделали: наиболее заметным изменением стала литая носовая часть корпуса, которая, впрочем, отличалась от носа Т-18. В таком виде Т-16 и эксплуатировался.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Танк второй серии на испытаниях. Это один из 7 танков второй серии, построенных на средства ОСОАВИАХИМа

К 14 сентября на «Большевике» в работе имелся 21 двигатель Т-18, из которых 5 прошли испытания и 4 находились в процессе обкатки. Хуже обстояла ситуация с корпусами: 6 из них были собраны полностью, столько же находилось на сборке, ещё 3 на клёпке. Заводу не хватало сборщиков и заклёпок — в связи с последним завод получил от Орудатреста разрешение на использование болтов. Траков, среди которых было много бракованных, набиралось на 14 танков. На стадии окончательной сборки находилось всего 4 танка. Заводское руководство пришло к выводу, что план на 1927/28 годы будет выполнен примерно с месячным опозданием.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

7 ноября 1929 года: первый парад с участием МС-1

Хотя ни один танк первой серии ещё не был готов, в конструкторском бюро (КБ) Орудатреста работали над модернизацией Т-18. Со второй серии планировалось внедрить в конструкцию изменённый ленивец, а также другие поддерживающие катки. Количество поддерживающих катков увеличивалось до 4 на борт. Кроме того, была усилена подвеска, на её свечах появились отбойники.

Впрочем, сначала надо было построить хотя бы 23 танка первой серии. К 3 ноября были собраны все двигатели, из них 16 прошли испытания. Из 23 корпусов удалось закончить 18. 7 танков к тому моменту было сдано, испытывались 4 машины, ещё 3 находились на завершающей стадии сборки. 1 декабря началась сборка двигателей и корпусов для оставшихся 7 танков, заказанных ОСОАВИАХИМом. К тому моменту число принятых машин достигло 14 штук. А к концу декабря все 23 машины первой серии были предоставлены для испытаний.

Танк получился вполне удачным. Боевая масса машины составила 5900 кг, максимальная скорость движения — 15,5 км/ч. Испытания танка показали удовлетворительные результаты — правда, были зафиксированы и различные дефекты: неисправности двигателя, подвески, поломки тормозов. По итогам испытаний был составлен список необходимых исправлений.

Очень часто использующийся в литературе по отношению к танкам первой серии индекс «МС-1 обр.1927 года» не является историчным. МС-1 в документах разделялись исключительно по сериям. Первый серийный Т-18 получил номер 301, от этого числа и велась дальнейшая нумерация.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Танки второй серии можно легко отличить по пулемёту ДТ и четырём поддерживающим каткам на борт. Также на свечах подвески появились отбойники

В танках первой серии отсутствовал электрический стартер, его получили машины начиная с 24-й, то есть со второй серии. При сборке корпусов и башен стало понятно, что необходимо дополнительно шлифовать кромки листов, которые поступали с Ижорского завода. В конструкцию силовой установки танков второй серии было внедрено 152 переделки, в конструкцию ходовой части и других узлов машины — ещё 85 наименований. Вместо спаренного пулемёта Фёдорова было решено установить новейший танковый пулемёт Дегтярёва — ДТ. Несмотря на некоторые «детские болезни», ДТ стал огромным шагом вперёд. Заменив пулемёт, пришлось переделывать не только шаровую установку, но и укладки под магазины.

Ещё в 1926 году начались работы по переделке пушки «Гочкис». На танки первой серии ставился второй вариант орудия, разработанный в 1927 году. К 1929 году был готов третий вариант орудия с универсальным прикладом и изменённым оптическим прицелом. В отличие от орудий предыдущих модификаций, эта пушка делалась с нуля. Первые образцы были готовы в начале 1929 года, поначалу у этих «Гочкисов» имелись проблемы, связанные с браком стволов.

Летом 1928 года стало ясно, что в указанную в договоре стоимость танка завод не вписывается. К 1 октябрю сумма расходов на каждый танк составила 37 500 рублей, а конечная цена была определена в примерно 45 000 рублей. В связи с этим завод просил Артиллерийское управление не устанавливать твёрдые цены на 78 машин, которые предстояло выпустить в 1928/29 гг. Фактически каждый танк первой серии обошёлся в 57 000 рублей, стоимость танков второй серии определили в 46 000 рублей.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Погрузка на болиндер, 1930 год

Сдача первых танков 2-й серии оказалась сорвана из-за того, что 18 декабря в Ленинграде началось наводнение, которое не закончилось и к началу января 1929 года. Вода стала затапливать некоторые цеха «Большевика», часть рабочих пришлось направить на ликвидацию стихийного бедствия. Это же наводнение стало причиной задержки артиллерийских испытаний танков первой серии. Окончательное принятие построенных танков задерживалось и в связи с массовой заменой различных деталей на новые. Первые два Т-18 удалось окончательно сдать и отправить с завода только к концу марта 1929 года.

Танки, которые выпускались по заказу ОСОАВИАХИМ, с правой стороны башни были украшены слоганом «Наш ответ Чемберлену». С левой стороны башен были нанесены надписи «Батрак», «Московский Металлист», «Совторгслужащий СССР», «Горнорабочий СССР» и «Железнодорожник — страж СССР». Эти танки участвовали в параде 7 ноября 1929 года, а в дальнейшем использовались как учебные. 3 танка ушло на склад №37, 16 танков — в 3-й танковый полк, 10 — на Броневые командные курсы. Ещё один танк отправился в Пермь, на Мотовилихинский машиностроительный завод, где налаживалось производство Т-18.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Эти же машины спереди

Работы по танкам оставшейся части 2-й серии (78 машин) начались в апреле 1929 года, полноценная их сборка началась летом. 29 июня 1929 года в работе находилось 42 корпуса, из них 29 готовых. Также в работе было 30 двигателей, из них 8 готовых. Столько же — 8 штук — было готово и танков.

В это же время пришлось вносить очередное изменение в конструкцию машины. Выяснилось, что на рёбрах диска ведущих колёс почти всех выпущенных танков появились трещины. Было решено ставить на танки стальные литые ведущие колёса, поначалу их получили танки первой серии. Велись и опытные работы с Т-16. Вместо катков с обрезинкой он получил цельнометаллические катки.

К 25 июля 1929 года на гарантийную обкатку вышел 21 танк второй серии. К 1 сентября число вышедших танков увеличилось до 40, 15 из них уже ушли с завода. К 23 сентября количество готовых танков достигло 50 штук. Полностью танки второй серии были сданы в ноябре 1929 года

Модернизация с орлиными когтями

К весне 1929 года работы по танкам сопровождения стали вестись сразу в нескольких направлениях. Во-первых, началась разработка танка Т-19 с 75-сильным двигателем и новой ходовой частью. Ожидалось, что он будет разгоняться до 25 км/ч. Во-вторых, появился проект Т-18 бис, эта тема позже развилась в Т-20. Это был тот же Т-18, но с некоторыми усовершенствованиями и улучшением динамических характеристик. В-третьих, 7 марта 1929 года появились соображения по модернизации Т-18 третьей серии, которая, согласно планам, должна была включать 150 танков. Эта машина должна была стать более быстрой (максимальная скорость до 18 км/ч) за счёт форсирования двигателя до 45 лошадиных сил. Максимальная скорость должна была увеличиться до 18 км/ч. Впрочем, на заводе к возможности подобного увеличения мощности отнеслись со скепсисом: имелись сомнения в надёжности форсированного двигателя.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Т-18 второй и третьей производственных серий на одной платформе. Хорошо видна разница в башнях и ленивцах. Впрочем, позже на танках второй серии появились такие же ленивцы

Толщину брони танков третьей серии Шукалов предлагал уменьшить с 16 до 14 мм. Уровень защищённости предполагалось сохранить прежним за счёт повышения качества брони. Башня должна была получить развитую кормовую нишу. Связано это было с разработкой новой, более мощной пушки Б-3 калибра 37 мм, а также с планами по установке радиостанции. В списке изменений фигурировали и новые полностью литые траки безо всяких заклёпок. Новые траки были более прочными и обеспечивали лучшее сцепление — из-за этого они даже получили официальное обозначение «орлиный коготь». Позже к новым тракам добавились переработанные ленивцы (чертёж 1-18-251), новые поддерживающие катки (чертёж 1-18-233) и ведущие колёса (чертёж 1-18-239). Изменилась конструкция глушителя — теперь он имел цельный корпус.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Трак новой конструкции. В переписке его называли «орлиный коготь»

Пессимизм заводского руководства оказался оправданным. В ходе испытаний форсированного двигателя стало понятно, что придётся несколько умерить аппетиты. В июле 1929 года было принято решение увеличить мощность лишь до 40 лошадиных сил вместо 45. Одновременно с этим танк должен был получить 4-скоростную коробку передач, которую, впрочем, следовало сначала испытать на одном из танков второй серии. Опорные и поддерживающие катки на танки третьей серии было решено оставить прежними, а вот ленивец и кронштейны ведущих колёс поменялись. Оставался нерешённым вопрос с ведущими колёсами. Требовалось что-то делать и с дефектами резиновых бандажей, которые поставлялись «Красным треугольником».

Объём заказа увеличился: теперь планировалось построить 180 Т-18 третьей серии. Первые 5 танков ожидались в январе 1930 года, 10 в феврале, 15 в марте — и далее, начиная с апреля, по 25 штук в месяц. Эти ожидания, правда, не соответствовали мощностям завода: для ежемесячного выпуска 25 танков требовалось увеличить станочный парк. Несмотря на это, в начале 1930 года планка снова была поднята, на сей раз до 305 танков.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Ранние машины третьей серии имели траки старой конструкции, которые постепенно заменялись на новые

В начале 1930 года появилась идея собирать корпуса и башни Т-18 не заклёпками, а с помощью сварки. Это решение советские танкостроители подсмотрели у немцев, которые с лета 1929 года испытывали свои танки на полигоне ТЕКО под Казанью. Сварное соединение было более прочным, а созданные с его помощью корпуса получались дешевле. Планировался быстрый переход на сварку, но опытные работы по этой тематике сильно затянулись. Первый сварной корпус был готов на Ижорском заводе только 28 июля 1930 года. Хотя встречаются утверждения, что было налажено серийное производство сварных корпусов для МС-1, на самом деле это не так. Затянулась разработка 4-скоростной коробки передач, третья серия выпускалась без неё.

Существенный рост плана не особо повлиял на темпы выпуска: к 31 мая было готово 34 танка, из которых окончательно сдано было 23. К 18 октября из 305 предусмотренных планом танков было передано на приёмку только 216. В авральном порядке оставшиеся машины достраивались без башен, которые недопоставил Ижорский завод. К утру 1 ноября завод доложил о готовности, в том или ином виде, 312 танков. Но 10 ноября к первому пробегу было предъявлено 238 танков, 151 из которых удалось сдать. Не хватало 82 башен.

Такое положение вещей спровоцировало проверку силами ОГПУ и стало причиной первой волны репрессий, которые прокатилась по советским танкостроителям. Пострадали ответственные исполнители на «Большевике», Ижорском заводе и других предприятиях. Арестованными оказались и некоторые сотрудники КБ ОАТ, например, Н.В. Цейц. Реальный объём выпущенных танков составил 305 штук, причём последние из них досдавались позже определённого планом срока.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Зимние манёвры. Т-18 второй серии оснащены новыми ленивцами

Проблемы с производством корпусов сильно тормозили производство Т-18. Интерес вызывает весьма странная отчётность завода. Начиная с осени 1930 года заводские данные существенно расходятся с теми, которые шли в Управление механизации и моторизации Красной армии (УММ). Например, дополнительно (по «особому кварталу») в последние 3 месяца 1930 года завод сдавал 90 танков. Фактически сдавались эти машины вплоть до весны 1931 года. Реальный объём выпуска Т-18 в этот период, включая 12 танков, сданных Мотовилихинским машиностроительным заводом, составил 317+90 машин, то есть 407 танков. В ряде справочников указывается, что 317 танков было произведено в 1929 и 90 — в 1930 годах, связано это с изменением системы учёта выпуска. На самом деле эти 407 танков выпускались в 1930 году и в начале 1931 года.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Т-18 четвёртой, наиболее массовой серии. Наиболее заметным внешним изменением стало появление новых ленивцев

Выпуск танков «особого квартала» совпал с внедрением в конструкцию изменений, которые должны были получить танки четвёртой производственной серии. Была усилена подвеска, установлена наконец 4-скоростная коробка передач. В ноябре 1930 года прошли испытания трёх типов ведущих колёс. Наиболее удачным оказалось тюльпанообразное ведущее колесо (чертёж 19595), которое пошло в серию ближе к концу декабря 1930 года. Ещё одним изменением стал перенос кормового фонаря влево.

Предполагалось, что в 1931 году будет построено 720 танков, но уже 18 ноября 1930 года это число сократилось до 550 штук. Позже количество Т-18 сократилось ещё в несколько раз (до 144 штук), зато появились грандиозные планы на постройку 555 Т-20 и 25 Т-19. Правда, они так и остались на бумаге. Дело в том, что у Т-18 появился опасный конкурент — английский танк Vickers Mk.E, принятый на вооружение Красной армии как Т-26. Шукалов старался отстоять свои машины, но командование Красной армии понимало, что английская машина лучше. Она существенно превосходила по подвижности не только Т-18, но и все похожие разработки КБ ОАТ. Также английский танк был проще по конструкции, и даже его двухбашенный вариант (Vickers Mk.E Type A) теоретически можно было вооружить 37-мм пушкой. К февралю 1931 года было принято решение о начале производства Т-26 на «Большевике».

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Этот же танк спереди

Из-за постоянных изменений плана по выпуску танков разобраться в этом хитросплетении очень сложно. Например, «Большевик» планировал произвести 370 танков, но со второй половины 1931 года Т-18 вообще пропадает из программы завода. В реальности же 1931 год стал самым «урожайным» для Т-18. 4-я серия стала самой массовой. Было заказано 430 танков, и все они были предъявлены на испытания к 1 января 1932 года. А вот заводские документы свидетельствуют о производстве в этот период от 750 до 790 танков. Этого не может быть физически, поскольку к 15 марта 1932 года в Красной армии числилось всего 959 Т-18.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

На танках четвёртой серии кормовой фонарь крепился с левой стороны

На Мотовилихинском машиностроительном заводе было построено 12 танков третьей серии и 15 танков четвёртой серии. То, что нормальных темпов танкового производства здесь достичь не удастся, стало ясно весной 1931 года. 8 мая 1931 года состоялось заседание Реввоенсовета СССР, посвящённое изменениям в танковой программе. На нём было принято решение оставить за заводом доделку 10 танков и более танковых заказов ему не давать.

В общей сложности оба завода построили, включая опытный Т-16, 961 танк. Не без проблем, но советская танковая промышленность смогла сделать даже не шаг, а прыжок. Такого количества танков в этот период не строила ни одна страна мира. СССР вошёл в число ведущих танкостроительных держав.

Боевой дебют

Т-18 первой производственной серии были распределены в основном по учебным частям. Поэтому эти машины практически невозможно увидеть в хронике. Похожая судьба была и у 7 танков второй производственной серии, которые строились на средства ОСОАВИАХИМ. Правда, они попали на фотографии на параде 7-го ноября 1929 года, когда Т-18 впервые показали широкой общественности.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Т-18 второй серии на параде в Ленинграде. Вместо пушек у некоторых танков макеты

К концу лета 1929 года наибольшее количество Т-18 находилось в составе Сводного механизированного полка. Всего он имел 28 таких танков, из которых 13 относились к машинам первой серии, а оставшиеся 15 — ко второй серии. Этот полк участвовал в крупных манёврах, проходивших в Белоруссии в сентябре 1929 года. Самыми распространёнными проблемами танков на манёврах стали износ ведущих колёс (18 машин) и выход из строя опорных катков (27 машин). Несмотря на это, машины оказались достаточно надёжными. Одной из причин проблем с эксплуатацией танков стала недостаточная квалификация механиков-водителей.

Вместе с тем, уже тогда была высказана претензия в адрес тихоходности Т-18. Именно по этой причине были запущены работы по созданию Т-19 и более скоростных вариантов Т-18.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Обслуживание танков из отряда ОДВА, ноябрь 1929 года. Именно эти машины участвовали в боях за КВЖД

Осень 1929 года стала и временем боевого дебюта первого массового советского танка. В это время Красная армия участвовала в конфликте на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). 10 Т-18 оказались в числе подкреплений, присланных для готовившей наступление Особой дальневосточной армии (ОДВА). 1 танк при разгрузке был сильно повреждён, его разобрали на запчасти. Боевой дебют советских танков состоялся рано утром 17 ноября 1929 года, во время Маньчжуро-Чжалайнорской операции. Танки оказали существенное влияние на ход боевых действий. Спустя считанные дни китайцы запросили перемирия, на этом конфликт на КВЖД был исчерпан. Больше Т-18 в боях не участвовали (по крайней мере как танки).

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Т-18 на первомайском параде в Москве. Впереди идут танки третьей серии, за ними танки второй серии

1-я механизированной бригада принимала участие в манёврах Белорусского и Московского военных округов, которые проводились с 20 августа по 1 октября 1930 года. На вооружении 2-го полка бригады имелся 61 Т-18, а в 1-м полку имелись 3 танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Как и на манёврах осенью 1929 года, Т-18 оказался слишком тихоходным. Военным требовался более подвижный танк с максимальной скоростью 35–40 км/ч. Также поступали жалобы на плохой обзор из башни.

На вооружении бригады имелись танки третьей серии, к которым возникли дополнительные претензии. Из-за кормовой ниши башня оказалась неуравновешенной. Для решения этой проблемы предлагалось поменять пушку с пулемётом местами, а также переделать сиденье.

Нередко танкисты жаловались на то, что бились головой о стенки башни. Здесь помогло появление танкового шлема, который «подсмотрели» у немцев. Интересно, что сами немцы вскоре от танкового шлема отказались, позаимствовав у шведов шлем-берет образца 1926 года. А немецкая конструкция эволюционировала во всем известный советский танковый шлем, в разных вариантах до сих пор использующийся танкистами многих стран.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Заправка в полевых условиях. Видны отличия между танками третьей и четвёртой серий

К 1 марта 1931 года количество Т-18 в частях перевалило за 500 штук. Наибольшее количество имелось в Отдельном учебном танковом полку Московского военного округа (103 танка) и 2-м танковом полку Ленинградского военного округа (104 танка). Эти машины стали «учебной партой» для советских танкистов. Несмотря на свои многочисленные недостатки, Т-18 стал первой по-настоящему массовой машиной, благодаря которой появилась возможность готовить кадры для танковых войск. Следует отметить, что большинство зарубежных танков аналогичного класса того времени были не лучше советской машины.

Пик карьеры Т-18 пришёлся на весну 1932 года, когда численность этих танков достигла 959 штук. Больше всего этих машин (141 штука) имелось во 2-м танковом полку Дальневосточного военного округа.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Т-18 третьей серии, брошенный в Днепропетровске. Лето 1941 года

На «Большевике» ещё во второй половине 1931 года начался выпуск Т-26, который явно превосходил Т-18. Уже весной 1932 года примерно треть этих танков находилась в учебных частях. Летом 1933 года в боевых частях числилось 485 Т-18, то есть половина от выпущенных. 16 мая 1934 года 59 Т-18 было передано военным кафедрам, а 250 танков перешло в распоряжение ОСОАВИАХИМ. Машины отслужили своё и постепенно уступали место в боевых частях более совершенным танкам.

Юрий Пашолок. Т-18: серийный ответ Чемберлену

Т-18 с 45-мм пушкой, переоборудованный в неподвижную огневую точку. Все дожившие до наших дней танки этого типа прошли через такой этап

К началу 1938 года осталось 862 Т-18, изношенных и окончательно устаревших. Из них 160 использовалось в Ленинградском военном округе в качестве неподвижных огневых точек. 1 августа 1938 года было принято постановление Комитета обороны при Совете народных комиссаров Союза ССР № 180сс «Об использовании имеющихся в РККА не серийных старых типов танков». Согласно ему, 2 Т-18 отправлялись в музей при НИБТ Полигоне, остальные предназначались для использования в качестве огневых точек. 70 таких танков были перевооружены и получили 45-мм танковые пушки.

Часть Т-18 сохранилась в рабочем состоянии даже к лету 1941 года. По крайней мере, такие машины встречаются на немецких фотографиях. Увы, до наших дней ни одного танка с комплектной ходовой частью и тем более с двигателем не сохранилось. Все вытащенные с укрепрайонов машины внутри пустые, их ходовая часть демонтирована. Даже оригинальная носовая деталь корпуса сохранилась лишь у одного танка, который ныне находится в Музее отечественной военной истории (деревня Падиково Московской области). Оригинальных траков сохранилось всего несколько штук.

Источник — https://warspot.ru/11733-t-18-seriynyy-otvet-chemberlenu

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account