Рассказ об американском танке М3 Легком (Light Tank M3), одном из воевавших экспонатов Музейного сектора парка «Патриот»
Основная масса экспонатов танкового музея в Кубинке — это бывшие полигонные машины, далее попавшие в музей. Вместе с тем, такая судьба была не у всех танков и САУ. Например, легкий танк Т-70 и Т-34 с именем собственным «Снайпер» являются «эхом войны», найденные на местах сражений в ходе поисковых мероприятий. Поисковая деятельность продолжилась и после того, как ЦМ БТВТ вошел в состав парка «Патриот». На ход такие находки уже на ставили, превратив их в своеобразные капсулы времени.
В музейном секторе парка «Патриот» находятся некоторое число танков и САУ, обнаруженных в ходе поисковых работ. Некоторые из них вполне персонализированные, какие-то еще ждут своего часа. Не все из них сохранились в целом виде, тем не менее, они такие же частички истории. Одной из таких частичек являются останки американского легкого танка М3 Легкий, который был поднят весной 2017 года из реки Дон.
Вокруг М3 Легкого (или М3Л, так в Красной Армии обозначался Light Tank M3) сложилось немало стереотипов. Это и якобы ненужный, плохой танк, и якобы «каноничная» конфигурация танка, который поставлялся в Советский Союз. Почему-то «советским Стюартом» нередко считают Light Tank M3 со сварной восьмигранной башней D38976. Вот только это были не танки по ленд-лизу (их закупили еще в 1941 году), поставили их чуть больше 50 штук, и вообще это Stuart I, то есть танки по английскому заказу.
Более массовой стала версия танка, которая оснащалась башнями D39273. Ставить их начали с Light Tank M3, имевшего серийный номер 1946, изготовили его в сентябре 1941 года. Башня эта имела характерную форму с гнутыми бортами и очень характерной смотровой башенкой. Вообще в створках люка башенки должны были ставить перископические смотровые приборы, но выпускать их начали позже. Первые такие танки (38 штук) прибыли с конвоем PQ-13 в самом конце марта 1942 года.
Гораздо больше (178 танков) прибыло 5 мая 1942 года вместе с конвоем PQ-15. Далее, 29 мая, прибыл конвой PQ-16, с которым пришло еще 147 танков. Часть из них уже была с башнями D58101. В дальнейшем именно этот вариант стал самым массовым среди М3 Легких. Что же касается танков с башнями D39273, то в общей сложности их наберется где-то три сотни. Это делало их одними из самых массовых легких танков данного типа.
Среди прибывших с конвоем PQ-15 транспортов был S.S. Expositor, для которого это оказался второй поход (до того он ходил с конвоем PQ-6). На борту транспорта находилось 22 танка, а также их вооружение, радиостанции и прочие принадлежности. Номера танков писались довольно криво — только последние две цифры. Уже дальше удалось найти первые две цифры — 35. По этому номеру удалось определить, что транспорт привез танки выпуска февраля 1942 года, изготовили их на заводе American Car & Foundry в Бервике, штат Пенсильвания.
В числе прибывших на S.S. Expositor танков была машина с серийным номером 3561 и регистрационным номером U.S.A. W-306913. Сначала машина отправилась в Горький, где тогда был центр по приемке и распределению зарубежной военной техники. Далее матчасть уходила в учебные танковые бригады, а оттуда в части, которые шли на фронт. Пока танк находился в Горьком, его «догнали» машины, прибывшие с конвоем PQ-16. В результате смешались танки с башнями D39273 и D58101.
Как раз такой винегрет и достался 130-й танковой бригаде (командир — С.К. Нестеров). В мае 1942 года бригада почти перестала существовать после печально известного наступления под Харьковом. Со 2 по 15 июня 1942 года ее переформировали в селе Чернецком, что юго-западнее Купянска, из остатков частей, также попавших в окружение. Всего бригада получила 38 М3 Легких, далее их число выросло до 39. После переформирования бригаду включили в состав 24-го танкового корпуса.
23 июня состав бригады изменился: к тому моменту в ней числилось 21 М3 Легких и 25 Т-34. 28 июня 24-й ТК вошел в подчинение Брянского фронта, находясь при этом в районе города Старый Оскол. Первые боестолкновения корпуса с противником произошли 2 июля, правда, 130-я танковая бригад пока в бой не вступала, занимая оборону. На следующий день корпус получил приказ обеспечивать выход войск 40-й армии. К тому моменту в 130-й танковой бригаде оставалось 20 Т-34 и 17 М3 Легких.
К 5 июля 1942 года основной задачей 130-й ТБр стала оборона переправы через Дон и обеспечение выхода других частей на восточный берег. 7 июля противник прорвался в Урыв-Покровское, стремясь перерезать переправу. В бой были брошены танки 54-й и 130 танковой бригады. В результате была подбита немецкая самоходная установка, также было уничтожено 2 танка. Собственные потери – 2 сгоревших М3 Легких. В этот же день началась переправа на восточный берег малых танков Т-60.
В ночь 7 на 8 июля была предпринята атака венгерской пехоты. В результате паники командование 2-го танкового батальона 54-й танковой бригады бежало на восточный берег Дона, приказав утопить танки. 3 Т-34 утопили, 1 подожгли, а 4 бросили на поле боя. В аналогичных условиях был утоплен 1 М3 Легкий из 130-й танковой бригады. Несколько М3 Легких (по венгерским источникам 3 штуки) досталось неповрежденными венграм. За это командование 2-го ТБ было расстреляно.
Не менее двух танков венграм удалось ввести в строй, один из них получил регистрационный номер 1H-402. Существует заблуждение, что захваченными были Light Tank M3A1. Дело в том, что M3 с башней D58101 очень похож на M3A1, разница, прежде всего, в корпусе и деталях башни. На снимках четко видно, что это именно M3, иногда такие танки называют «гибридами». Еще один трофейный М3 Легкий был с башней D39273, как и машина, ныне стоящая в парке «Патриот».
Несмотря на постоянные потери в результате оборонительных боёв, части 24-го танкового корпуса продолжали удерживать переправу. К 20 июля 1942 года в 130-й танковой бригаде оставалось 2 М3 Легких и 2 переданных ей Т-60. Части корпуса обороняли переправу вплоть до 27 июля, когда была дана команда о ее выводе из зоны боевых действий. 24 числа оставшиеся танки 54-й и 130-й танковых бригад, а также 4-й гвардейской танковой бригады, свели в батальон под командованием гвардии-майора Будрина. В нем числилось 6 Т-34, 30 Т-60 и 3 М3 Легких.
О том, что на дне реки находятся танки, местные жители и поисковики знали, но долгое время их подъемом не занимались. Впрочем, еще в 1980 году из Дона, в районе поселка Селявное, был поднят плавающий танк-разведчик Т-38. Ныне он также находится в экспозиции парка «Патриот», ранее машину восстановили на АЗЛК, она находилась в заводском музее. Что же касается М3 Легкого, то его подняли в апреле 2017 года, при участии местных военных, местных поисковиков и сотрудников парка «Патриот».
По неизвестной причине с танка сорвало башню, что, с точки зрения некоторых людей в погонах, его ценность снижало. Однако даже в таком виде его историческая ценность очень большая. На сегодняшний день это единственный воевавший в Красной Армии танк данного типа, сохранившийся до наших дней, и чья судьба более-менее известна. Изначально в парке «Патриот» имелась экспозиция «Эхо Войны». К моменту, когда М3 Легкий закончили приводить в порядок, данную экспозицию расформировали, поэтому он попал в сектор, посвященный боям 1942 года.
Несмотря на потерю башни, танк весьма интересен не только с исторической точки зрения. Было решено сделать из него «капсулу времени», то есть сохранить в том виде, как его нашли. Такой формат не менее интересен, правда, для полного понимания необходима информационная составляющая. Вот с этим пока беда. Вообще по некоторым машинам (например, СУ-122) в парке уже предпринимались попытки сделать специальные стенды. Но почему-то эта активность заглохла.
Даже в таком виде кое-что о данном танке можно понять дополнительно. Для начала, он был линейным, то есть радиостанции не стояло. Это легко определяется по тому, что в надгусеничных полках стоят пулеметы Browning M1919A4. Без их демонтажа установка блоков радиостанции была невозможна. Если вы видите эти пулеметы, это четкий признак, что радиостанции в танке нет. По 1941-42 году таких танков немало и в американской армии.
Кроме того, на этом танке были установлены шпоры, которые сохранили во время приведения танка в порядок. Ставили шпоры довольно часто, поскольку на мягком грунте сцепные свойства резинометаллических траков T16E1 были низкими. Шпоры резко повышали сцепные свойства, но скорость снижалась, а танк при езде весьма так трясло. Поэтому в войсках проводили эксперименты по установке разного числа траков. Тем самым пытались найти баланс между плавностью хода и сцеплением с грунтом.
Само то, что такие экспонаты есть в музейном секторе, это хорошо. Вместе с тем, еще раз хочется повторить, что без информационного сопровождения выглядят они для обычных посетителей как груда железа. В случае же с данным танком этого самого сопровождения хватает с запасом. Это живой участник боёв лета 1942 года.
Список источников:
- ЦАМО РФ
- Память Народа
- Фотоархив Романа Алымова
- eBay
источник: https://dzen.ru/a/ZiC4L9OYaU6EI4Ol