История Light Tank M3A1, последней «малой» модернизации американского легкого танка
Американские танки к началу Второй мировой войны успели заметно подтянуться к общемировому уровню. Конечно, у них еще имелись недостатки вроде недостаточной продольной устойчивости и некоторой неопределенности по боевому отделению. Вместе с тем, такого глубокого кризиса, как у англичан или французов, тут явно не наблюдалось. К 1939 году на свет появился Light Tank M2A4, который стал дальнейшим развитием платформы Light Tank T2E1. Эта машина получила самую мощную пушку в классе, броню толщиной 25 мм по периметру, что тогда было нормой, 2-местную башню, а ее подвижность оказалась лучшей среди тогдашних легких танков. Минусов тоже хватало, но это от недостатка опыта. А его американская промышленность нарабатывала быстро. Ярким примером тому стало появление Light Tank M3, прямого развития M2A4. Эта машина уже ни в чем не уступала одноклассникам, кроме того, на ней устранили проблему с продольной раскачкой. Именно этот танк запустили в крупную серию. Настолько крупную, что хватило не только американцам, но и англичанам. Они и были авторами индекса Stuart (General Stuart), который и стал нарицательным для Light Tank M3.
Запуск Light Tank M3 в серию совсем не означал, что работы по машине закончились. Они только начинались. О том, что есть куда развиваться, американский Департамент Вооружений был прекрасно осведомлен. Началось всё с башни. Вместо клепаной конструкции довольно быстро внедрили сварную башню. Танк с такой башней стал первым из M3, который пошел в бой. Еще до этого момента была запущена работа по второй волне модернизации. Она привела к появлению третьего типа башни, имевшей чертежный номер D39273. Задание по этой башне было получено 27 марта 1941 года, а уже с октября того же года началось ее производство. Одновременно провели работы по модернизации смотровых приборов. Вместо стеклоблоков появились вполне современные призматические приборы наблюдения. В случае с самой башней американцы вернулись к гнутой конструкции бортов, явно не просто так. Есть подозрения, что со сваркой у них дела обстояли не самым лучшим образом.
С марта 1942 года началось производство Light Tank M3 с башней D58101. Новая башня лишилась смотровой башенки, которая отчасти отказалась бесполезной. Дело в том, что командир танка сидел справа и выполнял роль заряжающего. Он вообще ничего не видел и не слышал. Теперь же он получил отдельный люк, а также обещание установить перископический смотровой прибор. Более важным моментом стала установка 37-мм полуавтоматической пушки M6, оснащенной однополосным гироскопическим стабилизатором, разработанным Westinghouse Electric. Правда, установка стабилизатора усложнила наводку по горизонтали. Это привело к дальнейшим работам по танку, которые привели к созданию машины, получившей обозначение Light Tank M3A1. Первые образцы этого танка пошли в серию спустя считанные месяцы после появления Light Tank M3 с башней D58101.
Причины, побудившие к созданию M3A1, надо искать не только в большом неудобстве, которое вызывало наводка пушки с механизмом поворота башни, вынесенным сильно вправо. Накопилось слишком много изменений, чтобы продолжать именовать машину с прежним индексом. Кроме того, в марте 1942 года последовал циркуляр, согласно которому от практики установки курсовых пулеметов на средних танках отказывались. По поводу Light Tank M3 пока ничего не говорили, но и это уже стало вещью крайне необходимой. Дело в том, что пулеметы в надгусеничных полках отъедали место под радиостанцию. То есть либо пулеметы, либо радиостанция. И если на Light Tank M3 с башней D58101 пулеметы, хотя бы отчасти, продолжали ставить, то на новой модели от этого отказались.
Первый и единственный опытный образец Lignt Tank M3A1 был готов в мае 1942 года. На самом деле это не был совершенно новый танк. Его переделали из Light Tank M3 с регистрационным номером U.S.A.306923. Корпус не менялся, лишь амбразуры курсовых пулеметов заваривались. Главным отличием стала башня, получившая чертежный номер D58133. Единственным отличием стало то, что и перископический прицел M4, и перископический смотровой прибор M6 были на месте. Вообще их предполагалось ставить еще на башню D58101, но явно случился затык по производству. В остальном же снаружи новая башня ничем не отличалась от предшествующей конструкции.
А вот внутри ситуация выглядела совсем иначе. Башня D58133 получила подбашенную корзину, а также полноценные сиденья для наводчик и заряжающего/командира. Ручной механизм поворота башни перенесли назад. Кому-то решение о переносе не понравилось, но это явно лучше, чем крутилка, которой мог работать только командир. Одновременно появился гидравлический привод механизма горизонтального поворота башни. То есть ручной механизм был не более чем резервным. Наводчик отныне самостоятельно наводил башню по горизонтали. Правда, вылезло три проблемы, и все связаны с корзиной. Во-первых, подбашенная корзина получилась небольшой, поскольку внизу проходил вал от мотора к трансмиссии. Во-вторых, мотор поворота башни положили аккурат под ноги расчету. То есть внутри стало очень тесно, расчет сидел как эмбрионы. В-третьих, за боезапасом стало сложнее добираться.
Несмотря на все вылезшие проблемы, испытания показали, что плюсов больше. Да, неудобно, но раньше расчет прыгал через вал. Да и корзина стала необходимым злом. Зато боезапас вырос — до 106 унитарных патронов. Запас патронов к пулеметам существенно снизился, но и пулеметов стало на 2 меньше. Наконец, теперь все танки стали радийными. Одним словом, новую версию танка утвердили. Правда, в крупную серию ее запускать не торопились. Обычно пишется, что выпуск Light Tank M3A1 начался в мае 1942 года, но не уточняют объемы выпуска. Так вот, не считая опытного образца, за май 1942 года сдали всего 1 танк. Да и в июне их выпустили всего 17 штук. Скорее всего, выглядели они как опытная машина, то есть почти как Light Tank M3, но со всеми смотровыми приборами и заваренными амбразурами пулеметов в надгусеничных полках.
Полноценный выпуск Light Tank M3A1 начался с июля 1942 года. При этом завод American Car & Foundy в Бероуике сдавал Light Tank M3 и M3A1 по одному контракту — T-3165. То, что завод перешел на новую продукцию, наглядно показали объемы выпуска. За июль сдали 535 танков, за август 605, за сентябрь 592, за октябрь 835. В ноябре, по неизвестным причинам, случилась просадка выпуска (198 штук), поэтому доставали их в декабре, что привело к поистине чудовищной цифре — 1587 танков. Это была последняя гастроль, поскольку American Car & Foundy переходила на выпуск Light Tank M3A3. Последние M3A1 сдали в начале 1943 года — 17 в январе и 23 в феврале. Итого 4410 штук, из них подавляющее большинство за второе полугодие 1942 года.
Естественно, не забыли и дизельную версию, танки с моторами Guiberson T-1020–4. Впрочем, постепенно интерес к шайтан-машине, которую запускали при помощи пиропатрона, ослабевал. Кроме экономии топлива, более никакими достоинствами двигатель Guiberson T-1020–4 не обладал. Союзники такие моторы брали крайне неохотно, да еще выяснилось, что на морозе они плохо заводятся. Поэтому объем выпуска дизельных M3A1 оказался крайне скромным. За август 1942 на заводе в Сент-Чарльзе, штат Миссури, сдали 76 танков, за сентябрь 27 и за октябрь 108 штук. Итого 211 машин, из них 20 штук всё же кто-то забрал как союзная помощь. Следует отметить, что машина с серийным номером 5260, которая часто демонстрируется как образец дизельного M3A1, на самом деле переделана из M3. То есть это опытный экземпляр. Серийные дизельные машины имели серийные номера в разбросе 7723-7797.
Каким-то разнообразием, с точки зрения внешнего вида, Light Tank M3A1 похвастаться не могли. Первое время их явно делали из задела корпусов M3, причем как с клепаными бортами, так и сварными. При этом корма у таких машин еще оставалась клепаной (плюс соединения на болтах). Ситуация изменилась в июле 1942 года. С этого месяца верхний кормовой лист корпуса стал гнутым и изготовлялся из одной детали. Крепился он на болтах, поскольку был съемным. Бортовые листы соединялись при помощи сварки, а вот крыша и днище продолжали крепить на заклепках и рейках. Связано это, судя по всему, с особенностями технологии сборки. На этом эволюция внешнего вида и закончилась. При этом и в июле, и, скорее всего, в августе 1942 года выпускались танки с «квадратной» кормой.
В случае с Light Tank M3A1 сложилась весьма любопытная ситуация. Дело в том, что с апреля 1942 года начался выпуск Light Tank M5. Поначалу их выпускали не сильно много, тем не менее, американская армия быстро распробовала эти танки. С другой стороны, в армию весной 1942 года потоком хлынули Light Tank M3 с башней D58101. Когда же начали сдавать M3A1, так получилось, что они стали если не третьими лишними, то уж точно не приоритетными. M5 был удобнее в эксплуатации, а основная часть подразделений, которые воевали в Северной Африке, уже имели на вооружении Light Tank M3 с башней D58101. Поэтому на приоритетных ТВД у Light Tank M3A1 служба как-то не задалась. Если начать внимательно приглядываться, то выяснится, то на фото не M3A1, а M3.
В случае с американцами наиболее массово Light Tank M3A1 применялись на тихоокеанском ТВД. Причем там довольно быстро выяснилось, что рослые морпеховские танкисты нормально не помещаются в этой банке людей. Решение вопроса оказалось предельно простым: в частях попросту выкидывали корзинки, предпочитая вращать башню вручную. Сиденья есть, и то хлеб. Кроме того, выяснилось, что работать телескопическим прицелом M5A1 попросту неудобно. Поэтому, как правило, применяли перископические прицелы.
Гораздо чаще эти танки можно было видеть в армиях стран-союзников по Антигитлеровской Коалиции. Всего по ленд-лизу уехало 2433 танка, то есть по сути больше половины. С учетом общей ситуации ничего удивительно. Основными получателями танков стали англичане, которые обозначали их как Stuart III (бензиновый мотор) и Stuart IV (дизельный). Впрочем, дизельные M3A1 они всё равно не получали, скорее всего, забрали их австралийцы. У них M3A1 вполне себе встречались.
География применения Stuart III оказалась куда шире. Какие-то машин успели попасть еще в Северную Африку, далее была Италия и Бирма. Несмотря на то, что англичане получали и более современные легкие танки, Stuart III продолжали встречаться у них в товарном виде и летом 1944 года. И даже под конец войны отдельные машины всё еще продолжали применяться в исходном виде. Причины прозаичны: эти танки вполне отвечали поставленным задачам (разведка), а новые версии американских легких танков не сильно-то отличались по броне, не говоря уже о вооружении.
Еще более интересно развивалась карьера M3A1 после окончания войны. Американцы еще в ее ходе стали раздавать ненужные танки лояльным режимам, поэтому такие танки где только не встретишь. Сложилась ситуация, когда для полицейских функций их хватало за глаза. Поэтому M3A1 служили долго, особенно в странах вроде Бразилии. Не так давно один предприимчивый англичанин выкупил партию бразильских танков. Они, к слову, по большей части лишились телескопических прицелов, ибо ими просто неудобно пользоваться. Так вот, он не нашел ничего лучше, как продать их кучей. В итоге «взорвал» рынок, поэтому теперь с Light Tank M3, особенно ходовыми, как-то проблем не наблюдается. Есть бывшие бразильские танки и в России.
Несмотря на ряд проблем, Light Tank M3A1 уверенно можно называть удачной машиной. Ей немного не повезло в том плане, что появился более удачный Light Tank M5. Тем не менее, карьера танка вполне сложилась, а уж про число доживших до наших дней машин и говорить не стоит. Больше сотни живых машин, включая даже тот самый первый опытный образец. Многие танки на ходу, одним словом, у M3A1 всё хорошо.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/stiuart-s-korzinkoi-6206c42f3af96b75ae51fe5c?&