Приключение Light Tank M5A1 в Советском Союзе
Во второй половине 30-х годов американская танковая промышленность стала отходить от летаргического сна, в котором она пребывала долгое время. От штучного выпуска боевых машина силами частных заводов американцы перешли к производству сериями в десятки, а порой и по паре сотен штук. По большому счету, ограничивал их только весьма скудный бюджет, хотя к концу 30-х годов стала появляться мысль о том, что поря снова подключать сторонних подрядчиков. Другой вопрос, что на сей раз автомобилестроителей оставили без сладкого. Первым новым подрядчиком стал American Car & Foundry (ACF), мощнейшее железнодорожное объединение, занимавшееся выпуском вагонов и локомотивов. На вагоностроительном заводе в Бероуике, штат Пенсильвания, организовали выпуск Light Tank M2A4, первого из американских легких танков военного периода. Уже за первый год выпуска их выпустили больше, чем остальных легких танков семейства M2 то того момента. Настоящий бум начался с весны 1941 года. Light Tank M3 стал выпускаться тысячами, причем далеко не только для американской армии.
Еще в 1940 году выпуском танков в США заинтересовались англичане. Изначально речь шла про средние танки, но летом 1941 года нужда заставила срочно запросить то, что есть. Так англичане получили первые Light Tank M3, позже получивших обозначение General Stuart (позже просто Stuart). Так начались поставки танков по программе ленд-лиза, сначала для английской, а затем и для Красной армий. Поставки Light Tank M3 начались с низкого старта, особенно это касается ленд-лиза в СССР. Даже ТТХ М3Л (обозначение этих танков в СССР) изначально были известны лишь отчасти. Такое «свидание вслепую» не особо нравилось ГАБТУ КА, тем не менее, с выбором Light Tank M3 Красная Армия не прогадала. Так или иначе, но вечно поставлять кота в мешке не получилось бы.
В июле 1942 года советская военная делегация посетила завод Cadillac в Детройте. В тот момент там началось массовое производство Light Tank M5. Эта машина, созданная на базе Light Tank M3, во многом оказалась другой. Наши специалисты смогли ознакомиться с американским танком и получить по нему достоверные данные. Не менее интересной оказалась информация о том, что планируется поставка 300 Light Tank M5 в Советский Союз. Это была явная дезинформация, поскольку ни о каких таких поставках речь не шла. Вместе с тем, легкие танки от Cadillac всё же попали к нам, один из них ныне находится в Техническом центре парка «Патриот». Другой вопрос, что пришло их отнюдь не 300 штук.
Вполне возможно, что и были какие-то планы по поводу возможных поставок Light Tank M5 в Красную Армию. Но американская армия очень быстро распробовала легкий танк от Cadillac. После чего все машины данного типа отправились в американскую армию, союзникам вообще ничего не досталось. Поставки по ленд-лизу начались уже в 1943 году, после появления более совершенной модели — Light Tank M5A1. Она получила более совершенную башню, а также несколько доработанное шасси. Впрочем, Советский Союз поначалу находился в нижнем приоритете. Весной 1943 года начался процесс срочного перевооружения американской и английской армий на новые танки, посему поток бронетанкового ленд-лиза в СССР почти иссяк. Так продолжалось вплоть до осени 1943 года. Впрочем, имелись и другие причины, почему в Советский Союз не пошел поток Light Tank M5A1. От поставок «кота в мешке» у нас отказались. Отныне поступала партия из нескольких машин, если они устраивали, шли дальнейшие поставки. Что-то похожее позже начали практиковать и англичане.
Всего в Советский Союз прибыло 5 танков данного типа, причем в сводных документах они попросту потерялись. Дело в том, что наверху разницы между М3Л и М5А1 не делали, поэтому в больших отчетах их как будто и нет. Когда именно были поставлены эти танки, можно понять только по датам в сводных отчетах, да по актам военной приёмки. Все 5 танков прошли южным путём, то есть через Баку. 2 танка прибыло в июле 1943 года, еще 2 в августе и последний в сентябре 1943 года. Исходя из регистрационных номеров, таки были изготовлены на Cadillac в феврале-марте 1943 года. Дальнейшие поставки были лишены смысла по той причине, что по итогам Курской дуги у нас решили с выпуском легких танков завязывать. Так что уже в августе 1943 года какой-либо серьёзный интерес к Light Tank M5A1 пропал. Максимум, чем эти машины могли быть ценными — это выполнять роль носителей технологий.
На НИБТ Полигоне в Кубинке испытывалось два Light Tank M5A1, с регистрационными номерами U.S.A. W-3047060 и U.S.A. W-3047028. Эти машины были первыми танками данного типа, прибывшими в СССР 19 июля 1943 года. Поначалу работы по изучению машин форсировались: в августе 1943 года была подписана программа совместных испытаний М3 и М5А1. Предполагалось, что машина пройдет в общей сложности 1000 километров, из них 250 по шоссе, 500 по проселку и 250 по пересеченной местности. На деле же по пересеченной местности машина вовсе не ходила, было решено ограничиться шоссе и проселочной дорогой. Также по танку составили краткое техническое описание, где допустили ряд ошибок. Связано это оказалось с с тем, что прибыл не весь объем документов.
Вместо максимальной мощности была указана номинальная (2×110 л.с.). Это привело к неверным выводам относительно удельной мощности, особенно в сравнении с отечественными боевыми машинами. Была указана удельная мощность 15,7 л.с. на тонну, хотя в реальности этот показатель был существенно выше – 19,5 л.с. на тонну. Недооценили и боевую массу танка – 14 тонн вместо реальных 15,2 тонн. На испытаниях, естественно, возникла забавная ситуация, когда танк с менее мощными моторами был быстрее М3. Его максимальная скорость на испытаниях составила 60,3 км/ч, что даже чуть больше, чем паспортная. Расход топлива при этом оказался совсем ненамного выше, чем у М3 – 135 литров на 100 километров. Средняя скорость танка по сухому проселку составила 23,4 км/ч, что также больше, чем у М3. Расход топлива при движении в таком режиме составил 197 литров на 100 километров. Стоит отметить, что у М5А1 объем топливных баков увеличился до 340 литров, так что при немного большем расходе топлива запас хода стал больше.
На фоне Light Tank M3A1, который неприятно удивил испытателей в конце 1942 года, М5А1 получился более удачной машиной. Это касалось и боевого отделения, и размещения экипажа в отделении управления, и простоте работы. Неслучайно американские военные выбрали именно этот танк, а далее его агрегаты частично перенесли на Light Tank M24. Вместе с тем, резкое снижение интереса к легким танкам самым прямым образом повлияло на объем испытаний машины в СССР. В 1945 году танк использовался в ходе совместных тестов с канадским снегоходом Bombarder B-3 (Armoured Snowmobile Mk.I), причем катались они не по снегу, а по болоту. Здесь машина показала себя не так уж и плохо, хотя с Bombarder B-3 она полноценно соревноваться не могла. Кстати говоря, в 1944 году американские инженеры создали уширители траков для M5A1, что позволило несколько снизить удельное давление на грунт.
Из пяти «советских» M5A1 до наших дней дожила одна машина. Танк с регистрационным номером U.S.A. W-3047028, изготовленный на заводе Cadillac в феврале 1943 года, ныне находится в Техническом центре парка «Патриот». В целом машина получилась вполне удачной, но к августу 1943 года она была для Красной Армии не актуальной. Это не означало, что интерес к теме легких танков у нас совсем пропал. Другой вопрос, что подход к легким танкам у нас отличался. Вопросам броневой защиты и вооружения уделялось очень много внимания, можно даже сказать, что слишком много. Поэтому дальше бумажных проектов дело не шло. Американцы же шли по иному пути, поэтому их легкие танки производились куда дольше. Да и боевая служба тех же М5А1 продлилась долго, даже после войны они нашли себе место в некоторых армиях мира.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- Архив автора
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/stiuart-s-kadillakami-na-probu-623aa5c75bc8be26a2d0e9a5?&