Рассказ о японском среднем танке Тип 97 Чи-Ха, новинке выставки «Моторы Войны»
Японская военная техника даже для тех, кто более-менее увлекается бронетанковой темой, является не особо известной. Или, как минимум, не самой интересующей темой. Во многом это связано с некоторыми предрассудками и стереотипами, которые окружают японскую бронетехнику. Очень часто японские боевые машины воспринимается как что-то примитивное, хотя ситуация далеко не такая однозначная, как это может показаться. Особенно если смотреть на то, какие танки были визави японцев в начале Второй мировой войны.
Ко всему прочему, есть такой момент, что в музеях японская бронетанковая техника является большой редкостью. В России такими местами являются парк «Патриот», а также Поклонка. Постепенно, благодаря работе реставраторов, число музеев, где такие танки представлены, растет. Недавно один из японских танков оказался на выставке «Моторы Войны». Речь идет о среднем танке Тип 97 Чи-Ха, работа над которым закончилась совсем недавно. Машина «статичная», но от того не менее интересная.
Как и многие другие страны, Япония начинала с закупок зарубежных танков. Сначала это были английские танки, затем состоялись закупки французской бронетанковой техники. Поскольку ни те, ни другие не строили танки, которые устраивали японское командование, к концу 20-х годов началась разработка собственного танка. В основе наиболее удачной модели того периода, среднего танка Тип 89 И-Го, лежал английский Medium Tank Mk.C. Причем и англичанин исходно средним был разве что по габаритам, и японский танк средним оказался относительно.
Несмотря на несколько несуразную конструкцию (одна только дверь в лобовом листе корпуса чего стоит), Тип 89 И-Го оказался не самым плохим танком. Первые же эпизоды боевого применения показали, что он получился явно лучше, чем Renault NC-27. В результате японские военные окончательно отказались от закупок танков за рубежом. Сам же Тип 89 И-Го стал одним из самых массовых танков среднего класса в 30-х годах. Их суммарно изготовили 404 штуки, что для того периода очень немало. Это больше, чем английских средних и крейсерских танков было сделано с начала 20-х и по сентябрь 1939 года, вместе взятых.
Естественно, одним только выпуском танка, который постепенно устаревал, японская промышленность не ограничилась. За первую половину 30-х годов японские инженеры во главе с Томио Хара смогли создать несколько удачных образцов бронетанковой техники, на которых обкатали наиболее подходящие технические решения. Это привело к появлению характерной подвески, созданной Томио Хара, переходу к компоновке с передним расположением трансмиссии, а также созданию дизельных моторов, более экономичных, чем бензиновые.
Всё это привело к созданию в 1936 году двух танков, которые разрабатывались по общей концепции, но отличались по габаритам, массе и конструкции. Первый из них, Чи-Ни, прорабатывался скорее как бюджетный вариант, довольно легкий (масса чуть менее 10 тонн), с одноместной башней и более примитивной подвеской. Такой танк являлся результатом видения японского генштаба, на который давила не самая лучшая экономическая ситуация. Впрочем, у этого танка имелся и визави — средний танк Чи-Ха, который прорабатывался в связке с фирмой «Мицубиси».
Победитель конкурса выявился довольно быстро. Чи-Ни выглядел не сильно лучше легкого танка Ха-Го, разработка которого, к тому моменту, вышла на финальную прямую. Чи-Ха же получился куда более удачным танком. И если вы посмотрите на то, какими были его одноклассники, будет не очень-то смешно. Англичане в то время делали откровенно убогие аппараты, оснащенные автобусными моторами. С точки зрения броневой защиты и общей концепции ближайшим аналогом был Cruiser Tank A10, собиравшийся на заклепках и уголках. Да и в остальных странах средние танки того периода были не сильно лучше (если в принципе лучше).
Самым важным моментом стало то, что Чи-Ха оказался оригинальной разработкой, которая не была похожа ни на что другое. И простым этот танк точно не назвать. Один только дизельный мотор воздушного охлаждения со сварным (!) блоком чего стоит. Хотя самое интересное у этого танка находилось впереди. У него была довольно сложная трансмиссия, с 7 (!) рычагами, только для поворотов требовалось 4 (для двух режимов поворотов). Танк получился довольно низким, а его подвижность оказалась вполне достаточной для основной массы боевых задач.
Первые «Чи-Ха» были сданы в 1938 году, причем темпы производства японских средних танков оказались очень приличными. В 1941 году, ставшим пиковым по выпуску данных танков, их сдали 507 штук. Это вполне в темпах выпуска средних танков ряда стран. Всего же с 1938 по 1942 годы было изготовлено 1162 Чи-Ха, после чего начался выпуск более совершенной версии танка, Шинхото Чи-Ха. Последний получил более совершенное вооружение и башню. Причем некоторое количество Чи-Ха было переделано в Шинхото Чи-ха (заменена башня и подбашенная коробка).
Впервые Чи-Ха применили в июле 1939 года во время боёв у реки Халхин-Гол. Итоги применения, правда, стали сомнительными, поскольку выяснилось, что пушка калибра 57 мм слабовата, а броня толщиной 25 мм создавалась в расчете на защиту от огня крупнокалиберных пулеметов. Огонь же по японским танкам велся, по большей части, из 45-мм танковых и противотанковых пушек. Справедливости ради, ровно такой же результат получили чуть позже и другие страны, создававшие средние танки с броней толщиной 25-30 мм.
Вплоть до 1941 года Чи-Ха был вполне современным танком, причем его визави поначалу выглядели не лучшим образом. Устарел он в 1942 году, но применять их продолжали до самого конца Второй мировой войны. В танковых полках Чи-Ха обычно разбавляли Шинхото Чи-Ха, имевших более совершенные 47-мм танковые орудия. В таком составе Чи-Ха применяли и в ходе боя 18 августа 1945 года на Шумшу. Причем эти танки мало что смогли сделать против советского десанта, вооруженного противотанковыми гранатами и противотанковыми ружьями. Тут, правда, больше вопросов не к танкам, а пехоте, которая их не поддержала.
Сейчас известно минимум о 6 «Чи-Ха», которые представлены в музеях. Из них в более-менее приличном виде два танка, оба находятся в Пекине. Остальные либо уличное хранение, либо «исходник» был так себе. Так, о котором идет речь в данном материале, дожил до наших дней в виде шасси без башни. Тем удивительнее то, каким он выглядит сейчас. С точки зрения ориентира мастерская во главе в Вадимом Елистратовым использовала Чи-Ха, который стоит в храме Ясукуни. Там танк более комплектный, но прогнил он посильнее.
Исходное задание предполагало, что этот Чи-Ха будет статичным экспонатом, то есть пустым внутри. Тем не менее, при желании его можно набить современными агрегатами. Ходовая часть, характерная для японских танков, вполне рабочая. Восстановлены даже бандажи опорных катков, включая надписи на них. Много внимания уделено обвесу, который обычно у японских танков, находящихся в музее, очень бедный. Тут же на месте и инструменты, и светотехника.
В данном смысле очень интересно сравнить данный танк с еще одним Чи-Ха, который стоит на Поклонке. Между этими танками, с точки зрения времени реставрации, промежуток в 15 лет. А также разница в сроках, финансировании итд. Исходный материал был примерно одинаковый (танк с Поклонки, пожалуй, был даже получше). Но вот получившийся результат очень сильно отличается. Причем такой же можно получить и в госмузеях, при условии, что бюджеты не пропадают на полпути, и сроки ставятся нормальные, а не «вчера».
Особенно хорошо у нового танка получилась башня. Исходно ее не было от слова совсем, но за счет того, что нынешние технологи позволяют гораздо больше, от оригинальной ее не отличить. Аналогично танку из храма Ясукуни, данный Чи-Ха получил поручневую антенну. Получилась она, кстати, более похожей на оригинал. Следует отметить, что оригинальных антенн до наших дней не дожило, восстанавливать их приходится по фотографиям.
Прибыл танк на выставку «Моторы Войны» в субботу 8 февраля, причем его транспортировка в помещение превратилась в небольшое шоу. Танк не ездящий, без бортовых фрикционов, поэтому поворачивать его пришлось подручными средствами. Ну а чем его таскали, вообще отдельная песня. Для этого использовалась реплика немецкого броневика Sd.Kfz.231 (8-rad). Японский танк, который тащит немецкая бронемашина — такое вы вряд ли где-то видели.
Сейчас Чи-Ха стоит на самом видном месте. Его соседом является советский средний танк Т-34, можно сравнить, каким был средний советский танк в 1941 году, и каким был его одноклассник. Впрочем, надо иметь в виду, что между этими танками 3 года разницы, а для того времени 3 года являлось большим сроком. За такое время могло смениться целое поколение танков. Скорее прямым аналогом Чи-Ха является стоящий в том же зале БТ-7 с конической башней. А вот эти машины летом 1939 года вполне встречались в монгольских степях.
источник: https://dzen.ru/a/Z6g_7CihNluA3qbk