История французского среднего танка Char D2, ставшего финальной точкой развития Renault NC
Содержание:
Франция закончила Первую мировую войну в статусе ведущей танкостроительной державы. Самым массовым танком Великой войны стал французский — Renault FT. Машина получилась удачной, вместе с тем, не стоит думать, что французское командование было полностью ей довольно. У легкого танка хватало недостатков. Одним из наиболее существенным оказалось слабое вооружение. Более мощное орудие, без увеличения габаритов, поставить было невозможно. Именно поэтому появился такой танк, как Char B. Вместе с тем, Renault FT никуда не делся. В 20-е годы началось развитие танка, прежде всего по линии улучшения броневой защиты и вооружения. Это привело к появлению Renault NC, ставшего своеобразным трамплином к средним танкам.
В 20-е годы ситуация, когда вместо легкого танка получался средний, не являлась редкостью. Англичане, создавая Medium Tank Mk.I, изначально хотели получить легкий танк. Но габариты и масса оказались явно за пределами легкого класса. Схожая ситуация оказалась и у французских военных. Они оказались неспособны остановиться, в результате Renault NC превратился в Char D1, трехместный танк, балансировавший на границе легкого и среднего класса. Дальнейший шаг оказался ожидаемым. Развитием Char D1 стал Char D2, полноценный средний танк, отчасти непонятый французским генералитетом.
Финал эволюции Renault NC
То, что вместо улучшенного Reanult FT его прямой наследник, Renault NC, постепенно превращается во что-то другое, стало понятно еще в конце 20-х годов. Требование добавить в корпус радиста, а также поставить 47-мм пушку, сразу тянуло на несколько лишних тонн. Получившийся по итогам Char D1, в принципе, уже было сложно назвать легким танком. В то время часть средних танков начиналась с 12 тонн боевой массы, а в Char D1 было 14 тонн. Самым интересным было то, что французские военные уже не могли остановиться. 19 декабря 1929 года с Renault был заключен контракт на выпуск 10 Char D1 установочной партии, а уже 23 января 1930 года появились соображения об улучшенном танке.
Работы по будущему Char D1 начались с того, что толщина брони выросла до 30 мм. Сделано это было для того, чтобы защитить танк от огня 3-фунтовой (47-мм) танковой пушки Vickers. Между тем, капитан Дейга из Технического отдела пехоты увидел новую опасность. Исходила она от 25-мм пушек, которыми французы занимались в тот момент. Для этих орудий 30 мм брони уже не были проблемой. Предложение Дейга выглядело логичным — увеличить толщину брони до 40 мм. Согласно расчетам, это обходилось в лишние 2 тонны боевой массы.
В мае 1930 года Renault было предложено провести модернизацию Char D1, которая, впрочем, изначально тянула на новый танк. Но в Renault не торопились с запуском разработки. Одна из причин — финансовая. В тот момент до французской армии докатился мировой финансовый кризис, который затормозил целый ряд проектов. В результате работы по доработанной версии танка, получившей заводское обозначение Renault UZ, начались только в декабре 1931 года. При этом Renault параллельно создавало два танка полегче — 12-тонный Renault VA и 9-тонный Renault VO. Первый планировался как колониальный танк, второй в расчете на японскую армию. Впрочем, после не особо удачного боевого применения Renault NC-27, чья ходовая часть оказалась плохо приспособленной к местному ТВД, про Renault VO забыли.
Renault VA и Renault UZ строили и сдали параллельно — в апреле 1932 года. Оба танка, подобно Char D1, создавались в расчете на башню с диаметром погона как у Renault FT. И если интерес к Renault VA довольно быстро угас, то в случае с Renault UZ ситуация выглядела иначе. Если Char D1 всё еще выглядел как Renault FT на стероидах, то Renault UZ имел более совершенную конструкцию корпуса. Предшественник, естественно, угадывался, но от кучи лючков отказались, оставив двухстворчатый люк радисту и смотровой лючок механику-водителю. Сам корпус стал немного выше, ряд изменений внесли в ходовую часть. Из полу-среднего Char D постепенно превращался в полноценный средний танк. Правда, это повлияло и на боевую массу. Танк получился заметно тяжелее исходных 16 тонн.
После заводских испытаний танк получил башню Schneider ST1, которую сняли с Char D1. В таком виде танк отправили на войсковые испытания, начавшиеся 9 октября 1933 года. Местом проведения стал 503-й танковый полк (Версаль), где также испытывались Char D1. Индекс Renault UZ уже не использовался, теперь танк обозначали как Char D2 No.1 Mle.1932. Первые же тесты показали большое преимущество танка над Char D1. Отделение управления получилось заметно просторнее. Просторнее оказалось и боевое отделение: даже с тесной башней ST1 командир чувствовал себя явно комфортнее. Работа с курсовым пулеметом была куда более удобной, как и работа расчета отделения управления. Наконец, танк получился быстрее Char D1, а его управление оказалось более легким.
Хватало и проблем, касалось это ходовой части и силовой установки. Помимо того, что она была громче, расход топлива составил 350 литров на 100 километров. По этой причине еще две опытных машины, вышедших на испытания в ноябре 1933 года, получили альтернативные силовые установки. Обе дизельные, одна разработки Lorraine-Dietrich, вторая разработки Renault. Также изменился и корпус. Вместо болтов и заклепок он теперь собирался на гужонах. Наконец, в декабре 1933 года было принято решение заменить башню. Вместо разработок Schneider ставку сделали на разработки APX, предназначавшиеся для Char B1. Новая башня получила обозначение APX 1. Помимо большего диаметра погона, башня APX 1 отличалась увеличенными габаритами, более совершенным механизмом поворота и более совершенной установкой вооружения.
По ряду причин дизельный мотор так и не прописался на Char D2. По этой причине танк сохранил бензиновый двигатель, что существенно ограничивало дальность действия (до 100 км). Вместе с тем, еще в конце 1933 года стало понятно, что Char D2 имеет большие перспективы. 12 декабря 1933 года состоялось совещание, в ходе которого было принято предварительное решение о принятии Char D2 на вооружение. Главная проблема заключалась в том, что происходило дальше.
В тени Char B
К моменту, когда работы по Char D2 вышли на финишную прямую, французскую танковую программу лихорадило. Char B, на которые ставил генерал Эстьен, разрабатывались уже больше 10 лет, Char D1 уже устарел, кроме того, летом 1933 года оказалась запущена программа разработки нового 2-местного легкого танка. Главная проблема заключалась в том, что особого эффекта от программ разработки новых танков не наблюдалось. Между тем, основным французским танком оставался Renault FT, давно устаревший, но всё еще безальтернативный.
Из трех танков, которые разрабатывались к началу 1934 года, наиболее перспективным выглядел Char D2. Его боевая масса достигла 19 тонн, при этом мощность двигателя составляла 150 лошадиных сил. Для танка поддержки пехоты этого было вполне достаточно. Char B1, в финальной конфигурации, имел более высокую удельную мощность, но по факту подвижность оказалась примерно схожей. А вот по ходовой части преимущество было скорее у Char D2. Наконец, имелся такой немаловажный момент, как финансы. Char D2 обходился французской казне в 600000 франков. Это в 3 раза больше, чем стоимость Renault R 35, но более чем в 2 раза ниже цены Char B1.
Увы, в 1934 году разум оставил французских военных. Легким танкам они «нарисовали» лишние 10 мм брони, что привело к перегрузу всех без исключения опытных образцов (как и серийных танков). В результате сложилась дикая ситуация, когда средний танк как минимум не уступал по подвижности легкому. Но еще более диким выглядел выбор французских военных. Немного подумав, они сделали ставку на Char B1. Иначе, как дикостью, это назвать нельзя. Грубо говоря, представьте, что в 1933 году, испытав Т-28 и Т-35, Красная Армия поставила бы на 5-башенный танк. Именно это французские военные и сделали. Полностью от Char D2 они не отказывались, но вместо срочного запуска танка в серию они решили поосторожничать.
24 декабря 1934 года с Renault был заключен контракт №958 D/P на выпуск 50 Char D2. Первые танки были отправлены войска 9 мая 1936 года, а последние — 23 февраля 1937 года. Вроде бы медленно, но нет. Для понимания, первые из 32 Char B1 были отправлены в войска в декабре 1935 года, а последние 30 июля 1937 года. При этом часть танков сдавалось FCM. Можно себе представить, какие темпы выпуска Char D2 можно было бы получить, распредели их производство по тем же подрядчикам, что и Char B1. Но в 1936 году был окончательно сделан выбор в пользу Char B1 bis, а еще началась эпопея с Char G. Ничем хорошим она не закончилась.
Что-то подозревать французские военные начали весной 1938 года, когда выяснилось, что поставки новых танков в войска идут крайне неспешно. Ставка на Char G оказалась ошибочной, поскольку программа стала очередным долгостроем. На этом фоне замаячил контракт на выпуск второй производственной серии. Изначально она проходила как Char D2 bis, но это обозначение не прижилось. Исполнителем контракта стала AMX, национализированное танковое производство Renault. Отличий у танков второй производственной серии хватало. Это и модернизация ходовой части, и модернизированная башня с 47-мм пушкой SA 35, и модернизированные приборы наблюдения.
Проблема заключалась в том, что французские военные придержали контракт на выпуск 50 танков второй серии. Больше того, их изначально собирались передать полякам, которые горели желанием получить средние танки. Реально танки второй серии стали сдавать только 27 марта 1940 года. Происходило всё это в спешке, что привело к массе дефектов. Всего успели сдать 37 танков второй серии, далее завод приступил к эвакуации. Естественно, при таких объемах выпуска было бы странно ожидать от Char D2 каких-либо серьёзных успехов в кампании мая-июня 1940 года. По большому счету, он стал самым невезучим французским танком, который попал в крупную серию.
Фаворит полковника де Голля
Заказ партии из 50 Char D2 имел вполне определенное обоснование. Как и в случае с Char B1/B1 bis, контракт подразумевал изготовление матчати для комплектации танкового полка. Именно так и случилось с Char D2. Все изготовленные танки, получившие серийные номера 2004–2053, оказались в составе 507-го танкового полка. Это была одна из старейших французских танковых частей, сформированная еще в 1916 году.
Появление Char D2 в 507-м танковом полку совпало с двумя событиями. Во-первых, оттуда стали убирать Char D1, которые встретили без особого энтузиазма. Реакция на Char D2 оказалась совсем иной. Во-вторых, 5 сентября 1937 года командиром полка был назначен свежеиспеченный полковник Шарль де Голль. До того он больше года командовал поклон с приставкой «временно исполняющего обязанности». На тот момент де Голль уже был довольно известным теоретиком. На фоне «пенсионеров» он был неприлично молодой (к тому моменту ему едва исполнилось 45 лет). Кроме того, у де Голля был свой взгляд на то, какими должны быть французские бронетанковые силы.
По большому счету, новоиспеченного полковника отправили оттачивать теоретические знания на практике. Можно сказать, что Шарль де Голль своими действиями бросал вызов общему мнению французского генералитета. Даже рост полковника (196 см) выглядел нонсенсом. Тем не менее, он вполне спокойно «складывался» внутри Char D2. Именно этот танк командир 507-го полка считал оптимальным. А вот Char B1 он считал далеко не лучшим решением. Учитывая тот факт, что боевые качества танков были схожими, чего нельзя сказать о цене и объемах выпуска, сложно не согласиться.
Благодаря стараниями де Голля 507-й полк стал одной из образцовых частей. Неудивительно, что у полковника был большой авторитет. Помимо 50 Char D2, в состав полка попало 45 Renault R 35. Все эти танки получили радиостанции, которые понадобились для маневров, проводившихся с 1937 года. В их ходе отрабатывалась, в том числе, и связь между танками.
27 августа 1939 года началось переформирование танковых частей. 507-й танковый полк разделили на 2 части. Renault R 35 ушли в состав 20-го танкового батальона, а Char D2 оказались в составе 19-го танкового батальона (командир — майор Айме). К тому моменту танки были были весьма изношенными, что стало понятно меньше чем через 2 недели после начала войны. 13 сентября 1939 года батальон отправился в 120-километровый марш, который закончился поломкой 16 танков. К началу октября из 40 танков, имевшихся в батальоне, боеспособными оказались всего 10.
«Странная война», начавшаяся осенью 1939 года, дала 19-му батальону некоторую передышку. Там тренировались использовать фашины, также шло обучение боевым действиям в зимних условиях. Выяснилось, что траки Char D2 имеют плохое сцепление со льдом, что неоднократно приводило к полетам в кювет. Для решения проблемы майор Айме предложил приваривать к тракам грунтозацепы. В марте 1940 года была инициирована работа по перевооружению танков на 47-мм пушки SA 35.
По состоянию на 10 мая 1940 года 14 Char D2 первой роты всё еще имели старые орудия SA 34, отсутствовали прицелы и экипажи. Из 15 танков второй роты все имели орудия SA 35, но лишь 9 прошли капитальный ремонт. Наконец, из 15 танков третьей роты перевооружили 6, остальные ждали орудия и башни. В таком состоянии батальон сложно было назвать боеспособной единицей. К 27 мая в его со составе было 17 танков (9 во второй роте и 8 в третьей). В ходе атаки в районе Амьена батальон потерял 7 танков. Надо сказать, что именно как боевая единица Char D2 был вполне достойной машиной. Другой вопрос, что техническое состояние танков было близко к кошмарному, а метание французов туда-сюда только усугубляло ситуацию.
Остальные подразделения, куда шли Char D2, оказались не сильно лучше 19-го танкового батальона. Он, к слову, был частично обескровлен по той причине, что личный состав 1-й роты направили в 345-ю отдельную танковую роту. Предполагалось, что ее отправят в Норвегию, на вооружение роты пошли Char D2 второй производственной серии. Но AMX так гнали свою продукцию в войска, что танки пришли «сырыми». Половина танков роты сломалась на марше. Вместе с тем, бои за Монкорне 17 мая 1940 года снова показали — танк был неплох. Все танки получили по 4-5 попаданий, без пробития. 21 мая остатки роты передали в 19-й батальон. Также Char D2 воевали в составе 346-й танковой роты, которая столкнулась с теми же
Из 84 Char D2, которые удалось передать в войска, в боях погибло 21 штука, то есть всего четверть. 26 машин сломалось, еще 12 потеряли входе эвакуации с поля боя, столько же смогли эвакуировать. Выжившие танки немцы отправили на склады. Они не годились даже как учебные (хотя их явно пытались использовать для таких целей). Это не означало, что Char D2 был плохим танком. Другой вопрос, что машинами толком не занимались, что во многом и привело к такому большому проценту поломок. Да, это не SOMUA S 35, но Char D2 обходился в 1,5 раза дешевле. Не факт, что эти танки смогли бы остановить немцев в мае-июне 1940 года, но несколько сотен Char D2 вполне могли сильно затруднить продвижение противника. Толку от них было бы куда больше, чем от сотен «тараканов» вроде Renault R35.
Список источников
- Renault D2, Pascal Danjou, TRACKSTORY №9, 2008
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
- Chars D2 au Combat, Stephane Bannaud, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2015
- CAAPC
- eBay
источник: https://dzen.ru/a/Y4C967YWK1bz1USJ