Юрий Пашолок. Средний штурмовик родом из Свердловска

15

Юрий Пашолок. Средний штурмовик родом из Свердловска

История советской средней самоходной артиллерийской установки СУ-122

Содержание:

Так исторически сложилось, что вплоть до лета 1940 года в Советском Союзе полноценно не занимались разработкой САУ среднего класса. Причины прозаичны: в серии отсутствовало подходящее шасси, а Т-28 довольно быстро стал не совсем чтобы средним танком. Только после того, как в серию запустили Т-34, появилась возможность начать программу разработки средних САУ. Что характерно, изначально ГАУ КА давало задание на истребитель танков с 85-мм пушкой 52-К и круговым сектором обстрела. Но далее ситуация поменялась. После того, как в СССР появился проект перевооружения трофейных StuG III на 122-мм гаубицы М-30, возникла идея создания такой же машины, но уже с Т-34 как базовое шасси.

СУ-122 стала первой отечественной средней САУ, выпущенной по-настоящему крупной серией

СУ-122 стала первой отечественной средней САУ, выпущенной по-настоящему крупной серией

2 декабря 1942 года на вооружение Красной Армии была принята самоходная артиллерийская установка СУ-35. На этот момент она еще даже не прошла полигонные испытания. История СУ-35, которая 3 апреля 1943 года была переименована в СУ-122, оказалась характерной для середины войны. Помимо того, что принимали ее в спешке, на судьбу машины повлияло упрямство ГАУ КА, упорно не желавшего ставить в нее орудие специальной разработки. Дополнительные трудности оказались связаны с тем, что в НКТП не понимали простой истины. При скромных объемах выпуска УЗТМ (точнее, завода №50) требовать с завода одновременно танки и САУ — так себе затея. Наконец, начиная с лета 1943 года СУ-122 всё чаще применялась как средство борьбы с немецкими танками. Одним словом, скучной судьбу СУ-122 точно не назвать.

С успехом преодолевая трудности, созданные самим себе

Надо сказать, что программа разработки советской самоходной артиллерии в 1942 году местами выглядела, мягко говоря, странно. Отчасти ошибки, которые были допущены, оказались вполне рядовыми. В то время мало кто думал, что самоходная артиллерия — это отнюдь не просто повозка с пушкой. Первыми, кто до этого дошел, стали немцы, да и те не сразу. Например, Alkett, главный немецкий производитель самоходной артиллерии, перестали «грузить» танками только в 1942 году. А еще у немцев была любимая забава запускать на одном заводе выпуск сразу нескольких САУ. Естественно, от такого подхода страдали объемы выпуска, но об этом как-то не думали. Похожая ситуация была и в американском танкопроме, но там обычно проблема компенсировалась более мощными производственными возможностями.

У-35 стали переделывать еще до завершения испытаний опытного образца

У-35 стали переделывать еще до завершения испытаний опытного образца

В случае с первыми крупносерийными советскими САУ ситуация была еще более специфичной. Хуже всего дела обстояли с тяжелой штурмовой САУ, поскольку проектировал ее один завод, а выпускать предполагалось на другом. Из этой затеи, разумеется, ничего не вышло. Поэтому СУ-152 появилась последней из троицы. Работы по легкой САУ торопили на том фоне, что шасси еще не было готово. В результате на свет появилась СУ-12, более-менее удачная по концепции, но «хромоногая». Наконец, в Свердловске имелось отработанное шасси Т-34, но у наспех собранной конструкторской группы УЗТМ во главе с Н.В. Куриным и Л.И.Горлицким отсутствовал богатый опыт проектирования таких боевых машин.

Доработанная машина заметно отличалась от опытного образца

Доработанная машина заметно отличалась от опытного образца

В результате уже по ходу испытаний выяснилось, что У-35 имеет массу недостатков. При этом НКТП сам загнал себя в угол, приняв на вооружение САУ, даже не удосужившись дождаться результатов испытаний. Поэтому серийная СУ-35 разрабатывалась в режиме «вокзал уходит». Понимая, что произошла беда, в руководстве НКТП было принято решение срочно выправлять ситуацию. 15 декабря 1942 года на УЗТМ прошло совещание, в котором принимали участие Курин, Ж.Я. Котин, военные представители заводов, главный конструктор завода №9 Ф.Ф. Петров, его заместитель А.Н. Булашев и главный конструктор УЗТМ Н.Д. Вернер. На нем рассматривался доработанный вариант У-35. По требованию комиссии, испытывавшей У-35, в нее вносился ряд изменений. Часть из них, по требованию комиссии, взяли с опытной САУ СГ-2 разработки КБ завода №592.

Типичная машина установочной партии

Типичная машина установочной партии

Всего в конструкцию САУ внести 14 пунктов изменений. Командира перенесли вперед, он стал одновременно вторым наводчиком гаубицы (на М-30 использовалась раздельная наводка). Более удачной стала установка прицела, для которого предусмотрели специальный колпак. Переделали лобовой лист корпуса, он стал единым, без ступеньки. Более удачной стала и установка орудия, у которой изначально, на определенных углах наводки, образовывались сквозные щели. Надо сказать, что наверху о влиянии СГ-2 не забыли. Позже, когда за разработку СУ-35 (СУ-122) награждали Сталинской премией, в ГАУ напомнили об этом факте. Поэтому среди награжденных оказались Е.В. Синильщиков и С.Г. Перерушев, авторы СГ-122 и СГ-2.

Она получилась не идеальной, но лучше У-35

Она получилась не идеальной, но лучше У-35

Безусловно, доработанная СУ-35 стала заметно лучше по конструкции. Вместе с тем, остались и недостатки. Главным из них стало то, что гаубицу М-30 никто менять не собирался. Более того, когда НКТП в очередной раз поднял тему гаубицы У-11, в ГАУ разразились гневной тирадой. Правда, уже через месяц пришлось делать вид, что громко молчали. Мало того, что наводилась М-30 двумя номерами, так еще она была громоздкой, требовала для установки тумбы, а бронировка съела массу места. К тому же она еще и много весила. Боевая масса выросла с чуть больше 29,5 до 30,9 тонн, основная нагрузка пришлась на передние опорные катки. Громоздкая орудийная установка стала причиной того, что у механика-водителя была всего половинка люка. То есть он через него мог только смотреть. Наконец, до полной габаритной ширины увеличивать рубку не стали, поэтому там было тесно.

Приварки на кожухе орудия - это балласт, необходимый для уравновешивания

Приварки на кожухе орудия — это балласт, необходимый для уравновешивания

Большие полигонные испытания, естественно, никто устраивать не стал. Доработанная СУ-35 немедленно оказалась запущена в серию. 25 САУ декабрьского выпуска буквально доводили на коленке. Детали подгоняли друг к другу при помощи огнерезов. 28 декабря на испытания вышла пятая серийная СУ-35 (серийный номер 212005). В присутствии комиссии под председательством представителя Арткома ГАУ КА майора Соломонова были проведены испытания стрельбой. Всего произвели 40 выстрелов, после чего машина прошла 50 километров. В результате испытаний никаких деформаций и поломок обнаружено не было. Также комиссия отмечала заметное улучшение условий работы орудийного расчета. По итогам испытаний комиссия дала заключение о том, что установочную партию из 25 машин можно допустить на вооружение Красной Армии.

СУ-35 была скорее не тесной, а неудобной. Как можно заметить, наводка осуществлялась двумя номерами расчета, справа это делал командир

СУ-35 была скорее не тесной, а неудобной. Как можно заметить, наводка осуществлялась двумя номерами расчета, справа это делал командир

На самом деле всё оказалось совсем не так радужно. Уже вскоре первые СУ-35 отправились в учебный центр самоходной артиллерии, откуда пошли жалобы на тесноту боевого отделения. Кроме того, наводчик сидел не лицом по направлению к движению, а боком, да и остальной расчет также сидел, по большей части, не лицом вперед. Жалобы привели к тому, что в конце января 1943 года возник вопрос модернизации СУ-35. Одним из главных пунктов стала замена орудия (артиллеристы в этот момент имели крайне бледный вид), также требовалось расширить боевое отделение. Но никто тормозить выпуск САУ не стал.

Картина, которая многое объясняет. Боливар не мог выдержать двоих, Т-34 и СУ-122 друг другу мешали всю дорогу

Картина, которая многое объясняет. Боливар не мог выдержать двоих, Т-34 и СУ-122 друг другу мешали всю дорогу

Ничуть не меньшей проблемой стало ошибочное сохранение Т-34 в производственной гамме УЗТМ. Завод только в ноябре 1942 года смог сдать 100 танков, и тут ему сваливается новая радость. Согласно постановлению ГКО №2559 «Об организации производства самоходных артиллерийских установок на Уралмашзаводе и заводе № 38», уже в январе 1943 года ожидалось получить 100 Т-34 и 100 СУ-35. Завод и так выдохся, сдавая 25 СУ-35 декабрьского выпуска, а тут еще радость. Естественно, чудес не бывает, и сова, под напором глобуса, порвалась. Вместо 100 Т-34 сдали всего 50, а СУ-35, место 100, сдали 32 штуки, причем окончательная приёмка была уже в феврале 1943 года.

Трофейная СУ-35 выпуска марта 1943 года. На крыше видна "заплатка", частое явление для весны 1943 года

Трофейная СУ-35 выпуска марта 1943 года. На крыше видна «заплатка», частое явление для весны 1943 года

Вплоть до самого конца производства на УЗТМ наблюдались «качели». Очевидно, что завод мог всё, но не мог всё сразу. Вот только на самом верху было указание обеспечить производство Т-34 любой ценой. В Челябинске, например, 34-ки подвинули тяжелые танки, они оставались основной продукцией ЧКЗ с осени 1942 по март 1944 года. Поэтому решение по УЗТМ оказалось специфичным. Было решено, что в какой-то период завод выпускает только Т-34, в какой-то только СУ-122. Например, с 10 по 20 февраля в Свердловске выпускали только СУ-35, а первые 6 Т-34 построили лишь 21 числа. В результате в этом месяце завод смог сдать 100 СУ-35, а Т-34 фактически было сдано 9 штук, поскольку башен для них завод не получил. Доделывали танки уже в марте: к 5 числу было готово 39 машин, из них 20 радийных. В марте ситуация повторилась: большую половину месяца завод вообще не занимался Т-34, сконцентрировавшись на выпуске СУ-35. Благодаря этому план по выпуску 100 САУ удалось выполнить.

Новая бронировка системы с отверстием под стопор орудия. Введена с марта 1943 года

Новая бронировка системы с отверстием под стопор орудия. Введена с марта 1943 года

Сваливались на завод и другие неприятности. В апреле 1943 года обнаружились массовые случаи брака бандажей опорных катков, что сказалось как на СУ-122, так и на Т-34. Также имелись массовые случаи появления трещин на броневых листах. Особенно критичной оказалась ситуация с крышей рубки. Дело в том, что крыша имела очень сложную форму: на ней размещался колпак панорамы, большой люк, через который в машину попадал экипаж, вентилятор, также имелись вырезы под смотровые приборы. В ходе перехода к крупной серии завод столкнулся с тем, что резко вырос процент брака. В ходе изготовления крыши на многих листах образовывались трещины, часто не по одной. В условиях и так не слишком высоких объемов производства это грозило срывом выпуска. И не только грозило: вместо 100 САУ в Свердловске за апрель сдали 75 штук.

Типичная СУ-122 выпуска весны 1943 года

Типичная СУ-122 выпуска весны 1943 года

Такие качельки были и далее. За май 1943 года СУ-122 сдали положенные 100 штук, а Т-34 — всего 20. Самый спокойным месяцем стал июнь: помимо полного объема СУ-122, УЗТМ сдал еще и 90 Т-34. А вот в июле, по причине непогоды (по этому поводу есть отдельный материал), удалось сдать 72 САУ, а также 78 Т-34. Лишь к августу 1943 года ситуация пришла в разумное русло. Это был последний месяц производства СУ-122, поскольку завод срочно приступал к выпуску СУ-85. Одновременно УЗТМ прекращал выпускать и Т-34. Теперь в Свердловске выпускали только САУ. Всего же было сдано 636 СУ-122, включая 32 августовские. Не в последнюю очередь нормализация с производством САУ связана с возвращением на должность наркома танковой промышленности В.А. Малышева.

Частенько был разнобой по каткам

Частенько был разнобой по каткам

В ряде публикаций указывается, что СУ-35/СУ-122 разделялись на производственные серии. Правда жизни в том, что никаких серий не было и в помине. Это было бы неплохо знать и производителям пластиковых моделей, которые хватают непроверенную информацию. Была установочная партия из 55 САУ, выпуска декабря 1942-января 1943 года, и САУ основной серии. Поначалу САУ не имели никаких отличий, разве что на подвижной бронировке приваривали балласт (иногда его принимают за заваренные пробоины). Поскольку подгонка была индивидуальной, то и приварки оказывались разными (а то и вообще их могли не приваривать). Первое серьёзное изменение появилось в марте 1943 года. Тогда ввели новый стопор орудия по-походному, представлявший собой штырь, который втыкался в подвижную бронировку орудия. Отверстие прикрывали круглой приваркой.

К лету 1943 года изменения закончились. Колпак панорамы стал с 4 лючками, а задний поручень убрали

К лету 1943 года изменения закончились. Колпак панорамы стал с 4 лючками, а задний поручень убрали

Вылезшие проблемы с бандажами опорных катков привели к тому, что их стали делать с перфорацией, но без оребрения. На самом деле могло быть по-разному: на фото часто попадаются катки с оребрением, ставили их по 1-2 на борт. Также с марта часть машин имела «заплатки» на крыше рубки, связано это с браком. В апреле 1943 года появился четвертый, задний лючок на колпаке панорамного прицела. Ближе к концу мая 1943 года была введена немного расширенная конструкция колпака под панораму, при этом задел по старым колпакам продолжали ставить. Наконец, в мае 1943 года было решено отказаться от поручня в кормовой части рубки. В целом можно заметить, что глобальных изменений конструкции САУ не было. Отчасти это связано с тем, что ожидалась замена на СУ-122М, которая так и не состоялась. Да и особого желания полировать САУ, в условиях постоянной производственной драмы, у завода не было.

То штурмовик, то истребитель

Может показаться, что СУ-122 была далеко не самой удачной САУ. На самом деле это совсем не так. Несмотря на ряд недостатков, называть ее плохой точно не получится. Особенно если сравнивать с идейным прародителем — Stug III. Если вам СУ-122 кажется тесной, то значит, что вы в StuG III не были. Конечно, внутри StuG 40 Ausf.G, после проведения модернизации, стало чуть свободнее (и появился вытяжной вентилятор), но всё равно это «банка людей». Более поздние версии StuG чуть выигрывали в броневой защите, но уступали по подвижности, да и выигрыш по обзорности оказался минимальным.

Первые САУ попали в учебные части в январе 1943 года

Первые САУ попали в учебные части в январе 1943 года

Куда важнее то, что при всех производственных проблемах СУ-35/СУ-122 вплоть до середины 1943 года была самой массовой советской САУ. Это повлияло, в том числе, и на состав самоходных артиллерийских полков. Согласно первоначальному плану, предполагалось сформировать 30 САП, в каждом из которых находилось 307 человек личного состава. Постановлением ГКО №2662сс «О сформировании самоходных артиллерийских полков РГК» от 27 декабря 1942 года утверждался штат № 08/158, он подразумевал 16 СУ-12 и 8 СУ-35 в каждом САП. Потому и требовалось по 100 САУ ежемесячно.

За счет довольно высокого темпа выпуска СУ-35 довольно быстро стали поступать в боевые части

За счет довольно высокого темпа выпуска СУ-35 довольно быстро стали поступать в боевые части

Правда жизни в том, что СУ-12 (с апреля 1943 года СУ-76) оказалась еще менее удачной. Быстро выявились проблемы с надежностью КПП. Это привело к тому, что ввели новый штат — № 08/191. Согласно ему, в каждом полку находилось 2 батареи по 4 СУ-12 и 3 батареи по 4 СУ-35. По такому принципу стали формировать первые полки. Первые из них (1433-й и 1434-й САП) достигли полной боеготовности в начале февраля 1943 года. Приказ НКО СССР № 020 от 10 января 1943 «Об усилении огневой мощи танковых и механизированных частей и соединений КА» оговаривал использование САП в качестве средства усиления танковых и механизированных корпусов. Но, как обычно, приказы часто читают не тем местом, а новые боевые единицы применяют не по назначению.

Первыми в бой пошли СУ-35 на Волховском фронте

Первыми в бой пошли СУ-35 на Волховском фронте

К 5-6 февраля 1943 года, когда 1433-й и 1434-й САП прибыли на Волховский фронт, основные события там уже произошли. Началась подготовка к Красноборско-Смердыньской наступательной операции, целью которой являлось расширение полосы прорыва, полученной в ходе операции «Искра». 54-я армия действовала с юго-восточной части, главной целью было взятие Тосно, на который, в свою очередь, должны были наступать войска 55-й армии. Таким образом, немецкая группировка в районе Мги оказывалась отрезанной от остальных сил. В последовавших боях СУ-35 оказались одной из главных ударных сил. Нередко им приходилось действовать в одиночку с понятными результатами. Вместе с тем, действия на Волховском фронте оказались вполне эффективными. Кроме того, в 1434-м САП составили отчет, который позже использовался при модернизации САУ.

Попытки использовать штурмовые САУ как танки приводило к понятным результатам

Попытки использовать штурмовые САУ как танки приводило к понятным результатам

Экипажи, надо сказать, оценили машину неоднозначно. В 1434-м САП жаловались на слабое крепление орудия по-походному, об этом недостатке на УЗТМ знали и вели активную работу по его устранению. Также предлагалось перенести рацию и перископ в кормовую часть боевого отделения. Судя по докладу, нередко командир САУ исполнял также обязанности замкового. Боевое отделение было признано тесным, а условия работы расчета – неудобными. Отмечалось, что при доворотах орудия расчет подвергался риску. На больших углах наведения существовала высокая вероятность получить увечья во время стрельбы. Еще одной проблемой наведения по горизонтали стало то, что на наибольших углах панорама смотрела не в проем, а на стенку колпака.

К лету 1943 года прошла волна улучшений как самой САУ, так и структур, где она применялась

К лету 1943 года прошла волна улучшений как самой САУ, так и структур, где она применялась

По итогам первых боёв был сделан ряд выводов, в том числе и по структуре САП. В апреле 1943 года появился новый штат — №010/453. Данная структура подразумевала наличие в полку 4 батареи по 4 СУ-122 в каждой. Также имелась командирская машина – Т-34, причем для данных целей использовались танки выпуска УЗТМ. Также в состав взвода управления, помимо Т-34, входил бронеавтомобиль БА-64. Всего в полку по штату №010/453 находилось 255 человек личного состава. Стоит отметить, что многие части, которые ранее были сформированы по штату №08/191, так и оставались в прежнем составе.

Апогеем применения СУ-122 стала Курская битва

Апогеем применения СУ-122 стала Курская битва

Весна 1943 года была для СУ-122 временем некоторого затишья. Закончилось оно в июле 1943 года. СУ-122 стали одними из участников Курской битвы, где, наряду с тяжелыми СУ-152, оказались одними из немногих отечественных боевых машин, воевавших на равных с немецкими новинками. Следует отметить, что тактика подчинения самоходчиков пехоте продолжалась. Например, 1452-й САП действовал совместно с 348-й стрелковой дивизией. За время наступления, начавшегося 12 июля 1943 года, полк записал на свой счет 300 солдат и офицеров убитыми, уничтожил 5 противотанковых пушек и 2 минометных батареи, а также разрушил 3 ДЗОТ. Достаточно скромными оказались и итоги боевых действий 1452 САП при прорыве 63-й армии.

Всё чаще СУ-122 применялись как истребители танков

Всё чаще СУ-122 применялись как истребители танков

Так было далеко не всегда. К лету 1943 года всё чаще СУ-122 становились средством борьбы с вражеской бронетехникой. Одним из примеров таких действий стал 1454-й САП, сформированный по штату №010/453. Прибыв 2 июля на фронт, полк поступил в подчинение 73-й гвардейской стрелковой дивизии. С ней он принял первый бой, записав на свой счет несколько подбитых немецких танков. Судя по описанию, бой происходил с Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Осколочно-фугасные снаряды, которые составляли боекомплект СУ-122, не могли пробить лобовую броню немецкого тяжелого танка, но меткими выстрелами удалось сбить гусеницы и пробить борт.

Несмотря на то, что СУ-122 создавалась под иные задачи, как истребитель она была нередко эффективной

Несмотря на то, что СУ-122 создавалась под иные задачи, как истребитель она была нередко эффективной

На следующий день 1454 САП перевели на другой участок фронта – в полосу действия 13-й армии, где самоходные установки действовали совместно с 307-й стрелковой дивизией и 129-й танковой бригадой. Именно эти части оказались заслоном перед основным немецким наступлением на северном фасе. Главным направлением удара стала железнодорожная станция Поныри и совхоз им. 1-го Мая. Именно СУ-122 оказались наиболее серьезным аргументом в боевых действиях на данном участке. Пробить самоходные установки Ferdinand эти машины не могли, но в отчете обследования подбитых под Понырями машин данного типа отметили не менее 5 САУ с разбитой меткими попаданиями ходовой частью. Впрочем, самыми опасными противниками немецких танков и САУ стали советские саперы. В ходе боев за Поныри самоходчики на свой счет засчитали 16 танков сгоревшими и 2 подбитыми. В рапортах в основном указываются Pz.Kpw.Tiger Ausf.E, разумеется, результаты были несколько скромнее.

Кумулятивный снаряд появился уже после Курской дуги

Кумулятивный снаряд появился уже после Курской дуги

Надо сказать, что для противотанковых функций СУ-122 годились не лучшим образом. Помимо того, что отсутствовали бронебойные снаряды, недостатком являлся понорамный прицел. Тут, кстати, снова пламенный привет артиллеристам, ибо на У-11 был телескопический прицел. Тем не менее, роль «стального кулака» СУ-122 изображала летом 1943 года с завидной регулярностью. Примером подобного использования стало применение 1435-го САП. 25 мая полк передали в состав 5-го танкового корпуса. К тому моменту 1435-й САП имел весьма специфичный состав: он имел 17 СУ-76 и 4 СУ-122, то есть структура больше напоминала штат №08/158. К 12 июля 1943 года, когда 5-й ТК пошел в наступление, 1435-й САП находился во взаимодействии с 24-й танковой бригадой. Следуя за танковой бригадой, самоходчики очень эффективно работали. Уже 13 июля они записали на свой счет первые 2 танка и 2 орудия. 20 июля, продолжая действовать по тому же принципу, 1435-й САП записал на свой счет еще 8 танков. Всего же за 18 дней боевых действий самоходчики записали на свой счет 33 танка, 1 САУ, 38 автомашин, 18 зенитных орудий и 52 орудий других типов. Несмотря на малочисленность, значительная часть уничтоженных танков пришлась на работу СУ-122.

К началу 1944 года СУ-122 уже уступила первенство СУ-85

К началу 1944 года СУ-122 уже уступила первенство СУ-85

Постепенно решался вопрос с боеприпасами. Еще в мае 1943 года появился кумулятивный снаряд 53-ВБП-463, позже появился улучшенный снаряд 53-ВБП-463А. Кумулятивный снаряд мог пробить лист толщиной до 160 мм, установленный под углом 90 градусов. Впрочем, в войсках эти снаряды появились уже после Курской битвы. Согласно утвержденным в октябре 1943 года нормам, в боекомплект СУ-122 входило 10 таких снарядов, или 25% от общего боекомплекта. Впрочем, к тому моменту пик боевого применения СУ-122 уже прошел. В войска массово шли СУ-85. На 1 января 1944 года в Красной Армии числилось 286 СУ-122, из них на фронте 194 штуки. СУ-85, к тому моменту, числилось 498 штук, из них на фронте 366 штук. К 1 января 1945 года СУ-122 осталось 241 штука, из них на фронте 100 штук. Сражались они до самого конца войны. Например, в составе 222-го танкового полка на момент прибытия в состав 6-й армии (начало марта 1945 года) имелось 5 Т-34, 2 ИС-2, 1 ИСУ-122 и 4 СУ-122. Данный полк принял самое активное участие в штурме Бреслау. В ходе месячных боев за укрепленный город полк безвозвратно потерял 3 СУ-122.

Уничтоженная в Бреслау (Вроцлаве СУ-122), 1945 год

Уничтоженная в Бреслау (Вроцлаве СУ-122), 1945 год

Ныне в комплектном состоянии находится только один образец СУ-122. Это САУ с серийным номером 305320, выпущенная в мае 1943 года. Она воевала в составе 1418-го САП. Машина из 4-й батареи под командованием лейтенанта В.С. Принорова участвовала в наступательных боях второй половины июля 1943 года. 24 июля в ходе боя за село Никольское Свердловского района Орловской области машина была подбита. Замковой и наводчик погибли, командир и механик-водитель были ранены. Далее САУ ушла в ремонт, после чего еще провоевала 1,5 года (где, неизвестно). За время эксплуатации ее не раз дорабатывали, горе тому моделисту, кто ее решил использовать «как есть». Еще один образец СУ-122, бывший тактический объект, ныне можно увидеть в Верхней Пышме.

СУ-122 в парке "Патриот"

СУ-122 в парке «Патриот»

В заключение стоит отметить, что первый блин оказался совсем не комом. СУ-122 можно сравнить с GMC M10. Первый массовый американский истребитель танков тоже имел ряд недочетов, что ему не помешало успешно воевать. Сравнительно недолгий выпуск СУ-122 связан, прежде всего, с изменившейся концепцией советских средних САУ. Вместо «штурмовика» понадобился скорее истребитель танков. Наиболее наглядно это показала Курская дуга.

Автор благодарит Игоря Желтова (г. Москва) за помощь в подготовке данного материала и предоставленные материалы.

Список источников

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАСПИ
      3. РГАЭ
      4. Документы Советской Эпохи
      5. РГАКФД
      6. Архив автора

источник: https://dzen.ru/a/ZBiqXlLvcTv1utE2

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account