Юрий Пашолок. Сравнимые по подвижности советский и немецкий средние танки
Совместные испытания отечественной и зарубежной техники стали возможны во второй половине 30-х годов. Одним из первых примеров подобных испытаний стали тесты чехословацких танков LT vz.35 (Škoda Š-II-a). С точки зрения развития собственных танков подобные испытания были однозначно полезными. На них выявлялись недостатки отечественных конструкций, что становилось причиной запуска работ по улучшению. Также можно было наглядно оценить, как справились советские и зарубежные инженеры с поставленной задачей. Так что подобные испытания стали проводиться всё чаще.
Одной из часто обсуждаемых тем, связанных с испытанием зарубежной техники в Советском Союзе, является ситуация вокруг Pz.Kpfw.III. Существует история о том, что якобы на этих самых испытаниях немецкий танк развил высокую скорость, которая заставила пересмотреть требования по подвижности Т-34М и Т-50. Правда, пока что отчет по испытаниям 1940 года никто не видел (как и того самого отчета, где якобы бронебойные снаряды 45-мм пушки не пробили 30-мм немецкую броню). Зато есть другие отчеты, в том числе и вполне реальные совместные испытания, которые проводились в 1942 году. Они, кстати, также вызывают вопросы, сейчас поймете, почему.
Во второй половине 1942 года НИБТ Полигон стал возвращаться из эвакуации. Некоторое время площадка под Казанью продолжала использоваться для опытных работ, тем не менее, всё чаще местом проведения испытаний становилась Кубинка и ее окрестности. В том числе и здесь неоднократно проводили совместные испытания отечественной, а также зарубежной бронетанковой техники.
С 27 октября по 23 ноября 1942 года полигон проводил испытания танка Т-34с, который оснащался 5-скоростной коробкой передач и 3-местной башней с командирской башенкой. Компанию ему составил обычный Т-34 валовой серии. Наиболее интересен третий участник. Им оказался трофейный немецкий танк Pz.Kpfw.III, при этом его фотографий в отчете не имелось. Нашелся он в одном из альбомов НИБТ Полигона. Им оказался Pz.Kpfw.III Ausf.J, прошедший ремонт, вероятнее всего, на БТРЗ №82. По неизвестной причине танк получил ленивцы более раннего типа. Что там еще нахимичили, неизвестно, но результат оказался слегка неожиданным.
За время совместных испытаний немецкий танк прошел 169 километров, из них 89 по асфальтовому шоссе, и 80 по проселку. В числе испытаний был и замер максимальной скорости. На 50-м километре Можайского шоссе сделали мерный участок. Так вот, Т-34с разогнался до 54,7 км/ч, Т-34 до 55,25 км/ч, а Pz.Kpfw.III — до 55 км/ч. При том, что официально максимальная скорость немецкого танка, по паспортным данным, составляла 40-42 км/ч. Вот к этим паспортным данным масса вопросов. Потому как Pz.Kpfw.III Ausf.H под Казанью разогнался до 45 км/ч.
Вполне возможно, что реально речь шла об ограничителе скорости. Дело в том, что на скорости выше 40 км/ч у Pz.Kpfw.III начиналось отслоение бандажей опорных катков. Немецкий танк, к слову, имел немного более высокую среднюю скорость. По шоссе разница составляла 2,5 км/ч, а при езде по проселку и вовсе 0,5 км/ч.
Эти же сравнительные испытания показали, что идея с установкой дизельного двигателя В-2 на Т-34 была абсолютно верной. При езде по шоссе 34-ки потребляли 161-174 литра топлива на 100 километров пути, и 231-258 литров при езде по проселку. Pz.Kpfw.III потреблял 232 литра бензина на 100 километров пути по шоссе и 340 литров при езде по проселку. Учитывая, что у Т-34 объем топливных баков был 650 литров, а у Pz.Kpfw.III — 320 литров, можно оценить запас хода у этих танков.
Остается загадкой, каким образом немецкий танк показал такую максимальную скорость, тем не менее, факт остается фактом. Не 70 км/ч, но до 55 км/ч машина вполне разогналась. Правда, испытатели вряд ли знали о проблемах с бандажами опорных катков. Кроме того, в альбоме НИБТ Полигона такую скорость дали всем «трешкам» позднего выпуска, но реально испытывали один танк.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
-
источник: https://dzen.ru/b/Zh6dqvol8DciYe2P