Рассказ о советском разведывательном-амфибии Т-37А, чья реставрация недавно была закончена в парке «Патриот»
Легкие танки, появившись на полях сражений ближе к концу Первой мировой войны, довольно быстро начали разрастаться с точки зрения классов. Помимо легких танков поддержки, коими являлись Renault FT, к концу 20-х годов появились танкетки, а также танки-разведчики. Они находились где-то посередине между танкетками и менее подвижными легкими танками поддержки. Что танкетки, что танки-разведчики появились благодаря англичанам. При этом самые массовые танки данного класса производились в другом месте. А именно в Советском Союзе.
На начало Великой Отечественной войны в Красной Армии находилось самое большое в мире число танков-разведчиков. В отличие от других армий мира, где выбрали скоростные «патрульные» танки, советские военные поставили на разведывательные танки-амфибии. Самыми массовыми среди них оказались Т-37А, выпускавшиеся на московском заводе №37. До недавнего времени единственным танком данного типа, который сохранился в России, был экземпляр, ныне находящийся в парке «Патриот». Совсем недавно его отреставрировали, есть смысл поговорить о данной машине.
Поначалу ни о каком танке-амфибии в системе вооружения Красной Армии речи не шло. Во второй половине 1931 года начались работы по новому советскому «патрульному» танку, который позже получил обозначение Т-34. Это был двухместный танк-разведчик с пулеметным вооружением, созданный по концепции английского танка A4E2. Впрочем, уже осенью 1931 года у него появился плавающий собрат. Связано это оказалось с появлением у англичан плавающего танка-разведчика A4E11, он же Vickers-Carden-Loyd M1931. Английские военные быстро охладели к детищу Джона Кардена и Вивиана Лойда. Посему дальше VCL M1931 предлагался на экспорт.
Среди стран, которые закупали плавающие танки-разведчики, оказался и Советский Союз. Между тем, еще до того, как VCL M1931 попали в СССР, появился отечественный аналог этого танка. Задача упрощалась тем, что в 1931 были приобретены 3-тонные гусеничные трактора Vickers-Carden-Loyd, которые предполагали выпускать на СТЗ под обозначением «Комсомолец». Так вот, с точки зрения агрегатной базы они были равнозначны «патрульным» танкам. Взяв за основу материалы по VCL M1931 из зарубежных публикаций, на заводе «Большевик», под руководством М.П. Зигеля, был разработан плавающий танк-разведчик Т-33. Машина была разработана в короткие сроки. Как и Т-34, она получила мотор «Геркулес», точнее, уже его отечественную версию — АМО-3.
Т-33 испытания прошел, но в серию он так и не попал. Дело в том, что он имел ряд недостатков, присущих прародителю. Например, на плаву VCL M1931 и его аналог задирали нос. На Т-33 пытались это скомпенсировать, но стало понятно, что нужно делать другой танк. К тому же заводу «Большевик» было слегка не до плавающих танков. Так постепенно работы смещались в сторону Москвы, а именно на 2-й завод ВАТО. Здесь, под руководством Н.Н. Козырева, был создан танк Т-41. В отличие от Т-33, на этом танке использовался мотор Ford AA, который как раз собирался в то время на заводе №2 ВАТО. На «Большевике», точнее, ОКМО (Опытно-Конструкторский Машиностроительный Отдел) завода №174, создали танк Т-37, также с мотором Ford AA.
В итоге, можно сказать, победила дружба. Что Т-41, что Т-37 имели достоинства и недостатки. На стороне Т-41 была компоновочная схема с размещением мотора сзади, а экипажа плечом к плечу. На стороне Т-37 оказалась более совершенная ходовая часть, более удачная башня и ряд других решений. В результате в августе 1932 года было принято решение о том, что в крупную серию пойдет танк, получивший обозначение Т-37А (или Т-37-А, как иногда его обозначали). Разработали его также на заводе №2 ВАТО, который осенью того же года переименовали в завод №37 НКСМ. Руководил работами Н.Н. Козырев. 39 танков установочной серии, также именующиеся Т-37 (на самом деле они изначально назывались Т-37А), сдали в 1933 году. Тогда же начался и выпуск танков основной серии, их за первый год сдали 86 штук.
Самые первые Т-37А не имели поплавков, у них имелся ряд отличий по корпусу, смотровым приборам итд. Танк основной серии весьма существенно доработали. Помимо поплавков, появился воздуховод за башней, изменились смотровые приборы, корпус, ряд других элементов. Также в 1934 году начали ставить радиостанции. За первый год их установили всего 4 штуки, но за всё время радийных Т-37А сдали 640 штук. Весьма приличный показатель для середины 30-х годов. Такие танки легко отличить по поручневым антеннам, которые крепились на корпусе и поплавках.
Вообще история Т-37А, можно сказать, толком пока не написана. Особенно это касается «железа». Машина неоднократно менялась, есть понятие «ранний» и «поздний» Т-37А. Не говоря уже о том, что даже выпускались танки не на одном заводе. Выпуском Т-37А хотели загрузить ГАЗ им. Молотова, но там дали согласие только в случае перехода на дюймы (завод-то «фордовский»). В результате выпуск Т-37А на заводе в Горьком ограничился установочной партией.
Более интересна ситуация с Ижорским заводом. Сама по себе история освоения Т-37А на других заводах связана с проблемами с выпуском танков на заводе №37. Поначалу московский завод имел недостаточные производственные площади. Также Подольский завод им. Орджоникидзе, которые поставлял корпуса и башни, полностью не справлялся с заказом. Поэтому подключили Ижорский завод. Тот выпускал сварные корпуса и башни характерной формы. Помимо завода №37, такие корпуса и башни уходили в Горький. За 1934 год Ижорский завод сдал 435 комплектов, за 1935 год еще 131 штуку. Также в 1936 году завод сдал 18 Т-37А.
Всего было выпущено 2549 танков семейства Т-37А. Он стал самым массовым советским танком-разведчиком. Безусловно, возможности его были ограничены, тем не менее, пользы от него оказалось куда больше, чем от «патрульных» танков. Да и если сравнивать Т-37А с легкими бронемашинами-разведчиками (ФАИ, прежде всего), выяснится, что танков выпустили в разы больше. И это при том, что броневик строить проще. И это неспроста. Карьера Т-37А оказалась довольно долгой. Несмотря на то, что основную массу этих танков выбили летом-осенью 1941 года, последние из них изъяли из частей только летом 1945 года. Причем эти танки, как минимум частично, перевооружили на 20-мм автоматические пушки ТНШ.
В Кубинке сохранился танк, который относится к ранним машинам (скорее всего 1934 года выпуска). Он уже получил поплавки, но еще имеет характерную раннюю выштамповку на верхнем лобовом листе корпуса. В 60-е годы машина пострадала от реставрации по-военному. Поплавки оторвали как раз в это время, заменив на то, что стоит сейчас. Одна тележка поставлена от Т-38 (она, кстати, просматривается и на фото 40-х годов). Много чего ушло и из интерьера. Нынешняя реставрация тоже не высочайшего класса, но тут стоит сказать пару слов в оправдание. Возможностей у военных музеев не так много, как может показаться. Да и если вы посмотрите на типовую «военную» реставрацию в других местах, узнаете много нового. Например, итальянские танки в итальянских военных музеях могут быть легко с фарами от M113 итд. Или с современными моторами.
Для нашего танкостроения 30-х годов Т-37А, как и последовавший за ним Т-38, были скорее в разряде отстающих. В то время, как Ленинград и Харьков, к середине 30-х годов, полностью перешли на сварку, Подольский завод им. Орджоникидзе продолжал выпускать продукцию на заклепках и рейках. В этом смысле ижорские корпуса и башни находились на более высоком техническом уровне. На сварку в Подольске перешли только к 1940 году, когда начался выпуск танков-разведчиков Т-40. Правда, те же англичане делают вид, что ничего не слышали. Они применяли заклепки и рейки, а также болты, аж до 1944 года.
Следует отметить, что при создании Т-37А ленинградский Т-37 использовался довольно активно. Речь идет не только про ходовую часть, но и корпус. От него Т-37А унаследовал характерную форму кормовой части, которая, в свою очередь, имела английские корни. Отчасти такое решение продиктовано тем, что так было удобнее размещать гребной винт и руль. На Т-41 можно заметить постепенную эволюцию к такой форме, но откуда черпали вдохновение, очевидно.
Что же касается водоходного оборудования, то оно было куда более продвинутым, чем корпус танка. Еще на Т-41 Козырев (которого, кстати, ряд историков «расстреляло», хотя он продолжал работать на заводе №37 и в 1941 году) применил крайне8 интересный гребной винт. Он имел изменяемый шаг, тогда такое было не у каждого самолета. Конструкция перекочевала и на танк. В дальнейшем, на Т-38, от такого гребного винта отказались. Также следует отметить, что подключение гребного винта производилось при выключенном двигателе.
Ходовая часть Т-37А имела ленинградское происхождение. Вместо подвески Carden-Loyd на танке применили оригинальную блокированную подвеску, с горизонтальными пружинами в качестве упругих элементов. Такая подвеска отчасти являлась родственницей подвески Хростманна. Она довольно долго продержалась на танках завода №37, постепенно видоизменяясь.
Как и у Т-41/Т-37, на Т-37А использовался двигатель Ford AA, точнее, уже его отечественная версия, выпуска ГАЗ им. Молотова. Отчасти мера вынужденная, поскольку танк заметно потерял в подвижности, если сравнивать с прародителем. Автомобильной была и трансмиссия. Использовался задний мост «полуторки», а также «автомобильный» механизм поворота. С последним связана одна из ключевых проблем танка. Если бортовые фрикционы можно было использовать плавно, то у Т-37А поворот происходил резко. Это нередко приводило к авариям, в одной из них едва не погиб Н.А. Астров, который в 1934 году пришел на должность главного конструктора завода №37. Машина перевернулась, улетев в кювет, и чуть не сгорела.
Само место механика-водителя организовано довольно удобно. Машина вроде маленькая, а места тут вполне хватает. Огромным преимуществом Т-37А над VCL M1931 было то, что место механика-водителя сместили влево. Тем самым обеспечивался беспрепятственный доступ к месту механика-водителя, у «Виккерса» он частично перекрывался башней. Также управление было сдвоенным, в случае чего командир/наводчик/заряжающий мог дублировать функции механика-водителя. Такое было едва ли не впервые в мире на серийном танке.
Как и прародители, Т-37А оснащался башней, в которой размещался пулемет ДТ. За счет того, что поставили его в шаровой установке, обеспечивалась точная наводка, в то время это было распространенным явлением. Надо сказать, что советская шаровая установка была явно лучше того, что на «англичанине». Пулемет Vickers с водяным охлаждением выглядел чересчур громоздким для такого танка, это же касалось и самой установки.
Более удачной оказалась и башня в целом. Ее конструкция восходила к Т-23, опытному танку, который отчасти являлся советским аналогом английских «патрульных» танков. За счет того, что пулеметную установку сместили вправо, удалось выиграть немного места. Явным плюсом было и наличие сиденья мотоциклетного типа. Вращалась башня руками, впрочем, если упереться, можно поворачивать, используя как точку опоры пулемет. В целом должен сказать, что тесной боевое отделение Т-37А не назвать. Да, тут не автобус, но для работы места хватает.
В заключение следует сказать, что за последние полтора десятилетия количество Т-37А в России увеличилось. Такие танки восстанавливал Музей Техники Вадима Задорожного. Кроме того, на День Победы Т-37А представил Музей отечественной военной истории в Падиково. Об этой машине, к которой имеет отношение и автор данного материала, рассказ будет позже.
источник: https://dzen.ru/a/ZETYM1c6b2bSgPfz