1

Только зародившееся танкостроение во время Первой мировой войны не обошло стороной и Российскую империю. Нередко в связи с этим вспоминают «Вездеход» Похоровщикова, но практической пользы эта машина-демонстратор не принесла. Ещё более бестолковым оказался «Царь-танк», он же «Нетопырь» конструкции Лебеденко. Он стал самым большим танком в истории, но на этом список его достоинств и заканчивается. Фактически история отечественного танкостроения началась уже после Октябрьской революции. И началась она с копирования удачного французского танка Renault FT.

Трофей в дело

Сильно запущенная ситуация с производством автомобилей и тракторов привела к тому, что даже бронеавтомобили в Российской империи производились главным образом на шасси зарубежных марок. В основном этим занимались Ижорский и Путиловский заводы в Петрограде. Часть бронемашин изготовлялась на Обуховском заводе, расположенном там же.

Танков же Русская императорская армия так и не дождалась, хотя были планы поставок танков из Франции. Первоначально это должны были быть Schneider CA 1, но к осени 1917 года стала поступать информация о том, что во Франции началось производство Renault FT. Эти танки всё же попали в Россию, но уже не в качестве поставок техники для армии союзников. 12 декабря 1918 года в Одессе было выгружено 20 таких танков, входивших в состав французского 303-го полка штурмовой артиллерии.

Утром 19 марта 1919 года состоялся боевой дебют французских танков в составе войск интервентов. Случилось это неподалеку от немецкой колонии Вормс (ныне село Виноградное, Березовский район Одесской области). Интервенты провели артиллерийский обстрел наступающего 15-го полка и частей 2-й бригады Заднепровской дивизии Украинской советской армии, после чего танки пошли в бой. Видя, как развиваются события, командование красных решило обойти интервентов с фланга. У станции Березовка завязался бой, противник был вынужден прекратить поддержку наступления танков и перенёс огонь на другое направление.

Это стало началом разгрома: вражескую артиллерийскую батарею атаковали моряки из 15-го полка, обратившие артиллеристов в бегство. Пехота, которая поддерживала французские танки, начала отступать. Наконец, почти вплотную подошедшие к залёгшей пехоте 15-го полка, танки тоже были вынуждены отойти.

Видя, что происходит, красноармейцы бросились вдогонку за уходящими танками. Вскочив на броню, пехота 15-го полка смогла захватить 4 Renault FT. Большинство захваченных танков с пушечным вооружением и башнями клёпаной конструкции было построено на заводе Renault. Вместе с танками 15-й полк под командованием Н.И. Урсулова смог захватить массу артиллерии и другого вооружения.

Юрий Пашолок. Советский первенец

Митинг в броневом дивизионе особого назначения, апрель 1919 года. Вскоре этот танк отправится в Москву

После боя состоялся митинг, на котором было решено отправить один из трофейных танков в подарок Ленину. Выбор пал на машину с серийным номером 69009. Эта машина была выпущена на заводе SOMUA, но по неизвестной причине также имела клёпаную башню производства Renault. По прибытии в Москву выяснилось, что танк находится в нерабочем состоянии. Поэтому в апреле 1919 Ленин обратился с просьбой выделить для первомайского парада в Москве ещё один Renault FT. К тому моменту трофейные танки были сведены в броневой дивизион особого назначения, в который также попали бронемашины. Для отправки в Москву была отобрана машина с серийным номером 66250. Сопровождающими на митинге были выбраны красноармейцы Унтилов и Козырев, а также помощник машиниста Подрученко в качестве механика. Машину погрузили на платформу и отправили в Москву.

Юрий Пашолок. Советский первенец

Эта же машина на Красной площади 1 мая 1919 года

Там с танком ознакомили лётчика Б.И. Россинского. Для него это был первый опыт общения с танком, но он довольно быстро разобрался с управлением. 1 мая 1919 года трофейный танк прошёл по Красной площади, а на следующий день штаб 2-й Украинской советской армии получил телеграмму от Ленина со словами благодарности.

Прошедший по брусчатке Красной площади танк позже отправился на фронт. Совсем другая судьба ждала первый из попавших в Москву Renault FT. В начале августа 1919 года Ленин выступил с инициативой организации производства аналогичных этой машине танков. Несмотря на бедственное положение и разруху в стране, возможности для этого имелись. Французский лёгкий танк был спроектирован с использованием автомобильных агрегатов. Относительно небольшая масса, а также достаточно простая конструкция корпуса и башни позволяли привлечь к постройке танков предприятия, которые до того занимались изготовлением бронеавтомобилей.

10 августа 1919 года было принято решение Совнаркома и Совета Военной Промышленности об изготовлении 10 танков. Местом изготовления был выбран нижегородский Сормовский завод. Предприятие к тому моменту имело большой опыт постройки бронепоездов, так что изготовление танков ему было вполне по силам. 22 августа на заводе состоялось заседание, на котором было озвучено задание на постройку танков. Ознакомившись с фотографиями танка, заводоуправление заказ приняло. Но для начала работ требовалось сначала доставить на завод трофейную машину, которая к тому времени уже несколько месяцев стояла без охраны.

Только 29 сентября танк, частично разобранный и разложенный на трёх платформах, доставили на Сормовский завод. Быстро выяснилось, что деталей до полного комплекта не хватает. Кроме того, завод не имел возможности получить такой же, как у французского танка, двигатель. Эту проблему удалось решить довольно просто: в Москве на заводе АМО шла сборка грузовиков Fiat 15 ter, двигатели которых вполне могли стать заменой. Правда, имелась одна проблема: двигатель оказался больше того, что ставился на французский танк. Решение проблемы нашлось быстро: при проектировании кормовую часть танка сделали немного шире, благодаря чему мотор вписался в моторно-трансмиссионное отделение. Это стало самым заметным отличием танка, позже получившего обозначение «Рено-русский». Техническую документацию на машину в Сормово закончили к 1 января 1920 года.

Юрий Пашолок. Советский первенец

Схема моторного отделения «Рено-русского», которое, по сравнению с Renault FT, было несколько изменено

Кооперация Сормово и Петрограда

Сормовский завод не являлся единственным предприятием, которое планировалось задействовать в постройке «Рено-русского». 3 октября 1919 года Совет военной промышленности выдал Ижорскому заводу предписание №2131 об организации производства 30 танков по типу трофейного Renault FT. Ижорский завод должен был организовать производство брони и сборку танков, на Обуховский завод ложилась сборка элементов ходовой части, остальные детали изготовлял Путиловский завод. Позже Обуховский завод из числа предприятий-смежников исчез. 16 октября Совет военной промышленности распорядился направить на Сормовский завод группу инженеров и техников. Целями поездки стали осмотр прибывшего туда танка и прояснение вопроса о возможности организации полного или частичного производства аналогичных машин на Ижорском заводе.

27 ноября был получен ответ — Ижорский завод за такую работу брался. Согласно планам, через 2 месяца с момента получения необходимых деталей от смежников при условии привлечения дополнительных 60 человек (10 автомобильных механиков, 30 слесарей по обработке металлов и 20 сборщиков – котельных судостроителей) завод мог сдать первый танк. В следующем месяце выпускалось 3 танка, а далее — по 5-6 танков ежемесячно. Чертёжная документация требовалась заводу за 3 месяца до выпуска первого танка, а двигатель и вооружение — за 2 месяца.

Юрий Пашолок. Советский первенец

Трофейный Renault FT, отремонтированный Сормовским заводом. Танк получил новый двигатель, была переделана его кормовая часть, поставлены фары

Но планы по танковому производству изменились. В первой половине октября армия Юденича провела несколько успешных наступательных операций, выйдя к окраинам Петрограда. 16–17 числа Совет обороны принял решение окончательно перенести производство танков на Сормовский завод. По иронии судьбы, как раз осенью 1919 года в районе Гатчины действовали Renault FT, но белогвардейские.

Петроград удалось отстоять, но сложное военное положение убедило Совет военной промышленности в том, что осваивать полный цикл производства танков в прифронтовом городе неразумно. Впрочем, Ижорский завод всё равно участвовал в изготовлении бронелистов для корпусов и башен. В начале 1920 года велась довольно бурная переписка по поводу типа и количества комплектов листов. К тому времени программа выпуска «Рено-русских» на Сормовском заводе подверглась коррекции — вместо 10 танков теперь планировалось построить 15. 27 февраля 1920 года на Ижорский завод поступил заказ №88 на 10 «танков малого типа системы «РЕНО» с вооружением в виде одного пулемёта. Предполагалось, что первый комплект бронелистов будет сдан 1 июля, а последний 1 ноября. В тот же день пришёл заказ №89 на 5 танков с 37-мм пушкой «Гочкис». Этот заказ выполнялся с 1 августа по 1 ноября.

С бронёй для Сормовского завода имелись существенные проблемы. Несмотря на то, что к изготовлению брони приступили ещё в конце марта, первая партия листов для двух танков была отправлена только 15 июня. Впрочем, и с ней всё было не гладко: согласно телеграмме из Сормово, прибывшая броня оказалась непригодной для установки на танки. Все листы были покороблены, а при правке раскалывались. Больше того, часть брони оказалась даже не нарезана. Такая халатность Ижорского завода ставила под угрозу план по выпуску, из-за чего развернулась бурная переписка.

Вместе с тем, на Сормовском заводе не бездействовали. Там отремонтировали и модернизировали прибывший в качестве образца Renault FT. Вместо старого двигателя, не подлежащего ремонту, был установлен мотор Fiat, для чего пришлось переделывать кормовую часть. А под руководством старшего инженера Центрброни И.Х. Гаугеля на Сормовском заводе до конца лета смогли построить первый «Рено-русский». Эта машина получила имя собственное «Борец за свободу товарищ Ленин». От последующих танков эта машина имела некоторые отличия. Он получил снятую с Renault FT пушку SA 18. Танк оказался единственным, имевшим такое вооружение. Кроме того, машина получила «парадную» раскраску.

Юрий Пашолок. Советский первенец

«Борец за свободу товарищ Ленин», первый полноценный танк, построенный на территории России и успешно прошедший испытания

Первые испытания состоялись 31 августа 1920 года. За рычаги усадили слесаря И.А. Аверина, в башню забрался сам Гаугель. Иван Христианович был крайне непростой фигурой, но именно благодаря его кипучей деятельности, иногда заканчивавшейся маханием «Маузера», дело удалось довести до конца. Танк направился к дороге, которая связывала Канавино и Копосово. Он вполне уверенно преодолел маршрут, по пути взобравшись на довольно крутой песчаный холм. В качестве дополнительного испытания было решено проверить, сможет ли танк снести здание. Успешно снеся стену полуразрушенного дома в посёлке Варя по дороге на Канавино, «Борец за свободу товарищ Ленин» продолжил движение, успешно закончив ходовые испытания. На следующий день Гаугель направил телеграмму в Москву:

«Доношу, что 31 августа 1920 года было проведено испытание на ходу первого танка. Первого сентября будет проведено второе испытание танка и проба оружия».

«Борец за свободу товарищ Ленин» стал первым полноценным танком, построенным на территории России и прошедшим первый этап испытаний. Впрочем, постройка танка №1 являлась лишь началом. Второй танк, получивший имя собственное «Парижская Коммуна», несколько отличался. Дело в том, что 37-мм пушка SA 18 имелась всего одна. Решением стала состоявшая на вооружении российского флота 37-мм морская пушка, разработанная ещё в конце 70-х годов XIX века. Существовало это орудие в двух версиях — пятиствольной и одноствольной. Отличались они не только количеством стволов, но и их длиной. Появившиеся в годы Первой мировой войны пехотные и танковые пушки APX использовали те же самые боеприпасы. Возникла вполне логичная мысль наложить ствол морской пушки Hotchkiss на лафет SA 18. Так появилась «37-мм короткая танковая пушка системы Гочкиса», в которой использовался ствол от 5-ствольного варианта морского орудия. Унификация с SA 18 получилась максимальной, перевооружить танк можно было простой заменой ствола.

Разделение Renault FT на пушечный и пулемётный варианты не вызывало восторга у русских инженеров. В разных ситуациях танку требовалась либо пушка, либо пулемёт. В результате отечественные конструкторы стали первыми, кто совместил в серийном лёгком танке и пушку, и пулемёт. С правой стороны башни появилась шаровая установка пулемёта Hotchkiss Mle.1909. Такие же пулемёты ставились на танки Mark V, трофейные образцы которых попадали в руки Красной армии.

Юрий Пашолок. Советский первенец

Таким было вооружение основной серии «Рено-русских»

Благодаря тому, что ситуация с поставкой броневых листов с Ижорского завода постепенно начала выправляться, к середине ноября 1920 года в Сормово наметился заметный прогресс. 5 танков собрали и подготовили к испытаниям, 6-й и 7-й танки находились в стадии сборки, которую планировалось закончить к 15 декабря. Также завод начал сборку танков №8 и №9, которые должны были закончить к 20 января 1921 года. Сормовский завод имел почти все детали для собираемых машин.

Со стороны Совета военной промышленности с осени 1920 года работы по постройке и испытаниям сормовских танков курировал старший инженер С.П. Шукалов. Ключевая фигура в советском танкостроении 20-х годов, Шукалов появился в переписке с ноября 1920 года. Именно ему докладывали о результатах испытаний.

9 ноября состоялись первые стрельбы из пушки «Гочкис». Она не была новой: согласно отчёту, орудие №124 изготовили ещё в 1895 году. Испытания в объёме 11 выстрелов, выполненных из орудия танка №2, показали удовлетворительные результаты.

Юрий Пашолок. Советский первенец

Вскоре после выпуска танков были подготовлены руководства как по самой машине, так и по её орудию

Несмотря на успех первых испытаний, в конструкции первого советского танка нашлась масса недоработок. Они устранялись в течение сентября и октября 1920 года.

12 ноября в Сормово прибыла комиссия Совета военной промышленности, на следующий день состоялся пробный пробег. Он закончился на втором километре, поскольку соскочил ремень вентилятора. В тот же день состоялось техническое совещание. 14 ноября состоялся второй пробег длиной 7,5 километров, на сей раз удачный. Большинство членов комиссии убыли в Москву, а на заводе началась подготовка к государственным испытаниям. Они начались 17 ноября, за первый день участвовавший в них танк успешно прошёл 26,5 километров. Средняя скорость достигала 7,65 км/ч, а максимальная 8,89 км/ч. С учётом того, что танк шёл по грунту, покрытому льдом и талым снегом, это вполне нормальные результаты. Испытания продолжались до 20 числа, после чего танк разобрали для определения износа узлов и агрегатов. Всего он преодолел 64 километра, полностью выдержав программу государственных испытаний.

Юрий Пашолок. Советский первенец

Боковой вид из инструкции по эксплуатации. В данном случае есть лючок доступа к мотору, но нет лючков доступа к бензобаку. Корпус «Рено-русского» существовал минимум в трёх вариациях

По итогам испытаний был составлен список из 22 пунктов различных изменений Завод обязался внести их в конструкцию танка в течение 1,5–2 недель. Одним из изменений была установка люков над баками, но некоторые машины такого люка так и не получили. Это же касается и лючка доступа к двигателю, предусмотренному на левом заднем борту корпуса. На некоторых фотографиях такой лючок есть, на других его нет.

Комиссия определила процедуру приёмки танков. Согласно ей, танки с номерами 5, 10 и 15 проходили полный цикл испытаний, а остальные в сокращённом виде, с пробегом 26,5 километров. Кроме того, один танк изготовлялся с изменениями коробки передач, что должно было увеличить его максимальную скорость. Эту работу курировал Шукалов.

Юрий Пашолок. Советский первенец

Двигатель несколько отличался от того, что ставился на грузовики

Как и обговаривалось, первый танк головной серии был сдан 15 декабря 1920 года. В дальнейшем Сормовский завод сдавал по 4 танка в месяц, завершив выпуск серии в марте 1921 года. Каждый танк получил имя собственное:

№1 «Борец за свободу товарищ Ленин»

№2 «Парижская Комунна»

№3 «Карл Маркс»

№4 «Лев Троцкий»

№5 «Лейтенант Шмидт»

№6 «Карл Либкнехт»

№7 «Красный Боец»

№8 «Красная Звезда»

№9 «Пролетарий»

№10 «Свободная Россия»

№11 «Черноморец»

№12 «Илья Муромец»

№13 «Буря»

№14 «Керчь»

№15 «Победа»

Юрий Пашолок. Советский первенец

Советская копия французского танка отличалась наличием фар. Позже их поставили и на советские Renault FT

К моменту сдачи танки №12 и №13 не имели вооружения. Имелся ещё один танк, №16. Он был построен сверх плана и предназначался в качестве подарка Ленину. Идея изготовления этой машины принадлежала члену коллегии заводоуправления Н.Д. Данилову. По его заданию К.А. Бердышев изготовил чертежи танка, получившего название «Сувенир». Судя по всему, речь идет о масштабном макете, который также изготовил Бердышев. Танк направили в Москву, а Бердышева за него премировали английским костюмом, двумя столами и четырьмя стульями.

Опоздавший на Гражданскую войну

Запуск серийного производства первых танков Красной армии совпал по времени с постепенным завершением Гражданской войны. В ноябре 1920 года пал Крым, сопротивление белых в европейской части страны практически прекратилось. Крупномасштабные боевые действия, для которых требовались танки, закончились.

Кроме того, сдача танков на заводе затянулась. Часть машин требовала доукомплектования. На танке №7 проверили работу изменённой коробки передач, выяснилось, что до максимальной скорости 12 км/ч, ради которой и затевалась модернизация, танк разогнаться не может. При работе двигателя на пределе максимальная скорость достигла 10 км/ч. Работы по данной теме были остановлены, а машина получила обычную коробку передач. На этом выпуск «Рено-русского» прекратился. Танки типа «М» (малые) не совсем удовлетворяли запросы Красной армии, особенно по скорости передвижения. Да и для разорённой Гражданской войной страны эти машины являлись очень дорогим удовольствием.

Юрий Пашолок. Советский первенец

Во второй половине 20-х годов французские и советские танки использовались совместно. Этот снимок, сделанный в Москве, интересен тем, что на нём ещё виден и Fiat 3000

Изготовленные в Сормово танки направили в Москву, где из них был сформирован учебный танковый дивизион. Машины по 5 штук распределили по танковым отрядам. Первой задачей для танков стала мирная работа. 6-й танковый отряд весной 1922 года направили в Поволжье, где «Рено-русские» применялись в качестве тракторов.

В дальнейшем танки использовались в качестве учебных машин. Несмотря на тихоходность, в таком качестве их применение выглядело более целесообразным, чем в случае с Mark V или Mk.A Whippet. Небольшая масса и использование автомобильного грузового двигателя выгодно отличало эти машины.

Ещё одной типичной задачей первых советских танков стало участие в парадах. Ходили они по Красной площади вместе с Renault FT, которые, к слову, постепенно перевооружались пушками «Гочкис». Последний такой парад состоялся в 1929 году, затем сильно изношенные машины сменили на МС-1. К 30 января 1931 года все «Рено-русские» были сняты с вооружения и распределены по училищам в качестве наглядных пособий.

Юрий Пашолок. Советский первенец

Парад 1 мая 1929 года стал последним для «Рено-русского»

К 15 апреля 1938 года осталось всего 2 «Рено» обоих типов. Согласно приказу начальника АБТУ КА Д.Г. Павлова оба танка передали на НИАБТ Полигон в подмосковной Кубинке. Так началась история танкового музея при полигоне, который ныне является частью парка «Патриот». По состоянию на 1 апреля 1941 года в парке музейных машин остался только «Рено русский». Судя по документам, машина была сильно некомплектной. Тем не менее она пережила войну, являясь, наряду с Mark V, старейшим экспонатом музея. На машине установлена не родная башня с макетной пушкой и ходовая часть от Renault FT, но характерная кормовая часть, более широкая, чем у французского танка, выдаёт сормовское происхождение.


Источник – https://warspot.ru/11105-sovetskiy-pervenets

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account