Рассказ о Bantam BRC 40 советской сборки из коллекции Музея внедорожных машин, Самара, а также о Bantam BRC 40 в Красной Армии
История зарубежной техники в составе Красной Армии обычно ограничивается тем, что она там была. Между тем, за сухими цифрами часто скрывается много чего интересного. Это касается как эксплуатации, так и того, каким образом осуществлялись поставки. Также интересным моментом является сборка машин, которые обычно к нам шли в виде машинокомплектов. Вот такие вещи очень часто остаются за бортом, хотя они представляют ничуть не меньший интерес, что привычные ТТХ.
Про то, что в Красной Армии были американские легкие разведывательные автомобили Bantam BRC 40, не является большим секретом. Эти машины появились у нас в самом конце 1942 года, почти незаметно промелькнув в сводках по поставкам и быстро растворившись на фронте. Между тем, история у них была весьма интересной. Больше того, как минимум один «советский» Bantam BRC 40 дожил до наших дней, хотя его существование порой оспаривается зарубежными «экспертами». А всё потому, что их история совсем не такая простая, как может показаться. Начиная с того, что их поставки были отнюдь не по программе ленд-лиза.
История Bantam BRC (Bantam Reconnaissance Car) — это классический пример того, когда маленькая компания реагирует первой, а потом приходят большие дяди с большим административным ресурсом. О том, что потом станет джипом, американские военные задумались еще в середине 30-х годов. Правда, когда они пытались сделать что-то сами, получался уродец вроде Howie machine gun carrier. Что-то приличное появилось позже, когда 11 июля 1940 года американская армия заказала легкий автомобиль-разведчик.
Первой среагировала American Bantam Car Company, которая 23 сентября 1940 года показала первый пилотный образец машины. Далее последовала пробная партия из 69 машин модели BRC 60, из которых 8 были полноуправляемыми. В этот момент American Bantam Car Company вырвалась вперед, причем ее машина получалась явно лучше, чем Willys Quad и Ford Pigmy. Далее последовала первая крупная партия — 1500 машин модели Bantam BRC 40. Первые машины сдали в марте 1941 года.
Между тем, конкуренты из Ford и Willys Overland совсем не собирались сдаваться без боя. Было понятно, что этот кусок пирога очень жирный, поэтому за то, что дальше стали называть джипом, началась настоящая драка. Ровно столько же машин заказали модели Willys MA и Ford GP. Налицо было явно использование административного ресурса, особенно это касалось Willys Overland. Кроме того, в армии очень быстро стали мастерить, с использованием Bantam BRC 40, разные спецмашины. То есть делать из микроскопа молоток.
Итогом стало то, что в июле 1941 года победа ушла Willys Overland. Был подписан контракт №10757 на выпуск 18600 улучшенных машин модели Willys MB. Далее с Ford подписали контракт №10977 на производство 15000 Ford GPW, лицензионной версии Willys MB. American Bantam Car Company достался выпуск прицепов, что, естественно, было совсем не тем, что ожидалось. История некрасивая, но вполне в духе развитого капитализма. Тем более что стоили «Бантик» и «Виллис» одинаково — 975 долларов США.
На этом, впрочем, выпуск Bantam BRC 40 не закончился. Помимо контракта №10395 (50 полноуправляемых Bantam BRC 40 4WS), был подписан еще один — №10263. Данный контракт подразумевал выпуск еще 1022 машин модели Bantam BRC 40, с серийными номерами 2625-3650, а также регистрационными номерам U.S.A. W-2030494-2031515. Так вот, эти машины, в основной своей массе, попали отнюдь не в американскую армию. С ними связана история, которой, согласно некоторым одиозным личностям в американских сообществах любителей военной техники, не было.
О том, что Bantam BRC 40 шли англичанам, известно хорошо, благо снимки таких машин мелькают. А вот про советские «Бантамы» известно гораздо меньше. У нас обычно просто упоминают факт поставок, без подробностей. А они весьма интересные. В начале августа 1941 года представители Наркомата внешней торговли получили предложения от фирмы-посредника. Тогда же возникло предложение о поставке Willys MA, причем как в обычном, так и полубронированном варианте (1/4-ton Willys Armored Car от Smart Safety Engineering Corporation). В ГАБТУ КА склонялись к поставкам Willys MA, но «Виллисы» оказались больше нужны самим американцам и их союзникам.
В итоге первыми в Советский Союз попали Bantam BRC 40. Шли они в виде машинокомплектов, которые собирались на месте, силами советских заводов. Машины по советскому заказу шли по тем же американским контрактам, но при этом имелось отличие. Таблички были свои, переведенные на русский язык. Отдельно стоит акцентировать внимание на один важный момент. Поставленные машины не являлись ленд-лизом, речь шла именно о закупке техники, а не «аренде». Поэтому у некоторых людей одно с другим явно не сходится.
Согласно сводному отчету Автомобильного Управления Красной Армии за годы войны, всего было поставлено около 600 Bantam BRC 40, из них около 500 за 1942 год, остальные в 1943 году. На самом деле цифры не отражают того факта, насколько вовремя пришли «Бантики». В войска уходили последние ГАЗ-64, в момент, когда их поток иссяк, и пошли первые Bantam BRC 40. За январь 1942 года прибыло 17 машин, в начале февраля 1942 отгрузили 25 машин данного типа, к концу апреля их уже отправили в войска 271 машину.
До мая 1942 года основным местом, откуда отправлялись «Бантамы» (так их указывали в переписке), был ГАЗ им. Молотова. К 15 марта 1942 года поступило 480 Bantam BRC 40 (позже цифру скорректировали до 476), из них 433 в разобранном виде, собирали как раз в Горьком. В мае 83 машины уехало с ЗИС, еще 33 с ГАЗ. Тогда же, в мае 1942 года, начались первые отправки Willys MB. Причем за первый же месяц ЗИС отправил в войска 283 машины данного типа. Дальше поток «Виллисов» нарастал, а поставки «Бантамов» сходили на нет. Дальше они появялись уже эпизодически, затерявшись на фоне «Виллисов». Только за 1942 год их прибыло 5,4 тысячи.
«Бантамы» занимали ровно ту же нишу, что и ГАЗ-64. То есть легкая командирская машина и машина-разведчик. Если поискать, то можно найти снимки данной машины в армии. Причем владельцы у «Бантама» были непростые, вплоть до будущих маршалов. Например, такие машины имелись у Ротмистрова, Жукова, ряда других генералов. Машина четко заняла свою нишу, но продолжения не последовало. К тому же, как уже говорилось выше, в ГАБТУ КА ставку сделали на «Виллисы». И не прогадало.
Сейчас, в том или ином виде, известно около сотни Bantam BRC 40, включая те машины, которые еще ждут реставрации. Есть они и в России, больше всего их находится в коллекции Музея внедорожных машин, Самара. Одна машина особенная: ее целенаправленно собирали из деталей, найденных в России. То есть это максимально «советский Бантам». Вот с этой машиной отдельная песня. Снобы из американских ассоциаций ее признавать не хотели никак, и это при том, что про поставку Bantam BRC 40 в СССР хвасталась сама American Bantam Car Company.
Конечно, про 1000 «Бантамов для Иванов» American Bantam Car Company слегка преувеличивала, но больше половины контракта №10263 уехала в Советский Союз. Если бы некоторые люди занимались историей, а не ее передергиванием, то могли заметить любопытный момент. Самый большой серийный номер Bantam BRC 40 из известных — 2752. А вот восстановленный в Музее внедорожных машин экземпляр имеет серийный номер 3242, изготовлен в ноябре 1941 года. Учитывая информацию по поставкам, к нам ушли ноябрьские машины, комплектом, а дальше уже присылали «неликвид». Где-то сотня машин в 1943 года относится к таким поставкам.
«Бантам» для Красной Армии, как уже говорилось выше, отличался от американского только табличками. Немного зная то, как себя ведет Bantam BRC 40 на дороге, можно смело говорить — это был лучший из «разведчиков». Машины из коллекции Музея внедорожных машин не раз участвовали в различных мероприятиях, включая и слёты «Моторы Войны». Тот факт, что с первого же захода «Бантики» заняли первое и четвертое место, порвав «Виллисы», говорит о многом. Сделаны машины, кстати, очень хорошо.
Означает ли это то, что Bantam BRC 40 стал исключительно жертвой нечистоплотной конкурентной борьбы? Не совсем так, хотя «феноменальный успех» продукции Willys Overland четко объяснялся поддержкой на самом верху. Как уже говорилось выше, американские военные еще весной 1941 года стали мастерить всякие странные штуки вроде Gun Motor Carriage T2/T2E1. А в Советском Союзе Willys MB, а также ГАЗ-64, со второй половины 1942 года стали забривать в артиллерийские тягачи. «Бантик», в этом отношении, имел меньший запас прочности. Но тут не проблема машины, а вопрос нецелевого использования. «Виллис» позволял больший объем издевательств.
Так или иначе, но свою роль Bantam BRC 40 сыграл, в том числе в Красной Армии. Он стал своеобразной палочкой-выручалочкой, которая оказалась очень кстати в первой половине 1942 года. В течении нескольких месяцев именно «Бантамы» являлись основными полноприводными командирскими машинами Красной Армии, которые шли в войска. Хорошо, что до наших дней дожила и такая частичка истории.
Список источников:
- ЦАМО РФ
- www.ewillys.com
источник: https://dzen.ru/a/Zp4XI—cxGKTpCii