2

Немецкие танки серии E («Entwicklung», то есть «проект») являются объектами особого поклонения среди любителей немецкой бронетанковой техники. Наиболее почитаемой среди них является самая тяжёлая из «проектных» машина E-100. Наряду с Pz.Kpfw. Maus, этот танк зачастую называется тем самым чудо-оружием, которое должно было дать возможность Третьему рейху переломить ход Второй мировой войны. На самом же деле, этот танк очень сильно переоценён. Более того, «каноничная» история его создания полна ошибок и недоговорок. Даже внешний вид танка, ставший достоянием истории благодаря работам Вальтера Шпильбергера, не соответствует тому, что должно было получиться в реальности…

Юрий Пашолок. Сотый лишний

Тигромышь

В июне 1942 года фирма Porsche представила проект сверхтяжёлого танка Pz.Kpfw. Maus. Исходно танк сильно отличался от того, что в итоге было изготовлено в металле. Внешне машина напоминала увеличенный в размерах тяжёлый танк Pz.Kpfw. Lowe разработки концерна Krupp. Исходный проект должен был весить около 120 тонн, а в качестве вооружения на нём использовалась 149-мм пушка длиной 37 калибров. В течение июня по требованию Гитлера у проектируемого танка была усилена броня, а также установлена дополнительная башня с 75-мм пушкой. Этот проект, весивший уже 140 тонн, было решено снова переделать. Фактически речь шла о совершенно новом танке, в котором от первоначального проекта Pz.Kpfw. Maus мало что осталось.

Если для детища Porsche новые веяния означали переделку, то для конкурента, танка Pz.Kpfw. Lowe, смена курса стала роковой. Проект танка, который разрабатывался Krupp с 1941 года, закрыли в июле 1942 года. Нельзя сказать, что Krupp остался у разбитого корыта: для Pz.Kpfw. Maus концерн разрабатывал башню, орудие, да и корпусное производство всё равно было бы налажено в Эссене. И всё же в концерне полагали, что у них есть шанс наверстать упущенную выгоду и взять реванш за проигрыш Pz.Kpfw. Lowe.

Новый раунд борьбы между Krupp и Porsche начался 11 сентября 1942 года. На совещании между представителями отвечавшего за разработку бронетанковой техники 6-го Управления вооружений и представителями Krupp шло обсуждение работ по башне для Pz.Kpfw. Maus. Подполковник Фриц Гольцгауэр беспокоился о том, что в конструкции танка Порше очень много совершенно новых узлов и агрегатов, включая двигатель. Подполковник Фёльферт, который отвечал в Krupp за танкостроительное направление, довольно ловко воспользовался опасениями Гольцгауэра. В качестве запасного варианта была предложена концепция альтернативного Porsche танка боевой массой 150 тонн. В конструкции перспективной машины предлагалось максимально использовать элементы тяжёлого танка Tiger. Гольцгауэр идею поддержал и предложил вернуться к обсуждению этой идеи спустя месяц.

Юрий Пашолок. Сотый лишний

Башня, разработанная Krupp для Pz.Kpfw. Maus в июле-августе 1942 года. В итоге из этой башни концерн Krupp и решил «выращивать» конкурента сверхтяжёлого танка Порше

Подобный «ход конём» концерн Krupp проворачивал не раз. За 6 лет до описываемых событий Krupp, изначально выбранный в качестве изготовителя башни для среднего танка B.W. (будущий Pz.Kpfw.IV), смог добиться разрешения на изготовление двух прототипов своего танка и в итоге обставил конкурента в лице B.W. конструкции Rheinmetall. Вот и сейчас под предлогом упрощения Krupp собирался делать «кашу из топора», то есть танк из башни. Cтоит сразу отметить, что под «Тигром» подразумевался Pz.Kpfw. Tiger II, который как раз в этот момент находился в стадии проектирования. На это недвусмысленно указывает масса танка, который собирались использовать в качестве «донора» для новой машины – 65 тонн.

Уже к середине ноября проект альтернативного сверхтяжёлого танка был готов. Неофициально проект получил обозначение Tiger-Maus («Тигр-Мышь»); также в документах NARA он упоминается как Krupp-Maus. В отличие от конструкторского бюро Фердинанда Порше, в Krupp не стали закрывать корпусом ходовую часть. Вместо этого было принято весьма оригинальное решение, позволявшее одновременно сделать танк шире железнодорожного габарита и при необходимости в этот самый габарит вписываться. Во-первых, танк, аналогично Pz.Kpfw. Tiger и Tiger II, получил транспортные гусеницы. Во-вторых, для защиты бортов были разработаны массивные экраны, которые в транспортном положении снимались. Крановое оборудование при монтаже и демонтаже экранов крепилось непосредственно на башне. Проект предлагался в двух вариантах, причём на чертеже W 1671, судя по описанию, башню переместили в кормовую часть корпуса. К слову, в это же время башня «уехала» назад и у детища Porsche (чертёж K 3385 от 14 ноября 1942 года).

Юрий Пашолок. Сотый лишний

Чертёж E-100, март 1944 года. Стоит заменить катки на те, что использовались на Tiger II, — и в итоге получится Tiger-Maus по состоянию на декабрь 1942 года

«Реванш» у Krupp не задался с самого начала. Даже простые расчёты подсказывали, что для 150-тонного Tiger-Maus даже при форсировании двигателя до 1000 л.с. максимальная скорость не превысит 20 км/ч. В случае же использования штатного Maybach 230 картина была бы ещё более печальной. Удельная мощность составила бы всего 4,51 л.с. на тонну. Для сравнения, английский пехотный танк Infantry Tank Mk.I, имевший удельную мощность 5,98 л.с. на тонну, быстрее 13 км/ч не разгонялся. Примерно такую же скорость прогнозировали и для Tiger-Maus со штатными агрегатами от Pz.Kpfw.Tiger II. Одним словом, комиссия, в которую, кстати, входил и Фердинанд Порше, увидела в проекте Krupp больше недостатков, чем достоинств.

Начался лихорадочный поиск иной силовой установки, более мощной, чем HL.230. Потенциально подходили двигатели, которые планировалось использовать для Pz.Kpfw. Maus. Проблема была в том, что ни один из них не был в серийном производстве, а это убивало главную изюминку Tiger-Maus – быстроту постановки на конвейер. Похожие проблемы были с трансмиссией и другими агрегатами. Всё это усугублялось тем, что с каждым месяцем за счёт роста толщины брони масса проектируемой машины росла, и в ноябре достигла 170 тонн.

30 ноября 1942 года был подготовлен эскизный проект (чертёж W 1674) 170-тонного Tiger-Maus. Масса шасси составила 122 тонны, из них 82 тонны приходилось на непосредственно корпус. В качестве силовой установки предполагалось использовать мотор MB.507, тот же, что и на Pz.Kpfw. Maus. Концепция применения бортовых экранов осталась на месте. На танке планировалось использовать опорные катки с диаметром 650 мм, то есть меньшим, чем на Tiger II.

Итог рассмотрения проекта 1 декабря 1942 года, в котором принимал участие Генрих Книпкамп, один из ключевых людей в 6-м Управлении Вооружений, оказался неутешительным. В таком виде Tiger-Maus был не нужен, поскольку полностью была загублена сама идея быстрого запуска танка в серию. При массе в 170 тонн об использовании двигателя, механизма поворотов, трансмиссии и иных элементов от Tiger II можно было забыть. Единственным разумным решением оказалось снижение массы за счёт уменьшения толщины бортовой брони.

Юрий Пашолок. Сотый лишний

Снизу вверх:

  • — E-100, февраль 1943 года;
  • — Pz.Kpfw. Maus, чертёж K 3387 от 1 января 1943 года;
  • — финальная конфигурация Pz.Kpfw. Maus, чертёж K 3632 от 2 ноября 1943 года

Уже спустя неделю, 7 декабря 1942 года, концерн Krupp представил новую версию проекта (чертёж W 1677). Масса Tiger-Maus снизилась до 130 тонн, диаметр опорных катков достиг 800 мм и сравнялся с теми, что использовались на Pz.Kpfw. Tiger II. Согласно расчётам, максимальная скорость должна была достигать 23 км/ч, но учитывая удельную мощность 5,4 л.с. на тонну, это выглядело чересчур оптимистично. Одновременно был подготовлен альтернативный вариант (чертёж W 1681) с кормовым расположением башни.

Комиссия, рассмотревшая проекты 8 декабря 1942 года, сразу отмела вариант с кормовым расположением башни. Что касается основного варианта, то он был встречен положительно, поскольку в нём использовалось множество компонентов от Tiger II. В качестве подвески для танка утвердили торсионы, и к осени 1943 года ожидалось изготовление первого прототипа.

Радость Книпкампа и Krupp оказалась недолгой. Уже 15 декабря Гольцгауэр, после ряда консультаций в OKH (Oberkommando des Heeres, верховное командование сухопутных войск), принял решение – должна остаться лишь одна «мышь». Окончательную точку в истории поставил Гитлер, который вполне справедливо посчитал, что детище Порше имеет больше перспектив. Tiger-Maus ушёл в забвение. Но лишь для того, чтобы снова вернуться под новым обличием.

Арийский ребрендинг

В начале марта 1944 года компания Adlerwerke из Франкфурта-на-Майне представила чертёж 021A38300 с проектом сверхтяжёлого танка E-100. Этот проект должен был стать наиболее тяжёлым танком в E-серии, программа по которой была инициирована Книпкампом в апреле 1943 года (по другим данным, E-100 начали разрабатывать в июне 1943 года). Концепция предусматривала, что машины серии E имели ходовую часть, элементы которой находились снаружи корпуса. Собственно говоря, коллектив Adlerwerke под руководством главного конструктора Карла Йеншке (Karl Jenschke) занимался лишь ходовой частью, причём не только E-100, но также E-50 и E-75. На это стоит обратить особое внимание, поскольку часто Adlerwerke приписывают полную разработку E-100, E-50 и E-75, что не соответствует действительности.

Юрий Пашолок. Сотый лишний

E-100, состояние на январь 1945 года

Согласно чертежу, танк, вооружённый спаркой 149-мм и 75-мм пушек, должен был иметь боевую массу 140 тонн. Предполагалось два варианта силовой установки. По первой версии, танк оснащался двигателем Maybach 230 мощностью 700 л.с., а трансмиссия и механизмы поворота заимствовались у Pz.Kpfw. Tiger II. Ориентировочная скорость предполагалась на уровне 23 км/ч. Второй вариант должен был иметь некий новый 1200-сильный двигатель Maybach. Не было конкретики и по трансмиссии с механизмом поворота для него. Крайне оптимистично выглядит максимальная скорость – 40 км/ч, особенно если учесть удельную мощность 8,57 л.с. на тонну. Изюминкой танка было использование уже знакомых нам съёмных бортовых экранов и транспортных гусениц при перевозке по железной дороге.

Максимальная скорость 23 км/ч, съёмные экраны, использование двигателя, трансмиссии и механизма поворотов от Tiger II… ничего не напоминает? Да-да, никакой ошибки, перед нами практически всё тот же Tiger-Maus, но с ходовой частью от Adlerwerke. Вместо торсионной подвески теперь предлагается пружинная, а диаметр катков увеличен до 900 мм. Авторы чертежа даже поленились поменять башню. Точно такую же башню имел Pz.Kpfw. Maus на чертеже K 3387 от 1 января 1943 года. В таком виде башня просуществовала чуть больше двух недель, после чего её вновь переделали. А здесь мы видим башню более чем годичной давности, более того – с орудием 15 cm KwK L/37, от которого окончательно отказались в марте 1943 года.

Юрий Пашолок. Сотый лишний

Моторное отделение. Хорошо заметно, что сборка танка значительно продвинулась

То, что на самом деле новый танк является фактически вытащенным из нафталина проектом более чем годичной давности, Книпкамп особо и не скрывал. Первоначально, правда, он убедил Гольцгауэра в том, что это другая машина, и занимается ею другая фирма. В реальности за проектом стоял Krupp, а из небытия Tiger-Maus вытащили в связи с размораживанием программы серийного производства Pz.Kpfw. Maus. Логика Книпкампа была вполне понятной: в лице E-100 получалась более простая и лёгкая (по сравнению с Pz.Kpfw. Maus) машина сверхтяжёлого класса.

Другое дело, что такой башни, как на чертеже 021A38300, танк точно не получил бы. Мало того, что от 149-мм пушки отказались ещё в марте 1943 года, сама башня за прошедшее время сильно изменилась. Уже в марте 1944 года Krupp начал работу над новой башней, более известной как башня Maus II. От округлой формы лобовой части отказались, башня получилась более технологичной, а орудия (128-мм KwK L/55 и 75-мм KwK L/36) разместили одно над другим. Ещё одним важным изменением стала установка дальномера. E-100 также должен был получить такую башню, но с массой, сниженной до 35 тонн. Уменьшение массы более чем на 10 тонн достигалось за счёт снижения толщины бортов башни до 80 мм.

Юрий Пашолок. Сотый лишний

Бортовые экраны, которые в боевом положении должны были прикрывать ходовую часть Е-100

Несмотря на рвение со стороны Книпкампа и Krupp, E-100 не рассматривали как палочку-выручалочку. Во-первых, весной 1944 года опытный образец Pz.Kpfw. Maus уже вовсю катался на полигоне под Бёблингеном, там же шла сборка второго образца. E-100 же предстояло ещё спроектировать и собрать. Во-вторых, компоненты для танка конструкции КБ Фердинанда Порше к тому моменту уже были относительно освоены. Таким образом, идея быстрой постановки конкурирующего танка на производство за счёт использования уже имеющихся серийных агрегатов от Tiger II становилась отчасти неактуальной. В-третьих, разница в весе танков в 140 и 189 тонн уже не столь большая, и для них в любом случае требовались специальные платформы. В-четвёртых, по уровню защиты, особенно по толщине бортовой брони, Pz.Kpfw. Maus превосходил конкурента. Одним словом, острой необходимости в новом танке не было.

Юрий Пашолок. Сотый лишний

Отделение управления E-100

Всё, чего удалось добиться лоббистам проекта E-100, – это разрешения на изготовление опытного образца с массо-габаритным макетом башни. Его удалось получить на фоне перспектив шасси E-100 в качестве базы для противотанковой САУ с двумя вариантами вооружения (15 cm StuK L/63 и 17 cm StuK L/53). Насколько можно судить, изначально возникла идея просто установить новые пушки в штатную башню, но выяснилось, что такой номер не пройдёт. Pz.Kpfw. Maus в качестве базы не подходил, поскольку его корпус был слишком высоким. В итоге было принято решение проектировать Sturmgeschütz E-100. Для обкатки решений для будущего самоходного шасси опытный танк и строился, но можно предположить, что Krupp и Книпкамп ещё лелеяли надежду протолкнуть свою машину как замену Pz.Kpfw.Maus.

Юрий Пашолок. Сотый лишний

Таким E-100 должен был быть в серии. Про фантазии с иной башней можно смело забыть, они не имеют под собой никаких оснований

10 июля 1944 года Гитлер отдал приказ об остановке работ по сверхтяжёлым танкам и САУ. Распоряжение выполнили, но частично. В конструкцию Pz.Kpfw. Maus продолжали вносить различные изменения, вплоть до замены бензинового мотора на дизельный. Работы прекратились только после того, как оба прототипа перевезли в Куммерсдорф, где Порше и компания уже не могли заниматься доводкой своего детища. С E-100 ситуация была ещё более комичной: если Порше втихую только доводил свои танки, то создатели конкурирующей машины втихую её собирали.

В качестве площадки для сборки был выбран полигон Henschel в Хаустенбеке, неподалёку от Падерборна. Выбор этого места не случаен: в основном на E-100 использовались агрегаты Tiger II, так что Henschel была заинтересованной стороной в проекте. Ввиду сложной обстановки на фронтах и перегруженности предприятий, занятых по программе E-100, работа по сборке опытного шасси шла крайне медленно. По состоянию на январь 1945 года корпус был в основном готов, как и наполнение моторного отделения. Частично оказалась собрана и ходовая часть, но поскольку Adlerwerke смогла выделить всего трёх человек, а пружины отправили в неизвестном направлении, подвеска была не готова. Судя по состоянию E-100 на конец войны, пружин так и не дождались.

Юрий Пашолок. Сотый лишний

Таким Е-100 достался англичанам и американцам. Как можно заметить, ходовая часть так и осталась собранной лишь частично

В мае 1945 года незаконченное шасси E-100 оказалось в руках союзников. Американцы ограничились изучением захваченных в Хаустенбеке машин. Что же касается англичан, то у них были другие планы. Надо сказать, что к моменту захвата E-100 оказался частично разукомплектован самими немцами. Англичанам, похоже, удалось найти пропавшие пружины, поскольку уже летом 1945 года ходовую часть удалось собрать, и шасси выкатили из ангара наружу.

Собрав все имеющиеся элементы, англичане погрузили шасси E-100 на сверхтяжёлый трейлер, и машина отправилась в сторону Туманного Альбиона. Вместе с E-100 англичане вывезли и массу других машин. Уже в Англии на танк установили гусеницы, но информация о том, что он проходил ходовые испытания, не соответствует действительности. До начала 50-х годов E-100 находился в танковой школе в Бовингтоне, а позже его продали на металлолом, как и большинство машин, приехавших из Хаустенбека.

Юрий Пашолок. Сотый лишний

Е-100 незадолго до отправки в Англию. Ходовую часть собрали, но для того, чтобы шасси было проще катать, гусеницы не надевали. Их надели уже в Англии

Как можно заметить, настоящая история E-100 сильно отличается от «каноничной». Правда жизни такова, что вместо совершенного чудо-оружия в реальности вырисовывается единожды отвергнутая машина, которую лоббисты пытались пропихнуть второй раз. Перед Pz.Kpfw. Maus она не имела ровным счётом никаких преимуществ. Кроме того, имеются большие сомнения в способности E-100 выдержать заданные характеристики. Одним словом, E-100 представляет собой один большой знак вопроса, как, впрочем, и вся E-серия. По состоянию на март 1945 года ни одного «Ё-мобиля» не значилось в перспективных программах, что кое о чём говорит.


Источник: http://warspot.ru/4562-sotyy-lishniy

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account