История пулеметного вооружения, которая ставилась в корпусах бронетанковой техники, является темой крайне непростой и, скажем так, извилистой. Связано это с разными факторами, которые влияли на эффективность пулеметного огня. Довольно долгое время именно пулемет являлся главным оружием танка, а пушка, в ряде стран, была скорее вспомогательным средством. По крайней мере, так было в 20-е и 30-е годы. Так что по пулеметному вооружению шли различные эксперименты, в том числе и в Советском Союзе.
В годы Второй мировой войны больше всех пулеметов можно было встретить на американской бронетехнике. Данный процесс начался еще в 30-е годы, а наиболее ярко проявился в случае с Medium Tank M2 и Light Tank M3. Впрочем, уже к весне 1942 года с кучей курсовых пулеметов американцы наигрались, уже летом того же года в корпусе имелся всего один пулемет. Но некоторых они, можно сказать, научили плохому. Во второй половине 40-х годов, на короткое время, тем же самым заразились советские военные. Проявилась эта самая зараза в виде установке курсовых пулеметов в Т-54 выпуска 1947-49 годов.
Надо сказать, изначальная установка пулеметов Т-54, которая происходила от Т-43, была вполне себе нормальным техническим решением. Естественно, прицельный огонь она вести не могла, но это и не требовалось. Главной задачей такой установки было ведение заградительного огня в сторону противника. Но в декабре 1945 года, в ходе обсуждения доработки танка, появилось новое требование — разместить пулеметы ГВГ (СГ-43) на крыльях. При этом также появилось требование дать возможность наводить пулеметы в вертикальной плоскости, в пределах 8 градусов. Откуда такое появилось? Смотрим внимательно на то, как наводились курсовые пулеметы на американских танках. Да, на Light Tank M3 и Medium Tank M3 они имели вертикальные углы наводки, причем, в случае с легким танком, наводил механик-водитель. Похоже, что кто-то эту идею, от которой американцы отказались, принял во внимание.
Дабы пулеметы не повреждались огнем стрелкового оружия, было решено сделать короба частично бронированными. Броневые листы размещались в лобовой части короба. В остальном же короб изготовлялся из листового железа и крепился к крыльям на болтах. Внутри, помимо пулемета и короба с лентой, находился второй, запасной короб. Итого суммарный боезапас составлял 1000 патронов (по 500 на каждый пулемет). Короба стояли не симметрично, поскольку в противном случае левый короб мешал бы люку механика-водителя.
Ваять вторую систему с тросиками, которая могла бы обеспечить наводку курсовых пулеметов по вертикали, не стали. Кроме того, заменить ленту можно было только снаружи, открыв короб. Но руководство структур, которые потребовали от КБ завода №183 перенести пулеметы на передние крылья, оказалось вполне удовлетворенным результатом. Так что короба прописались и на последующих опытных Т-54, и на серийном танке, выпуск которого начался летом 1947 года.
В 1948 году Т-54 выпускался уже тремя заводами, а также пошел в войска. После этого начали вылезать различные «болячки», которые позже заставили вносить в Т-54 ряд изменений. В полной мере это касалось и установки курсовых пулеметов. Сначала начали вылезать проблемы со спуском, а в войсках выявилась не менее интересная проблема. Судя по отзывам, короба сносило при езде по лесистой местности, впрочем, при боевых действиях в городских условиях было бы то же самое. Кстати, в этой истории не последнюю роль сыграл генерал Полубояров, на тот момент командующий 5-й Гвардейской танковой армии. Павел Павлович был той личностью, которая заставила решать проблему. В истории устранения конструктивных недостатков ИС-3 он также сыграл ключевую роль.
Итогом стало то, что при модернизации Т-54, которую проводили в 1949 году, от коробов отказались. Курсовой пулемет вернули в верхнюю лобовую деталь корпуса, а на ремонтных танках первой версии короба убрали. Ныне их можно видеть только в Техническом центре парка «Патриот», а также в Музее отечественной военной истории.
Список источников:
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
источник: https://dzen.ru/b/ZmWuKjVPsW93Oj2q