Из истории танковых пушек, или почему во многих танках наводчик сидит слева
Содержание:
Технический прогресс часто соседствует с традициями, которым может быть несколько тысячелетий. Например, железнодорожная колея, согласно некоторым источникам, совпадает с римской. А она была равна ширине крупов двух лошадей и пространству между ними. То есть, образно говоря, габаритные возможности железных дорог упираются в крупы двух римских лошадей. Как это не смешно прозвучит, но и в военной технике есть определенные традиции. Не такие древние, но выглядящие порой немного странно. Существуют они и в бронетанковой технике, причем о природе некоторых из них давно забыли.
В большинстве танков времен Второй мировой войны, а также части современных танков, наводчик размещается с левой стороны от орудия. Почему появилась такая система, большинство не задумываются, хотя это отчасти сила традиций. Между тем, на американских танках, как и на значительной части танков других стран, наводчик находится справа. Это стало результатом определенных исследований. Проводились они и в Советском Союзе, но дальше опытных образцов как-то дело не дошло. О том, откуда пошли подобные традиции, и почему порой появлялись странные технические решения, сегодня и поговорим.
«На плечо!»
Самые первые танки не имели башен, посему и система наведения орудий у них была довольно специфичной. Она имела отношение либо к морской, либо к крепостной артиллерии. И та, и другая концепция были похожи с точки зрения исполнения. Орудие ставилось на тумбе, маховики системы наведения располагались слева, как и наводчик. Такая система была вполне подходящей для орудий с ограниченным сектором обстрела. Установка орудия на тумбе являлась вполне рядовым явлением для первых танков, ее же можно часто увидеть и на самоходной артиллерии. Включая и довольно поздние разработки.
Следует отметить, что в случае с первыми танковыми орудиями ни о каких маховиках речи не шло. Скорострельные пушки Hotchkiss, прямые предшественники танковых орудий, использовали для наведения плечевой упор. Ровно по той же схеме было создано и первое специальное танковое орудия. Разница состояла в том, что требовалось уменьшить внутренние габариты системы. Поэтому наводчик разместился слева, а у него появилась рукоятка пистолетного типа.
Маховики на танковых пушках специальной разработки первыми ввели французы. Таковым стало 75-мм орудие Mortier de 75 mm Schneider BS. Если у англичан пушки имели отношение скорее к морской артиллерии, то разработка Schneider была ближе к орудиям для укрепрайонов. Такие орудия ставились на Schnedier CA 1, первые французские серийные танки. Также их ставили и в Renault FT BS.
Первыми с тем, что надо чего-то менять, столкнулись французы. Именно они первыми создали танк, имеющий башню кругового вращения. Точнее, танки: помимо широко известного Renault FT, был еще и танк прорыва FCM 1A, породивший позже FCM 2C. Оба танка прорыва получили «классическую» систему установки орудия, с жестким креплением танковой пушки, имеющей наводку только в вертикальной плоскости. Наводка по горизонтали производилась поворотом башни, при этом маховик наводки по горизонтали оказался слева. Соответственно, наводка по вертикали размещалась справа.
Другой вопрос, что FCM 1A и FCM 2C были штучным товаром, в отличие от Renault FT. А вот там сложилась другая система установки и наведения орудия, ставшая самой распространенной в 20-е годы (а кое-где и куда дольше). Маховиков наводки у башни Renault FT не было от слова совсем, по горизонтали она крутилась силой наводчика/командира/заряжающего. Орудие же наводилось плечевым упором, в который наводчик упирался правым плечом при стрельбе. Аналогичным образом наводчик наводил и пулемет (если танк был в пулеметном исполнении).
Renault FT стал первым танком, где не только ввели в башне плечевой упор, но и создали механизм точной доводки орудия. Это означало, что наводить его можно было не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости. Для этого орудийная установка размещалась в рамке, центральная ее часть наводилась по горизонтали, а внешняя по вертикали. Похожая система позже стала внедряться на самоходных артиллерийских установках, поскольку имела преимущества по габаритам и массе, чем система с тумбой. Впрочем, у САУ имелась и внешняя бронировка, и маховики системы наводки. Техническая мысль до этого дошла сильно позже.
В дальнейшем поворот башни без маховиков (как правило, внутри башни имелись рукоятки, за которые наводчик держался, когда поворачивал) сохранился на некоторых малых и легких танках. Как правило, речь шла о боевых машинах с пулеметным вооружением. Вскоре даже легкие танки получили механизмы поворота башни с маховиками, которые обеспечивали более точное наведение. А вот плечевой упор и система точной наводки прожили гораздо дольше, и на куда большем числе танков. У тех же французов плечевой упор использовался на 37-мм и 47-мм танковых пушках.
Дольше всего данную систему применяли американцы (по 1942 год включительно), англичане (на танках с 2-фунтовыми пушками, без наводки по горизонтали) и японцы (до конца Второй мировой войны). И если в американских танках плечевой упор использовался преимущественно на легких танках, то японцы сохраняли его и на средних танках. Даже на средних танках Тип 4 Чи-То и Тип 5 Чи-Ри, вооруженных 75-мм пушками, система точной наводки сохранялась. Уже без плечевого упора, но тем не менее. Последней японской танковой пушкой с плечевым упором стала 57-мм опытная система. Следует отметить, что у американцев, еще в конце 30-х годов, орудийные установки спереди прикрывались подвижными бронировками. Японцы же не искали сложных путей, поэтому даже на Чи-То и Чи-Ри система точной наводки была открыта всем ветрам. А также вражеским пулям, снарядам и осколкам.
Кто как хочет
Первыми более-менее современный вид боевого отделения получили англичане. Да, существовали FCM 1A и FCM 2C, но законодателями моды стали другие танки — Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II. Они стали первыми английскими серийными танками с вращающейся башней. Наводчик традиционно размещался с левой стороны от орудийной установки, а заряжающий являлся одновременно и командиром. Такая система стала классической, как и наличие маховиков механизмов наводки с левой стороны. Впрочем, англичане первыми столкнулись с проблемой, которая далее стала одной из ключевых. Дело в том, что при классическом размещении маховиков механизмов наводки поворот по горизонтали осуществлялся левой рукой. С учетом того, что большинство людей правши, размещение маховика механизма поворота по горизонтали с левой стороны таило опасность.
Это в компьютерных играх башня вращается мышкой, а в жизни «я твой башня ствол крутил» — занятие не из простых. Даже для физически развитого человека, особенно правши, 1-2 оборота башни вокруг своей оси — это далеко не самый простой фокус. Тем более левой рукой. У автора этого материала имеется определенный опыт вращения башен легких танков межвоенного периода, у которых общая масса составляет около тонны. В определенный момент приходится менять руки. В случае же с Medium Tank Mk.I башня была заметно тяжелее. Решением проблемы стал перенос маховика механизма вертикальной наводки орудия влево, а маховик механизма поворота башни по горизонтали оказался под правой рукой. Таким изящным способом на Vickers обошли одну из компоновочных проблем боевого отделения.
Вместе с тем, такая система была скорее редкостью. «Классикой» являлось размещение маховика механизма поворота башни под левой рукой. Особенно популярной эту систему делало то, что часть орудийных установок имело плечевой упор. Такая система не давала возможности для маневра. Кроме того, положение усугублялось тем, что имелась специфика установки вооружения. Одна из самых специфичных систем была у МС-1 (Т-18). Это был первый легкий танк, изначально создававшийся с пушечно-пулеметным вооружением. Вооружение ставилось таким образом, что можно пользоваться либо пушкой, либо пулеметом.
Настоящую революцию в данном вопросе совершили немецкие инженеры Rheinmetall. Башня для легкого танка Leichttraktor стала первым случаем использования на легком танке спаренной установки пушки и пулемета, совместно с полноценными механизмами наведения. Немцы явно были в курсе английских разработок, и там тоже механизм вертикальной наводки находился слева, а горизонтальной наводки — справа-снизу. Также имелось две скорости поворота башни, с возможностью быстрого переключения. Чуть ранее Rheinmetall и Krupp создали башни для Großtraktor, но эти конструкции были скорее промежуточными. А вот систему, созданную для Leichttraktor, позже можно было встретить на целом ряде танков, прежде всего немецких. Башня, кстати, была трехместной, но мест хватило только на двоих. В дальнейшем башни немецких средних танков стали трехместными, с аналогичной Leichttraktor системой поворота.
Удивительно, что в Советском Союзе данную систему не стали копировать. Поворотный механизм разместили слева от наводчика, сделав 2 скорости вращения. На первой скорости за один оборот башня поворачивалась на 2 градуса, а на второй — 4 градуса. Итого 90 оборотов даже на второй скорости. Как-то пробовали вращать башни БТ и Т-26, получалось около 40 секунд. У немцев на второй скорости вращения башне требовалось 80 оборотов для полного поворота вокруг своей оси. Разница в том, что у нас это делали левой рукой, а у немцев — правой. А еще у нас в начале 30-х годов чудили. Изначально орудийная установка БТ планировалась спаренной, но потом кто-то умный поднял шум, что заряжающий на сможет наводить пулемет. Поэтому на БТ-2, а также Т-28 и Т-35 в башне была шаровая установка переднего пулемета. Приказ прилетел сверху, не исключено, что идея исходила от Тухачевского. Уже начиная с БТ-5 и Т-26, имеющего цилиндрическую башню, орудийная установка была спаренной. Но до самого конца выпуска Т-26 и БТ для спаренного пулемета имелся диоптрический прицел.
Между тем, у серийной башни Т-28/Т-35 появилось то, что во многом компенсировало не совсем удачное размещение поворотного механизма. Звалось это «электромотор». Электрический мотор использовался и на башне Großtraktor, откуда его и подрезали. В других странах, кстати говоря, внедрять моторы поворота башни не торопились. Англичане, например, ввели их только во второй половине 30-х годов. Следует отметить, что электромоторы ставились на средние и тяжелые танки, а легкие имели ручной привод. Немцы, кстати говоря, и на легких танках механизм поворота размещали так, что вращалась башня правой рукой. У англичан система вообще была странной. На ряде танков электромотор башни совмещался с плечевым упором. Довольно хитрыми оказались японцы. На «Шинхото Чи-Ха» и ряде других средних танков у них было два механизма поворота башни. Наводчику мог помогать командир, либо же он со своего места сам решал, куда шатать башню.
Следует отметить, что в межвоенный период многие технические решения внедрялись, что называется, по наитию. Это касается как отечественных, так и зарубежных разработок. Тем не менее, в конце 30-х годов вопрос размещения экипажа начал подниматься на уровне НИР. Настоящая революция случилась уже во время второй мировой войны, когда многое из того, что находилось теории, стало практикой.
Миграция башенных расчетов
Несмотря на то, что в межвоенный период была проведена большая работа по танкам в целом и установкам вооружения в частности, сила традиций давала о себе знать. Взгляд на то, как должен размещаться экипаж, мало поменялся с Первой мировой войны. Были и странные технические решения. Не только в Советском Союзе думали, чем еще занять заряжающего. Независимо наводящийся спаренный пулемет был на чехословацких танках, да и у Pz.Kpfw.III имелась возможность наводить спарку пулеметов по вертикали. При этом как-то не возникало мысли, а почему бы просто не поменять местами наводчика с заряжающим. Такое решение упрощало разработку поворотного механизма, а крутить его можно было правой рукой.
Кто первым массово запустил производство танков с размещением наводчика справа, обычно не упоминается. А это, внезапно, итальянцы. Об итальянской танкостроительной школе часто пишут снисходительно. Между тем, итальянская инженерная школа была вполне грамотной. И как раз итальянцы первыми догадались посадить наводчика с правой стороны. Случилось это на Carro Armnato M 13. Спаренный пулемет, соответственно, оказался слева от орудия. Кстати, и на итальянских штурмовых САУ наводчик также размещался справа.
Поначалу, впрочем, итальянцы были скорее в одиночестве. Следующими, кто пришел к схеме размещения экипажа с переносом места наводчика вправо, стали американцы. И тут уже была вполне осознанная идея. Концепция боевого отделения создавалась при участии Джозефа Колби, который позже возглавил Танково-автомобильный центр в Детройте. При разработке Medium Tank T6 была принята схема с 3-местной башней, имеющей большой диаметр погона (1750 мм). Наводчик и командир оказались с правой стороны от орудия, причем одновременно внедрили и гидравлический привод поворота. Помимо удобства работы наводчика, объяснялось это и удобством работы заряжающего. С правой руки ему подавать унитар удобнее.
Надо сказать, что про удобство работы расчета башни американские военные задумались не сразу. Создается ощущение, что по средним и легким танкам работали две группы конструкторов. Потому как то, что навертели на Light Tank M2A4/M3, вызывает смешанные чувства. Достаточно сказать, что маховик механизма наводки по горизонтали располагался в правой части башни. То есть его вращал командир. После того, как в Light Tank M3 поставили стабилизатор вертикальной наводки, точное наведение башни по горизонтали стало совсем неудобным. Вплоть до того, что англичане самостоятельно переносили механизм поворота влево.
На этом чудеса с боевым отделением легких танков не закончились. У Light Tank M24 наводчик как был слева, так и остался там, а за ним теперь сидел командир. Заряжающий и вовсе оказался вратем-гонялой: он то сидел на своем месте, то перемещался на место помощника механика-водителя. Интересно, что после войны Light Tank T37 создавался то той же концепции, и даже Light Tank T41. Уже потом сверху последовала указивка прекратить разврат и следовать общей линии партии. То есть наводчик и командир справа, заряжающий слева.
В случае со средними и тяжелыми американскими танками созданная людьми Колби концепция выполнялась неукоснительно. И чем дальше росли калибры танковых орудий, тем очевиднее становилось удобство размещения заряжающего слева, а наводчика справа. Далее эту схему подхватили англичане, увидеть ее можно на Centurion, например. Затем та же самая схема стала каноничной для западных танков. По мере развития средств наведения изначальная идея с маховиком под правую руку уже стала почти не актуальной. А вот ручное заряжание всё еще актуально. Так что идея всё еще работает.
А что же советская школа танкостроения? Может показаться, что у нас эту идею проспали. Но нет, в 1943-45 годах данная концепция активно продвигалась и в Советском Союзе. Главным идеологом переноса места наводчика влево являлся Василий Гаврилович Грабин. Танковая пушка семейства С-34 создавалась как раз с такой концепцией. Причем это касалось не только танков. СУ-100 с орудием С-34 также разрабатывалась также с переносом расчета боевого отделения.
Наибольший объем работ Центрального Артиллерийского КБ по теме более подходящей компоновки боевого отделения был проведен по танкам. Во-первых, был создан Объект 248, у которого боевое отделение перекомпоновали. Но по ряду причин, в том числе и производственных, идею не ободрили. Что же касается тяжелого танка Объект 701, то в его случае главной причиной возвращения к традиционному боевому отделению стала неудача разработки системы С-34. Разумеется, никто не подумал, что сама-то идея с переносом наводчика вправо была верной.
В результате советские танки так и остались с классической схемой размещения экипажа — наводчик спереди-слева, за ним командир, справа заряжающий. Далее появился двухплоскостной стабилизатор вооружения, который полностью решил проблему наводки. А затем на советских основных танках внедрили механизм заряжания. Так что с какой стороны сидит наводчик, уже вообще не важно. Тем не менее, на вопрос о том, почему у нас наводчик сидит слева от пушки, можно смело отвечать — «Традиция!»
Список источников
-
-
- РГВА
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- US NARA
- ЦГА СПб
- www.chars-francais.net
- Japanese Tank and Tank Gun, Pacific War Issue 34, Gakken
- Архив автора
-
источник: https://dzen.ru/a/Y_IOFUgC7HADsOBN