14

История Medium Tank M4A2E4, опытного американского танка на торсионной подвеске.

У танка «ноги» оказываются столь же значимым элементом, как и его оружие, мотор или бронированная защита. Если ходовая часть неудовлетворительна, даже мощный двигатель окажется бесполезным. В тех странах, где осознавалась важность этого компонента, проводилось множество экспериментов. Безусловно, не все они увенчались успехом, но из отрицательных результатов формируются положительные. Сосредоточение на едином аспекте может со временем привести к оптимальному результату. Так произошло с американским танкостроением во время Второй мировой войны. Для многих события в этой области оставались незаметными, но работа инженеров в США была колоссальной.

Один из двух опытных Medium Tank M4A2E4, август 1944 года

Один из двух опытных Medium Tank M4A2E4, август 1944 года

В период Второй мировой войны американские танки использовали систему подвески VVSS с блокировкой. Эта конструкция зарекомендовала себя как одна из лучших в своем классе тех времен. Однако, уже в 1941 году начались исследования альтернативных подвесок. В 1942 году впервые стали обсуждать возможность использования торсионной подвески. Одним из итогов этих исследований стал танк Medium Tank M4E4, который позже получил обозначение M4A2E4. Хотя он и не пошел в серийное производство, его разработка оказалась крайне ценной для изучения торсионных подвесок.

Общий принцип ходовой части танка

Общий принцип ходовой части танка

Американские инженеры узнали о торсионах еще задолго до середины 30-х годов. Например, Гладеон Барнс изучал такой тип подвески уже в 1934 году, однако в то время они не были нужны, и вместо них была выбрана совершенно другая система подвески. К торсионам вернулись, когда ознакомились с иностранными танками, оснащенными торсионной подвеской. Здесь речь идет, главным образом, о Pz.Kpfw.III, захваченном в Северной Африке, и КВ-1, который был получен от Советского Союза.

Летом 1943 года он, кстати, именовался иначе

Летом 1943 года он, кстати, именовался иначе

Торсионная подвеска начала разрабатываться официально 2 октября 1942 года. В этот день Комитет по Вооружениям одобрил проект танка, который позже получил название Medium Tank T20E3. Однако этот танк недолго оставался единственным в США с такой подвеской. Вскоре появились новые разработки танков и САУ, оснащенные торсионной подвеской. Первой такой моделью стала GMC T70, первый экземпляр которой был завершен 15 апреля 1943 года. Ещё в марте 1943 года Комитет по Вооружениям согласовал проект танка Medium Tank M4E4, для которого, как обычно, заказали два экспериментальных экземпляра.

Помимо ходовой части, пришлось менять и днище

Помимо ходовой части, пришлось менять и днище

В тот период для Medium Tank M4 рассматривались несколько альтернативных вариантов для замены ходовой части. Это было связано с тем, что подвеска VVSS достигла предела своей грузоподъемности. Перегрузки ещё не возникло, но её вероятность существенно возросла. В связи с этим искали наиболее подходящую замену. Однако, вариант с торсионами выглядел наименее promising, так как он требовал значительных доработок, что делало его мало пригодным для массового производства.

Причиной тому стала установка торсионов

Причиной тому стала установка торсионов

За основу были взяты два танка M4A2 выпускал Fisher Tank Division лета 1943 года. Первый пилотный образец, получивший регистрационный номер 301044306, был сдан 22 июля 1943 года, второй, с регистрационным номером 301044307, сдали 15 августа того же года. Если не считать ходовую часть, то танки соответствовали серийным M4A2 выпуска того периода, еще без дополнительных броневых листов на корпусе и башне, но уже со стопором орудия на лобовой плите корпуса.

Индекс M4A2E4 появился ближе к концу 1943 года

Индекс M4A2E4 появился ближе к концу 1943 года

Ходовую часть пришлось менять полностью, причем она не была похожа ни на T20E3, ни на GMC T70. Она сразу же делалась «тяжелой», существенно отличалась от других вариантов торсионной подвески. Танк получил 6 сдвоенных опорных катков диаметров 660 мм, с точки зрения соотношения диаметра к количеству для данной платформы это стало оптимальным вариантом. Из 6 катков 4 получило телескопические гидравлические амортизаторы, которые гасили продольные колебания. Схема похожа на T20E3, но все элементы получились свои.

M4A2E4 довольно быстро стал просто тестовой лабораторией

M4A2E4 довольно быстро стал просто тестовой лабораторией

Существенная разница оказалась с траками. Если у T20E3 они были похожими по конструкции, то на M4E4 их сделали совершенно иначе. Были установлены траки шириной 607 мм, разработанные силами Fisher, цельнометаллические, с привычными пальцами и шплинтами. Создавались они параллельно с еще несколькими моделями траков. Надо сказать, что больше они напоминали не американские, а советские траки, прежде всего от КВ-1. Это и не удивительно, в случае с подвеской также имелись советские корни, благо КВ-1 американцы получили. Вместе с тем, следует отметить, что Джозеф Колби, автор американской торсионной подвески, всё же сделал оригинальную конструкцию.

В ходе доработки на Fisher Tank Division

В ходе доработки на Fisher Tank Division

Получившаяся конструкция обеспечивала наиболее плавный ход из всего, что можно было выбрать. Вот только имелось две ключевые проблемы. Первая заключалась в массе. Одни только траки имели массу 2540 кг, а вся ходовая часть в сборе — около 7950 кг (17500 фунтов). Боевая масса танка выросла с 29700 до 32650 кг, то есть почти на 3 тонны. И это не говоря о том, что торсионы требовали более существенных доработок корпуса. Вторая проблема заключалась в надежности ходовой части. Особенно это касалось траков.

Испытывали танк и в Форт-Нокс

Испытывали танк и в Форт-Нокс

Судя по всему, Medium Tank M4E4 (к концу 1943 года его переименовали в Medium Tank M4A2E4) создавался скорее как лаборатория для испытания ходовой части. «Торсионный» Medium Tank M4 не выглядел перспективным направлением, тем более что имелась более простая для монтажа подвеска HVSS. Тем не менее, машина вызвала интерес со стороны американских военных. Хотя бы потому, что на других образцах американской бронетанковой техники торсионная подвеска работала не лучшим образом.

В ходе доработки траков

В ходе доработки траков

Обкатывали оба образца танка до конца 1944 года. Впрочем, выхлоп от этих испытаний появился гораздо раньше. Очень похожая ходовая часть появилась на Medium Tank T26E1, который позже переименовали в Heavy Tank T26E1. Траки T82 однозначно произошли от траков, которые ставились на Medium Tank M4A2E4. Таким образом, главную миссию танк выполнил.

Список источников:

      • US NARA
      • Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994

источник: https://dzen.ru/a/Z0NDoBEXqF2nOhW5

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account