Юрий Пашолок. Самый старый из Pz.Kpfw.II

14

Юрий Пашолок. Самый старый из Pz.Kpfw.II

Рассказ о немецком легком танке Pz.Kpfw.II Ausf.c, который находится в коллекции танкового музея в Сомюре, Франция

В нашей стране довольно давно образовалась ситуация, когда имеет место если не поклонение зарубежной продукции, то как минимум завышенное отношение к ней. Касается это, в том числе, и вопросам реставрации. На самом деле у нас есть мастерские, которые реставрируют как минимум не хуже большинства зарубежных коллег. Причем это касается далеко не только гражданских ретро-автомобилей. В случае со старой бронетанковой техникой таких примеров хватает. За рубежом, конечно, порой машина выглядит более нарядной. Но как начнешь приглядываться, так появляется целая масса неудобных вопросов.

На Militracks-2016

На Militracks-2016

В настоящее время известно около десятка немецких легких танков Pz.Kpfw.II. Из них в ходовом состоянии находятся считанные единицы. Так сложилось, что два таких танка, оба ездящих, находятся в коллекции танкового музея города Сомюр, Франция. Обе машины уникальные, но наибольший интерес из них вызывает Pz.Kpfw.II Ausf.c. Сейчас известно всего два таких танка, причем только сомюрская машина дожила до наших дней в виде комплектного танка. Правда, к тому, как им занималась мастерская из Англии, есть немало вопросов.

Этот же танк в Сомюре

Этот же танк в Сомюре

Для семейства Pz.Kpfw.II версия Ausf.c (именно маленькая буква, не путать с более поздней и гораздо более массовой версией Pz.Kpfw.II Ausf.C) стала одновременно промежуточной и этапной. Первоначально танк, который стал промежуточным между La.S., с пулеметным вооружением, и средним танком Z.W., имел большие проблемы с ходовой частью. Навязанная 6-м отделом Департамента Вооружений схема с опорными катками малого диаметра оказалась неудачной. Как показала войсковая эксплуатация, ресурс рессор составлял в районе 500 километров.

Машина ездила, не очень уверенно

Машина ездила, не очень уверенно

Попытка модернизации (Pz.Kpfw.II Ausf.b) оказалась неудачной, при этом масса танка постепенно росла. Изначально танк должен был иметь боевую массу 6 тонн, но даже первая серия уже имела массу 7,6 тонн. Вариант Ausf.b достиг массы 7,9 тонн, при этом тенденция к росту массы никуда не делась. Поэтому было решено провести модернизацию 2.Serie/La.S.100, как именовался Pz.Kpfw.II Ausf.b. Модернизацию делали на вырост, поэтому танк отличался далеко не одной ходовой частью. При этом его боевая масса выросла до 8,9 тонн.

В любом случае, это единственный оригинальный Pz.Kpfw.II на ходу

В любом случае, это единственный оригинальный Pz.Kpfw.II на ходу

В виду роста массы был установлен более мощный двигатель Maybach HL 62, впрочем, существенного изменения моторного отделения, как и корпуса, не последовало. Главным внешней метаморфозой стала подвеска. Теперь танк имел 5 опорных катков диаметром 550 мм, а также индивидуальную подвеску с четвертьэллиптическими листовыми рессорами. Подвеска получилась очень удачной, в дальнейшем ее можно было видеть не только на танках семейства Pz.Kpfw.II и машинах на его базе, но также некоторых немецких полугусеничных машинах.

Такой машина была в Трене.. Полки, как видите, на месте

Такой машина была в Трене.. Полки, как видите, на месте

Можно сказать, что на варианте Pz.Kpfw.II версия Ausf.c «двушка» окончательно сформировалась. Последовавшие за ним Pz.Kpfw.II Ausf.A-C имели минимальные отличия. Но так получилось, что Ausf.c была одной из наименее массовых. Изготовили их 75 штук, из них 31 по контракту на 2.Serie/La.S.100, плюс 44 по новому контракту, на 3.Serie/La.S.100. При этом от более поздних Pz.Kpfw.II Ausf.A-C танк вполне можно отличить. Во-первых, по более старой конструкции смотрового лючка механика-водителя, а вот-вторых, по иной конструкции люка на надмоторной плите. У Ausf.c он их двух продольных половинок, далее люк стал распашным.

В Сомюр танк попал уже с массой переделок

В Сомюр танк попал уже с массой переделок

Несмотря на такой небольшой объем выпуска, Pz.Kpfw.II Ausf.c очень даже прилично повоевал. В отличие от более ранних версий, имевших ограниченную годность и пропавших с фронта в 1941 году, первая «двушка» с классической ходовой частью прослужила гораздо дольше. Не менее важным моментом было то, что этот танк можно было дорабатывать ровно по той же программе, как и его более поздних собратьев. Благо ходовая часть выдерживала. Это и стало ключевым моментом с точки зрения долголетия машины. А заодно и залогом существенного изменения ее внешнего вида.

Оригинальные крылья выкинули, поставив новодел. Серийный номер машины был вот на этом кронштейне. Бурные овации...

Оригинальные крылья выкинули, поставив новодел. Серийный номер машины был вот на этом кронштейне. Бурные овации…

По поводу боевого применения следует уточнить один важный момент, который многое объясняет. Существует некоторое непонимание, что же такое Pz.Kpfw.II. Его иногда сравнивают с Т-60, что слегка так смешно. Дело в том, что прямым аналогом Pz.Kpfw.II был Vickers Mk.E и Т-26, а также LT vz.35 и LT.vz.38, плюс французские легкие танки. Более того, выпуск Pz.Kpfw.II форсировали аккурат после встреч Pz.Kpfw.I с Т-26 в Испании. То есть La.S.100 воздавался как средство поддержки пехоты, с 20-мм автоматической пушкой для борьбы с танками, имеющими противопульную броню.

По деталям лучше в машину не всматриваться

По деталям лучше в машину не всматриваться

Правда, к моменту, когда Pz.Kpfw.II Ausf.c пошел в серию, ряд стран уже обобщал опыт боёв в Испании, что привело к усилению броневой защиты. А часть стран уже и так перешла на броню толщиной 30-40 мм, против которой 20-мм автоматической пушки было маловато. Дальше были боевые действия в Польше, где выяснилось, что танку поддержки пехоты внезапно нужна пушка (кто бы мог подумать). Кроме того, танку внезапно понадобилась более толстая броня, чем 15 мм (да и 30 мм было мало). Боевое отделение Pz.Kpfw.II подверглось критике, особенно с точки зрения обзорности.

Ausf.c легко вычисляется по смотровому лючку механика-водителя

Ausf.c легко вычисляется по смотровому лючку механика-водителя

Всё это привело к тому, что в 1940 году облик Pz.Kpfw.II стал меняться. В полной мере касалось это и Pz.Kpfw.II Ausf.c. Первым этапом изменений стала установка дополнительной броневой защиты. Броневые листы толщиной 20 мм прикрутили на болтах к лобовым листам башни и подбашенной коробки. Корпус защитили коробчатой конструкцией, которую также прикрутили на болтах. Полноценной защитой от противотанковых орудий эта защита не была, но на дистанциях около километра вполне работала. Далее на башни стали устанавливать полноценные командирские башенки. Конструкция оказалась очень удачной, позже похожая башенка прописалась на StuG 40 Ausf.G.

Внутри. Торчащие из листа гайки - это крепления дополнительной брони

Внутри. Торчащие из листа гайки — это крепления дополнительной брони

Ровно те же метаморфозы претерпел и герой данного материала. Машина была выпущена в 1937 году, в отличие от ряда танков данной версии, она в дальнейшем не получила пулеотбойники на крыше подбашенной коробки. Но остальные изменения, включая и новый ящик ЗИП, вполне присутствуют. Боевая карьера данного танка началась в сентябре 1939 года, он воевал в составе 2-й танковой дивизии. Далее была Франция, после нее машина прошла модернизацию. Летом 1941 года танк уже был примерно в том виде, как демонстрируется в настоящее время. Вместе со 2-й танковой дивизией машина дошла почти до Москвы, далее она уехала на капремонт.

Такой люк также выделяет Ausf.c

Такой люк также выделяет Ausf.c

В дальнейшем танк оказался во Франции, где сменил назначение. Его переделали в машину артиллерийских наблюдателей Pz.Beob.Wg.II. Танк перекрасили в темно-желтый цвет, а на надмоторной плите появилась поручневая антенна. В таком виде танк имел хотя бы какую-то боевую ценность. Далее машина, получившая башенный номер 304, оказалась в 217-м дивизионе штурмовых орудий. Он был вооружен штурмовыми САУ Sturmpanzer. В дивизионе таких танков было минимум два — башенные 303 и 304.

Заднее правое крыло было без насечек. Но тут не всматривались

Заднее правое крыло было без насечек. Но тут не всматривались

В таком виде танки 303 и 304 применялись летом 1944 года в Нормандии. В августе того же года 217-й дивизион понес тяжелые потери в Фалезском котле. Там же оставили и танки артиллерийских наблюдателей. Позже они перекочевали на свалку в Трене. Вероятнее всего, один из танков, тоже Ausf.c, далее попал коллекционеру Андрэ Беккеру. Второй танк, в более комплектном состоянии, далее оказался в Сомюре. Машина требовала большого объема реставрационных работ. Проводились они в мастерской братьев Кадманов, Англия. Именно они и восстановили машину до ходового состояния.

Новая ходовая часть была более удачной, чем 6-катковая

Новая ходовая часть была более удачной, чем 6-катковая

В принципе, если не всматриваться в мелочи, то восстановлена машина неплохо. Главное, что ездит, она один из основных ездящих экспонатов Сомюра последние лет 20. Но у нас хватает любителей заклепок, а вот им на данный танк ориентироваться не советую. Безусловно, работа была проведена большая, но даже если смотреть не совсем в детали, то можно констатировать один печальный момент. Вместе с водой вылили и ребенка, то есть из машины артиллерийских наблюдателей сделали как бы Pz.Kpfw.II Ausf.c. Причем башенный номер взят из 1944 года, а серый цвет и конфигурация из 1941 года. Тогда уж машина должна нести башенный номер 302.

Лючок во лбу башни - это, конечно, нечто

Лючок во лбу башни — это, конечно, нечто

Остатки поручневой антенны реставраторы снесли, а вместе с ними и крылья, причем вместе с кронштейнами. Последнее вообще святотатство, ибо именно на кронштейнах наносился серийный номер машины. В Трене всё это было, вопрос — а вот зачем надо было это делать? Вместо родных крыльев взяли профнастил, причем он похож на оригинал только издали. Но тут хотя бы похоже, на Pz.Kpfw.IV Ausf.J эти же мастера вообще поставили непонятно что. При том, что подходящий лист, с трудом, но всё же достается.

Башенка появилась после модернизации

Башенка появилась после модернизации

На этом фоне не стоит удивляться, что в мелочи лучше вообще не всматриваться. Из светотехники на аутентичность тянут только светомаскировочные фонари Notek. Всё остальное взято по мотивам. В случае с крыльями по мотивам изготовлены не только сами листы, но и их крепления. Похожая ситуация с креплением шанца, различными мелочами, включая и деревянное ложе для антенны. Одним словом, если вы стендовый модели, и решили использовать фотографии данной машины в качестве исходного материала, у меня для вас очень плохие новости.

Интерьер есть, но с условностями

Интерьер есть, но с условностями

Подобные случаи, увы, не редкость. Будут ли данный танк когда-нибудь переделывать? Сомнительно, хотя всяко бывает, как-то в Сомюре уже дорабатывали машины с не лучшей реставрацией. Скорее тут стоит отметить один важный момент. Мужички-боровички, которые считают, что умеют реставрировать, есть по всему миру. В данном случае вроде сделано красиво, но по итогу машину «обезличили», выкинув родное и соорудив новоделы. Большинство разницы и не заметит, но вообще грустно.

источник: https://dzen.ru/a/Zu1Ju5xgEy8Xngpc

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account