История Infantry Tank Mk.III*, более известного как Valentine II
В 1934 году бригадир Перси Хобарт сделал то, до чего французские военные так и не догадались. В то время англичане ставили на подвижные, но слабо бронированные танки, а французы делали танки медленные, но хорошо защищенные. Вот только назвались они у французов либо средними, либо легкими, либо «боевыми». Так вот, Хобарт, ставший инспектором Королевского танкового корпуса, выделил такие танки в новый класс — пехотные танки. Тем самым произошло разделение на две категории боевых машин. Средние танки, позже ставшие крейсерскими, как и ранее, создавались для прорыва вглубь вражеской обороны и стремительных перемещений по его коммуникациям. Так что дело Фуллера жило. А вот пехотные танки должны были действовать, как понятно из обозначение, вместе с пехотой. Причем сразу же появилось два типа пехотных танков — 6-тонный пулеметный и 15-тонный пушечный. Обе машины изначально имели толщину брони 25 мм. В случае с пулеметным танком борьбы не было, спецификация на A11 (изначально Matilda) ушла Vickers-Armstrongs. А в случае со второй машиной случилась конкуренция. Vickers создавал танк A10, а Королевский арсенал в Вулидже — A12. В 1936 году спецификацию ужесточили. Толщина брони для A11 выросла до 60 мм, а для пушечных танков она составила 75 мм.
Понимая, что придется полностью переделывать весь танк, Лесли Литтл, главный конструктор Vickers-Armtrongs по танкостроению, по сути вышел из борьбы за пушечный пехотный танк. В результате A10 стал «тяжелым крейсером». Впрочем, это было не поражение, а перегруппировка. В Военном Министерстве, похоже, тоже начали догадываться, что рост массы с 15 до 26 тонн — это как-то не очень. Да и A11 с боевой массой 11 тонн оказался гораздо медленнее требований. В результате появилась новая спецификация, с исходной боевой массой (15 тонн) и пушечным вооружением. Литтл 10 февраля 1938 года представил такой танк, он получил кодовое обозначение Valentine. Вокруг машины развернулась настоящая война. Английские военные хотели то увеличить броню до 75 мм, то воткнуть в башню третьего члена экипажа. Но Лесли Литтл, прекрасно понимая, что модифицированное шасси A10 дальнейшего роста массы не потянет, отбивал все атаки. По этой причине сначала от Valentine отказались, но весной 1939 года одумались. 14 апреля 1939 года Valentine приняли на вооружение как Infantry Tank Mk.III.
Первый образец Infantry Tank Mk.III появился в апреле 1940 года. Появился новый танк очень вовремя: 12 июня 1940 года, когда начался серийный выпуск машины, английские бронетанковые силы переживали глубочайший кризис. Поход во Францию закончился грандиозной поркой, всего англичане потеряли там 691 танк. Потребовалось срочное восполнение потерь, и вот тут Infantry Tank Mk.III оказался очень кстати. Очень технологичный и с боевой массой всего 16 тонн, этот танк был едва ли не лучшим, чем располагала английская промышленность. Конечно, имелся еще Infantry Tank Mk.II, но их за второе полугодие 1940 года сдали 228 штук, при том, что производились они силами 6 заводов. За это же время 3 завода, за тот же период, сдало 337 Infantry Tank Mk.III. В их числе оказались и первые Infantry Tank Mk.III*. Более известные как Valentine II, эти машины стали самыми массовыми пехотными танками в пределах одной модификации. Заодно эти танки оказались наиболее воевавшими «Валентайнами» в английской армии.
За те полгода, что выпускались Infantry Tank Mk.III, машина весьма существенно преобразилась. Как это часто бывает, на первенцах обычно вылезают самые очевидные «болячки». Достаточно сказать, что только одних траков на Infantry Tank Mk.III можно было встретить аж 4 типа. Ирония судьбы заключалась в том, что Военное Министерство стало архитектором проблем с траками. Причем случилось это еще на этапе создания прародителя Infantry Tank Mk.III — крейсерского танка A10, который, как уже говорилось, исходно пехотный танк. Исходный A10E1 имел «скелетные» траки по типу Vickers Mk.E, от которых далее отказались. В итоге же, перепробовав несколько вариантов траков, на Vickers-Armstrongs пришли к тому самому «скелетному» литому траку, уширив ему «уши». Впервые этот трак поставили еще на Infantry Tank Mk.III, а далее он стал основным для Infantry Tank Mk.III*. По инерции ему еще первое время ставили старые траки, но лишь в самом начале выпуска.
Главное изменение, впрочем, случилось внутри моторного отделения. Опыт эксплуатации Infantry Tank Mk.III показал, что идея использования бензинового мотора AEC A189 оказалась слегка так глупой. Помимо надежности мотора, вылезла такая штука, как расход топлива. Ехал Infantry Tank Mk.III недалеко, что побудило Военное Министерство нехотя признать ошибку. Поэтому и появился такой танк, как Infantry Tank Mk.III*. Он был не запланированным, поэтому и с регистрационными номерами имелась некоторая чехарда. Так вот, в танк установили тот же дизельный автобусный мотор AEC A190, что и в случае с Infantry Tank Mk.II. С точки зрения характеристик мощности новый мотор не отличался от бензинового. При объеме 9,65 литров он развивал мощность 131 лошадиную силу, а вот крутящий момент, как это обычно бывает у дизелей, вырос. Плюс выросла и экономичность. По шоссе расход топлива снизился почти в 2 раза. Еще один момент связан со скоростью. Вообще официальная скорость составляла 24 км/ч на пятой передаче, но у нас испытания каждый раз показывали более высокую скорость — до 32 км/ч. Тут уже вопросы к табличным данным, не исключено, что англичане их банально не меняли со времен Infantry Tank Mk.III.
Изменения по моторам практически никак не повлияли на внешний вид танка. Поэтому единственной вещью, которая позволяет точно определить, что перед вами уже не Infantry Tank Mk.III, является регистрационный номер. Как уже говорилось выше, контракты по выпуску не меняли с точки зрения сокращения выпуска, а, наоборот, они только росли. Контракт T7220 с Elswick Works вырос до 275 танков, из них 175 относилось к Infantry Tank Mk.III, начиная с машины, имевшей WD-номер T16121, выпускался в дизельном варианте. У Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW), по двум имевшимся контрактам, дизельные машины начинались с номеров T16265 и T20440 соответственно. Наконец, контракт T7222 с Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W) на выпуск 125 танков вырос до 200 штук, бензиновых танков сдали 66 штук, а первый дизельный имел WD-номер T16422. Иных признаков изначально по сути и нет.
Уже дальше появились некоторые отличия. Одним из них стало введение довольно специфичной системы для защиты танка от нападений авиации. Заниматься зенитными вертлюгами англичане начали еще в 30-е годы. Результатом стало создание конструкции, разработанной Томасом Лэйкманом, офицером Королевского Танкового Корпуса. Она представляла собой систему тяг с компенсирующими пружинами, на которой подвешивался ручной пулемет BREN. Доработанная версия этой системы известна как Parrish-Lakeman Mounting. Система полезная, но при условии, что у сам стоит вращающаяся командирская башенка. В случае же с Infantry Tank Mk.III сектор обстрела оказывался небольшим, поскольку основание ветлюга крепилось с правой стороны от люка. Есть еще один момент, с которым столкнулись уже у нас. Дело в том, что для зенитной стрельбы полагалось использовать не коробчатые, а дисковые магазины. Они хорошо подходили для спаренной турели Motley Mount, но в случае с Parrish-Lakeman Mounting получался форменный дурдом. Дисковый магазин попросту перекрывал штатный прицел, то есть стрелять можно было на ощупь. Надо ли говорить, что эффективность такой системы оказывалась мизерная? Этим и объясняется, почему Parrish-Lakeman Mounting на танках в боевых условиях встречается нечасто.
Новая порция изменений случилась ближе к лету 1941 года. Эксплуатация танка выявила, что наводчику необходим пистолетный порт. Логичным решением было бы использование штатного пистолетного порта, как у заряжающего/командира, с правой стороны. Но по непонятным причинам порт сделали иной конструкции. Вероятнее всего, такая конструкция диктовалась желанием сделать лючок для выброса стреляных гильз. Но вы сами подумайте, какая радость наводчику заниматься еще и выкидываем гильз из танка? Так что лучше всего лючок подходил для загрузки боезапаса внутрь танка.
Еще одним нововведением, которое существенно повлияло на внешний вид танка, стала замена радиостанции. Wireless Sen No.11, штатная английская танковая радиостанция, показала себя не с лучшей стороны. По этой причине к 1941 году была разработана новая радиостанция, более удачная с точки зрения работы, а также более компактная. Ей стала знаменитая Wireless Set No.19, самая массовая английская танковая радиостанция военного периода. Ее ставили не только на английские танки, но и на американские машины, которые шли по программе ленд-лиза англичанам. Замена радиостанции прямым образом повлияло на внешний вид машины. Если ранее антенна была одна, то теперь их стало две — одна на корме башни а вторая с левой стороны, на выносном кронштейне.
Начало 1941 года, когда Infantry Tank Mk.III* встал на производственные линии, стало временем взлёта выпуска английских танков. С января по конец сентября 1941 года три завода сдало 1095 таких танков. Для сравнения, 6 заводов, которые производили Infantry Tank Mk.II, сдали за тот же период 658 танков. В самом конце сентября 1941 года сменилась система индексов. Именно тогда Infantry Tank Mk.III обрел то имя, под которым и известен — Valentine II. В его случае, так сказать, коней на переправе менять не стали, вернув исходный кодовый индекс. В случае с Infantry Tank Mk.I, который из боевых частей почти вывели, индекс Matilda не вернулся. Всего же было выпущено 1493 таких танка. Это сделало его самым массовым английским танком в пределах одной версии. Заодно он стал последним Valentine одной версии, который выпускался сразу тремя заводами. Массовость, кстати, сыграла и с точки зрения финансов. Если первые партии танка стоили 14900 фунтов стерлингов, то далее цена упала до 11600 фунтов, а позднее до 10400 фунтов.
Одновременно Valentine II стал и самым воевавшим танком семейства Valentine в английской армии. За рубеж уехало сравнительно немного машин данной версии — 161 штука в СССР (добралось до пункта назначения 136), плюс немного в Новую Зеландию. Остальные либо служили в метрополии, либо воевали в английской армии. В какой-то момент Valentine стали самыми массовыми английскими танками. Случилось это на фоне откровенного провала с выпуском новых крейсерских танков. Помимо того, что у них имелись большие проблемы с надежностью, так еще и выпуск шел довольно неспешно. Поэтому в Северной Африке англичане были вынуждены сражаться на ранних «крейсерах».
Valentine II быстро заполнили бреши во вновь формируемых частях. По состоянию на конец июня 1941 года 197 таких танков имелось в составе 6-й бронетанковой дивизии, 290 в 8-й бронетанковой дивизии, 27 в 11-й бронетанковой дивизии и 51 в 21-й танковой бригаде. К середине августа в 6-й бронетанковой дивизии имелось уже 283 таких танка, а Valentine I спихнули в другие части. 16 Valentine II попало в польскую танковую бригаду (плюс 6 Valentine I). Далее, по мере поступления крейсерских танков нового типа, роль Valentine II стала потихоньку снижаться. Одновременно эти танки стали уезжать в Северную Африку.
Впервые Valentine пошли в бой во время операции «Крестоносец», использовал их 8-й королевский танковый полк. На тот момент машины стали получать тропическую комплектацию. Она включала в себя установку развитых крыльев с противопылевыми экранами, крепления для 2-галонных канистр на кормовой плите (они далее ставились и на обычные танки), а также 135-литровый запасной топливный бак на левом борту корпуса. В некоторых частях крепление канистр и бака меняли местами, поскольку не попасть в него было сложно. С учетом того, что бак соединялся с топливной системой, так себе идея.
Боевое применение новых пехотных танков оказалось достаточно спорным. Дело в том, что для условий пустыни требовалась машина с довольно высоким уровнем подвижности. В противном случае машина оказывалась мишенью для вражеской артиллерии. Вместе с тем, не всё так оказалось просто. Во-первых, у Valentine имелся прямой аналог, правда, не у немцев, а у итальянцев. Звался он Carro Armato M 13-40/M 14-41. Прародитель у них был один — Vickers Mk.E, да и задачи схожие. Средняя скорость у этих танков была похожей, итальянец чуть превосходил англичанина по вооружению, а Valentine — по броневой защите. Во-вторых, по факту Valentine оказался быстрее Matilda, что немного повышало его шансы на поле боя. В-третьих, на стороне танка была надежность. В отличие от Crusader.
Всё это привело к тому, что Valentine задержался в Северной Африке. Естественно, отчасти вынужденно, поскольку явно требовались «крейсера», но за неимением ничего лучшего применять приходилось то, чем располагали. Лишь во второй половине 1942 года эти танки заместили Cradader новых версий, а также Grant I. Окончательно их вывели из первых линий только весной 1943 года, правда, к тому моменту Valentine II было уже немного. Также эти танки засветились на Мадагаскаре, повоевали они и в Бирме. Одним словом, карьера у машины вполне задалась.
Ныне известно около двух десятков Valentine такого типа, доживших до наших дней. Сколько из них именно Valentine II, неизвестно, поскольку более поздний Valentine IV выглядит идентично. Так или иначе, но самый массовый английский танк в пределах одной версии вполне распространен в музеях. В этом смысле судьба к машине также оказалась благосклонной.
Список источников:
-
-
- British Infantry Tank Mk III Valentine, Part 1, Dick Taylor, Progress Publishing, 2011
- Into the Vally: The Valentine Tank and Derivatives 1938–1960, Dick Taylor, MMP Books, 2012
- IWM
- US NARA
- Фотоархив автора
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/samyi-massovyi-iz-valentainov-620cece06e771c46a551b798?&