История LT vz.35 (Škoda Š-IIa), самого массового чехословацкого танка межвоенного периода
Содержание:
Чехословацкую школу танкостроения межвоенного периода можно ставить в пример, как грамотно распоряжаться довольно ограниченными ресурсами. В наследство от Австро-Венгерской империи молодой Чехословакии досталась довольно мощная промышленность. Поначалу Чехословакия пошла по проторенной дорожке, доверившись зарубежным специалистам. Но к концу 20-х годов стало понятно, что разработанный немецким инженером Йозефом Фольмером колесно-гусеничный танк KH-50 получился неудачным. В результате появилась новая концепция. Если зарубежный образец и брался, то исключительно как носитель технологий. Основная же разработка стала местной, тем более что нашлись талантливые инженеры.
Так исторически сложилось, что все три чехословацких производителя, занимавшихся колесно-гусеничным танком Kolohusenka, позже отличились на ниве танкостроения. И если Tatra отметилась очень скромно, то ČKD (Českomoravská Kolben-Daněk) и Škoda включились в новую тему по полной программе. Они стали главными конкурентами в чехословацкой программе танкостроения. Сначала победу одержала ČKD, ее танкетка Tč vz. 33 и легкий танк LT vz.34 стали первыми образцами чехословацкой бронетанковой техники. Далее Škoda, взяв за основу концепцию своего легкого танка Škoda Š-II (Škoda SÚ), создала новую боевую машину. Škoda Š-IIa, он же LT vz.35, стал самым массовым чехословацким танком межвоенного периода.
Кавалерист с более толстой броней
Praga P-II, он же LT vz.34, был скорее пробой пера. Категория II, к которой относился этот танк, а также конкурирующий Škoda Š-II (Škoda SÚ), являлась прямым аналогом Vickers Mk.E. Правда, сама чехословацкая армия считала Praga P-II скорее кавалерийским танком. В принципе, сопровождать кавалерию он мог, но, как это часто бывает, аппетит приходит во время еды. К MNO это относилось в полной мере. Танкетки P-I и легкие танки P-II принимали участие в маневрах, прошедших в Миловице летом 1934 года. Эти маневры стали ключевыми для чехословацкого танкостроения. Именно тогда чехословацкие военные решили далее танкетки не заказывать.
Вторым результатом маневров лета 1934 года стала новая система бронетанкового вооружения, сформулированная MNO в августе 1934 года. Согласно ей, категория II теперь делилась на три варианта. Первым из них была всё та же категория II, к ней относился P-II, теперь являвшийся кавалерийским танком. Судя по всему, уже тогда чехословацкие военные решили их более не заказывать. Приоритетом становились танки категорий II-a и II-b. В первом случае предполагалось получить кавалерийский танк с толщиной лба корпуса 25 мм, а бортов 15 мм. Во втором случае требовался танк сопровождения пехоты, с толщиной брони 25 мм. Вообще странно, что MNO выбрало такую толщину. Видимо, там больше всего опасались крупнокалиберных пулеметов, а легкая противоснарядная броня начиналась с 30 мм. В любом случае, это уже прогресс, поскольку тогдашние легкие танки имели толщину брони 15 мм по периметру.
Борьба между двумя конкурентами ужесточилась, поскольку MNO выделяло 240 миллионов крон на программу оснащения танками. В период с 1934 по 1937 годы ожидалось получить 279 легких танков и 42 средних. Наиболее жирным куском оказывались легкие танки, завязалась нешуточная борьба. Вместе с тем, существует имеющая право на существование теория о сговоре ČKD и Škoda. Кто бы не победил в конкурсе, заказ разделялся поровну. По большому счету, побеждала та сторона, что меньше ленилась.
На сей раз меньшими лентяями оказались инженеры Škoda. Им, в отличие от ČKD, предстояло куда больше работы, поскольку конструкция Škoda SÚ, была куда менее удачной. Схожей оказалась только компоновочная схема, в остальном же Škoda Š-IIa, такое именование получил новый танк, оказался другим. Принципиально конструкция корпуса продолжала эволюцию, начавшуюся с колесно-гусеничного танка Škoda SKV. Первоначально Škoda Š-IIa был практически той же длины, что и Škoda SÚ. Но проект, впервые представленный в конце февраля 1935 года, стал скорее промежуточным решением. Финальный вариант танка стал на 350 мм длиннее, 155 мм шире и 150 мм выше, лишившись «хвоста», который изначально на нем планировался.
Существенно изменилась и ходовая часть, хотя общая концепция исходного Škoda Š-IIa осталась на месте. Идея с сильно выдвинутым вперед ленивцем оказалась неудачной, уже на проекте его сместили назад. Также появился дополнительный опорный каток, который принимал на себя удары при езде по сложной поверхности или во время преодоления вертикальных препятствий. Радикально изменилась конструкция ленивца и его механизма натяжения. Теперь он имел цевочное зацепление, а с внешней стороны появился диск, предотвращающий сброс гусеничных лент. Аналогичная система была и у ведущего колеса. Трак спроектировали с нуля, также он получил съемные шпоры. От Škoda Š-II осталась только система подвески, хотя и ее доработали.
Существенная переработка ходовой части прямым образом сказалась на надежности и проходимости танка. По сравнению с предшественником боевая масса выросла на 2,5 тонны, но подвижность выросла. Škoda Š-IIa получил 4-цилиндровый мотор, позже получивший обозначение Škoda T-11. Двигатель водяного охлаждения объемом 8,62 литра развивал мощность 120 лошадиных сил при 1800 об/мин. Вместе с мотором была спарена 3-скоростная планетарная коробка передач, за которой крепился редуктор, увеличивавший число передач в 2 раза. То есть по факту было 6 скоростей. Планетарными были и бортовые передачи. Управление КПП и тормозами было пневматическим. При поломке имелось дублирование механической системой управления, но с ней работали 2-я и 4-я скорости.
Скорость танка выросла до 34 км/ч по шоссе и 12-16 км/ч по проселку. Кроме то, за счет пневматического привода управление было довольно простым. Более длинный корпус позволил разместить люк для механика-водителя. У стрелка-радиста, который одновременно был и командиром танка, люк не предусматривался, и на то имелись причины. Дело в том, что экипаж составлял 3 человека при 4 посадочных местах. Такая странная система предусматривалась еще с LT vz.34. Командир перемещался с места стрелка-радиста на место заряжающего и обратно.
Самым главным отличием Škoda Š-IIa от предшественника стала башня. Теперь она не имела со Škoda SKV ничего общего, базой стала конструкция, опробованная на Praga P-II. При этом башни Praga P-II-a и Škoda Š-IIa не стали унифицировать, хотя это могло сократить время разработки. В целом вполне неплохая башня, но не без вопросов. Для начала, командир/заряжающий был полностью лишен смотровых приборов. В бортах башни смотровые щели отсутствовали, а смотровая башенка находилась над местом наводчика. В лучшем случае командир мог протиснуться за наводчиком и как-то там наблюдать окрестности. Сама башенка была вполне удачной конструкции, с адекватными, для того времени, смотровыми приборами, а в створке имелся прибор для световой сигнализации. Имелась световая сигнализация и у механика-водителя, ему могли подавать сигналы из башни. На Škoda Š-IIa использовались зеркальные смотровые перископические приборы, более-менее-надежные по конструкции.
Вполне традиционным оказалось вооружение танка. Оно повторяло то, что ставилось на Praga P-II, то есть 37-мм пушка Škoda A3 и два станковых пулемета ZB vz.35. Оба пулемета размещались в шаровых установках, то есть спаренный пулемет мог вести огонь раздельно от пушки. Интересно, что пушка имела только бронебойные снаряды. Тут чехословацкая армия пошла на поводу англичан, посчитав, что эффекта от слабого осколочного снаряда мало. Немцы почему-то так не считали, как и французы.
Массовый танк, который не помог
Летом 1935 года на испытания вышли оба конкурирующих танка — Praga P-II-a (регистрационный номер P10.074) и Škoda Š-IIa (регистрационный номер C-80509, позже 13620). Нельзя сказать, что конкурент был плохой, всё же на ČKD хотели заполучить столь вкусный контракт. Но в Пльзени всё же поработали лучше. Даже внешне хорошо заметно, что Škoda Š-IIa был более современным по конструкции. А еще он успешнее преодолевал различные препятствия, организованные на полигоне в Миловице.
По результатам испытаний MNO назвало победителем Škoda Š-IIa. ČKD на это решение подало протест, но он не сработал. Было очевидно, кто является автором более совершенного танка. Неслучайно вскоре ČKD приступила к разработке нового легкого танка (Praga TNH), который заметно отличался от Praga P-II-a. 30 октября 1935 года Škoda Š-IIa был официально принят на вооружение чехословацкой армии под индексом LT vz.35 (легкий танк обр.1935 года).
Поскольку танк предполагался как кавалерийский, то и исходным получателем являлась кавалерия. Предполагалось, что первыми LT vz.35 получат танковые батальоны кавалерийских бригад (каждый батальон по 40 танков, итого 160 штук). Обходились танки недешево — 783 550 чехословацких крон. С другой стороны, английский Vickers Mk.E, явно уступающий чехословацкому танку по всем статьям, обходился еще дороже. 12 мая 1936 года последовал заказ на 35 дополнительных танков, год спустя его расширили еще на 103 танка. Связано это оказалось, в том числе, с провалом программы разработки пехотных танков по программе II-b. Škoda и ČKD с этими танками справились одинаково плохо.
В общей сложности объем выпуска LT vz.35 составил 298 танков. Первые машины ожидались 30 сентября 1936 года, последние сдавались 30 июля 1937 года. При этом ČKD не ушла обиженной. Разыгранная драма привела к тому, что половина заказа ушла в Прагу. Это лишний раз наводит на подозрения по поводу сговора. Правда, при этом обе стороны нет-нет, да ставили друг другу подножки. Например, на ČKD жаловались по поводу плохой кооперации с заклятым другом. Кроме того, там не оставляли надежды на реванш.
Проблемы у Škoda начались еще на старте. Заказ, конечно, в Пльзени получили, но есть ощущение, что Škoda проглотила больше, чем могла переварить. Поначалу, конечно, можно было посетовать на традиционную задержку выпуска корпусов и башен. Их поставлял завод POLDI Hütte из города Кладно, причем броня была не лучшего качества (у чехословацких танков по данному вопросу проблемы вылезали постоянно). Но по факту требовалось время на освоение производства. В результате первые 15 танков были сданы 21 декабря 1936 года. Отсчет номеров шасси начался с 50130, а регистрационных номеров — с 13666. Довольно быстро стало понятно, что планы о сдаче 298 танков к концу сентября 1937 года являются несбыточной мечтой.
Кавалерийским LT vz.35 стать было не суждено. Шли они в танковые полки, первым получателем стал 1-й танковый полк, размещавшийся в Миловице. Там же проходили и ресурсные испытания танков. Один из первых сданных танков прошел за январь-март 1937 года более 4000 километров, показав хорошие результаты. А вот танки, выборочно бравшиеся из партий января, марта и апреля 1937 года, показали себя не лучшим образом. С одной стороны, 6000 километров пробега — это очень много. С другой стороны, вылезли некачественные материалы и брак сборки. И ладно бы длительные испытания, они оказались спровоцированы многочисленными жалобами из армии. Это привело к тому, что заказ на 103 танка третьей серии MNO утвердило только 7 ноября 1937 года.
ČKD сдал первые 10 танков 13 февраля 1937 года, первоначально эти машины шли на оснащение 2-го танкового полка в Пршаславице. Впрочем, машины производства ČKD направлялись и в Миловице. В Праге со своей задачей справились быстрее, сдав 149 танков за 1937 год, они получили номера шасси в разбросе от 1001 по 1099 и с 10100 по 10149. А вот в Пльзене со свой частью заказа мучились дольше. Последний танк с номером шасси 53928 был сдан 8 апреля 1938 года, спустя полгода после назначенной даты. Часть танков выпуска Škoda ушла в 3-й танковый полк (Мартин, Словакия).
В общей сложности 1-й танковый полк получил 197 танков, во 2-й танковый полк попало 49 штук, а оставшиеся 52 — в 3-й танковый полк. Далее заказывать LT vz.35 в MNO расхотели. Помимо низкого качества сборки, выявился еще один момент, который также вызвал разочарование. Дело в том, что на высокой скорости (30 км/ч и выше) начинался перегрев бандажей опорных катков. Эта проблема была неустранимой. Неслучайно на ČKD перешли к опорным каткам большого диаметра, они такой проблемы не имели. Позже аналогичную проблему выявили и немцы, когда испытывали трофейный LT vz.35.
Несмотря на все проблемы, назвать LT vz.35 плохим танком вряд ли получится. На момент создания это была очень удачная боевая машина, едва ли не лучший танк в своём классе. Его ближайшими аналогами являлись Pz.Kpfw.II, 7TP, Vickers Mk.E и Т-26. На их фоне машина отличалась передовой конструкцией, не самой плохой обзорностью, высокой проходимостью и довольно крепкой лобовой броней. Особенно это было актуально в сравнении с Pz.Kpfw.II, самым массовым немецким танком в 1938-39 годах. В ходе эксплуатации LT vz.35 получили более совершенные пулеметы ZB vz.37. При этом болезнь роста в полной мере касалась данного танка. К осени 1938 года на некоторых танках не хватало приборов наблюдения и радиостанций.
LT vz.35 стали главным аргументом чехословацкой армии в ходе конфликта, который назревал в Судетах весной-осенью 1938 года. Особенно жарко было в августе-сентябре 1938 года. Чехословацкая армия всерьёз готовилась к войне, танки играли в ней важную роль. В сентябре 1938 года имелось 16 танковых рот, вооруженных LT vz.35. Им даже довелось поучаствовать в боевых действиях против фрайкора. Происходившее в Судетах вот-вот должно было перерасти в настоящую войну, но далее случилось то, что известно как Мюнхенский сговор. Чехословакия, по сути сданная на съедение своими союзниками, оказалась вынуждена вывести войска из Судет (а заодно под шумок Польша откусила Тешинскую область). После случившегося было понятно, чем всё закончится.
Финалом использования LT vz.35 в Чехословацкой армии стали события 15 марта 1939 года. Большинство из них оказались захвачены немцами, 52 танка из 3-го танкового полка достались Словакии. Как показали события сентября-октября 1938 года, политика оказалась более серьёзным аргументом, чем танки. Тем, кто осенью 1938 года отдал Чехословакию на съедение, уже вскоре пришлось заплатить за свою недальновидность. Причем те самые LT vz.35 активно поучаствовали в войне против Польши, Франции и Англии. Но это уже другая история.
Автор выражает признательность Юрию Тинтере (Jiří Tintěra), Чехия, за помощь в подготовке статьи.
Список источников
- Škoda LT vz.35, V. Francev, C. Kliment, MBI, 1995.
- Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013.
- Архив Юрия Тинтеры
- РГВА
- Фотоархив автора
- forum.valka.cz
источник: https://dzen.ru/a/Y7gnR4oLDjrNcEvQ