Впервые о специализированных командирских танках задумались еще в годы Первой мировой войны. Потребовались они для координации действий на поле боя, причем первыми о таких машинах задумались не англичане, а французы. В результате появились Renault FT TSF, первые командирские танки, попавшие на поле боя. Одновременно они стали, на долгое время, самыми массовыми машинами данного типа. Всего изготовили 200 таких танков, далее начались «голодные» годы, когда даже 200 обычных танков выглядели чем-то фантастическим. Вместе с тем, первым полноценным командирским танком следует называть другую машину — Medium Mk.II Box Tank. Эта машина стала результатом неудачных учений 1927 года, когда выяснилось, что EMF (Experimental Mechanized Force) явно не хватает координации. Концепцию Medium Mk.II Box Tank взяли на вооружение и немцы, создав командирский танк на базе Leichttraktor. Эксперимент оказался удачным, что стало основанием для дальнейшего развития немецких командирских танков.
В 1935 году были построены первые Kleiner Panzerbefehlswagen на шасси Pz.Kpfw.I Ausf.A. Машина получилась ограниченно удачной, поскольку шасси Pz.Kpfw.I большими габаритами не отличалось. Поскольку иных шасси тогда не имелось, далее работы по командирским Pz.Kpfw.I продолжились. Вместе с тем, на совещании 30-31 октября 1935 года In 6 впервые подняла вопрос о командирских танках на шасси Z.W.. Будущий Pz.Kpfw.III выглядел более солидно базой, кроме того, изначально предполагалось сохранить его вооружение. Но далее события развивались таким образом, что от идеи полноценного танка с командирскими функциями пришлось отказаться. В феврале 1938 года было решено ставить на Pz.Bef.Wg., как именовались эти танки, неподвижные башни с макетом орудия. Это позволило разместить внутри полноценный состав радиооборудования.
Изначальный план по выпуску командирских танков Pz.Bef.Wg. на базе Pz.Kpfw.III предполагал не менее 150 машин. Главная проблема заключалась в том, что и базовый Pz.Kpfw.III производился с большим скрипом. За весь 1939 год сдали всего 206 танков, из них 4 Pz.Bef.Wg. Ausf.D и 40 Pz.Bef.Wg. Ausf.E. Далее, в начале 1940 года, сдали еще 5 командирских танков, после чего наступила долгая пауза. В результате типичным немецким командирским танком кампаний 1939-40 годов были kl.Pz.Bef.Wg. на шасси Pz.Kpfw.I. Лишь во второй половине 1940 года In 6 смогла сделать заказ на дополнительные 145 командирских танков. В связи с тем, что заказы на Pz.Kpfw.III Ausf.F и Ausf.G уже прошли, базировались новые командирские танки на шасси Pz.Kpw.III Ausf.H. Этой машине суждено было стать самым массовым немецким командирским средним танком.
С точки зрения общей концепции новая машина, получившая обозначение Pz.Bef.Wg.Ausf.H, изначально ничем не отличалась Pz.Bef.Wg.Ausf.E. Танк предполагался в трех конфигурациях — Sd.Kfz.266, Sd.Kfz.267 и Sd.Kfz.268. Внешне они ничем не отличались друг от друга, разница была в радиооборудовании. Спереди этот танк легко можно отличить по вооружению, состоявшему всего из одного пулемета MG 34 в шаровой установке башни. Остальное вооружение являлось макетами. Также у танка штыревые антенны располагались и слева, и справа. Наконец, на надмоторной плите ставилась поручневая антенна. Имелись отличия и по подбашенной коробке, например, в бортах появились пистолетные порты.
Помимо фальшивой пушки, башня имела и другие отличия от линейного танка, равнозначные Pz.Bef.Wg.Ausf.E. Самые заметные из них находились в крыше башни. С левой стороны появился лючок, через который выдвигалась телескопическая антенна. Внутри, разумеется, отличий было больше, да и экипаж отличался по составу. В него входил командир, его помощник (он же башенный пулеметчик), радист в башне, радист в корпусе, плюс механик-водитель. Надо сказать, что внутри всё равно было довольно плотненько, но на фоне kl.Pz.Bef.Wg. уже явно получше.
После череды обсуждений In 6 выдала заказ на поставку 145 Pz.Bef.Wg.Ausf.H, в качестве изготовителя выступил завод Daimler-Benz werk 40. С октября 1940 года на заводе в Мариенфельде началось изготовление линейных Pz.Kpfw.III Ausf.H, а месяц спустя сдали два первых командирских танка. Аналогично базовой модели, машины получали дополнительную броневую защиту корпуса и подбашенной коробки. Также, в теории, они получали и новую ходовую часть, но это не точно. На самом деле первые Pz.Bef.Wg.Ausf.H, как и линейные машины, изначально получали старые ленивцы, ведущие колеса и амортизаторы. Такие машины отнюдь не единичные, а далее наступил, так сказать, пограничный период. То есть постепенно появлялись и новые амортизаторы, и ведущие колеса, и балансиры, и ленивцы. Но комбинации со старыми элементами продолжались вплоть до начала 1941 года.
Несмотря на такую чехарду, Daimler-Benz werk 40 всё же удавалось поддерживать довольно высокий темп выпуска. Больше того, командирских танков (номера шасси 70001-70145) было выпущено в 3 раза больше, чем базовых Pz.Kpfw.III Ausf.H. И на Daimler-Benz werk 40 сдали всего 50 штук. Лишь к лету 1941 года выпуск просел, а последние два Pz.Bef.Wg.Ausf.H сдали в сентябре 1941 года. Основная же масса (125 штук) командирских машин оказалась сдана в период с ноября 1940 по май 1941 года. Это позволило насытить ими войска перед операцией «Барбаросса». К тому моменту Pz.Bef.Wg. стали основными немецкими командирскими танками.
Между тем, опыт боевых действий во Франции показал, что имеющаяся концепция Pz.Bef.Wg. не совсем чтобы удачная. Хитрость с имитацией пушки быстро раскрыли, да и поручневую антенну на корме разглядеть оказалось несложно. Кроме того, командирским машинам всё равно порой требовалось вести огонь, а с одним пулеметом это как-то затруднительно. Поэтому в марте 1941 года начались разговоры о том, чтобы сделать Pz.Bef.Wg. полноценным танком, то есть с вращающейся башней и пушкой. Быстро это сделать не получалось, но проблему взяли на карандаш.
Пробным шаром стал заказ партии из 30 Pz.Bef.Wg.Ausf.H второй производственной серии. Машины с номерами шасси 70146-70175 получили имитацию 50-мм пушек KwK 38 L/42,при этом маску никто менять не стал. На тот момент это оказалось всё, что можно было сделать, завод оказался загружен другими танками. В декабре 1941 года сдали 16 танков, оставшиеся 14 в январе 1942 года. Что же касается «полноценных» танков с рабочими пушками и вращающимися башнями, то их пришлось ждать гораздо дольше, а базировались они на более поздних шасси.
Pz.Bef.Wg.Ausf.H стали последними немецкими средними командирскими танками с неподвижными башнями. Практика показала, что машины всё равно выцеливали, поскольку поручневая антенна выдавала их с головой. Тем не менее, нельзя сказать, что идея была неудачной. Ровно ту же самую концепцию позже реализовали англичане. У них появились танки с индексом OP (Observation Post), представлявшие собой ровно то же самое. Только никаких поручневых антенн не было видно, да и сам танк не строился с нуля. Командирскую машину с деревянным стволом вычислить оказалось гораздо сложнее. Кстати говоря, подобный Sherman OP стал одной из жертв знаменитой атаки Виттмана 13 июня 1944 года. Победа над танком с деревянным стволом — это достижение.
В заключение стоит отметить, что один такой танк частично сохранился. Это машина с номером шасси 70147, выпущенная в декабре 1941 года. Она входила в состав 23-й танковой дивизии, всё еще числилась там на январь 1943 года. Дальше, при отходе, что-то пошло не так, и машина оказалась потеряна, а позже подорвана. Эти самые кусочки потом отчасти удалось собрать в кучу, что с ними стало дальше, вопрос открытый. Очень похожая машина не так давно была восстановлена Музеем Техники Вадима Задорожного из кусков. Та же эта машина, или еще одна, автор информацией не располагает.
Список источников:
- Panzer Tracts No.3-4 Panzerbefehlswagen Ausf.D1, E, H, J und K, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2010
- US NARA
- Архив автора
- eBay