Рассказ о немецком мостовом парке типа Б (Brückengerät B), элементы которого можно увидеть на выставке «Моторы Войны»
Маневренная война, как показал опыт боевых действий, невозможна без мощного технического обеспечения. Об этом было известно еще в годы Первой мировой войны. Среди тех, кто это хорошо понимал, были и немцы. В межвоенный период они занимались самыми разными техническими решениями, чтобы обеспечить быстрое продвижение войск. Касалось это и инженерного обеспечения. Не всё получилось, тем не менее, немецкие инженерные войска могли похвастаться большим объемом оборудования, часть из которого было едва ли не лучшим в мире.
Одним из часто применявшихся инженерных средств, которые обеспечивали быстрое продвижение немецких войск, стало мостовое оборудование. Среди них имелись и специальные мостовые парки, которые имели высокую подвижность. Применялись они совместно с механизированными частями. Наиболее массовыми оказались мостовые парки типов C (легкий) и Б (тяжелый) грузоподъемностью 8 и 16 тонн соответственно. Сегодня поговорим о Brückengerät B, который часто использовался для переправы танков.
По вполне понятным причинам новыми моделями мостовых парков рейхсвер не занимался. У него на вооружении находился Brückengerät A, позволявший наводить переправу длиной 70 метров и грузоподъемностью 7 тонн. Что же касается танков, то немцы некоторое время шли на поводу англичан, которые пытались создать средний плавающий танк Medium Mark D. На свет появился Großtraktor, вот только плавал он плохо. В 1932 году было решено, что следующий средний танк будет «обычным», а вопрос обеспечения их переправы возник с новой силой.
Новая концепция мостового парка подразумевала полную его моторизацию. Действовать они должны были вместе с механизированными частями, посему тягачи (прежде всего полугусеничные) на их оснащение шли в первую очередь. Следует отметить, что полугусы для мостовых парков применялись далеко не всегда. В ряде случаев использовались тяжелые грузовики. Это было нормально в случае, когда части передвигались по хорошим дорогам. Что будет дальше, не думали.
«Танковыми» были оба типа мостовых парков. Более легкий, Brückengerät C, предполагал предельную нагрузку 6-7 тонн. Проблема заключалась в том, что задумывался легкий мостовой парк в то время, когда массовые модели легких танков только запускались в серию. И если Pz.Kpfw.I по массе пролез, то Pz.Kpfw.II, окончательно сформировавшийся в 1936 году, уже вылез за пределы. Так что основная нагрузка легла на Brückengerät B.
С ним, надо сказать, есть заблуждение, связанное с реальной грузоподъемностью. Обычно она указывается как 16 тонн, иные пишущие об этом мостовом парке сравнивают с массой немецких танков и делают выводы. Неправильные выводы. Судя по всему, заказчик догадывался, куда ветер дует, поэтому предел нагрузки оказался в 1,5 раза выше паспортных данных. В одних источниках говорится о 20 тоннах, но более верными являются данные о 24 тоннах. Вероятнее всего, закладывалась возможность проводить по мосту Nb.Fz., он как раз имеет очень близкую боевую массу. Да и подумайте сами, заказывали ли бы немецкие военные мостовой парк, не способный проводить средние танки. При паспортных данных Brückengerät B не был бы способен обеспечивать проход любых версий Pz.Kpfw.IV, например.
Оборудование мостового парка перевозилось на двухосных прицепах, которые были рассчитаны на максимальную скорость до 40 км/ч. Полная масса прицепов составляла от 2,8 (Pf.10) до 5,2 (Pf.11) тонн. Как уже говорилось выше, приоритетом являлось использование полугусеничных тягачей. Штатно предполагалось использовать тягачи Sd.Kfz.6, но их выпустили не так много. Поэтому приоритетным являлось использование их для прицепа Pz.11 (Pontonwagen), как самого тяжелого. Да и то, Pf.11 всё равно часто цепляли за 4,5-тонные грузовики.
Штатный состав Brückengerät B включал в себя 16 понтонов (каждый состоял из 2 полупонтонов), перевозившихся на прицепах Pf.11 (Pontonwagen). Полная длина переправы, которая находилась на понтонах, составляла 25,6 метров. Остальная длина — это жесткие опоры, которые перевозились на прицепах Pf.10 (Rampenwagen), всего их штатно было 8 штук на парк. Также в состав парка входило 2 прицепа Pf.12 (Rampenwagen) которые перевозили настильную часть. Максимальная длина переправы в штатном исполнении составляла 51-54 метра.
В список не входит 2 стальных моторных катера (перевозились на одноосных прицепах Sd.Ah. 13) и 6 штурмовых катеров с подвесными моторами (перевозились на 2 двухосных прицепах Sd.Ah.108), которые использовались для наводки переправы. Были они нужны и для других целей. Из понтонов могли собираться паромные переправы грузоподъемностью от 4 до 16 тонн. Грузоподъемность варьировалась от того, сколько понтонов соединялось, и как их использовали — цельными или только полупонтоны. Штурмовые лодки и катера в таком случае применялись как тяговое средство.
Мостовые парки типа Б сыграли большую роль в немецких наступательных операциях 1939-42 годов. Они входили в состав саперных подразделений, которые поддерживали механизированные части. Предельная грузоподъемность Brückengerät B, кстати говоря, была своеобразным стоп-краном для развития немецких танков. Неслучайно последним, перед VK 30.01(D), танком, был VK 24.01(M). Это как раз предельная масса понтонного парка. Далее решили, что танки будут двигаться по дну, но это касалось только «Тигров» и «Пантер». Реальность была такова, что к 1943 году боевая масса средних танков и САУ стала превышать возможности мостового парка типа Б. Впрочем, уже со второй половины 1943 года стало не до наступательных операций.
Ныне мостовые парки немецкой армии практически полностью исчезли. В полном составе их уже нигде не встретить, но отдельные образцы всё же сохранились. Наиболее полный набор составляющих понтонного парка типа Б ныне можно увидеть на выставке «Моторы Войны». Они прибыли туда в ноябре прошлого года. Экспозицию пополнил понтонный прицеп Pf.11 и прицеп с настилами Pf.12. К слову, прицеп Pf.10 очень похож на Pf.12, разница в оборудовании.
В случае с прицепами Brückengerät B нередко указывается, что предусматривалась возможность таскания прицепов конной тягой. В реальности ее не применяли, а вот саперы вполне себе в них впрягались, когда шла речь о переводе понтонного парка в боевое положение. В минувшем ноябре подобные подвиги устраивали сотрудники выставки, а также добровольцы из числа посетителей. Хорошо размялись, когда еще выпадет такая возможность.
Стоит лишний раз отметить, что у немцев было «два мира, два шапиро». С одной стороны, немецкая промышленность выпускала чересчур сложные и частенько странные по конструкции телеги. С другой стороны, эта же самая промышленность производила первоклассные прицепы и тележки. В случае с Brückengerät B получилась явно удачная конструкция. Причем это касается и самих прицепов, и того, что на них перевозилось.
Основным прицепом понтонного парка типа Б был Pf.11 (Pontonwagen). Он более массивный, чем аналогичный по назначению прицеп Pf.15 мостового барка типа C. Вместе с тем, порожняя масса у этих прицепов очень схожая (1700 кг у Pf.15 и 1900 кг у Pf.11). Да и полная масса у Pf.15 не сильно меньше — 4700 кг. Правда, и тащит более легкий прицеп сразу три понтона (или 6 полупонтонов). В случае с Pf.11 основная нагрузка — 1 полупонтон.
Небольшая разница в массе связана, прежде всего, с пониманием некоторых прописных истин. Во-первых, чем тяжелее прицеп, тем меньше ассортимент средств его перевозки. 5 тонн — это уже очень немало, далеко не каждый грузовик его потянет. Во-вторых, чрезмерные габариты — это плохо. Когда прицепы Brückengerät B ехали на выставку, имелись опасения, что они никуда не впишутся. Нет, вписались. Разница между Pf.11 и Pf.15 оказалась где-то полметра. Наконец, таскать эти прицепы было примерно равнозначно.
В плане таскания оба прицепа, надо сказать, весьма удобные. Самое главное, что маневренные. Когда эти прицепы таскали по выставке, поначалу существовали сомнения, как же такие махины будут вписываться в довольно узкие проходы. Но нет, хорошо вписались. Естественно, маневренность нужна была отнюдь не для музейного маневрирования.
Поскольку нагрузка у прицепов Brückengerät B больше, то они получили двухскатные колеса (у Brückengerät C прицепы с односкатными колесами). Это уменьшило нагрузку на грунт, хотя таскать такое чуть тяжелее. Оба прицепа долго стояли под открытым небом, посему у Pf.12 колесный ход несколько закис. Поэтому приходилось подключать к тасканию Dodge WC-51.
Основной нагрузкой Pf.11 являлся полупонтон, имевший грузоподъемность 2 тонны. Выпускались они либо деревянными, либо алюминиевыми. В данном случае полупонтон металлический. Аналогичный по назначению мостовой парк Н2П собирался из трех секций — центральной и двух боковых (головных). Такая система позволила снизить массу понтонов, но при этом и число машин получалось больше.
У плане универсальности использования немецкий полупонтон получился лучше. Во-первых, требовалось меньше секций. Во-вторых, как уже говорилось выше, такой полупонтон позволял собирать самые разные средства для переправ. Хоть грузовик, хоть бронетранспортер, даже легкий танк или САУ. Любопытная деталь — у каждого прицепа мостового парка типа Б имеется якорь. С учетом того, что их при наведении переправы заводили в воду, вещь не лишняя. Впрочем, и из Н2П тоже собирали паромы, причем куда большей грузоподъемности — до 60 тонн.
Еще одним преимуществом Brückengerät B было то, что общий объем средств перевозки мостового парка оказалось заметно меньше. Уже упомянутый Н2П требовал только для перевозки понтонов 48 грузовиков, плюс 34 грузовика для перевозки опор, настильной части и прочего. Немцы обошлись гораздо меньшим объемом задействованных грузовиков. Правда, с одной оговоркой: типичной машиной парка Н2П был ЗИС-5, которых имелось не в пример больше, чем у немцев 4,5-тонных грузовиков и тем более полугусеничных тягачей.
Увы, наш парк Н2П сейчас увидеть негде. А вот его визави теперь прописался на «Моторах Войны». Причем одновременно можно видеть и понтоны более легкого мостового парка Brückengerät C. Также на выставке можно видеть мотор от легкой штурмовой лодки, которая использовалась при наведении переправ. Это явно не последние новинки на выставке. Тема прицепов здесь представлена очень широко, будет еще больше.
Список источников:
-
-
- Архив автора
- eBay
-
источник: https://dzen.ru/a/ZZET2UHWu2wkEgja