Идеи сделать из грузовика «трансформер», способный превращаться в полугусеничную машину, появились еще в 20-е годы XX века. Началось всё с вездеходных цепей, а в результате появилась система с опускаемыми элементами подвески, которая превращала машину в аналог полугуса. Первым такую идею реализовал инженер Генрих Книпкамп, но Maffei MSZ 201 оказался малосерийным. Куда более массовым получился ЗИС-33, созданный в 1939 году.
Несмотря на схожесть концепции, ЗИС-33 являлся самостоятельной разработкой. Сама по себе идея машины выглядела вполне неплохой, по крайней мере, сама по себе система привода, созданная на заводе №183 и далее доработанная на ЗИС, выглядела жизнеспособной. Проблема в том, что штатного мотора для гусеничного привода было маловато. Поэтому и появилось прозвище «Вездестой». Для такого грузовика был нужен мотор ЗИС-16, а не ЗИС-5. Поэтому ЗИС-33, которые пережили первые годы Великой Отечественной войны, переделали обратно в ЗИС-5.
Ныне полугусеничные грузовики ЗИС-33 можно видеть в нескольких музеях и частных коллекциях. Но основная их масса не ездит. Один из действующих образцов находится в коллекции Евгения Шаманского, одновременно это и первый восстановленный ЗИС-33. Сейчас машина находится на выставке «Моторы Войны», недавно можно было ее видеть в движении.
ссылка на видео на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/660eac1e2a33d422aad3294a
источники:
- текст — https://yuripasholok.livejournal.com/14758989.html
- фотографии — https://dzen.ru/a/ZgqTpVayZ1qFHh34
- видео на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/660eac1e2a33d422aad3294a
- видео на ЮТ — https://www.youtube.com/watch?v=-gXhFWpDJeY
- гифка на ТГ — https://t.me/yuri_pasholok/15206