Юрий Пашолок. Продолжение эволюции концепции БТР-87

11

Юрий Пашолок. Продолжение эволюции концепции БТР-87

Рассказ об обновленной версии бронетранспортера БТР-22, который представили на международном военно-техническом форуме «Армия-2024»

Как показывает опыт, при создании новой военной техники желательно иметь два параллельных направления — эволюционное и революционное. Нередко так получалось, что революционные машины внезапно оказались не тем, что ожидалось. Зато выстреливало то, что было менее революционным, но на более отработанной базе. В полной мере это касается и нынешней ситуации с военной техникой. Нередко можно видеть, что вместо принципиально новых разработок «выстреливают» те, что базируются на технических решениях едва ли не полувековой давности.

Несмотря на общий вердикт диванного военного округа, развитие БТР-22 продолжается

Несмотря на общий вердикт диванного военного округа, развитие БТР-22 продолжается

В настоящее время основным типом отечественного бронетранспортера является БТР-82, который базируется на шасси, ведущем родословную еще с БТР-70. Несмотря на то, что принципиально новый бронетранспортер явно назрел, уже несколько попыток его заменить закончились неудачей. Сейчас предпринимается новая попытка, на сей раз в виде глубокой модернизации БТР-82А. Речь идет о бронетранспортере БТР-22 (ранее БТР-82А Усовершенствованный), чья доработанная версия показывалась на международном военно-техническом форуме «Армия-2024».

Главным отличием стал набор решеток, но на самом деле машина имеет ряд других отличий

Главным отличием стал набор решеток, но на самом деле машина имеет ряд других отличий

Идея о том, что можно использовать старую базу БТР-80 для создания нового бронетранспортера, не является чем-то новым. Первыми ее реализовали в Харькове, где разработали целое семейство бронетранспортеров, включая и наиболее совершенный среди них — БТР-4. Правда, у него есть свои недостатки, связаны, в том числе, с боевой массой. БТР-80 имеет боевую массу чуть больше 13,5 тонн, у БТР-82А она выросла до 15,5 тонн, а БТР-4 достиг отметки 22 тонны. Это сказалось, прежде всего, на проходимости машины. Завязшие и брошенные БТР-4 отнюдь не являются редкостью.

Они стали результатом испытаний бронетранспортера

Они стали результатом испытаний бронетранспортера

Вместе с тем, общая тенденция разработки бронетранспортеров, в том числе с использованием базы БТР-80, четко показывает необходимость смены компоновочных решений. Концепция шасси БТР-60, которая лежит в основе отечественных бронетранспортеров, давно устарела. В кормовой части корпуса необходимо размещать не мотор, а десантное отделение. Выпрыгивание десанта через люки в бортах, которое практикуется на советских БТР-ах, является не лучшей идеей. Кроме того, развитие техники не стоит на месте, посему корпус БТР-82А давно требовал доработок.

Изменения не радиальные, но их хватает

Изменения не радиальные, но их хватает

В 2017 году был продемонстрирован опытный бронетранспортер БТР-87. В отличие от БТР-4, где силовая установка размещается между отделением управления и боевым отделением, на БТР-87 ее разместили спереди-справа, как у БМП-1. Тем самым обеспечивался свободный проход внутри машины. Машина выглядела скорее концептом, чем готовым решением, тем не менее, новинка из Арзамаса задала направление развития. Дальнейшей ступенью эволюции стал БТР-82А Усовершенствованный, который показали на форуме «Армия-2023». Эта машина существенно отличается от прародителя.

С одного борта решетки сняты, чтобы можно было увидеть конструкцию машины

С одного борта решетки сняты, чтобы можно было увидеть конструкцию машины

Спустя год после показа довольно забавно читать всё то, что было написано про данную машину. В том числе про плавучесть. Если мы посмотрим на то, как эксплуатируют подобные бронетранспортеры, то водные преграды они обычно преодолевают по наведенным переправам (как и вполне плавающие боевые машины пехоты). Что же касается морской пехоты, то вождь Соколиный Глаз, возможно, когда-нибудь заметит, что у сарая три стены. И что для морской пехоты в той же американской армии (и не только у нее) есть собственные боевые машины повышенной мореходности. А совмещенная машина является аналогом совмещенного санузла.

Носовая часть машины переделана, особенно это касается люков моторного отделения

Носовая часть машины переделана, особенно это касается люков моторного отделения

В этом смысле показательно, что БТР-22, вопреки диванной аналитике, отнюдь не заглох на этапе прошлогоднего демонстратора. Показанная на форуме «Армия-2024» машина имеет отличия, не существенные, но появившиеся по результатам проведенных испытаний. Это касается, в том числе, десантного отделения, есть небольшие отличия по внешним элементам. Впрочем, самая главная метаморфоза — это появление внушительного набора защитных средств, включая развитый «мангал». Он существенно изменил облик машины, хотя метаморфозы, по сравнению с прошлогодней машиной, всё же не радикальные.

Изменилось и место механика-водителя

Изменилось и место механика-водителя

Пожалуй, главным изменением стал отказ от индекса БТР-82А Усовершенствованный, который выглядел явно неуместным. От БТР-82А в этой машине мало чего осталось. Что сам корпус, что общие компоновочные решения, уже совсем другие. Естественно, такие изменения корпуса заметно повысили массу, БТР-22 достиг отметки 20 тонн. Вместе с тем, за счет установки мотора мощностью 360 лошадиных сил обеспечивается вполне приличная удельная мощность. А вместе с ней и подвижность.

Теперь люк десантного отделения одностворчатый

Теперь люк десантного отделения одностворчатый

Поскольку мотор перенесли вперед-вправо, доступ к нему теперь несколько иной. В этом смысле варианты 2023 и 2024 годов имеют отличия. У прошлогодней машины имелся большой одностворчатый люк, теперь створок две. Кроме того, сама конфигурация лобовой детали корпуса несколько изменилась. Да и не только ее. Заметно, что поработали над смотровой «башенкой» механика-водителя. Такие изменения являются вполне нормальной ситуацией. Если вы посмотрите на эволюцию БТР-90, то заметите, что почти каждый новый образец выглядел несколько иначе.

Внутри десантного отделения

Внутри десантного отделения

Есть определенные изменения и в кормовой части корпуса. Как уже говорилось выше, среди недостатков БТР-82А и его предшественников числится неудобство покидания десантного отделения. Чтобы этого избежать, на БТР-87 установили двухстворчатый люк. БТР-82А Усовершенствованный также получил двухстворчатый люк, но без центральной перемычки. В случае с машиной конфигурации 2024 года было решено сделать люк одностворчатым. С чем это связано, неизвестно, но обычно подобные решения принимает заказчик. Видимо, были на то причины.

Модуль скрыт "мангалом"

Модуль скрыт «мангалом»

Определенные изменения внесли и в конструкцию десантного отделения, хотя они не носят принципиального характера. Как и ранее, экипаж машины составляет 11 человек, из них основная масса сидит в десантном отделении. Также неизменной осталась концепция со свободным проходом из десантного отделения на место механика-водителя и в боевое отделение. Тем самым машина избавлена от необходимости городить люки в бортах корпуса. Такая концепция стала классической для колесных бронетранспортеров и колесных БМП в последние несколько десятилетий.

Такая защита объясняется тем, что часто дроны летят сзади

Такая защита объясняется тем, что часто дроны летят сзади

Что-то нового по боевым модулям на машине нет, да оно, на текущем этапе, и не нужно. Практика показывает, что сначала надо решить вопросы по шасси, а модуль — это уже дело второе. Наверняка закладывается возможность использовать тот же ассортимент модулей, которые применяются на колесной БМП К-17 (платформа «Бумеранг»). Ни для кого не секрет, что сама идея БТР-22 является более простой в освоении и дешевой альтернативой «Бумерангу». От последнего вроде как не отказались, но с учетом того, что появился БТР-22, ситуация вокруг него неоднозначная.

Развитый мангал боевого модуля

Развитый мангал боевого модуля

Пока что машина находится на стадии отработки концепции, поэтому делать далеко идущие выводы по ней рановато. Тем не менее, работа вполне идет. При этом последнее слово будет, как обычно, не за экспертами из интернетов, а за заказчиками. Последние, к слову, продолжают очень хотеть плавающий (хорошо плавающий) бронетранспортер. Еще раз повторю простую мысль. Тут либо дудочка, либо кувшинчик, а для морпехов нужна собственная машина. Обычно попытки создать универсальную боевую машину не заканчиваются ничем хорошим. Понятно, что бегание по граблям является популярным видом спорта, но иногда надо всё же анализировать, чего пошло не так.

источник: https://dzen.ru/a/ZuZ_SMLkch0UyrCU

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account