Юрий Пашолок. Призрачный конкурент Объекту 701 с кормовым расположением боевого отделения

18

Юрий Пашолок. Призрачный конкурент Объекту 701 с кормовым расположением боевого отделения

Проект модернизации тяжелого танка ИС-2, разработанный под руководством Н.Ф. Шашмурина в марте-апреле 1944 года

Есть в истории отечественного танкостроения пограничный период, который находится в некоторой завесе неопределенности. Речь идет о ситуации вокруг тяжелых танков с осени 1943 по середину 1944 года. С точки зрения «каноничной» истории вроде бы всё нормально. Но если начинаете копать немного глубже, начинает выясняться, что далеко не всё так однозначно. Особенно по ситуации с опытными работами ОКБ завода №100. Причиной тому является максимальная засекреченность работ, которые там велись. Про них не знали даже военные представители, о чем громко ругались.

Танк "К", который позже переименовали в Объект 701

Танк «К», который позже переименовали в Объект 701

Осенью 1943 года СКБ-2 Кировского завода начало работу над принципиально новым тяжелым танком, который носил индекс «К». Позже он получил заводской чертежный индекс «701», его стали именовать как Объект 701. Между тем, Объект 701 был не единственным тяжелым танком, который создавался на замену ИС-2. В недрах ОКБ завода №100 работали над модернизацией ИС-2, которая таковой являлась крайне условно. Известна она по эскизу, к которому имел самое прямое отношение Николай Фёдорович Шашмурин, ведущий инженер ИС-85 и ИС-122.

Как можно заметить, боевая масса модернизированного танка заметно выше ИС-2. И он 5-местный

Как можно заметить, боевая масса модернизированного танка заметно выше ИС-2. И он 5-местный

История работ по большой модернизации тяжелого танка ИС-2 официально начинается 8 апреля 1944 года. В этот день И.В. Сталин подписал постановление ГКО №5583сс «Об изготовлении опытных образцов нового тяжёлого танка на Кировском заводе НКТП». Согласно постановлению, к 20 апреля 1944 года в НКТП предоставлялся план дальнейшей модернизации ИС-2. При этом учитывался опыт разработки Объекта 701. Но есть в этой истории один нюанс. Танк, о котором пойдет речь, родился раньше постановления ГКО №5583сс. Да и модернизацией ИС-2 его можно называть с некоторыми условностями. Сейчас поймете, почему.

Так выглядел модернизированный ИС разработки Н.Ф, Шашмурина

Так выглядел модернизированный ИС разработки Н.Ф, Шашмурина

21 марта 1944 года руководство ГБТУ КА утвердило тактико-технические требования на проектирование тяжелого танка. Согласно им, танк должен был иметь боевую массу 55-56 тонн, а также экипаж из 5 человек. Соседние требования на аналогичный тяжелый танк конкретизировали экипаж. Пятым членом команды являлся радист, он же младший механик-водитель. Размещался он в отделении управления. В разных вариантах требованиях броневая защита могла различаться. Данные вариант оказался более размытым в формулировках. Впрочем, защита от орудия «Фердинанда» явно говорила о том, что данный танк оказывался равнозначен Объекту 701.

На танке планировали ставить мотор В-12 с нагнетателем

На танке планировали ставить мотор В-12 с нагнетателем

В качестве вооружения предполагалась 122-мм пушка с клиновым затвором, а также начальной скоростью 1000 м/с. Таковая пушка проектировалась ОКБ-172 еще с осени 1943 года, изначально она обозначалась как ОБМ-51. В дальнейшем она получила индекс БЛ-13. На эскизах, правда, обычно рисовали Д-25Т, но надо понимать — «танкисты» пушки рисовали условно. Вместе с орудием был спарен пулемет ГВГ (СГ-43). Предусматривался и зенитный пулемет ДШК, но на эскизах его не рисовали, поскольку зенитная установка еще находилась в работе.

Между тем, требования на танк росли

Между тем, требования на танк росли

Не менее интересно выглядела и ситуация вокруг мотора. Согласно требованиям, предполагался двигатель мощностью 1000 л.с. Под таковым подразумевался форсированный В-12, который разрабатывался для установки в Объект 701. Вообще он строился с учетом мощности 750 лошадиных сил, но на испытаниях его (а также мотор В-14, например) пытались гонять и на более высокой мощности. С мотором совместно работала либо планетарная, либо электромеханическая трансмиссия.

На разрезе танка видно, что в отделении управления места рассчитаны на 2 человек

На разрезе танка видно, что в отделении управления места рассчитаны на 2 человек

Это всё к чему. Эскиз модернизации ИС-2, проработанный художником Добровольским, датирован 3-4 апреля 1944 года. Что как раз соответствует требованиям, которые прорабатывались ГБТУ КА в конце марта 1944 года. Машина эта крайне интересно тем, что именно у нее двухместное отделение управления. Также данный вариант танка получал планетарную трансмиссию, что также предусматривалось требованиями. Ну а спрямленная носовая деталь корпуса — таковую можно видеть и на самых первых вариантах Объекта 701.

Вид спереди на этот танк. Форма корпуса заметно изменилась, да и ИС его можно было называть условно

Вид спереди на этот танк. Форма корпуса заметно изменилась, да и ИС его можно было называть условно

Не менее интересно выглядела башня данного танка. В ней можно заметить прямое влияние Объекта 701. Для повышения стойкости переделывалась орудийная установка. От съемной неподвижной бронировки отказывались, а на крыше башни появлялся люк, через который происходила выемка орудия. Данное решение впервые появилось на Объекте 701. Также по его мотивам проектировалась пониженная командирская башенка, получавшая спереди и сзади смотровые перископические приборы. Данная идея пересекалась с командирскими башенками английских танков, например, Churchill III/IV, который в Челябинске подробно изучали.

Реконструкция внешнего вида ИС Шашмурина

Реконструкция внешнего вида ИС Шашмурина

Самой интересной особенностью танка, безусловно, являлась компоновка с кормовым расположением боевого отделения. Такая схема диктовалась необходимостью более рационально распределить нагрузку на шасси, а также уменьшить вылет ствола за пределы шасси. Надо сказать, что немцы с аналогичными проектами также пытались решить проблему вылета ствола, а также чрезмерной нагрузки на передние опорные катки. Но минусов у этой компоновки оказывалось едва ли не больше. Например, расчет башни немилосердно болтало вверх-вниз.

Кое-какие элементы этого проекта дальше перетекли на новые разработки ОКБ Завода №100

Кое-какие элементы этого проекта дальше перетекли на новые разработки ОКБ Завода №100

Дальше эскизного проекта данный проект модернизации ИС-2 не пошел. Но именно он лёг в основу того самого проекта модернизации ИС-2, который завод №100 разработал во второй половине апреля 1944 года. С него, в измененном виде, взяли башню, конструкцию «ванны» корпуса, системы охлаждения двигателя, а также опорные катки большого диаметра. А позже всё это трансформировалось в проект ИС-6, который, совершенно внезапно, также создавался в варианте с планетарной и электромеханической трансмиссией. Так что под соусом модернизации ИС-2 всё равно получился конкурент Объекту 701.

Автор благодарит Игоря Желтова (г. Москва) и Кирилла Кокшарова (г. Челябинск) за помощь в подготовке данного материала.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАЭ
      3. Архив Н.Ф. Шашмурина

источник: https://dzen.ru/a/ZiWCECawsHhZztQC

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account