Шведский легкий танк Strv m/40 и машины на его базе в послевоенный период
Содержание:
Шведское танкостроение развивалось, можно сказать, по пути наименьшего сопротивления. Если собственные разработки оказывались неудачными, либо чересчур дорогими, шведские военные начинали искать альтернативные варианты за рубежом. Еще до начала Второй мировой войны так случилось с малыми танками-разведчиками. Поняв, что Landsverk L-120 получается не таким, как хотелось бы, шведы нашли альтернативу в виде продукции ČKD. Strv m/37 оказался самым массовым шведским танком на начало Второй мировой войны. Затем похожая история случилась с еще одним танком. Развивая Landsverk L-60, шведы не забывали о массовости изделия. А вот с этим у AB Landsverk дела обстояли не очень. Поэтому и самый массовый шведский легкий танк также был разработки ČKD — Strv m/41. Тем не менее, приоритет оставался за собственной продукцией.
За годы Второй мировой войны шведская танкостроительная промышленность смогла серьёзно продвинуться вперед. Вместе с тем, к весне 1945 года наблюдался и некоторый кризис. Касалось это и легких танков. Самым массовым легким танком шведской разработки стал Strv m/40, ведущий свою родословную с экспортного Landsverk L-60, созданного еще в середине 30-х годов. Конечно, танк был неплохой, но для 30-х годов. Требовалось что-то более совершенное. Тем не менее, Landsverk всё никак не могла бросить своё любимое детище. В результате уже после окончания Второй мировой войны шасси Strv m/40 продолжали развивать, по крайней мере, пытаясь что-то из него соорудить.
Попытка трудоустройства
К весне 1945 года сложилась довольно комичная ситуация. Угроза возможных враждебных действий заставило шведское правительство раскошелиться. В результате за годы Второй мировой войны шведская промышленность дала армии чуть больше 700 танков. Для страны, которая до того строила серии из 3-15 танков, это впечатляющий результат. Главная проблема заключалась в том, что из этого числа боевую ценность представляли разве что Strv m/42. Также некоторые перспективы имелись у Strv m/41. Сам танк устарел еще в 1942 году, но его база вполне годилась (и неоднократно использовалась) для создания более совершенных боевых машин. Совсем иная ситуация оказалась в случае с Strv m/40, самым совершенным танком из семейства Landsverk L-60. Действия шведских военных, которые в 1943 году заменили в двух танковых полках новые Strv m/40L на Strv m/41, явно намекали на их отношение к продукции Landsverk.
На крайне туманные перспективы шасси намекало и то, что проекты большой модернизации легких танков во время войны прорабатывались на базе Strv m/41. Несмотря на то, что эти проекты не пошли далее макетов, уже сам факт, что подобным образом не пытались модернизировать Strv m/40, наводит на определенные мысли. Чехословацкое шасси, разработанное Алексеем Суриным, позволяло куда больше, чем шасси Отто Меркера. Еще более грустной ситуация стала после того, как шведские военные начали зарубежные турне. Случилось это вскоре после окончания войны, результаты данных поездок ныне составляют часть экспозиции Arsenalen, главного шведского танкового музея. Видели шведы и Light Tank M24 (случилось это во время визита во Францию в 1946 году), этот танк стал едва ли не главной проблемой Landsverk. Американский легкий танк на голову превосходил шведские разработки, а главное, его произвели в больших объемах.
Наличие такого танка, как Light Tank M24, создало проблемы не только шведам. Чехословацкая промышленность, которая после окончания войны пыталась вернуть утраченные позиции по экспорту, также от него пострадала. Попытка создания легкого танка TNH 57/900, явно ориентированного на экспорт, провалилась. Для него банально не нашлось покупателя. Что-то похожее пыталась провернуть и Landsverk. Начиная с 1947 года шведы довольно активно пытались продавать Strv m/40, но в тот момент покупатели не отозвались.
Имелся и собственный вариант TNH 57/900. В ноябре 1947 года появился проект легкого танка Strv L-40 m/48. Вместо 37-мм пушки, которая уже совсем ни на что не годилась, установили 40-мм зенитную автоматическую пушку Bofors. Подачу обойм сделали снизу, а на дульном срезе появился аналог английской насадки Littlejohn. Это позволяло более чем в 2 раза поднять бронепробитие на дистанции до 500 метров. Также предполагалось поставить рядный 8-цилиндровый мотор Scania-Vabis B801. Это повышало подвижность машины, но лишь ненамного. Танк получался еще более сомнительной разработкой, чем TNH 57/900, поэтому он не заинтересовал ни шведскую армию, ни зарубежных заказчиков.
Шасси для опытов
Неудача Strv L-40 m/48 не являлась большим секретом и для самой Landsverk. Неслучайно в Ландскруне поставили на развитие шасси Strv m/42. Там отлично помнили о том, как еще в начале 40-х годов разрабатывали Landsverk Terro. Примерно по той же концепции разрабатывался Landsverk Pilen, легкий танк с подвижностью, сопоставимой с Light Tank M24. Его также постигла неудача, тем не менее, идея была более здравой.
Между тем, Strv m/40 продолжали службу в шведской королевской армии, и явно там задерживались. Желание шведских военных получить более совершенные танки натыкалось на их же растущие аппетиты. По этой причине проекты Landsverk, даже вполне вменяемые, постоянно торпедировались. Итогом всего этого безобразия стал глубочайший кризис, случившийся в первой половине 50-х годов (и заставивший закупать танки за рубежом). Но пока на дворе была вторая половина 40-х годов, танки продолжали исправно служить.
Одним из нововведений, которые появились на Strv m/40 во время послевоенной службы, стала установка 81-мм миномета 8 cm Granatkastare m/29. Эта идея появилась ближе к 1950 году и стала активно продвигаться офицерами пехотных подразделений. Существовало несколько идей, начиная с самоходного миномета калибра 120 мм, и заканчивая «кочующими» минометами, которые в боевом положении ставились на землю. Наиболее адекватной стала идея, реализованная на Strv m/40 K. В задней части надмоторной плиты приварили упор для установки качающейся части миномета, а на основной секции плиты появились полозья, на которые становились «лапы» миномета. Такая конструкция позволяла расчету вести огонь на довольно большом секторе обстрела, а приведение миномета в боевое положение занимало минимум времени. Подобные установки получали танки, служившие в танковом полку P 2, Хеслехольм.
Второй переделкой, которая была внесена после войны, стало изменение буксирных крюков. Имевшаяся конструкция оказалась не очень удачной, поэтому во второй половине 40-х годов все легкие танки, включая и Strv m/41, получили буксирные проушины с прикрученными серьгами. Менялся и обвес танка, а также его светотехника. Сохранившиеся до наших дней танки семейства L-60-S, включая и Strv m/40, прошли эту модернизацию во второй половине 40-х годов.
Проводились в полку P 2 и более интересные эксперименты. Анализ боевого применения танков привел шведских военных к мысли о необходимости создания водоходного оборудования. Швеция в этом плане была довольно сложным ТВД, неслучайно одно из первых учений с участием Strv m/39 прошло в рамках наведения паромной переправы. Между тем, опыт войны подсказывал, что мостовые парки могут быть не всегда. По этой причине было решено разрабатывать водоходное оборудование.
Работы в данном направлении было инициированы соответствующими службами 3 апреля 1948 года. Вопрос стоял довольно остро, именно этим можно объяснить тот факт, что на сей раз шведские инженеры сработали довольно быстро. Уже летом 1948 года первые опытные комплекты водоходного оборудования были готовы. Чем-то разработанная система напоминала поздние немецкие опыты с Tauchpanzer. Корпусу придали герметичность, воздухозаборники прикрыли экранами, а также поставили аж четыре шноркеля. Существенной разницей стало то, что один из шноркелей крепился к смотровой башенке. Командир мог корректировать движение танка, торча из башенного шноркеля. Высота водоходного оборудования была такой, что обеспечивала движение по дну глубиной до 4 метров. Этого вполне хватало для преодоления мелких речек и озер, коих хватает в Скандинавии.
В качестве подопытного танка было решено использовать Strv m/40 K с регистрационным номером 419. Служил он в полку P 2, там же и проводили испытания, состоявшиеся в период с 24 по 29 июля 1948 года. Уже в ходе испытаний начались переделки водоходного оборудования. Поначалу танк ходил со «штатной» системой, командир управлял движением, отдавая команды по полевому телефону. Дальше, видимо, что-то в этой системе не понравилось.
Следующим этапом стал демонтаж шноркеля со смотровой башенки. Командир, гордо рассекая в уставных трусах на крыше башни, точно так же отдавал команды по полевому телефону. Наконец, в той же конфигурации была попытка преодолеть реку. Этот эксперимент закончился неудачно. Танк зарылся в песок и при попытке уйти задним ходом зачерпнул воду кормовым шноркелем. В результате пришлось его вытаскивать при помощи тягача. На этом испытания с использованием Strv m/40 K закончились, далее шведские военные сконцентрировались на Strv m/42. В его случае работы продолжались аж до середины 50-х годов.
Strv m/40 как истребитель танков
Одними только полевыми доработками работы по Strv m/40 не ограничились. К началу 50-х становилось всё более очевидно, что в текущем виде легкие танки почти бесполезны. Их подвижность не отличалась выдающимися показателями, а 37-мм пушки выглядели просто посмешищем. Поэтому к началу 50-х годов родилась идея о переделке легких танков в истребители танков.
Идея эта была, мягко говоря, не новой, другой вопрос, что именно захотели шведы. Делать классическую конверсию типа немецкого Marder им не хотелось. От истребителей танков требовалась высокая маневренность огня, которую могла обеспечить только вращающаяся башня. Оптимальным решением была 75-мм зенитная пушка lvkan m/36. Первые идеи относительно такой САУ появились 29 декабря 1950 года. Первоначально речь шла о шасси Strv m/41, оно оставалось приоритетным. Вместе с тем, на совещании, состоявшемся 20 января 1951 года, выявилась одна проблема. Боевая масса такой САУ оставляла не менее 12 тонн. Для Strv m/41 уже многовато. Также появилась идея поставить lvkan m/36 или lvkan m/37 на шасси Strv m/40, что вызвало возражения.
В результате на свет появилось сразу три проекта. Головным стал pvkv II, который создавался по исходной концепции. Вторым оказался pvkv III, то же самое, но с 57-мм противотанковой пушкой pvkan m/43. Наконец, третьим стал истребитель танков pvkv IV. За основу этой САУ был взят Strv m/40 L, не имеющий экранировки. Вместо штатной башни на Landsverk разработали новую башню, более крупную. Ее разработка шла в два этапа. Сначала изготовили макет башни, а затем появилась финальная версия, которая получила спаренный пулемет. 57-мм пушка pvkan m/43 получила массивный кожух, что придавало танку некоторое сходство с Strv m/42.
Опытный образец pvkv IV, иногда проходивший под обозначением Värjan (меч), был изготовлен в 1952 году. Машину переделали из Strv m/40 L с регистрационным номером 377. Надо сказать, что Landsverk подошла к вопросу конверсии ответственно. Несмотря на то, что pvkv IV явно находилась в меньшем приоритете, именно она имела наиболее совершенную конструкцию боевого отделения. Кроме того, боевая масса Värjan составила 9560 кг, то есть на уровне базового танка. С точки зрения габаритов башни pvkv IV также выглядела лучше разработок на шасси Strv m/41.
Работы по теме конверсий легких танков в истребители продолжалась до осени 1953 года. Закончилась она, как и ряд других разработок, ничем. Можно смело говорить, что pvkv IV получилась удачной разработкой, другой вопрос, что в 1953 году (да и в 1951 году тоже) такой истребитель танков был уже не актуален. Самое интересное, что первые мысли поставить 57-мм пушку pvkan m/43 на этот танк датировались еще 1944 годом, но тогда, дальше пожеланий, дело не продвинулось. Спустя почти 10 лет делать такое же было слегка странно.
Как не странно, на этом попытки создать истребитель танков на базе Strv m/40 не закончились. В 1955 году начался новый этап истории. В середине 50-х годов в ряде стран запустили работы по созданию управляемых противотанковых ракет. Одной из них оказалась Франция, принявшая в 1955 году на вооружение управляемые противотанковые ракеты Nord SS.10. Управляемая по проводам ракета штатно размещалась в специальном контейнере, хотя их нередко ставили на специальные направляющие. С самого начала французы рассчитывали на экспорт, вскоре SS.10 приняла на вооружение американская армия, известна эта модель как MGM-21. Первое боевое применение SS.10 состоялось в 1956 году, что, естественно повысило интерес к французской разработке. Как и к управляемым противотанковым ракетам в целом. По «совпадению», как раз после Суэцкого кризиса работы по ПТУР начались и в Советском Союзе. А еще раньше этой темой заинтересовались шведы.
Как следует из переписки, о достижениях Nord Aviation (SNCAN) шведы знали еще с 1953 года. Начиная с сентября следующего года шли переговоры, а в марте 1955 года шведская делегация посетила Францию, где прошли демонстрационные стрельбы. В июле того же года было приобретено 200 ракет, шведы смогли приступить к разработке опытного образца истребителя танка с ракетным вооружением. За основу был взят Strv m/40 L с регистрационным номером 397. Штатную башню заменили на конструкцию, оснащенную фермами, куда можно было установить до 11 контейнеров с ракетами SS.10. Оператор сидел в «будке», конструкция имела круговой сектор вращения. Получился вполне неплохой истребитель танков, выглядевший более разумно, чем целый ряд того, что в то время создавалось.
В январе 1956 года опытный образец установки поступил на испытания в танковый полк P 4. Шли они с переменным успехом, причем уже в марте 1956 года появилась первая информация по более совершенной ракете SS.11, которая была принята в том же году на вооружение французской армии. Закончились испытания в июне 1956 года. Дальнейшего развития тема не получила, но шведские военные позже заполучили свой противотанковый ракетный комплекс — Robot 53, или BANTAM (Bofors ANti-TAnk Missile). Эта ПТУР была заметно легче, шведы даже поставляли ее на экспорт. Ну а танк с ракетным вооружением не состоялся.
Экспорт с боевым применением и долей гешефта
К 1956 году судьба семейства Landsverk L-60-S была уже окончательно решена. Танки выглядели бесполезными, а перспективы на переделку их в истребители танков с ракетным вооружений быстро угасли. Начиная с 1957 года Strv m/40 и более ранние модели начали потихоньку списывать. Между тем, в 1956 году начались переговоры о покупке этих танков Доминиканской республикой. Инициатором переговоров стал Шандор Ковач, крайне интересный деятель, умудрившийся стать начальником военного производства республики и достигший немалых успехов. Для режима Рафаэля Трухильо это оказался ценный кадр, а еще Ковач был не против хорошенько подзаработать.
По результатам переговоров Ковач смог договориться о покупке 25 Strv m/40 L ценой 15000 долларов США за штуку. Очень вкусный ценник, но неожиданно начались переговоры с израильской стороной. Почувствовав гешефт, Ковач попробовал перепродать танки Израилю, как раз Суэцкий кризис на носу. Но с таким человеком, как Шимон Перес, гешефт не получился, тем более что Ковач накрутил ценник, предложив те же самые танки за 17000 долларов (на те два прОцента и живем). Сделка не состоялась, а танки всё же уехали в Доминиканскую республику. Также были приобретены и французские легкие танки AMX 13 в количестве 15 штук.
Для Доминиканской республики шведские танки были вполне достаточны. Соседом являлась Гаити, против которых и Strv m/40 вполне хватало. Разгонять противников режима Трухильо этих танков тоже хватало. Впрочем, особо они не помогли. В мае 1961 года Трухильо был застрелен в собственной машине, его пост занял Хоакин Балагер, который продержался до марта 1962 года, после чего бежал в США. Следующим президентом стал Хуан Бош, не продержавшийся у власти и года. Власть в республике менялась прямо как в той самой Малиновке. 24 апреля 1965 года началась гражданская война, президентом временно стал полковник Франсиско Кааманьо.
28 апреля началась операция Power Pack — выставка американской морской пехоты на Гаити. В руках восставших были и танки, на которых краской нанесли имя Pueblo. Это не имя одного танка, точно такое же имя было и на части других Strv m/40 L, а также AMX 13. Силы были откровенно неравны. Один Strv m/40 L оказался уничтожен огнем танка M48, второй получил своё от истребителя танков M51 Ontos, третий вывели из строя огнем 105-мм безоткатного орудия. Боевые действия шли до 19 мая, по итогам власть вернулась в руки Балагера. А война 1965 года стала единственным пока случаем, когда шведские танки воевали. Служили Strv m/40 L в армии Доминиканской республики до 2002 года, из них 6 дожило до наших дней.
Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру, Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.
Список источников
- Архива Карла Бломстера
- “Pueblo” En Dominikansk L-60 I rätta händer, Thorlief Olsson, PANSAR 2–2000
- Landsverk L-60, Christer Baadstöe, PANSAR 3–2013
- david-2.livejournal.com
- tanks.mod16.org
- www.ointres.se/strv_m_40.htm
- fromtheswedisharchives.wordpress.com
источник: https://dzen.ru/a/Y-U8rQAcr0_3c0xB