История Convertible Medium Tank T3/Combat Car T1, единственных танков Кристи, которые попали в серию
Содержание:
Если вы зададитесь вопросом, кто самый известный американский конструктор танков, то ответ будет очевиден. Джон Уолтер Кристи, остальных никто почти и не вспомнит. Ни Джозефа Колби, ни тем более Гарри Нокса, который по сути был главным визави Кристи, ни Гладеона Барнса, который хоть и отчасти являлся конструктором танков, но именно он определил развитие американских боевых машин. Вспоминают именно Кристи, хотя для него танки стали, по большому счету, проклятьем. Известность бывает разной, а Кристи было ее не занимать и до того, как он связался с гусеничными боевыми машинами. В начале XX века он уже стал успешным судостроителем, далее Кристи увлекся автомобилями. И какие это были автомобили! Переднеприводные гоночные монстры, которые оставили ничуть не меньший след в американском автоспорте, нежели танки Кристи в более поздний период. Затем были мотоблоки, выпускавшиеся сотнями штук, настоящий коммерческий успех. А потом путь талантливого инженера-изобретателя имела неосторожность пересечься с американскими военными. Скорее всего, Кристи проклял тот день, когда он с ними связался.
Итогом первого этапа сотрудничества, которое продолжалось до 1924 года, стала куча реализованных проектов самоходной артиллерии и танков. Самоходки у Кристи получались хорошие, но дорогие, в крупную серию они не попали. Гораздо хуже дела обстояли с танками. Christie M1919 Medium Tank, затем переделанный в Christie M1921 Medium Tank, стал главной причиной разрыва отношений между Кристи и Департаментом Вооружений. Что еще хуже, Кристи отказался от основного бизнеса, понадеявшись на военные заказы. В итоге еще к середине 20-х годов он оказался в сложном положении. Но тут уже сыграло упорство, достойное иного применения. В 1928 году на испытания вышел Convertible Medium Tank M1928, машина, взорвавшая мировое танкостроение. Танк, который ехал со скоростью спортивной машины. Вот только он взорвал еще и бюджет Кристи. Обошелся он его создателю в 382000 долларов США, на тот момент сумма чудовищная. Во многом этот танк стал причиной будущего финансового краха Кристи, но тогда казалось, что всё получится. На кону был контракт по выпуску 250 легких танков. В него Кристи и пытался влезть, как далее выяснилось, неудачно.
22 января 1931 состоялась первая публичная демонстрация Convertible Medium Tank M1931. Этот танк, в отличие от предшествующего Convertible Medium Tank M1928, был уже полноценной боевой машиной. В конце января 1931 года Convertible Medium Tank M1931 прибыл на Абердинский полигон. Предполагалось, что танк будут неделю тестировать на полигоне, после чего он отправится в Форт-Мид. Впрочем, испытания затянулись, поскольку танк оказался слишком «сырым». Это сыграло против Кристи, M1931 так и не купили, тем не менее, последовало продолжение работ. 25 марта 1931 года между U.S. Wheel Track Layer Corporation и американским Департаментом Вооружений был подписан контракт на изготовление серии из пяти танков Convertible Medium Tank M1931. Спустя три месяца, 12 июня 1931 года, заказ расширили до семи машин. Из этого числа 3 танка уходили в пехоту, они получили индекс Convertible Medium Tank T3, а 4 — в кавалерию. Кавалерийские танки обозначили как Combat Car T1, то есть официально они числились броневиками.
Минимальная серия
Подписанный 25 марта 1931 года контракт стал продолжением истории, начавшейся еще 11 декабря 1929 года. В этот день генерал-майор Кларенс Вильямс, глава Департамента Вооружений, предлагал закупить 5 Convertible Medium Tank M1928. Для этого перенаправлялись 250000 долларов США, изначально выделенных на закупку лёгких танков T1E2 фирмы Cunningham (на самом деле это танки Департамента Вооружений, а Cunningham просто подрядчик). Столько же танков хотела американская пехота. Генерал-майор Самуэл Хоф, новый начальник Департамента Вооружений, был если не противником Кристи, то уж точно более осторожным. Он считал, что сначала надо закупить один образец, и уже потом решать, надо ли двигаться дальше. Естественно, Департамента Вооружений был крайне недоволен, что Кристи им испортил всю обедню со своим танком. После его кавалерийского наскока шансы Light Tank T1 и Medium Tank T2 на серийное производство резко снизились. Но и осуждать Хофа ни в коем случае нельзя. К 1930 году бюджет армии очень сильно сократили, стало не до экспериментов. Да и история с M1931 отлично показала, что генерал Хоф был прав. Кристи выкатил ведро с гайками, явно понадеявшись на «и так сойдет». Ну что можно сказать, сам себя и наказал.
Проведенное изучение Convertible Medium Tank M1931 на Абердинском полигоне привело к появлению большого списка исправлений. В результате танки, которые строились по «большому» контракту, не являлись полной копией отвергнутой машины. Даже корпус у серийного Convertible Medium Tank M1931 отличался. Если у опытной машины он был полностью сварной, но на серийном танке появились клепаные соединения. Нет, сварка осталась на месте, но это означало, что жесткость корпуса недостаточная. Также доработке подверглась надмоторная плита. У M1931 она уже была более разумной конструкции, по сравнению с M1940, но всё равно хватало замечаний. Переделали люк механика-водителя, а также его смотровые приборы.
Еще одним результатом испытаний стало то, что Кристи пришлось переделывать ходовую часть. Одним из элементов, которые подверглись острой критике, стало крепление ленивца. Что у M1931, что у M1940 оно было откровенно хлипким, поэтому на испытаниях в СССР случилась поломка. На серийном танке крепление стало более массивным и надежным. При этом идея с использованием цепей Галля сохранилась, инициатива явно исходила от Департамента Вооружений. Идея, прямо скажем, дурацкая. Для понимания сути проблемы: чтобы перейти на колесный ход, требовалось частично разобрать ведущие колеса, поставить звездочки, за которые цепляется цепь, собрать, поставить цепь. Итого плюс минут 20-25 ко времени перехода на колесный ход, либо обратно. Звездочки возились на надмоторной плите, для них там имелись специальные крепления.
Имелись отличия и по кормовой части корпуса. Первым отличием стали глушители. Вместо массивных коробчатых конструкций ввели более компактные «бочки». Впрочем, более интересным стало появление конструкции, которую захотел Департамент Вооружений. Речь идет о зенитном вертлюге, который поставили в кормовой части корпуса. Туда ставился спаренный пулемет Browning M1919, который, в случае необходимости, снимали из башенной установки. Устройство немного странное, да и пользоваться им можно было только с земли. С другой стороны, нельзя сказать, что вертлюг получился совсем бесполезным. С точки зрения сектора обстрела вполне сносная конструкция. Немецкая конструкция, появившаяся во второй половине 30-х, оказалась явно хуже.
Имелись отличия и по башне. Для начала, командирская башенка теперь не открывалась целиком, идея оказалась явно так себе. На переделанной конструкции вверх откидывалась только крышка люка. В самой крыше появился сигнальный лючок, еще один лючок, уже в виде пистолетного порта, образовался в кормовой части башни. Орудийная установка T1 осталась без изменений, причем это оказалось скорее вынужденной мерой. Американские военные прекрасно понимали, что 37-мм пехотное орудие M1916 было слабоватым. Вместо него они рисовали 37-мм полуавтоматическую пушку Browning с начальной скоростью снаряда 610 м/с и обойменным питанием. Но пушка была всего в одном экземпляре, и что-то с ней явно не задалось. Поэтому пушку продолжали рисовать, а по факту вооружение осталось тем же самым.
Сама по себе история серийного производства Convertible Medium Tank M1931 — это отдельная песня. Чтобы хоть как-то вписаться в бюджет, Департамент Вооружений пошел на хитрость. Согласно финальному контракту, за каждый танк было заплачено 34500 долларов США, но машина изготавливалась в виде полуфабриката. На нее не устанавливались вооружение, башня, двигатель, глушители и радиостанция. В случае с башней и вооружением идея более чем логичная, да и мотор тоже. Их всё равно делала не U.S. Wheel Track Layer Corporation. Да и по поводу «корпорация» можно было только гомерически смеяться. U.S. Wheel Track Layer Corporation — это по сути мастерская в Рауэй, весь персонал, включая Кристи и его сына, Джона Эдварда Кристи, состоял из 10 человек. Причем уже тогда «корпорация» балансировала на грани банкротства. То, что первый танк сдали в сентябре 1931 года, уже подвиг. На сей раз Кристи действовал куда оперативнее и сдал последний танк в марте 1932 года.
Отдельно стоит упомянуть шестой и седьмой танк, которые дозаказали 12 июля 1931 года. По их поводу есть разные версии происхождения, наиболее вероятной выглядит следующая. Совсем новым был танк №6, позже ставший Combat Car T1. Он изготавливался в стандартной конфигурации, с цепным приводом. А вот вторая машина являлась бывшим «поляком». То есть танком, который изначально строился по польскому контракту, но так и не попавший адресату. Кристи его доработал до стандарта M1931, но при этом сохранилась шестеренчатая передача. Позже этот танк стал Convertible Medium Tank T3, серийный номер 7, имя собственное Cyclone.
Пехотная троица
Не менее интересно и то, как именно попадали танки в войска. Самые первые испытания на Абердинском полигоне проводились на машине, которая еще не имела некоторых деталей, например, глушителей. В таком виде танк проходил испытания, которые проходили в период с 28 января по 1 июня 1932 года. Также на полигоне испытывался будущий Convertible Medium Tank T3, серийный номер 2, имя собственное Tornado. Как указывалось в переписке роты F 2-го танкового полка (Форт-Беннинг), машина №1, как ее указали в документах, попала в роту уже зимой 1932 года, уже сильно ушатанной. За короткий промежуток времени, что танк пребывал на полигоне, а далее в Форт-Мид, он проехал 1368 километров. В результате были обнаружены серьёзные дефекты мотора, причем они были результатом плохой сборки. Для их ликвидации понадобилось 41 дня и 1700 долларов. Также выявились проблемы с коробкой передач.
Лишь весной 1932 года танк стал полностью готовым к эксплуатации. Имелись претензии к мотору второго Convertible Medium Tank T3 (он же №6 Hurricane), также после 710 километров пробега полностью износились пальцы траков. Меньше всего было претензий к танку №3 (он же №7 Cyclone), но весной 1932 года танк налетел на пень с такой силой, что выгнуло пол и вентилятор разлетелся в куски. В результате днище танку усилили.
Основной объем испытаний на Абердинском полигоне проводился с Combat Car T1, серийный номер 5. В ходе испытаний поначалу указывалось, что при езде на скорости более 56 км/ч ездить опасно, главной причиной назвали тормоза. Танк, кстати говоря, ездил не один: в отчете от 29 января говорилось, что машину унесло в кювет, откуда его доставал второй танк. 16 февраля танк преодолел 422 километра на колесах и гусеницах, со средней скоростью 44 км/ч. Безостановочный 8-часовой пробег до Форт-Мид удалось пройти со второй попытки, в первый раз случилась поломка. В общей сложности к 28 мая 1932 года танк преодолел 1661 километр на гусеничном ходу и 1605 километров на колесном ходу. Общая стоимость обслуживания, включая замену мотора, составила 2655 долларов.
По результатам испытаний полигон дал скорее положительный отчет. Имелись претензии к доступу ряда агрегатов, тормозной системе, а также конструкции рычага КПП. Вместе с тем, хвалебных отзывов было явно больше. Отмечался хороший обзор, как из боевого отделения, так и отделения управления. Особенно похвалили место механика-водителя, отметив, что это редкий случай, когда нет претензий к обзорности. Отметили испытатели и удобство работы экипажа, тоже редкое явление. Гари Нокс сотоварищи в это время явно икнули. Экипаж мог переговариваться друг с другом, утомления при езде не испытывалось, вполне пристойным оказался и процесс попадания внутрь танка. Одним словом, танк Кристи был не только быстрым, но и удобным.
Примерно то же самое указывала и рота F 2-го танкового полка, который 25 октября 1932 года был переформирован в 67-й пехотный (оснащённый средними танками). Там танк №7 Cytclone позже получил обозначение Convertible Medium Tank T3E1. 17 июня 1932 года танки прошли маршрут из Форт-Бэннинг в Форт-Макферсон, штат Джорджия, и обратно. В его ходе танки прошли 377 км, передвижение осуществлялось на колёсном ходу. Некоторые проблемы с масляной системой и бандажами наблюдались на танке №2 Tornado, остальные две машины преодолели дистанцию без проблем. Средняя скорость передвижения танков №6 Hurricane и №7 Cyclone составила 34,8 и 38,9 км/ч соответственно. Отмечалось, что механики-водители после такого протяжённого пробега не чувствовали особой усталости. Таким образом, пехота подтвердила вердикт Абердинского полигона.
В дальнейшем эти танки продолжили дорабатывать. На испытаниях 1932 года танки еще не имели радиостанций, их поставили в 1933 году. Разместили антенный порт на крыше башни, правда, сама радиостанция размещалась в корпусе. Также в 1932 году начались эксперименты по установке ветровых щитков. Они оказались крайне необходимой вещью, особенно на высоких скоростях. В 1933 году танки получили ступеньки на верхнем лобовом листе корпуса, что повысило удобство попадания в башню. В дальнейшем танки и далее являлись участниками различных экспериментов.
К началу 1933 года танки преодолели 2258 км каждый. Командование американской пехоты оказалось очень довольно танками и требовало стандартизировать Convertible Medium Tank T3. Но этого так и не произошло. Можно всё списать на козни заинтересованных людей из Департамента Вооружений, но на самом деле причины были прозаичны. Для начала стоит вспомнить одну простую вещь. По ТТХ Convertible Medium Tank T3 оказался между легким T1 и средним T2. При этом он получался ближе к легкому танку по основным характеристикам, а вот цена как у среднего. Не менее важную причину надо искать в самом Кристи. Когда военные собрали данные по танку и предложили президенту U.S. Wheel Track Layer Corporation внести исправления, он повел себя так, что с ним перестали разговаривать. Вы точно захотите общаться с человеком, который говорит «я лучше вас знаю, что вам надо»? А претензий-то хватало. Башня слишком маленькая (требовалась двухместная), отделение управление тоже захотели двухместное, полноценный люк для механика-водителя, «зубастые» траки итд. После такого нечего пенять на военных.
Гусеничный броневик для кавалеристов
Ближе к началу 1932 года Convertible Medium Tank M1931 стали поступать и в кавалерию. Машина №5 на полгода застряла на Абердинском полигоне, остальные машины постепенно прибывали в Форт-Нокс. Официально они именовались Combat Car T1, то есть это как бы «броневик». Не надо удивляться, у кавалеристов такое в порядке вещей. У французов и японцев кавалерийские танки тоже были «броневиками».
С точки зрения конструкции Combat Car T1 полностью повторяли Convertible Medium Tank T3. Разница была только в двумя танками. Так получилось, что одному танку не хватило орудийной установки. Причина простая — нет денег. В экспериментальном порядке его оснастили 12,7-мм авиационным пулемётом Browning M1918. Так выглядел всего один из Combat Car T1. Далее, уже в Форт-Нокс, на один T1 поставили шестеренчатую передачу вместо цепей Галля. Этот танк получил обозначение Combat Car T1E1. В дальнейшем танки получили радиостанции, но антенные порты крепились не на крыше башни, а на ее борту, при помощи специального кронштейна. Также Combat Car T1 обошлись без ступенек на ВЛД.
Надо сказать, что кавалерия была куда сильнее заинтересована в танках Кристи. Неслучайно одним из тех, кто поддерживал Кристи, оказался майор Паттон, один из энтузиастов бронетанковых войск. В лице Combat Car T1 он видел идеальную боевую машину для стремительных боевых операций. При ряде недостатков Кристи смог реализовать то, чего не смогли добиться англичане. Первым-то был Фуллер и Medium Mark D, но ни этот танк, ни последующие за ним не смогли показать выдающихся ТТХ по скорости. Точнее могли, но совсем недолго. Кристи же смог сделать так, чтобы танк мог двигаться со скоростью броневика и делать это долгое время.
Вот только и с кавалерией Кристи тоже умудрился поругаться. Когда командование кавалерии подало запрос на улучшение конструкции Combat Car T1, Кристи отреагировал в присущей ему манере. Умудриться настроить против себя даже союзников — это талант. В результате новые танки для кавалерии стали проектировать в Департаменте Вооружений. Сначала совсем не получилось, а дальше появился вполне неплохой Combat Car T4. В любом случае, Кристи остался без заказов. И, заметим, сделал он это сам. Не веди себя он подобным образом, то вполне мог удержаться на плаву до 1935-36 года, а дальше у кавалерии появились деньги. Поэтому на недоуменные вопросы «почему американские военное выбрали не танки Кристи» есть вполне обоснованные ответы. Нет, без конкуренции и лобби дело не обошлось, но архитектором своего краха Кристи был сам. Ругаться с военными и строить никому не нужные авиадесантные танки его никто не заставлял.
Сама кавалерия некоторое время пыталась доводить танк самостоятельно. Особенно это касалось силовой установки. Первая модернизация предусматривала замену двигателя Liberty L-12 на 6-циллиндровый дизель Cummins мощностью 120 лошадиных сил. Танк, который собирались подобным образом модернизировать, должен был получить обозначение Combat Car T1E2. Эту модернизацию так и не реализовали, поскольку никакого глубинного смысла в ней не имелось.
Следующая модернизация состоялась в 1933 году. Проводилась она на волне сотрудничества с новой «любимой женой» из мира автопроизводителей — American LaFrance. Именно «пожарникам» достался контракт на Convertible Medium Tank T3E2, а заодно решили попробовать их мотор. Речь шла про V12 объемом 12,36 литров и мощностью 240 лошадиных сил, он устанавливался на American LaFrance 300 Series. Кроме двигателя, были заменены система охлаждения, сцепление, а также механизм соединения двигателя с трансмиссией. Танк переименовали в Combat Car T1E3.
Испытания на Абердинском полигоне показали, что мотор American LaFrance тише, но это все его достоинства. Более низкие динамические характеристики стали причиной тому, что после испытаний старые агрегаты вернули на место, танк снова стал Combat Car T1.
Утерянный шанс на успех
Служба колесно-гусеничных танков Кристи продолжалась до мая 1936 года. Далее их потихоньку начали списывать. Одному из танков повезло, он оказался на Абердинском полигоне. Далее там организовали музей, в составе которого машина и дожила до наших дней. Правда, что это за танк, пока сказать сложно. Это точно не №2 Tornado, и вообще не факт, что Convertible Medium Tank T3. У машины переделана кормовая часть корпуса, а также поставлена новодельная орудийная установка. С тем же успехом это может быть и Combat Car T1, по крайней мере, даже на старых фото у него нет ступенек на ВЛД.
Отчасти Convertible Medium Tank T3/Combat Car T1 можно считать демонстрацией выражения «как потерять всё и ничего не понять». У Кристи были шансы еще минимум несколько лет лавировать на грани банкротства и получить, наконец, большой контракт. Но нежелание видеть хотя бы минимальные ТТТ и отключенный режим дипломатии сделали своё дело. Добило всё увлечение летающими танками. Поэтому винить Кристи мог только самого себя. Хотя танк получился хороший, я бы даже сказал эпохальный. Первый настоящий танк маневренной войны, обессмертивший своего создателя. Но одновременно еще и разоривший его.
Список источников
- US NARA
- РГВА
- T.3 Christie: Armour in Profile 4, Peter Chamberlain, Steveson Pugh, Once Read Books, 1967
- A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
- Steel Steeds Christie: A Memoir of J. Walter Christie, Edward J. Christie, Sunflower Univ Pr, 1985
- Фотоархив автора
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/poslednii-krupnyi-uspeh-kristi-61dee27591d26e586618e73f?&