Юрий Пашолок. Последние модификации «тройки»
Проблемы, с которыми сталкивался немецкий средний танк Pz.Kpfw.III, хорошо прослеживаются по темпам его выпуска. За весь 1940 год было изготовлено 896 машин этого типа, включая командирские танки. Довольно скромная цифра с учётом того, что немецкая промышленность уже перевелась на военные рельсы, а в производстве «тройки» принимало участие до 7 заводов одновременно. Для сравнения, концерн Krupp в одиночку за тот же 1940 год выпустил 290 Pz.Kpfw.IV, а BMM — 370 Pz.Kpfw.38(t). Только с весны 1941 года Pz.Kpfw.III захватил безоговорочное лидерство, став самым массовым продуктом немецкого танкостроения, и удерживал его до конца 1942 года. В войсках же самым многочисленным танком Pz.Kpfw.III оставался до середины 1943 года. Сегодня речь пойдёт о последних модификациях этого танка — Pz.Kpfw.III Ausf.J-N.
Машина основной серии
Первоначальные планы производства Z.W., утверждённые In 6 в декабре 1938 года, предусматривали выпуск 2595 танков этого типа. Машины планировалось выпустить в 8 сериях, при этом первой массовой должна была стать только 4-я из них (Pz.Kpfw.III Ausf.E). Таких машин планировалось выпустить 96 штук. Затем планировалось построить 435 машин 5-й серии (Pz.Kpfw.III Ausf.F), 800 танков 6-й серии (Pz.Kpfw.III Ausf.G) и 759 машин 7-й серии (Pz.Kpfw.III Ausf.H). Производство 440 машин 8-й серии предусматривалось бюджетом 1940 года.
Но существенные проблемы с коробками передач и шасси, выявленные в ходе выпуска и эксплуатации Pz.Kpfw.III Ausf.E и Ausf.F, внесли заметные коррективы в планы выпуска. Шасси Z.W. подверглось серьёзным изменениям, которые были внедрены в Pz.Kpfw.III Ausf.H. Танк получил коробку передач SSG 77, усиленное шасси, ширина трака выросла до 400 мм. Пришлось серьёзно ограничить динамические характеристики танка: выяснилось, что на скорости более 40 км/ч бандажи опорных катков начинали разрушаться.
Pz.Kpfw.III Ausf.J, недавно поступивший в часть. Хорошо видны признаки, которые отличают эту машину от Ausf.H — новые кожухи воздуховодов и шаровая установка курсового пулемёта
Бои в Польше и во Франции продемонстрировали, что брони толщиной 30 мм не хватает для надёжной защиты от современных танковых и противотанковых орудий. Это привело к установке на лобовую часть корпуса Pz.Kpfw.III экранов толщиной 30 мм. Впрочем, эту меру смело можно назвать половинчатой. Экраны прикрывали только корпус, толщина брони башни по-прежнему составляла 30 мм. Да и по стойкости экранированная броня явно уступала монолитному листу. Летом 1940 года танк был перевооружён и вместо 37-мм пушки получил 50-мм орудие 5 cm KwK 38 L/42.
В начале августа 1940 года на заводе Daimler-Benz провели совещание, посвящённое производству Pz.Kpfw.III. На нём было принято решение существенно сократить объём выпуска двух модификаций Pz.Kpfw.III. Ausf.G теперь планировалось построить 600 штук вместо изначальных 800, а Ausf.H — 250 вместо 759 танков. Правда, Pz.Kpfw.III Ausf.H построили больше — 286 штук. Уменьшение объёмов производства танков этих двух модификаций сопровождалось резким ростом программы выпуска 8.Serie/Z.W. — до почти 1100 штук.
Шаровая установка Kugelblende 50, которая ставилась на все Pz.Kpfw.III, начиная с модификации Ausf.J
8-я серия стала более защищённой. Толщина брони лобовой части корпуса и башни этих танков увеличилась до 50 мм. Она позволяла надёжно защитить танк от огня пушек калибра 37–45 мм. В конструкцию шасси нового танка требовалось внести различные улучшения, продиктованные опытом эксплуатации танков предыдущих модификаций. Впрочем, подавляющее большинство изменений уже реализовывалось на Pz.Kpfw.III Ausf.H, что упрощало работу.
Первоначально предполагалось, что 8.Serie/Z.W. будет выпускаться 7-ю предприятиями, но позже 2 завода, Alkett и FAMO, из списка выпали. Завод в Шпандау оказался загружен выпуском StuG III: начиная с модификации StuG III Ausf.B, именно здесь выпускались эти САУ. FAMO было загружено выпуском полугусеничных тягачей-эвакуаторов Sd.Kfz.9, а с августа 1941 года в Бреслау выпускались лёгкие танки Pz.Kpfw.II Ausf.F.
Смотровой прибор механика-водителя отличался более толстым «козырьком»
После этого запланированный объём производства танков 8.Serie/Z.W. уменьшился и составил 779 танков:
134 машины с серийными номерами в интервале 68001–68200 выпускал завод Daimler-Benz Werk 40 в Берлине;
133 танка с серийными номерами в пределах 68201–68400 изготовлялось на заводе MAN;
133 танка с серийными номерами 68401–68600 — на MIAG;
100 танков с серийными номерами 68601–68700 — на MNH;
279 танков с серийными номерами от 68701 до 68979 строились на заводе Henschel в Касселе.
Позже данный заказ был расширен, дополнительно выпускалось ещё 1800 8.Serie/Z.W:
325 танков с серийными номерами 72001–72345 выпускал завод Daimler-Benz Werk 40;
325 танков (номера 72401–72725) выпускалось на MAN;
325 танков с серийными номерами 72801–73125 изготовлял MIAG;
325 танков (номера 73201–73525) выпускал MNH;
300 танков с номерами 73601–73900 изготовлялось на Henschel;
200 танков с номерами 73901–74100 выпускал вернувшийся к производству Pz.Kpfw.III завод Alkett в Шпандау.
Трофейный Pz.Kpfw.III Ausf.J. НИБТ Полигон, лето 1944 года
Первые серийные 8.Serie/Z.W., получившие обозначение Pz.Kpfw.III Ausf.J, были построены заводами Daimler-Benz, MAN, Henschel и MNH в марте 1941 года. В следующем месяце танки новой модификации были готовы у MIAG и Alkett. Внешне от предшествующего Pz.Kpfw.III Ausf.H новый танк отличался не сильно. Первые машины новой серии оснащались практически такими же башнями с толщиной лобовых листов 30 мм. Отличалась лишь усиленная конструкция смотровых лючков, расположенных по бокам от орудийной маски.
Впрочем, от предыдущих модификаций Pz.Kpfw.Ausf.J отличить довольно легко. Помимо утолщения лобовых листов корпуса и подбашенной коробки, танк получил новую шаровую установку курсового пулемёта Kugelblende 50 с характерной бронировкой сферической формы. Изменился и смотровой прибор механика-водителя, получивший обозначение Fahrersehklappe 50 (цифра 50 означает толщину броневой заслонки в мм). Одновременно была усилена конструкция кожухов вентиляционных отверстий для охлаждения тормозов. Они стали толще и получили другую форму. Изменилась и конструкция буксирных крюков, которые теперь были одним целым с бортовыми листами корпуса.
Новый танк легко отличить и с кормы. Здесь изменились форма верхней кормовой детали и крышка под заводную рукоятку. Кроме того, прибор дымопуска теперь располагался под защитой верхнего кормового листа.
Эта фотография сделана зимой 1942–43 гг. Расширенные гусеничные ленты назывались Ostketten
В по-настоящему товарных количествах Pz.Kpfw.III Ausf.J стали выпускаться с мая 1941 года. Из 143 Pz.Kpfw.III, принятых в данном месяце, 132 машины относились к этой модификации. Ставка на производство сразу несколькими заводами в этом случае полностью оправдалась: хотя ни одно предприятие не выпускало больше 40 танков ежемесячно, за счёт большого количества заводов суммарный объём производства получался внушительным. В самом начале операции «Барбаросса» Pz.Kpfw.III Ausf.J довольно редко оказывались в объективах фронтовых фотоаппаратов. Но уже к осени 1941 года они составляли не менее половины от общего числа Pz.Kpfw.III.
Летом 1941 года броню Pz.Kpfw.III снова усилили — и снова недостаточно
За 1941 год было выпущено 1322 Pz.Kpfw.III Ausf.J с пушками 5 cm KwK 38 L/42 (а Pz.Kpfw.III всех модификаций — 1713). Цифры могут показаться достаточно большими, но не будем забывать о том, что всё познаётся в сравнении. В июне 1941 года в США начался выпуск Medium Tank M3, причём все три завода, которые освоили его производство, до того танками не занимались. Тем не менее к июлю 1942 года они выпустили 4924 танка данного типа. В то же время, с июня 1941 по июль 1942 года немецкие заводы сдали 2479 Pz.Kpfw.III.
Ещё интереснее выглядит ситуация при сравнении Pz.Kpfw.III Ausf.J с другим одноклассником. За второе полугодие 1941 года в СССР было построено 1886 Т-34, и это при том, что завод №183 уехал в эвакуацию, а Сталинградский тракторный завод (СТЗ) и завод №112 темп выпуска наращивали очень медленно. Впрочем, «медленно» — это смотря с чем сравнивать: в ноябре 1941 года было построено 206 танков Pz.Kpfw.III, а в декабре — 171, СТЗ в эти же месяцы выпустил 200 и 219 Т-34 соответственно. И это при том, что условия работы на СТЗ были куда хуже, чем на немецких предприятиях. Пик производства Pz.Kpfw.III пришёлся на весну 1942 года — 244 танка в марте и по 246 танков в апреле и мае. А СТЗ в эти же месяцы построил 290, 300 и 305 Т-34. При этом завод ещё и ругали за невыполнение планов. Общий же объём производства Т-34 в весенние месяцы 1942 года составил 715, 744 и 978 танков соответственно.
Да что там Т-34, даже тяжёлых танков КВ-1 в марте, апреле и мае Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) выпустил 250, 260 и 325 штук соответственно.
Эта машина получила дополнительное бронирование подбашенной коробки
Боевым дебютом для Pz.Kpfw.III Ausf.J стала операция «Барбаросса». К началу вторжения в Советский Союз в передовых частях вермахта находилось примерно полторы – две сотни машин этой модификации. Дебют получился достаточно успешным: после усиления брони в лобовой проекции корпус стал практически неуязвим для снарядов советских 45-мм противотанковых и 45-мм танковых пушек. Дебют оказался подпорчен одним неприятным фактом: защищая танк от орудий калибра 37–45 мм, немецкие танкостроители как-то упустили тот факт, что даже во Франции панцерваффе встречались и с более мощными системами. Летом 1941 года по немецким танкам огонь вёлся орудиями калибра не только 45, но и 76 мм, и от их снарядов броня толщиной 50 мм не спасала.
Pz.Kpfw.III Ausf.J оказался едва ли не единственной жертвой советского тяжёлого танка Т-35. В районе Сасова (Западная Украина) один из Pz.Kpfw.III Ausf.J «поймал» в лобовую часть корпуса 76-мм осколочно-фугасный снаряд, который расколол лоб подбашенной коробки. Впрочем, настоящей неприятностью стала встреча с советскими Т-34 и КВ-1. Их броня была более мощной, а огневая мощь орудий оказалась гораздо выше. Кроме того, немецкий средний танк проигрывал Т-34 в подвижности, выигрывая при этом в обзорности и удобстве работы командира.
Pz.Bef.Wg.III Ausf.J со всем оборудованием. Машина на фото уже имеет полный набор дополнительного усиления защиты, включая бортовые экраны
Отдельно стоит упомянуть о командирской версии Pz.Kpfw.III Ausf.J. Опыт боевых действий во Франции показал, что идея командирской машины с неподвижной башней и чисто пулемётным вооружением оказалась ошибочной. Эпизодов, когда командирские танки оказывались фактически беззащитными, набралось достаточно. В марте 1941 года 6-й отдел Департамента вооружений принял решение о производстве 50 командирских машин с вращающейся башней. Контракт разделили между собой Henschel и Daimler-Benz Werk 40. Танки изготовлялись как Ausf.J на Henschel, а затем переделывались на Daimler-Benz Werk 40. Всего была изготовлена 81 машина с серийными номерами в диапазоне 73631–73763.
Спереди командирский танк можно отличить по пистолетному порту на месте шаровой установки курсового пулемёта
Pz.Bef.Wg.III Ausf.J имел минимальные отличия от базового Pz.Kpfw.III Ausf.J. Вместо шаровой установки курсового пулемёта танк получил пистолетный порт, а в корме корпуса появлялось крепление для штыревой антенны. Кроме того, добавилась штыревая антенна с левой стороны корпуса. Машины для переделки были выпущены Henschel между февралём и апрелем 1942 года в счёт программы производства линейных машин. Они получили все те же улучшения, что и базовые танки, включая разнесенную броню и новые крышки надмоторной плиты. Позже командирские танки претерпевали те же самые изменения, что и линейные машины
Длинная рука для Pz.Kpfw.III
О том, что 42-калиберная версия 50-мм танковой пушки недостаточно хороша, немецкие военные задумывались ещё до начала кампании во Франции. Одно из таких предложений прозвучало в начале июня 1940 года. Но на тот момент казалось, что мощи орудия пока ещё вполне хватает, хотя встреча с Char B1 bis должна была заставить задуматься. На совещании 18 февраля 1941 года с участием Гитлера, Порше, Тодта и других высокопоставленных лиц немецкой промышленности почти все присутствующие высказались против удлинения ствола 5 cm KwK 38 до 60 калибров.
Установка 5 cm KwK 39L/60 в башне Pz.Kpfw.III
Единственным человеком, который отстаивал эту идею, оказался Пауль Пантен (Paul Panten), директор Alkett. Он вызвался построить опытный образец орудия. На сей раз Гитлер не послушался своих советников: 19 февраля он отдал приказ о немедленном начале разработки данного орудия и о его установке в Pz.Kpfw.III, а также в один Pz.Kpfw.IV. 19 марта, спустя месяц после отдачи приказа, опытный образец орудия для Pz.Kpfw.III был готов. Особой разницы в конструкциях 42-калиберной и 60-калиберной версий 50-мм пушки не было. Кроме более длинного ствола, новый образец получил прицел TZF 5e, а также немного переделанные элементы систем уравновешивания и отката.
Орудие было продемонстрировано Гитлеру 31 марта. Ожидалось, что запустить орудие в серию получится спустя 4–5 месяцев после постановки такой задачи. Примерно так и получилось: летом 1941 года стало ясно, что огневую мощь Pz.Kpfw.III нужно срочно усилить, а первые орудия, получившие обозначение 5 cm KwK 39 L/60, появились к концу года.
Pz.Kpfw.III Ausf.J с серийным номером 72527. НИБТ Полигон, лето 1944 года
При перевооружении в конструкцию шасси и башни практически никаких изменений вносить не пришлось. На Alkett поначалу рассчитывали разместить в танке боекомплект из 120 патронов к 5 cm KwK 39 L/60, но эти ожидания оказались чересчур оптимистичными. Боекомплект пришлось сокращать: вместо 99 патронов у старой пушки для длинноствольной версии он составил всего 84 патрона.
В остальном же последние Pz.Kpfw.III Ausf.J с 42-калиберной пушкой и первые танки с длинноствольными орудиями были одинаковыми, нового индекса перевооружённые машины не получили.
Первые такие танки были построены в декабре 1941 года. За декабрь было построено 40 «длинноствольных» танков, среди которых был и Pz.Kpfw.III Ausf.J с серийным номером 72527. Эта машина, выпущенная на заводе MAN, ныне является экспонатом парка «Патриот».
Несмотря на то, что с февраля 1942 года 5 cm KwK 39 L/60 стало основным орудием для Pz.Kpfw.III, выпуск танков со старыми пушками 5 cm KwK 38 L/42 из задела продолжался до мая, всего в 1942 году было построено 280 таких машин.
На лобовом листе хорошо читается знак 11-й танковой дивизии. Машина, выпущенная в декабре 1941 года, имела песочный камуфляж
Второй неотложной проблемой было недостаточное бронирование лобовой части танка. Как ни странно, подтолкнула немцев к этому решению не встреча с Т-34 или КВ-1, а опыт боёв в Северной Африке. В начале июля 1941 года Гитлер потребовал в срочном порядке разработать новый тип экранировки — разнесенную броню. В отличие от экранов, что ставились на Pz.Kpfw.III Ausf.E-H, теперь дополнительные бронелисты предполагалось устанавливать на некотором расстоянии от основного листа. Разработка экранов затянулась, первый их вариант был сочтён неудачным. В результате экраны стали ставить на Pz.Kpfw.III Ausf.J только с марта 1942 года. Лист толщиной 20 мм крепился на болтах на расстоянии 100 мм от лобового листа подбашенной коробки. Для защиты болтовых соединений с боков и сверху на болтах крепились отдельные секции. Экран толщиной 20 мм крепился и на подвижной бронировке орудийной маски, на расстоянии 140 мм от неё. А вот усиление лобового листа корпуса не производилось.
Та же машина, вид сверху
Исследования, проведённые в 1943 году советскими специалистами, показали, что работы по усилению брони оказались весьма эффективными. Экраны получились довольно лёгкими: масса экрана для подбашенной коробки составляла примерно 150 кг, примерно столько же весил и экран для бронировки орудийной маски. При этом немецким инженерам удалось надёжно защитить лобовую проекцию подбашенной коробки и башни от снарядов калибра 57–76 мм. Правда, надёжная эта защита оставалась всего до нескольких попаданий, затем экран и его крепления разрушались. Как бы то ни было, шансы на выживание танка и его экипажа в бою выросли, а это и было главной задачей конструкторов.
Схема разнесенной брони подбашенной коробки из отчёта НИИ-48, 1943 год
Начиная с марта 1942 года, все Pz.Kpfw.III Ausf.J получали разнесенную броню. В апреле 1942 года было принято решение переименовать новую модификацию в Pz.Kpfw.III Ausf.L. С технической точки зрения последние Ausf.J и первые Ausf.L были идентичными, переименование было чистой формальностью. Оно оказалась связанным с отменой выпуска Pz.Kpfw.Ausf.K, о котором речь пойдёт чуть позже. Формально последние Ausf.J были выпущены Henschel в мае 1942 года. Всего же был построен 968 длинноствольный Ausf.J.
Новые танки строились по контрактам на 1400 8.Serie/Z.W, заключённым весной 1941 года. Согласно контрактам, производство между предприятиями распределялось так:
150 танков — Alkett (номера 74101–74250);
230 танков — Daimler-Benz Werk (номера 74251–74350 и 75101–75230);
250 танков — Man (74351–74600);
250 танков — MIAG (74601–74850);
250 танков — MNH (74851–7510);
270 танков — Henschel (75231–75500).
На практике заключённые контракты нередко изменялись из-за перехода на производство новых модификаций.
«Зимние» траки Winterketten, которые использовались с зимы 1942 года
В конструкцию Pz.Kpfw.III Ausf.L в ходе производства вносились некоторые изменения. Ещё до переименования на танке появились увеличенные в размерах люки доступа к трансмиссии. Весной 1942 года были изменены люки на надмоторной плите — они стали одностворчатыми. Примерно в это же время исчезли и смотровые лючки на бортах башни.
Следующее уменьшение числа люков произошло в июне 1942 года. Опыт эксплуатации показал, что эвакуационные люки плохо подходят для тех целей, ради которых их делали, и от них отказались. В июне 1942 года пять Pz.Kpfw.III Ausf.L получили новые приборы дымопуска. Теперь в их качестве использовались мортирки на бортах башни. Испытания оказались успешными, и ближе к осени 1942 года мортирки стали штатным средством дымопуска.
Одним из последних изменений в сентябре – октябре 1942 года стала замена обычных фар Bosch и конвойных фар Notek на две универсальные фары Bosch. Впервые их использовали ещё на Tauchpanzer III Ausf.H. Благодаря быстро снимаемым колпакам такие фары, имевшие характерную бочковидную форму, могли использоваться и как фары ночного вождения в составе колонн. К осени 1942 года эти фары стали стандартными для немецкой бронетехники. Одновременно с фарами был заменён и кормовой фонарь.
Pz.Kpfw.III Ausf.L со всеми изменениями, внесёнными в конструкцию весной – летом 1942 года
Pz.Kpfw.III Ausf.L стала второй по численности модификацией Pz.Kpfw.III. Всего таких машин было построено 1469 штук. При этом, как мы помним, Ausf.J с длинноствольными пушками и Ausf.L были практически одинаковыми.
Ausf.L не стала последней версией Pz.Kpfw.III: в сентябре 1942 года начался выпуск Pz.Kpfw.III Ausf.M. При создании этой машины особое внимание уделялось водонепроницаемости. Фактически из неё получился более качественный Tauchpanzer. Наиболее заметными внешними признаками Ausf.M стали новый глушитель и закрываемые воздухозаборники моторного отделения. Кроме того, на орудийной маске и на всех лючках имелись уплотнители.
Pz.Kpfw.III Ausf.M во дворе завода Wegmann, осень 1942 года
Первые Pz.Kpfw.III Ausf.M были сданы Daimler-Benz Werk 40. Правда, на этом предприятии было построено всего 10 таких машин. Alkett и вовсе не участвовал в производстве Pz.Kpfw.III Ausf.M. Массовый выпуск танков этой модификации начался в октябре 1942 года и продолжался до февраля 1943 года. Всего было выпущено 517 таких танков, после чего производство Pz.Kpfw.III фактически прекратилось. В январе 1943 года MAN сдал первые 4 Pz.Kpfw.Panther Ausf.D, в феврале к производству «Пантер» присоединились MNH и Daimler-Benz, а в марте Henschel. Alkett и MIAG переключились на выпуск StuG 40 Ausf.G.
Основные отличия Pz.Kpfw.III Ausf.M от предыдущих модификаций видны сзади
Уже после выпуска последних Pz.Kpfw.III Ausf.M машина претерпела модернизацию. С осени 1941 года Красная армия стала использовать противотанковые ружья ПТРД и ПТРС. С лобовой проекции они не могли пробить немецкие средние танки, но с успехом поражали их в борта и корму корпуса. Фланговый огонь из противотанковых ружей оказался настолько эффективным, что немцам пришлось задуматься о защите от него. Решением вопроса стало появление бортовых экранов, пусть и громоздких, но эффективно защищавших от огня противотанковых ружей. Ставить на танки их начали с мая 1943 года.
Итоги обстрела бортовых экранов. Они защищали от кумулятивных гранат и противотанковых ружей, но эффективность против артиллерии калибром 45 мм и выше была низкой
Эффективность экранов проверялась в августе – сентябре 1943 года на НИБТ Полигоне. Выяснилось, что при попадании в экран противотанковые ружья поражают только его. Бортовые экраны оказались эффективной защитой и от гранат, в том числе кумулятивных. Также экраны уменьшали дистанцию поражения обычными снарядами, но ненамного. Даже 45-мм танковая пушка обычным бронебойным снарядом пробивала борт немецкого танка с экраном на дистанции 600 метров.
Рокировка с Pz.Kpfw.IV
Увеличение длины ствола 5 cm KwK 38 L/42 решало проблему недостаточно мощного вооружения лишь отчасти. Да, по огневой мощи Pz.Kpfw.III стал равноценен 50-мм противотанковому орудию Pak 38. Но у Т-34 оставалось преимущество: он мог поразить немецкий танк с гораздо большей дистанции.
Как раз во второй половине 1941 года активно велись работы по созданию длинноствольного орудия для Pz.Kpfw.IV, начавшиеся ещё в марте. Фактически конструкторы вернулись к проектированию орудия, идея создания которого была впервые озвучена ещё в октябре 1935 года.
Поначалу речь шла о 75-мм орудии с длиной ствола 33 калибра, но позже, к ноябрю 1941 года, стал рассматриваться другой вариант, равноценный по мощности 75-мм противотанковой пушке Pak 40. В результате на свет появилось новое танковое орудие — 7,5 cm KwK 40 L/43. Оно имело ту же длину нарезной части, что и противотанковая пушка, но получилось чуть короче. Кроме того, короче оказалась и гильза танкового орудия. Тем не менее начальная скорость бронебойного снаряда обеих пушек была одинаковой и составляла 790 м/с.
Таким должен был стать Pz.Kpfw.III Ausf.K. Перегрузка ходовой части стала причиной отмены работы по этой машине
Установить в башню Pz.Kpfw.III новое орудие не получилось, поэтому было принято решение поставить на шасси PAK Kpfw.III башню Pz.Kpfw.IV. Неизвестно, что в этот момент пережил Книпкамп, в своё время предлагавший отменить производство B.W. Работа над документацией была начата концерном Krupp 15 декабря 1941 года, а закончена 15 января 1942 года. Этот танк получил обозначение Pz.Kpfw.III Ausf.K. Именно эта модификация должна была сменить в серии Pz.Kpfw.III Ausf.J.
Новое орудие и новая башня увеличивали боевую массу танка на пару тонн. Шасси Pz.Kpfw.IV такую нагрузку выдерживало. А вот резервы шасси Z.W. за пределами резерва по массе были уже исчерпаны, и для такого варианта перевооружения Pz.Kpfw.III пришлось бы существенно переделывать его ходовую часть. Взвесив все за и против, Гитлер принял решение продолжить выпуск Pz.Kpfw.III Ausf.J. 19 марта 1942 года Krupp получил указание прекратить работы по Pz.Kpfw.III Ausf.K. Для Pz.Kpfw.III это стало приговором. Впрочем, шасси Z.W. всё ещё было востребовано для StuG, на эту машину версию KwK 40 L/43 для САУ установить удалось.
Z.W.41, на этом танке испытывалась усиленная ходовая часть
О том, что шасси Pz.Kpfw.III не имеет особых резервов грузоподъёмности, в 6-м отделе Департамента вооружений догадывались. По этой причине в ноябре 1941 года была запущена программа Z.W.41. Она предусматривала усиление шасси, в том числе переделку опорных катков. Они получили внутреннюю амортизацию (как у катков КВ-1). Работы по переделке Pz.Kpfw.III Ausf.J в Z.W.41 проводились силами фирмы FAMO. Кроме новых опорных катков, машина получила усиленные траки. Выяснилось, что катки работают хорошо, а вот ресурс траков составил всего 1700 километров. Дальше изготовления опытного образца эта тема не продвинулась, но очень похожие опорные катки появились на Pz.Kpfw.Tiger (P).
Pz.Bef.Wg.III Ausf.K. Модификация легко определяется по смотровому лючку во лбу башни
Несмотря на отмену производства Pz.Kpfw.III Ausf.K, машина с похожим индексом всё же появилась и даже серийно производилась. Речь идет о Pz.Bef.Wg.III Ausf.K. Башня для этого командирского танка была разработана Krupp в апреле 1942 года. В её основу легла конструкция башни для B.W.40, одного из неудачливых сменщиков Pz.Kpfw.III. В башне была установлена 50-мм пушка KwK 39 L/60 в уменьшенной по сравнению с Pz.Kpfw.IV орудийной установке, которую сместили чуть влево по ходу движения. Справа был установлен смотровой прибор по типу того, что ставился у механика-водителя. Люк на командирской башенке был одностворчатым, на башенке крепилась специальная корзинка.
Установка вооружения в башне Pz.Kpfw.III Ausf.N
Для постройки Pz.Bef.Wg.III Ausf.K использовались переделанные шасси Pz.Kpfw.III Ausf.M. Контракт на изготовление 50 командирских машин был заключён с Daimler-Benz Werk 40, танки получили серийные номера 70201–70250. Первоначально предполагалось, что их будут строить по 10 штук в месяц с сентября по декабрь 1942 года. Фактически же 36 танков было сдано в декабре 1942 года, 13 в январе 1943 года и ещё 1 в феврале. На этом выпуск командирских Pz.Kpfw.III прекратился.
Завязший в грязи Pz.Kpfw.III Ausf.N, зима 1942 года
Последней модификацией Pz.Kpfw.III стала Ausf.N. Заказанные в феврале 1942 года 450 танков оснащались короткоствольными орудиям KwK L/24, теми самыми, которые ставились на Pz.Kpfw.IV, то есть последние Pz.Kpfw.III окончательно отошли от роли, для которой создавался Z.W. и стали танками поддержки. А Pz.Kpfw.IV в свою очередь теперь становился «основным» танком, потому как в него установить длинноствольное орудие среднего калибра удалось.
Трофейный Pz.Kpfw.III Ausf.N. Эта машина была захвачена на Курской дуге
В связи с заказом Pz.Kpfw.III Ausf.N планы выпуска снова были скорректированы. Всего в постройке данной модификации участвовало 4 завода — Henschel, MIAG, MNH и Daimler-Benz Werk 40. Последний, впрочем, построил всего 10 таких танков. Первые Pz.Kpfw.III Ausf.N были сданы в июле, а последние — в октябре 1942 года. Базой для постройки стали танки модификации Ausf.L. Из-за установки нового орудия в них пришлось переделывать укладки, боезапас сократился до 64 патронов для 75-мм орудия. Боевая масса увеличилась до 23 тонн.
Машина имела полный набор бортовых экранов, но с правой стороны они оказались оторваны
В качестве танка поддержки Pz.Kpfw.III зарекомендовал себя неплохо, из частей поступали хвалебные отзывы. 7 ноября 1942 года Гитлер дал указание на постройку дополнительной серии Pz.Kpfw.III Ausf.N. «Допечатка» танков легла на плечи MNH и MIAG, теперь базой для них служили Pz.Kpfw.III Ausf.M. Первые танки новой партии были готовы в феврале 1943 года, а последние — в августе того же года. Всего их построили 167 штук, и это были самые последние Pz.Kpfw.III, построенные с нуля. Ausf.N продолжали выпускаться, но теперь это были переделанные танки более ранних серий. Ранее выпущенные танки с 5 cm KwK 38 L/42 постепенно перевооружались и переделывались в машины поддержки. Правда, темпы этой модернизации были невысокими: всего с июля 1943 по март 1944 года было переделано 69 танков.
Машина артиллерийских наблюдателей, переделанная из Pz.Kpfw.III Ausf.G
В начале 1943 года появился ещё один вариант конверсии Pz.Kpfw.III. Это танк артиллерийских наблюдателей Pz.Beob.Wg.III, разработанный Alkett. Вместо 50-мм пушки в его башне устанавливалась шаровая установка пулемёта, а к бронировке крепился фальшивый орудийный ствол. Кроме того, на надмоторной плите появился порт для установки штыревой антенны. В Pz.Beob.Wg.III переделывались танки, ранее вооружённые 50-мм пушками KwK 38 L/42, начиная с Ausf.F и заканчивая Ausf.J. Выпуск машин артиллерийских наблюдателей начался в феврале 1943 года. До апреля 1944 года в них удалось переделать 262 танка.
Ещё один трофей Курской дуги — Pz.Kpfw.III (Fl)
Ещё 100 Pz.Kpfw.III Ausf.M, построенных MIAG в январе – феврале 1943 года, отправились на завод Wegmann, где их с января по март 1943 года переделали в огнемётные Pz.Kpfw.III (Fl). Внешне они почти ничем не отличались от обычных танков. Огнемёт был спрятан в массивном кожухе, имитирующим ствол. Дальность метания огнесмеси составляла 50–60 метров, боевая масса танка выросла до 23,8 тонн.
Этот танк был уничтожен уже в 60-х годах, зачем-то на нём решили испытать огневую мощь ракетного танка ИТ-1
1942 год стал пиковым в боевой карьере Pz.Kpfw.III. При этом уже весной было ясно, что «тройка» постепенно будет уступать место другим машинам. К осени программа разработки Pz.Kpfw.Panther вышла на финишную прямую, при этом ниша, для которой создавался Pz.Kpfw.III, уже была занята Pz.Kpfw.IV. Курская битва стала последним крупным сражением, в котором Pz.Kpfw.III составляли основу стального кулака панцерваффе. Осенью 1943 года эта роль перешла к Pz.Kpfw.IV.
Автор благодарит Хилари Луиса Дойла (Hilary L. Doyle) за предоставленные для статьи иллюстрации.
Источники — https://warspot.ru/11613-poslednie-modifikatsii-troyki