Юрий Пашолок. Популярный немецкий бронемакет

4

Юрий Пашолок. Популярный немецкий бронемакет

Рассказ о реплике немецкого бронеавтомобиля Sd.Kfz.247 Ausf.B, созданной в кузовой мануфактуре Александра Бушуева

Немецкая техника времен Второй мировой войны до наших дней дожила в крайне скромных объемах. То, что пережило войну, по большей части сдали в металлолом, касается это и колесной техники. Вместе с тем, за счет военно-исторического движения, различных активностей и кинобизнеса интерес к немецкой военной технике постоянно растет. Надо сказать, что то же самое касается и советской военной техники, но без образа врага никак. Поэтому спрос есть, а вот предложения обычно мало. Особенно что касается оригинальных бронемашин. Решается данный вопрос по-разному, в том числе и методом изготовления реплик.

Реплика Sd.Kfz.247 Ausf.B на Олдтаймер Галерее Ильи Сорокина, март 2020 года

Реплика Sd.Kfz.247 Ausf.B на Олдтаймер Галерее Ильи Сорокина, март 2020 года

Среди тех, кто строит реплики немецкой военной техники, весьма популярны бронемашины. Они, как кажется, довольно простые, но это только на первый взгляд. Учитывая их компоновку, простыми они совсем не являются. Вместе с тем, была у немцев одна бронемашина, которая довольно простая для воссоздания. Речь идет о штабной бронемашине Sd.Kfz.247 Ausf.B. Так сложилось, что этих броневиков, выпущенных скромным тиражом 58 экземпляров, совсем не осталось. Так что единственным вариантом получить такую бронемашину — построить реплику.

В настоящее время известно минимум штук 5 реплик таких броневиков

В настоящее время известно минимум штук 5 реплик таких броневиков

Из всех бронемашин, которые выпускались немецкой промышленностью в годы Второй мировой войны, Sd.Kfz.247 Ausf.B оказался самым малочисленным. Меньше было сделано только прямых предшественников, Sd.Kfz.247, на шасси грузовика Krupp L2H143. Но там вообще получилось непонятное нечто, не имевшее приличной проходимости, а также адекватной тактической ниши. Неудивительно, что их сделали аж 10 штук. На этом фоне Krupp L2H143 выглядит даже как-то крупносерийно.

Практически каждая сделана на какой-тонной базе

Практически каждая сделана на какой-тонной базе

В целом сама по себе концепция schwerer geländegängiger gepanzerter Personenkraftwagen (тяжелая бронемашина повышенной проходимости для перевозки личного состава) выглядела крайне сомнительно. Она предполагала изготовление «маршрутки» для водителя и 5 пассажиров, которым не дели ни оборонительного вооружения (только из своего личного), ни радиостанции. Согласно штату K.St.N.1162 от 1 октября 1938 года, один Sd.Kfz.247 предполагался в составе штаба разведывательной роты. Штабная машина без рации — вы себе хорошо это представляете?

В данном случае использована база УАЗ-3159

В данном случае использована база УАЗ-3159

Единственный плюс данного броневика состоял в шасси, которое для него использовалось. Речь едет о Horch 108 Typ 1c, одном из вариантов «единого тяжелого» легкового внедорожника. Он к тому моменту уже прошел процедуру упрощения, лишившись полного управления. Это машине не сильно помогло, вскоре от Horch Typ 108 отказались, но в данном случае приятным моментом стала унификация с массовой машиной. При этом, похоже кому-то наверху показалось мало, поэтому контракт на Sd.Kfz.247 Ausf.B передали Daimler-Benz werk 40. Это примерно как «Спартаку» передали помещение «Динамо». Впрочем, деньги не пахнут.

Оформление носовой части как у броневика из дивизии "Великая Германия"

Оформление носовой части как у броневика из дивизии «Великая Германия»

Пик боевого применения штабного броневика пришелся на 1941-42 годы. На фронтовых снимках они мелькают, чаще всего, в 1942 году. При этом часть броневиков имеют явно не штатную комплектацию. В войсках чистая «маршрутка» была как пятое колесо в телеге, поэтому, на уровне дивизий, машины дорабатывали. Внутренние объемы вполне позволяли разместить радиостанцию. Кроме того, часть броневиков получали вертлюги для пулеметов MG 34. Брали их, скорее всего, с полугусеничных бронетранспортеров.

Боковые ящики ЗИП аналогичны тем, что применялись на заднемоторых броневиках

Боковые ящики ЗИП аналогичны тем, что применялись на заднемоторых броневиках

В 1942 году в штате K.St.N.1162 стали появляться полугусеничные бронетранспортеры-разведчики Sd.Kfz.250. При той же загрузке они имели более высокую проходимость, а главное, являлись более массовыми изделиями. Неудивительно, что вскоре на фронтовых дорогах Sd.Kfz.247 Ausf.B перестали встречаться. Тем не менее, машина эта вполне примелькавшаяся, а главное, гораздо более простая для тех, кто делает реплики. Всё потому, что у нее «нормальная» компоновка, то есть с мотором спереди.

Внутри салона

Внутри салона

Реплики данного штабного броневика строят в самых разных странах. Делают это обычно по масштабным проекциям для моделистов, что вносит свои проблемы. Дело в том, что «чертежами» это назвать может только тот, кто техническую документацию не видел. За неимением другого и это тоже сойдет, но как «плавают» проекции, так и могут отличаться реплики. В том числе и потому, что в основе реплик лежат разные автомобили, всё зависит от страны-производителя.

Надо сказать, что снимков интерьера Sd.Kfz.247 Ausf.B почти нет

Надо сказать, что снимков интерьера Sd.Kfz.247 Ausf.B почти нет

В случае с кузовной мануфактурой Александра Бушуева базой выступил УАЗ-3159 «Барс», с удлиненной базой. Броневик строился где-то год, что для реплики довольно много. Кстати, у машины есть прототип — за основу взяли броневик из дивизии «Великая Германия», по состоянию на 1942 год. На прототип реплика вполне похожа, есть, понятное дело, условности, но в целом как минимум не хуже того, что строят за рубежом. Даже подкова, как у прототипа, на своём месте.

Кормовая фара NOTEK вполне настоящая

Кормовая фара NOTEK вполне настоящая

Одним из пунктов, по которым было решено отойти от прототипа, стала комплектация броневика. Радиостанцию и характерную антенну с «зонтиком» ставить не стали, зато появился вертлюг под пулемет MG 34. С учетом того, что реплика строилась для использования в съемках фильмов, такая рокировка вполне обоснована. Радиостанцией киношников вряд ли можно удивить, а вот возможность поставить пулемет они точно оценят.

Люки очень похожи на те, что использовались на Sd.Kfz.222

Люки очень похожи на те, что использовались на Sd.Kfz.222

Надо сказать, что в активе кузовной мануфатуры Александра Бушуева уже немало реплик, некоторые из которых мало отличимы от оригинальных машин. В данном же случае получилась вполне добротная реплика броневика, который особенно подойдет для съемок чего-то, посвященного боям за Сталинград. В это время подобные бронемашины использовались наиболее интенсивно.

источник: https://dzen.ru/a/Z0S4C9PmX0Gzqiw9

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account