Юрий Пашолок. Пониженный танк инженера Гавалова
Проект 20-тонного легкого танка И.В. Гавалова, прорабатывавшийся в конце 1944 года
На фоне того, что происходило в немецком танкостроении, советские разработки считаются довольно «спокойными». На самом деле это слегка не так. Даже если отбросить инициативные проекты, а также всякие ужасы из отдела изобретений, выяснится, что сумрачный немецкий гений далеко не такой уж и сумрачный. Да и вообще немцы известны своими вундерваффе больше потому, что их первыми сделали достоянием общественности. А так что у советских танкостроителей, что у их коллег в других странах, хватало всяких бронетанковых ужасов. Достаточно просто посмотреть на советские «бумажные» тяжелые САУ времен Великой Отечественной войны, чтобы понять, насколько у нас всё было весело. Особенно в случае с теми, кто не боялся придумывать что-то новое.
Одним из советских инженеров-танкостроителей, который не боялся экспериментов, был Игорь Валентинович Гавалов. Известен он благодаря боевой машине десанта БМД-1, неординарной машине, как и большинство его разработок. На фоне того, что создавал Гавалов ранее, БМД-1 смотрится как-то скучно. В активе Игоря Валентиновича имеется немало экзотичных танков, САУ и других боевых машин. В их числе оказался и проект легкого танка, датированный ноябрем 1944 года. Несмотря на то, что он был скорее концептуальным, некоторые идеи, которые предложил Гавалов, далее можно было увидеть в ряде перспективных боевых машин. 13 мая создателю БМД-1 исполняется 121 год со дня рождения, есть смысл вспомнить его смелую разработку.
Гавалов начинал свой трудовой путь инженером-конструктором на опытном заводе №185. Собственно говоря, в довоенный период опытный завод был главным рассадником советских бронетанковых монстров. На заводе №185 эксперименты приветствовались, что явно отразилось на подходе Гавалова. Осенью 1941 года он оказался в Горьком, где попал в КЭО ГАЗ им. Молотова. Здесь он работал под началом Н.А. Астрова. Первый самостоятельный проект Гавалова также был создан в Горьком. Им стала самоходная артиллерийская установка ГАЗ-75, машина крайне неординарная. Достаточно сказать, что при боевой массе легкой САУ Гавалов смог установить 85-мм орудие Д-5С-85, а толщина лобовой брони составляла 82 мм. По ряду причин, прежде всего нежелания руководства завода становиться танкостроительным заводом и после войны, работы по ГАЗ-75 свернули. Вместе с тем, работы по этой машине в полной мере повлияли на проект 20-тонного танка, который был разработан Гаваловым в ноябре 1944 года.
Следует отметить, что проект легкого танка был не совсем чтобы инициативным. Еще в июле 1943 года появился проект тактико-технических требований на новый легкий танк. Он сводился к тому, что из нафталина вынимался Т-50, но на новом техническом уровне. Главной проблемой стало то, что требования на танк постоянно росли. Боевая масса, изначально составлявшая 15 тонн, в конце 1943 года достигла отметки 20 тонн, а далее дошла до уровня 25 тонн. Менялось и вооружение: изначально предполагалась 76-мм пушка Ф-34, далее было решено поставить пушку С-54, а в начале 1944 года хотелки ГБТУ КА привели к тому, что потребовалась 85-мм пушка Д-5Т. На этом месте работы завода №174 (г. Омск), где разрабатывался новый танк, застопорились. Это и объясняет, откуда появилась идея создать танк с боевой массой 20 тонн и вооружением в виде 85-мм танковой пушки Д-5Т.
Следует сразу отметить, что проект носил концептуальный характер. Продольный разрез, разрез сверху на боевое отделение и объяснительная записка — это всё, что было подготовлено Гаваловым. То есть он предлагал не готовый эскизный проект, а скорее вектор развития танков. Основная идея заключалась в том, что классическая компоновка является для такого танка не совсем удачной. Размещение механика-водителя в корпусе требовало увеличения его высоты, что приводило к увеличению массы корпуса. Также влияла на высоту корпуса и силовая установка, но тут не всё так просто. Имелся опыт Т-26, где мотор лежал на боку. Высота корпуса, без учета подбашенной коробки, у этого танка составляла 772 мм, причем это не крайняя точка для мотора и системы охлаждения. Выводы из этого делались логичные: убрать механика-водителя из корпуса и поставить оппозитные моторы, спаренные по принципу силовой установки английского пехотного танка Matilda. Тип моторов не конкретизировался, как и не прорабатывалось подробной схемы МТО. Зато указывалось, что высота шасси по крыше подбашенной коробки составляет 850 мм.
При проектировании «пониженного» танка Гавалов опирался на опыт создания ГАЗ-75. Касалось это и размещения механика-водителя, которого разместили в башне, справа-спереди от орудия. В походном положении он ехал, высунувшись из люка, а в боевом смотрел через смотровой прибор в люке. Разница в том, что у ГАЗ-75 была неподвижная рубка, а тут башня кругового вращения. Чтобы постоянно сохранять обзор вперед, Гавалов проработал идею «капсулы», в которой механик-водитель размещался. Для обеспечения обзорности крыша башни делалась покатой во все стороны. Также башня имела выступ с правой стороны, чтобы обеспечивать необходимый простор для механика-водителя. Диаметр погона башни составил 1750 мм, по мнению автора, этого хватало для размещения экипажа из 4 человек. Их размещение было тем же, что и у ГАЗ-75: командир справа, за механиком-водителем, наводчик слева, за ним заряжающий. Установка вооружения также была похожа на ГАЗ-75. Боекомплект размещался в кормовой нише, а также в носовой части корпуса.
С точки зрения броневой защиты, подвижности и других параметров Гавалов свой проект не прорабатывал. Ходовая часть делалась с учетом разработки ГАЗ-75, при этом число опорных катков увеличилось до 7. Концептуальность разработки и стала главным препятствием на пути «пониженного» танка. С одной стороны, сама идея смотрелась интересно. Высота линии огня составляла 1225 мм, а общая высота — 1900 мм. С другой стороны, в ГБТУ КА указывали на целую массу недостатков проекта. Связаны они были с тем, что Гавалов предлагал идею, а не готовое решение. Возиться с идеей в ГБТУ не хотели, поэтому просто завернули идею. С учетом того, что на ГАЗ им. Молотова постепенно уходил от перспективнных военных разработок, шансы на подробную проработку танка отсутствовали. Да и сам Гавалов вскоре оказался в ВАММ им. Сталина. Довольно долгое время Игорь Валентинович занимался преподавательской деятельностью, лишь к началу 60-х годов снова вернувшись к полноценной работе на ниве танкостроения.
В заключение стоит отметить, что в ГБТУ КА как-то очень смело размахивали топором, потом тихо помалкивая. В случае с проектами Гавалова как-то прошло мимо, что идея ГАЗ-75 с размещением механика-водителя на крыше рубки вполне себе нашла применение. Смотрим на «Кировец-2», он же Объект 704, и умиляемся. Хотя больше умиления возникает по поводу «пониженного» танка. К 1947 году, совершенно внезапно, концепция танка с размещением всего экипажа в башне стала вполне актуальной. Включая и систему, при которой механик-водитель всегда смотрел вперед. Внезапно и оппозитный мотор, позволивший снизить высоту корпуса, нашел применение. Гавалова как-то вспоминать не стали. Видимо, товарищи Солонин, Букатин и Кульчицкий, которые в январе 1945 года хорошенько отпинали предложение Гавалова, не посчитали нужным вспоминать, чей проект был первым.
Галерея рендеров танки ЛТГ:
Список источников:
- ЦАМО РФ
- Архив И.Г. Желтова
источник: https://dzen.ru/a/ZA7vs8PPhk3uO04K