Юрий Пашолок. Помесь Universal Carrier и Carro Armato L 6
Camionette Cingolate C.V.P.5, попытка создать многоцелевую машину на базе легкого танка Carro Armato L 6
Иногда итальянское танкостроение выглядит немного странным, но если вы немного в теме, то очень многие процессы, которые там происходили, становятся понятными. Итальянцев не обошли стороной всякие смелые идеи, порой и сейчас выглядящие фантастикой, но общая ситуация выглядела разумно. Понимая, что самостоятельно свой танк сделать будет очень сложно, итальянцы обычно обращались к зарубежному опыту, а затем делали на его базе что-то своё. Логичное решение, причем такое практиковали многие. И если у целого ряда стран клоны Renault FT получались не очень, то у итальянцев получилось. И так получалось не раз. Особенно показательна история с танкеткой CV 33. Начав с лицензионного производства танкетки Carden-Loyd Mk.VI, дальше итальянцы создали оригинальную машину, ставшую едва ли не самой успешной в своём классе.
Изначальная концепция CV 33 (с 1938 года Carro Armato L 3) предполагала создание многоцелевой машины. То есть итальянцы хотели повторить концепцию танкетки Carden-Loyd, которая существовала в разных вариациях, включая и артиллерийский тягач. Но, по ряду причин, повторения пути не случилось. Итальянцы сконцентрировались на основной версии, то есть танкетке. В результате они и получили хорошую танкетку, прослужившую гораздо дольше английской. Также на этой же базе была создана огнеметная версия машины. Существовали и прицепы для CV 33, вместе с тем, на фоне специальных тягачей, создававшихся с использованием базы Carden-Loyd Mk.VI и ее потомков, выглядело это полумерой. Вероятнее всего, итальянцы понимали суть проблемы, но для них базовый вариант машины оказался приоритетным. И нельзя сказать, что они были неправы в данном вопросе.
В 1934 году Джузеппе Россини, возглавлявший танковую разработку Ansaldo, начал работу над легким танком, создававшимся как замена CV 33. В отличие от предшественника, ориентиром стала не танкетка, а 4-тонный танк Vickers-Carden-Loyd. То, что этот танк существовал в разных вариантах, включая и артиллерийский тягач, ни для кого секретом не являлось. Поэтому и 5-тонный танк Ansaldo (Carro d’Assalto Mod.36) довольно быстро стал обрастать вариациями. Первой из них оказался подвозчик боеприпасов. Правда, в связи с кризисом вокруг разработки базовой машины подвозчик боеприпасов так и остался опытной разработкой. Вместе с тем, идея осталась, и как только 5-тонный танк превратился в Carro Armato L 6, разговоры насчет спецмашины возобновились. Правда, теперь итальянские военные хотели что-то вроде Universal Carrier. Разработку аналога английской машины инициировали в мае 1941 года, после ознакомления с трофейными английскими пулеметовозами. Впрочем, у Ansaldo получилась машина, которая существенно отличалась от английской идеи. Про эту разработку, известную как Camionette Cingolate С.V.P.5, и пойдет речь.
Тонкий момент всего происходившего вокруг Camionette Cingolate C.V.P.5 связан с тем, что фактически работы по машине начались раньше мая 1941 года. Изначально Ansaldo работала над артиллерийским тягачом, который базировался на шасси Carro Armato L 6. Выглядел он примерно так же примитивно, как проект аналогичной машины на базе 5-тонного танка. На месте башни и подбашенной коробки организовывалось боевое отделение, более просторное, чем у базового танка. Теоретически это позволяло запихнуть внутрь 4 человек, для трактора или подвозчика боеприпасов достаточно. В 1940 году появился опытный образец, вполне возможно, что далее машина стала бы серийной, но потом итальянцы познакомились с Universal Carrier. Так появилось задание на слегка иную машину. Проблема в том, что Ansaldo уже работала над вполне определенной концепцией, под которую стала подгонять требования итальянских военных.
В результате у итальянских военных в декабре 1941 года было две новости — хорошая и плохая. Хорошая заключалась в том, что Ansaldo, в отличие от FIAT, смогла изготовить опытный образец своей машины, получившей обозначение Camionette Cingolate C.V.P.5. А вот плохая… Если Camionette Cingolate C.V.P.4 был однозначно итальянским прочтением Univrsal Carrier, то детище Ansaldo получилось оригинальной разработкой. Сходство с английской машиной читалось только в оформлении носовой части боевого отделения. В остальном же это была совсем другая машина. Как не странно, именно это и стало ключевой проблемой.
Для понимания сути проблем, следует более внимательно изучить задание на Camionette Cingolate. Итальянские военные хотели получить на выходе дешевую массовую машину, которая базировалась бы на автомобильных агрегатах. При этом речь шла об агрегатах массовых моделей. Всё это делалось с вполне логичным желанием получить аналог Universal Carrier, массовый, но с более широким спектром задач. Например, в них входило использование машины как тягача противотанковой артиллерии и подвозчика боеприпасов. С этим у Universal Carrier дела особо не клеились, поскольку кормовая часть имела ряд недочетов. Одним словом, требовался Universal Carrier на итальянских агрегатах и лишенный недостатков прародителя.
А теперь внимание, что же из себя представляла Camionette Cingolate С.V.P.5. Машина, с февраля 1942 года именовавшаяся также как Camionetta Ansaldo L 6, базировалась на шасси Carro Armato L 6. Это сразу означало, что про дешевые автомобильные агрегаты речи даже не идет. Нет, автомобильный мотор в машине прописался, вопрос какой. Туда воткнули SPA 6 C, дизельный 100-сильный мотор объемом 9,37 литров, который ставился на средний артиллерийский тягач FIAT-SPA TM 40. У базового танка и то мотор выглядел скромнее. Боевая масса машины составила 5,6 тонн, а скорость достигала 60 км/ч. То есть дешевой разработка Ansaldo не была ни разу. Не менее важно то, что внутри боевого отделения находилось 4 места, хотя по факту каталось скорее двое. Для понимания, у Universal Carrier ездило 2+4, то есть потенциально можно было получить места для расчета противотанковой пушки.
Вот этим и объясняется некоторая пауза, связанная с разработкой Camionette Cingolate C.V.P.5. Машина получилась, но слегка не та, что просили. Ansaldo изобрела чемодан без ручки, который вроде и жалко выбросить, и одновременно непонятно, что с ним делать. Самое главное, что это еще и вообще не Universal Carrier. Немного поразмыслив, C.S.M. дало указание машину переделать, установив более мощное вооружение. При этом стало понятно, что иначе, как в виде подвозчика боеприпасов, Camionette Cingolate C.V.P.5 использоваться не может. Уже этот факт резко снизил шансы запуска машины в серию.
Поступившая на испытания 2 февраля 1942 года переработанная машина еще больше отдалилась от концепции Universal Carrier по-итальянски. Вместо танкового пулемета Breda 38 в шаровой установке поставили крупнокалиберный пулемет Breda Model 31. Огневая мощь выросла, правда, зачем, не совсем понятно. Пулемет Breda 38 остался, но уже на зенитном вертлюге. В боевом отделении прописалась радиостанция R.F.3M. Вместо Universal Carrier получился ярко выраженный даже не артиллерийский тягач, а скорее подвозчик боеприпасов, также способный выполнять функции машины-разведчика. При этом подвозчик/разведчик дорогой. По этой причине дальнейшие испытания Camionetta Ansaldo L 6 приостановили.
Учитывая войну, которая в 1942 году явно складывалась для итальянцев не лучшим образом, зависшая ситуация с адаптацией Universal Carrier выглядела странно. Но только если смотреть на нее со стороны. Итальянским военным было очевидно, что лучше подождать, когда FIAT сделает свою машину, чем запускать в серию аппарат, явно не соответствующий требованиям. Дальнейшие события показали правильность такого решения. В декабре 1942 года, когда Camionette Cingolate C.V.P.4 вышел, наконец, на испытания, стало понятно — машина получилась. Да, на год позже срока, но тут иных вариантов не имелось. На фоне детища FIAT неведома зверюшка от Ansaldo выглядела немного бледно. Прежде всего это касалось боевых возможностей и экономической составляющей.
В феврале 1943 года итальянские военные приняли окончательное решение. Camionette Cingolate C.V.P.4 приняли на вооружение как Cingoletta 43, последовал заказ на 300 машин. Тем не менее, и для Camionette Cingolate C.V.P.5 тоже нашлось место. 19 февраля 1943 года было решено заказать те же 300 машин, но для совсем другой роли. Иного варианта использования, как скоростной подвозчик боеприпасов, не нашлось. Комичность ситуации в том, что на базе Carro Armato L 6 уже выпускался подвозчик боеприпасов — для истребителя танков Semovente Da 90/53. Он был и проще, и часть боекомплекта возил на себе, да и боевое отделение закрытое.
Можно сказать, что Camionette Cingolate C.V.P.5 повезло больше, чем Cingoletta 43. Если FIAT так и не успел запустить свою машину в серию, то SPA отгрузил, к лету 1943 года, партию из 12 подвозчиков боеприпасов. Все он ушли в моторизованный кавалерийский полк Cavalleggeri di Lucca. Всего в состав полка входило 24 самоходных артиллерийских установок Semovente Da 75/18. Половина из них как раз и получила в пару новые подвозчики боеприпасов. Использовались они вместе со специальными бронированными прицепами, выпускавшимися силами Viberti в Турине. Каждый такой прицеп вмещал 98 унитарных патрона к 75-мм орудию.
Дальнейшая судьба Camionette Cingolate C.V.P.5 покрыта мраком. После лета 1943 года никакой информации по машинам не поступала. Не было и попыток выпуска машины при немцах. Им оказались больше интересны танки, а еще лучше САУ, да и упомянутые подвозчики боеприпасов на базе Carro Armato L 6, уже при немцах, сдали в объеме 36 штук. Что же касается Camionette Cingolate C.V.P.5, то эта неведома зверушка была немцам нужна еще меньше, чем до того итальянцам. Машина интересная, но непонятно, зачем.
Список источников:
- Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002
- A Century of italian armored cars, Nicola Pignato, GMT, 2008
- tanks-encyclopedia.com/ww2-italy-camionette-cingolate-cvp-5-l40