Юрий Пашолок. Полугусеничная бронеплатформа для 37-мм автоматической зенитки
21
История опытной зенитной самоходной артиллерийской установки ЗИС-43
Одним из проблемных пунктов советской программы самоходной артиллерии оказались зенитные самоходные артиллерийские установки. Первые из них появились еще в начале 30-х годов, но каждый раз получались либо опытные машины, либо опытная серия из нескольких штук. Надо сказать, то похожая ситуация была почти по всему миру. К началу Второй мировой войны полноценный серийный выпуск ЗСУ смогли освоить только немцы. Это удалось благодаря наличию серийного выпуска полугусеничных тягачей. Они лучшим образом подходили для подобных разработок.
К началу июня 1941 года программа советской самоходной артиллерии предполагала, в том числе, и создание зенитных самоходных артиллерийских установок. Помимо зенитного танка на шасси Т-50, предполагалась легкая ЗСУ на базе шасси ГАЗ-62. После начала Великой Отечественной войны работы пошли по совсем иному направлению. За годы войны был создан целый ряд ЗСУ, некоторые из которых даже попали в серию. Впрочем, боевые машины специальной разработки так и остались опытными. Среди них оказалась и ЗИС-43, разработанная на Заводе им. Сталина в Москве.
Следует отметить, что в случае с ЗИС программа создания зенитной самоходной артиллерии имела наибольший успех. Дело в том, что в производстве имелся трехосный грузовой автомобиль ЗИС-6. Это шасси, путем небольших переделок, превращалось в платформу для установки 37-мм зенитной автоматической пушки 61-К. Изменения оказались не особо большими. Переделывалась грузовая платформа, ставились укладки для обойм от зенитного орудия, также ставилось устройство для отключения рессор, чтобы орудие меньше трясло во время стрельбы.
Следует отметить, что первоначально приоритетной платформой стал полноприводной грузовик ЗИС-36. Испытания стрельбой 61-К, установленных на ЗИС-36 и ЗИС-32, прошли на НИБТ Полигоне в период с 7 по 9 июля 1941 года. По их итогам лучшей платформой посчитали ЗИС-36, но машину уже забраковали как тягач, поэтому было предложено использовать полноприводной грузовик ЗИС-32. Но и он отсутствовал, выпуск полноприводного «захара» начался в сентябре 1941 года. В результате завод №4 уведомили еще в июле 1941 года, что временно будут поставляться шасси ЗИС-6. Сколько таких ЗСУ сделали, неизвестно, вряд ли больше нескольких десятков. Тем не менее, они вполне воевали, а один образец ныне можно видеть в Музее отечественной военной истории.
К 1942 году ситуация оказалась крайне тяжелой. ЗИС-6, в связи с началом выпуска ЗИС-32 и слабой проходимостью, перестали выпускать уже к октябрю 1941 года. Прекратился и выпуск ЗИС-32. За неимением ничего другого, проектирование шло по линии гусеничных шасси, но дальше опытных образцов дело не продвинулось. Между тем, 28 апреля 1942 года вышло постановление ГКО №1671с «О производстве полугусеничных автомашин ЗИС-42». Предполагалось, что первые ЗИС-42 сдадут в августе 1942 года, реально выпускать стали с октября. Машина была нужна, прежде всего, как артиллерийский тягач.
ЗСУ на данной базе изначально не планировалось. Этой темы нет в плане работ по Артиллерийскому Комитету ГАУ КА. Инициатором разработки стал И.А. Лихачев, директор ЗИС. Надо сказать, инициатива неожиданная, поскольку Лихачев обычно сторонился военной темы, опасаясь, что ЗИС превратят в танковый завод. Тем не менее, предложение о ЗСУ на базе ЗИС-42 пришло именно от него. Случилось это в первой половине ноября 1942 года, а 14 ноября поступили тактико-технические требования на «самоходную установку 37 мм зенитной пушки на вездеходе ЗИС-42». Согласно им, расчет орудия прикрывался спереди и сбоку броней толщиной 10 мм. Бронировалась и кабина, требования оказались те же, что и к истребителю танков ЗИС-41 на схожей базе. Боекомплект составлял не менее 320 патронов калибра 37 мм, а экипаж — 6 человек.
Отдельно в требованиях расписывалось по кабине ЗСУ. Уже имелся отрицательный опыт ЗИС-41, где водитель и пулеметчик работали в крайне стесненных условиях. Указывалось о необходимости проработки нормальных условий работы. Также указывалось и на необходимость проработки бронировки моторного отделения. Было необходимо сделать так, чтобы мотор не перегревался, а к нему имелся нормальный доступ.
На заводе тема ЗСУ получила индекс ЗИС-43. На сей раз это был индекс московского автозавода, а не Завода №92 им. Сталина (ЗИС-41 был их обозначением). Надо сказать, что завод с заданием по постройке опытного образца машины справился очень быстро. На Гороховецкий полигон ЗИС-43 прибыла уже к 15 декабря 1942 года. Для экономии времени и ресурсов кабину и бронировку зенитной установки изготовили из неброневой стали. Отчасти такая скорость объясняется тем, что на заводе №592 находился опытный образец ЗИС-41. Его можно было изучить и сделать аналогичную бронекабину.
Следует отметить, что ЗИС-43 не являлась простой переделкой ЗИС-41. Да, бронированные капсулы, защищающие кабину и моторное отделение, оказались похожи, но не более того. Судя по всему, в Москве услышали требования о необходимости улучшить условия работы экипажа. По крайней мере, на Горховецком АНИОП замечаний насчет посадки экипажа в кабине не последовало. Переделали и бронировку моторного отделения. Впрочем, как показали дальнейшие события, всё равно получилось «не очень». Отчасти это было связано с тем, что боевая масса ЗИС-43 составила 8750 кг. Это на 3,5 тонны больше, чем обычный ЗИС-42. Естественно, тепловой режим оказался далеким от идеала.
С точки зрения общей концепции ЗИС-43 мало чем отличалась от ЗСУ на базе ЗИС-6. Разница была лишь в шасси, а также в наличии бронировки зенитной установки. Экипаж составил не 6, а 8 человек. Боекомплект, в свою очередь, оказался меньше — 256 патронов вместо 320. На ЗИС понимали, что машина будет работать на повышенных оборотах мотора и постарались улучшить охлаждение мотора. Но испытания показали, что этого недостаточно. В ходе испытаний, которых проходили с 13 по 25 декабря 1942 года, машина перегревалась. Причем жар от двигателя проникал и в кабину, температура поднималась до 45-50 градусов. Можно представить, что было бы летом. Максимальная скорость движения составила 35 км/ч, а средняя скорость движения — 29 км/ч. Это сопоставимо с опытным образцом ЗСУ СУ-11 на гусеничном шасси.
Видя ситуацию, в ГБТУ КА 5 января 1943 года внесли своё предложение. Поскольку главной проблемой стал перегруз машины, «танкисты» выдвинули простую идею. Заключалась она в том, что бронирование с кабины и орудия требовалось снять. Получалась та же самая ЗСУ, что и на базе ЗИС-6, но с более высокой проходимостью. Судя по всему, такой вариант имел место, хотя снимков его не попадается. Что же касается опытного образца ЗИС-43, его весной 1943 года переделали обратно в ЗИС-42, сняв бронировку. Об этом в ГАУ КА узнали по факту. И нельзя сказать, что завод оказался неправ. Армии была нужна не перегревающаяся опытная ЗСУ, а тягач, прежде всего для 122-мм гаубиц М-30. Хотя ЗИС-42 таскали и зенитные орудия.
Список источников:
- ЦАМО РФ
источник: https://dzen.ru/a/ZD19AE1vQDOCRsh-