Юрий Пашолок. Полугусеничный истребитель танков в советском исполнении

19

История экспериментального истребителя танков ЗИС-41, разработанного КБ завода №92

Содержание:

В межвоенный период одной из популярных схем для боевых машин стала полугусеничная. По такой схеме нередко строились бронемашины, чем обеспечивалась высокая проходимость со скоростями, не сильно отличавшихся от автомобильных. Наиболее популярной она оказалась у французов, с учетом, откуда Адольф Кегресс, автор первых удачных полугусеничных машин, неудивительно. В 30-е годы появилось еще одно направление — полугусеничная самоходная артиллерия. Подобными машинами занимались немцы, хотя лучше всего самоходная полугусеничная артиллерия получилась у американцев.

ЗИС-41, единственный советский истребитель танков с круговым сектором обстрела, созданный во время Великой Отечественной войны

ЗИС-41, единственный советский истребитель танков с круговым сектором обстрела, созданный во время Великой Отечественной войны

В 1941-42 годах Красная Армия, подобно американцам, занималась вопросами самоходной артиллерией. Требовались, в том числе, и подвижные «самоходные лафеты». Несмотря на то, что серийно такие машины не выпускались, дело дошло до опытных образцов. Самым удачным среди них оказался ЗИС-41, работа по которой началась в 1941 году, а на испытания она вышла уже в 1942 году. Несмотря на то, что разработка получилась неудачной, она всё равно крайне интересна с точки зрения поиска оптимального шасси для легкой самоходной артиллерийской установки.

Альтернативная база для противотанковой пушки

О механизации 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2 в ГАУ КА задумались еще до начала Великой Отечественной войны. Еще в конце мая 1941 года появилась идея гусеничного истребителя танков на шасси танка Т-50. Орудие ЗИС-4, танковая версия ЗИС-2, должна была устанавливаться в башню кругового вращения. Работы по данной теме начали на заводе №174. Башенный истребитель танков получил индекс СУ-51. Впрочем, уже вскоре началась война, которая быстро перечеркнула довоенные планы. СУ-51 умерла, даже не родившись, в результате чего потребовалось срочно искать замену.

ЗИС-22М, эта машина послужила базой для новой САУ

ЗИС-22М, эта машина послужила базой для новой САУ

1 июля 1941 года нарком вооружения Д.Ф. Устинов инициировал разработку истребителей танков с использованием противотанковой пушки ЗИС-2. Исполнителем стало КБ завода №92, которое к 20 июля предложило два варианта «мобилизационного» истребителя танков. Первый, ЗИС-30, представлял собой установку пушки на шасси тягача «Комсомолец». Второй, ЗИС-31, предполагал установку орудия на шасси грузовика ГАЗ-ААА. Одобрили первую из разработок группы конструкторов во главе с П.Ф. Муравьёвым. Вместе с тем, шасси «Комсомольца» было компромиссным решением. Во-первых, выпуск этих тягачей прекращался с 1 августа 1941 года. Вместо них расширяли производство Т-40, готовясь к выпуску неплавающей версии танка — Т-30. Во-вторых, шасси «Комсомольца» было маловато для такой пушки. Перед стрельбой требовалось установить сошники, а боекомплект оказался маловат. Поэтому вскоре появилась идея использовать более подходящее шасси.

Работы по будущей ЗИС-41 начались во второй половине августа 1941 года

Работы по будущей ЗИС-41 начались во второй половине августа 1941 года

Таковое шасси нашлось в Москве. 1 августа 1941 года на НИБТ Полигоне закончились испытания полугусеничного грузового автомобиля ЗИС-22М. В отличие от предшественника, который получил в войсках прозвище «вездестой», ЗИС-22М показал себя более удачной машиной. Минусом был высокий расход топлива (беда полугусеничной схемы), но как артиллерийский тягач она оказалась лучше полноприводного грузовика ЗИС-36. Перед машиной замаячили перспективы серийного производства. Между тем, она была интересна не только как тягач. Полугусеничное шасси выглядело перспективной орудийной платформой. На это обратили внимание в ГАУ, а также на заводе №92. В результате 22 августа 1941 года были подписаны тактико-технические требования на «57 мм противотанковую самоходную установку на базе вездехода ЗИС-22М».

Еще до начала испытаний собирались заказать 24 таких САУ

Еще до начала испытаний собирались заказать 24 таких САУ

Существенным отличием от ЗИС-30 и ЗИС-31 становилось то, что орудие получало круговой сектор обстрела. Установка ЗИС-2 получила броневую защиту толщиной 8-10 мм не только спереди, но и с боков, а также отчасти сверху. Броню получала кабина, а также моторное отделение. Лобовая часть защищалась броней толщиной 15-18 мм, бортовая броня имела толщину 13-15 мм, крыша 8-9 мм, а днище 5-6 мм. Отдельно указывалось, что броневая защита не должна мешать обслуживанию машины. В лобовом листе кабины ставилась шаровая установка пулемета ДТ. При массе 6,5 тонн боекомплект составлял 100 унитаров. При необходимости допускалась установка откидных сошников. Также оговаривалось максимальное снижение высоты машины.

Машина получилась довольно низкой, особенно с учетом шасси

Машина получилась довольно низкой, особенно с учетом шасси

В сентябре 1941 года ЗИС-22М переименовали в ЗИС-42, для него нашлась дополнительная работа. Его планировали и как базу для системы залпового огня М-13. Но вскоре последовала частичная эвакуация ЗИС из Москвы, что существенно повлияло на судьбу машины. В связи с этим базой для М-13 утвердили быстроходный трактор СТЗ-5, а про полугусеничный истребитель танков временно забыли. Но работы не прекратились. Более того, именно в августе-сентябре 1941 года сформировался облик полугусеничной САУ, получившей индекс ЗИС-41. Следует отметить, что данный индекс принадлежал заводу №92 им. Сталина, а не Заводу им. Сталина в Москве. Это не единичный случай. Как тут не вспомнить индекс ЗИС-5, который не только грузовик, но и танковая пушка.

Кабина была понижена, также она была бронирована

Кабина была понижена, также она была бронирована

Вопреки информации о том, что ЗИС-41 построили еще осенью 1941 года, на самом деле это случилось никак не раньше 1 февраля 1942 года. По сути шасси ЗИС-22М было одно, а его осенью 1941 года пустили на изготовление опытного образца М-13 на данной базе. Только когда решили выпускать М-13 на шасси СТЗ-5, шасси ЗИС-22М стало вакантным. Интересно другое. В плане работ на начало 1942 года значилось, что завод №92 должен был изготовить 24 истребителя танков. Судя по цифрам, каждый обходился в 100000 рублей. Недешево, мягко говоря, это дороже легкого танка Т-70. В дальнейшей переписке, кстати говоря, указывается реальная стоимость изготовления опытного образца ЗИС-41. Проектирование (15239 рублей), переделка ЗИС-22М (28255 рублей), а также цена ЗИС-2 (11500 рублей) — это никак не 100000 рублей.

Сзади образовалась платформа. Вместо укладок появились ограждения, куда упирались снарядные ящики

Сзади образовалась платформа. Вместо укладок появились ограждения, куда упирались снарядные ящики

Изготовленный в начале 1942 года опытный образец ЗИС-41 мало чем отличался от тактико-технических требований августа 1941 года. Внешне САУ выглядела высокой, но это впечатление обманчиво. Высота линии огня составила 2080 мм, что не сильно больше немецких гусеничных истребителей танков семейства Marder. При этому у них никакого кругового сектора обстрела не имелось. Полная высота ЗИС-41 составляла 2440 мм, что ниже Marder. Боевая масса составила 7,5 тонн, что на тонну больше ТТТ. Но тут следует отметить, что составители требований явно не учитывали массу базового шасси. Опыт создания ЗИС-31 говорил о том, что лишняя масса составит 2,5 тонны, при массе ЗИС-22М 5 тонн получить 6,5 не удалось бы никак.

Орудийный щит, сбоку крепились сиденья, сверху имелась откидная секция

Орудийный щит, сбоку крепились сиденья, сверху имелась откидная секция

Получившаяся у завода №92 конструкция чем-то напоминала немецкие разработки, а именно истребитель танков 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8). Вряд ли его в Горьком видели, да и машина получилась более удачной. По крайней мере была она заметно ниже, легче, а расчет орудия более защищенным от вражеских пуль. Поскольку возможности разместить укладки на платформе не имелось, поступили несколько иначе. А именно сделали ограждения по периметру платформы, вдоль которого раскладывались снарядные ящики. Справедливости ради, иных вариантов удобно разместить боекомплект не имелось.

Тумба для установки качающейся части ЗИС-2

Тумба для установки качающейся части ЗИС-2

Сама платформа была деревянной, по ее центру разместилась тумба, на которую установили качающуся часть ЗИС-2. Развитый орудийный щит имел довольно интересную конструкцию. Во-первых, на боковинах разместили откидные сиденья для наводчика и заряжающего. Во-вторых, верхняя часть могла приподниматься, что было актуально в ходе интенсивной стрельбы. Таким образом упрощалась работа заряжающего, если он вел свою работу стоя. В целом проект получился довольно удачным, за одним исключением. Звалось оно «шасси». Было бы странно ждать, что из полугусеничного грузовика можно просто так взять, и сделать истребитель танков. Кроме того, от заказчика завод №92 получил явно завышенные требования. Прыгнуть выше головы не представлялось возможным, так что полученные результаты оказались предсказуемыми.

Не лучший артиллерийский тягач и не лучшая платформа для орудия

Программа испытаний ЗИС-41 была подписана 13 февраля 1942 года, но, по ряду причин, работы задержались. В качестве места испытаний был выбран филиал АНИОП, он же Гороховецкий АНИОП (район поселка Мулино). Туда программа испытаний и предписание Артиллерийского Комитета ГАУ КА прибыли 24 февраля, а ЗИС-41 поступила 13 марта. Подготовительные работы, в том числе и по вине полигона, закончились только 10 апреля, а испытания стрельбой начались 11 числа. Впрочем, они очень быстро завершились, паузу взяли до 25 мая.

Посадка водителя в ЗИС-41. Вместо тысячи слов

Посадка водителя в ЗИС-41. Вместо тысячи слов

Помимо собственно испытаний, на Гороховецком АНИОП шло изучение опытного образца САУ. Надо сказать, что в Мулино довольно щепетильно подходили к вопросу размещения экипажа, в том числе и в отделении управления. И вот тут к ЗИС-41 возникла целая масса вопросов. На самом-то деле вопрос скорее не к Грабину и его КБ. Им было изначально сказано, что в конструкцию шасси вносятся минимальные изменения. Тут скорее надо спрашивать заказчика, как он представлял себе размещение экипажа при старой схеме педального узла и низкой кабине.

Предложения Гороховецкого АНИОП

Предложения Гороховецкого АНИОП

Поскольку требовалось понизить кабину, сиденье уехало максимально вниз. Результатом стало то, что механик-водитель и пассажир сидели в крайне неудобной позе. Что-то похожее, лет за 10 до того, вытворял Дыренков на своих броневиках. Водить можно, но ноги торчат на уровне ушей. Специалисты Гороховецкого АНИОП указали на необходимость переделки кабины. Прежде всего это касалось переноса педалей вперед, тем самым посадка становилась более-менее сносной. Но тут завод №92, без ЗИС, ничего сделать не мог.

Посадка наводчика

Посадка наводчика

Не всё гладко оказалось и с размещением расчета. Причина та же — требование максимально снизить высоту. Расположение маховиков и прицела осталось штатным, но раньше-то наводчик размещался иначе. В результате сложилась ситуация, когда при прицеливании грудь наводчика ложилась на маховик поворотного механизма. При стрельбе наводчик отвлекался от прицеливания, нажимая на спуск. Полигон предлагал сделать кнопочный спуск на рукоятке поворотного механизма, а на прицел ставился налобник. Также критике подверглись сиденья. При стрельбе наводчика сносило, требовались сиденья вроде тех, что использовались на зенитных автоматических пушках (они неспроста имели форму ковшей).

Работа заряжающего

Работа заряжающего

Непосредственно испытания стрельбой проводились в период с 27 мая по 6 июня 1942 года. Попытки вести стрельбу с хода привели к закономерному результату. Из 60 выстрелов (6 серий по 10 выстрелов) попадание в цель удалось добиться только 3 раза. При этом в среднем на 10 выстрелов уходило 2-2,5 минуты, так себе результат. Предлагалось вести огонь с коротких остановок. Впрочем, та же проблема была и у других полугусеничных САУ. Чудес не бывает.

Огневые испытания

Огневые испытания

В общей сложности за время испытаний произвели 371 выстрел. Общее замечание заключалось в том, что у заряжающего отсутствовала укладка первой очереди. Рекомендовалось сделать ее на внутренней стороне щита. Что же касается остальной боеукладки, то иначе, как в снарядных ящиках, ее разместить оказалось некуда. Надо сказать, что разместить боезапас в 100 унитаров получалось, но при условии, что орудие стреляло в одну сторону. Также отмечалось, что при стрельбе вбок машину сильно шатало. Этот момент явно учитывали еще летом 1941 года, допуская возможность установки опускаемых сошников.

По их итогам Гороховецкий АНИОП составил большой список замечаний

По их итогам Гороховецкий АНИОП составил большой список замечаний

Несмотря на то, что высота линии огня была не запредельной, всё же она повлияла на кучность. При стрельбе САУ раскачивало, кучность, по сравнению с буксируемой ЗИС-2, посчитали неудовлетворительной. Также при стрельбе вылетающие из ствола пороховые газы разбивали фару, а также попадали в кабину. Полностью ЗИС-41 полигон не забраковал, но требовал внести целый ряд замечаний. При этом сама концепция быстроходного истребителя танков с круговым сектором обстрела выглядела заманчивой.

Первый этап ходовых испытаний, середина апреля 1942 года

Первый этап ходовых испытаний, середина апреля 1942 года

Проблема оказалась, впрочем, не только со стрельбой. Требования максимального снижение силуэта, а также необходимость бронировки кабины, сыграла свою роль и с точки зрения ходовых возможностей ЗИС-41. Если кратко, машина при езде перегревалась. Влияние оказало не только плохо проработанная система охлаждения, но и масса, на 2,5 тонны превысившая ЗИС-22М. Он и так, на определенных режимах, имел склонность к перегреву мотора, а тут дополнительные проблемы.

ЗИС-41 в качестве тягача гаубицы М-30

ЗИС-41 в качестве тягача гаубицы М-30

Проявились эти проблемы и в ходе специальных испытаний, которые проводились в период с 14 апреля по 27 апреля 1942 года. С ЗИС-41 временно сняли орудие и использовали как артиллерийский тягач. Инициаторами таких испытаний стали заместитель Наркома обороны генерал-полковник Н.Н. Воронов и начальник ГАУ КА генерал-полковник Н.Д. Яковлев. Причины прозаичны — необходимость иметь артиллерийский тягач, прежде всего для 122-мм гаубицы М-30. Наиболее активный этап испытаний проходил в период с 24 по 27 апреля 1942 года. За это время машина прошла 192 километра, из них 8 по снежной целине с лыжами на управляемых колесах, 145 по шоссе и еще 49 по бездорожью.

При полной загрузке

При полной загрузке

В ходе испытаний на платформу погрузили 40 снарядных ящиков М-30, полный расчет (в общей сложности 10 человек), сзади прицепили гаубицу и передок к ней. Фактическая нагрузка оказалась еще больше, чем у САУ. В таких условиях ЗИС-41 разгонялась до 37 км/ч по шоссе и до 12–30 км/ч на грязном проселке. На шоссе расход топлива составлял 50 литров на 100 км пути, при переходе на бездорожье он возрастал до 200 литров. Кроме того, как уже говорилось выше, машина перегревалась. Неслучайно уже 26 апреля на испытания вышел ЗИС-22 (не М) с той же нагрузкой, который показал себя лучше. Выбор пал на небронированную версию, которую пустили в серию как ЗИС-42.

Быстро стало понятно, что лучше использовать небронированную версию машины

Быстро стало понятно, что лучше использовать небронированную версию машины

В октябре 1942 года ЗИС-41 отправили на завод №592 НКВ, где, кстати, весной 1942 года предлагали бронированные грузовики. Но к тому моменту он был занят СГ-122. В плане на 1943 год числилась некая «57-мм противотанковая пушка с круговым обстрелом». Исполнителем работ значился завод №235 (г. Воткинск), что автоматически означало смерть проекта. Не говоря уже о том, что база была новая, с максимальной скоростью 75 км/ч. Такого шасси попросту не имелось, посему в 1943 году тема благополучно померла. А потом появилась GMC T48…

Список источников

      1. ЦАМО РФ

источник: https://dzen.ru/a/ZDxIQ4eAvVVyeYX-

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account