Юрий Пашолок. Первый серийный ИС

18

Юрий Пашолок. Первый серийный ИС

История ИС-85, первого серийного тяжелого танка семейства ИС

Содержание:

То, что во время большой войны вооружение и военная техника довольно быстро устаревают, не является секретом. В полной мере это касалось советских тяжелых танков. Уже во второй половине 1942 года, когда на фронте появились новые немецкие танковые, самоходные и противотанковые пушки калибра 75 мм, броня КВ-1 стала уже не столь надежной. Не говоря о том, что броню пришлось «срезать», поскольку танк перегрузили. В серию пошел КВ-1с, который продержался на конвейере год. Этот танк стал временной мерой: летом 1943 года на испытания вышли новые танки, два из которых были запущены в серийное производства. Самое интересное, что оба этих танка также стали временным решением.

ИС-85 выпуска ноября 1943 года на гарантийных испытаниях

ИС-85 выпуска ноября 1943 года на гарантийных испытаниях

4 сентября 1943 года на вооружение Красной Армии был принят тяжелый танк ИС-85 (ИС-1). Он оказался первым танком семейства ИС, который стал серийным изделием. По иронии судьбы, танк стал таким же промежуточным решением, как и КВ-85, которого он сменил в производстве. Более того, ИС-85 выпустили еще меньше, чем КВ-85. Тем не менее, данный танк оказался важной вехой советского танкостроения. Кроме того, в боевых условиях он оказался более успешным, чем его предшественник.

Три беспокойных месяца

Может показаться немного странным, зачем надо было в принципе запускать в серию КВ-85. То, что база КВ-1с не является перспективной, секретом не было. Как и то, что любая попытка модернизации приводила к неизбежному росту массы на несколько тонн. Объект 239 лишний раз подтвердил эту простую истину. Боевая масса 46 тонн соответствовала КВ-1 выпуска первой половины 1941 года, при меньшей толщине брони бортов и кормы корпуса. На этом фоне более логичным выглядел переход сразу на Объект 237, тем более что вышел он на испытания одновременно с Объектом 239.

Текст постановления ГКО 4043 прямо говорило о том, что ИС-85, как и КВ-85, был скорее временным решением. Ожидался танк с более мощной системой, которую, впрочем, еще предстояло создать

Текст постановления ГКО 4043 прямо говорило о том, что ИС-85, как и КВ-85, был скорее временным решением. Ожидался танк с более мощной системой, которую, впрочем, еще предстояло создать

Главной причиной, почему всё же запустили в серию КВ-85, стало время. Дело в том, что в случае с Объектом 239 требовалось минимально переделанное шасси КВ-1с, а также новая башня с вооружением. В случае же с Объектом 237 даже двигатель был уже немного другим (В2-ИС имел эксплуатационную мощность 520 лошадиных сил). Всё это требовало времени на освоение, а вот его как раз и не имелось. Тем более что основной продукцией ЧКЗ в тот момент являлись не тяжелые танки, а Т-34. Поэтому первым в серию запустили промежуточный танк, который далее менялся на принципиально новый ИС-85.

Сборка ИС-85 на ЧКЗ

Сборка ИС-85 на ЧКЗ

Дальнейшие события показали правильность данного решения. По башне Объект 237 и Объект 239 были унифицированы, что позволило оградить новый танк от ряда болячек, вылезших в ходе производства КВ-85. Только по башне и установке вооружения в августе 1943 года набралось 9 пунктов недочетов. Пришлось разбираться и с темпами поставок орудий Д-5Т-85 заводом №9. Уже это сэкономило немало нервов в ходе запуска производства ИС-85, который получал уже частично отработанную башню.

Корпус серийного танка отличался от Объекта 237

Корпус серийного танка отличался от Объекта 237

Ирония постановления ГКО №4043 от 4 сентября 1943 года, которое подарило ИС-85 путевку в жизнь, заключалась в том, что оно же запустило для танка обратный отсчет. Через полтора месяца после запуска танка в серию предполагалось закончить испытания его нового варианта, со 122-мм пушкой Д-25Т. Это означало, что ИС-85 будет в серии недолго. Связана такая ситуация оказалась с тем, что опыт изучения боевых действий на Курской дуге однозначно говорил об одном — требуется более мощное орудие. Впрочем, внедрять новый танк оказывалось не такой проблемой, поскольку речь шла о доработке башни и установке в нее нового орудия.

Серийный ИС-85

Серийный ИС-85

В любом случае, для ЧКЗ и заводов-смежников закипела работа. Если раньше башенные погоны диаметра 1800 мм поставлял Новотагильский Металлургический Комбинат, то теперь их осваивал завод №200, для него изготовляли станочное оборудование. Также завод №200 готовился к изготовлению корпусов, в которых довольно большой процент деталей стал литым. И вот с этим проблемы начались еще до запуска в серию ИС-85. В башнях завода №200 стали обнаруживаться трещины, которые пришлось заваривать.

Наличие габаритных фонарей говорило о том, что это не Объект 237

Наличие габаритных фонарей говорило о том, что это не Объект 237

Впрочем, перед запуском ИС-85 в серию требовалось внести улучшения, которые потребовались по итогам испытаний. Можно сказать, что речь шла о большой и малой модернизации. Большая модернизация подразумевала установку более мощного двигателя. Работы по данной теме проводились, но по факту нового мотора не дождался ни ИС-85, ни его потомки. Всего же набралось 19 пунктов, требовавших улучшения. Правда, на совещании, которое прошло 19 сентября 1944 года, число вводимых сразу улучшений сократилось до 2. Еще 12 изменений планировалось вводить с 1 декабря 1943 года (как указывалось, на танках 2-й серии), но от части из них отказались. Например, от идеи установки передних брызговиков по типу Valentine. Выяснилось, что такие брызговики в ходе эксплуатации рвутся.

Продольный разрез ИС-85

Продольный разрез ИС-85

В любом случае, серийный ИС-85 имел принципиальные изменения конструкции, по которым его можно легко отличить от Объекта 237. Особенно это касалось кормовой части корпуса. Выхлопные патрубки по типу Т-34 признали неудачными, их заменили на более простую и менее выступающую конструкцию. Несколько изменилась и кормовая плита. Несложно отличить танк и спереди, по смотровым приборам механика-водителя. Смотровой лючок немного сдвинули вверх, переделали установку перископических смотровых приборов. По бортам подбашенной коробки появились габаритные фонари ОСЛ-Т. Несколько изменился состав шанцевого инструмента и размещение ящиков ЗИП. Запасные траки перенесли на нижний кормовой лист. Вообще их число хотели увеличить до 10 штук, из них часть крепилось на нижний лобовой лист корпуса, но это нововведение ИС-85 не коснулось.

Смотровые приборы механика-водителя переделали по итогам испытаний

Смотровые приборы механика-водителя переделали по итогам испытаний

За счет того, что завод №200 заблаговременно начал изготовление корпусов и башен, выпуск ИС-85 начался еще в конце октября 1943 года. Официально старт производства намечался на ноябрь, но первые 2 танка сдали в октябре. Казалось бы, начали с низкого старта, но вот дальше начались проблемы. Причем ситуация с КВ-85 повторилась. 25 танков первой серии, которые сдавались в ноябре, собирали по обходным технологиям. Чтобы упростить задачу, первые 10 танков собирались при участии рабочих, которые ранее занимались сборкой Объектов 237. Темп сдачи оказался далеким от идеала, достаточно сказать, что к 20 ноября сдали 7 танков. Как обычно, план закрыли в последний день, но не без проблем. Из 25 танков сдаточный пробег прошли 14, остальные потребовали доделок.

Несколько изменился ЗИП

Несколько изменился ЗИП

В ходе сборки выяснилось, что в чертежах имелись ошибки, которые приходилось исправлять по ходу производства. Всего за ноябрь 1943 года правки внесли в более чем 200 чертежей. Первые же пробеги выявили серьёзный конструктивный дефект. Правая гусеница задевала фланец кронштейна первого балансира, что приводило к деформации траков. Также выявились проблемы с сепараторами подшипников планетарного механизма поворота. Этот дефект был обнаружен в конце ноября, из-за него пришлось временно прекратить приёмку танков и менять подшипники. Не говоря о том, что текущая конструкция траков обладала невысоким ресурсом. Предлагалось отказаться от чередования рабочих и половинчатых траков, но они никуда не делись. Проблему решали по мере возможности.

Больше всего отличий было по корме

Больше всего отличий было по корме

Как уже говорилось выше, часть проблем с вооружением и башней удалось решить на КВ-85, но всё же не до конца. Например, колпак перископического прицела перекрывал обзор из командирской башенки вперед. Имелись проблемы и по корпусному производству. Тем не менее, за ноябрь 1943 года завод №200 сдал 60 комплектов корпусов и башен. Из этого числа 58 комплектов изготовили из стали средней твердости 42с. Также по заданию НКТП было заложено 5 корпусов и башен из стали высокой твёрдости 52с, из них за ноябрь удалось сдать 2. На декабрь было запланировано ещё 10 таких корпусов. Также стоит отметить, что на ЧКЗ ответственно подошли к заданию по выпуску нового танка. К моменту запуска ИС-85 в серию сборочные цеха МХ-2 и МХ-3 оказались полностью переоборудованы. Отрабатывался метод линейно-поточного производства. Да и в целом, драма с новым танком оказалась не такой, как в случае с КВ-85.

"Бывалый" ИС-85

«Бывалый» ИС-85

Согласно постановлению ГКО №4043, в декабре 1943 года ЧКЗ должен был сдать 75 ИС-85. Но к тому моменту на вооружение Красной Армии приняли Объект 240, в серии он стал именоваться ИС-122. Поэтому 35 танков декабрьского выпуска оказалось ИС-122 (ИС-2). Заводу №200 это добавило работы, а для ИС-85 наступил обратный отсчет. Чехарда снова ударила по качеству: из 40 сданных танков сдаточный пробег прошло 17, остальные доводили дополнительно. На этом выпуск ИС-85 должен был прекратиться, но поскольку имелся задел из 40 башен, в январе 1944 года сдали еще 40 танков. Последний ИС-85 (ИС-1) сдали 24 января, итого 107 танков за 3 месяца.

На этом танке стояли только цельные траки, без половинчатых

На этом танке стояли только цельные траки, без половинчатых

ЧКЗ можно только посочувствовать. За 1943 год в Челябинске выпускали 4 типа тяжелых танков и 2 типа тяжелых САУ. Такой чехарды не испытывал ни один другой завод в мире. С другой стороны, итоговый результат того стоил. Спустя менее чем полгода после Курской Дуги в серию пошел ИС-122, в котором учли полученный опыт. Да и ИС-85, как показала практика, оказался совсем не бесполезной тратой времени.

Долгоиграющий дебютант

Обычно у «промежуточных» танков судьба не самая лучшая. В этом смысле показательна боевая карьера КВ-85, которому не повезло попасть в самое пекло сражений конца 1943 — начала 1944 года. В результате значительная часть этих танков погибла уже вскоре после того, как они попали на фронт, а далее их появление носило скорее эпизодический характер.

Всего изготовили 107 ИС-85

Всего изготовили 107 ИС-85

ИС-85 в этом смысле повезло гораздо больше. Во-первых, танк с самого начала не был обделен вниманием, поскольку он являлся принципиально новой разработкой. Естественно, на самом верху был интерес, как новый танк проявит себя в бою. Во-вторых, по ряду параметров, включая и броневую защиту, ИС-85 однозначно превосходил предшественника. В-третьих, ему повезло со временем дебюта. К февралю 1944 года, когда первые серийные ИС-ы вступили в бой, ситуация на фронте изменилась.

Место боевого дебюта ИС-85

Место боевого дебюта ИС-85

Свою роль сыграл тот факт, что проблема со сдачей танков сдвинула сроки их отправки в войска. Первый эшелон уехал с ЧКЗ только 23 декабря 1943 года. Всего ИС-85 попали на вооружение четырех гвардейских танковый полков — 1-го, 8-го, 13-го и 58-го. С февраля 1944 года (как раз к этому времени танки отправились на фронт) был изменен штат № 010/460, полки стали именоваться гвардейскими тяжелыми танковыми полками прорыва (Гв.ТТП). Сам состав почти не изменился: всего в полку был 21 танк (командирский и 4 роты по 5 танков в каждой). Также добавился броневик БА-64 и 3 бронетранспортера Universal Carrier. Тогда же танк всё чаще стали именовать ИС-1. За ним этот индекс так и закрепился.

Лобовая броня выдержала попадания 88-мм снарядов

Лобовая броня выдержала попадания 88-мм снарядов

Как уже говорилось выше, боевой дебют ИС-85 вызывал большой интерес. В качестве подопечных был выбран 13-й Гв.ТТП, который направился на фрон 10 февраля 1944 года. Сопровождающим к нему выделили инженер-майора А.И. Шамина, старшего помощника начальника испытательного отдела НИБТ Полигона(Кубинка). Также к полку прикрепили мастера Москаленко с ЧКЗ. С его стороны шла помощь по матчасти, а Шамин занимался, в том числе, подготовкой личного состава.

А вот снаряды орудия "Пантеры" оказались сильнее брони нового танка

А вот снаряды орудия «Пантеры» оказались сильнее брони нового танка

Как это часто бывает у принципиально новых танков, стали вылезать различные «болячки». Еще до отправки на фронт пришлось заменить 2 коробки передач, также вылезали проблемы и на фронте. Из 21 танка до района сосредоточения не добралось 5 машин, у них выявились различные неполадки, в основном связанные с моторно-трансмиссионной группой. Впрочем, главная проблема оказалась отнюдь не технической.

Броневая защита орудийной установки оказалась недостаточной

Броневая защита орудийной установки оказалась недостаточной

Одним из основных заблуждений в случае с танками, особенно тяжелыми, являлся принцип «броня есть — иди танкуй!». Да-да, это не только в компьютерных играх было подобное. В случае с ИС-85 их ожидаемо погнали в атаку, случилось это 19 февраля 1944 года. Рота тяжелых танков поддерживала атаку Т-34 из состава 109-й танковой бригады. Результатом стало то, что атака на Лисянку превратилась в расстрел новых танков. ИС-85 попали в засаду, где находились «Пантеры». Итогом стало то, что 2 танка сгорело, 3 подбили.

В ходе боёв за Умань, март 1944 года

В ходе боёв за Умань, март 1944 года

То, что на дистанции 600-800 метров орудие «Пантеры» смогло пробить лобовую броню ИС-85, удивляться не стоит. Дело в том, что броневая защита прорабатывалась с учетом 88-мм пушки KwK 36 L/56, а 7,5 cm KwK 42 L/70 имела более высокие характеристики бронепробития. Впрочем, выяснились и проблемные места. Во-первых, ступенчатая форма лба корпуса снижала защиту. Во-вторых, съемная неподвижная бронировка орудийной установки оказалась слабовата. Шамин подверг эти детали критике, с этого начались работы по модернизации ИС.

Один ИС-1 был в 71-м Гв.ТТП, лето 1944 года

Один ИС-1 был в 71-м Гв.ТТП, лето 1944 года

Вместе с тем, нельзя сказать, что дебют ИС-85 оказался провальным. Да, машины 13-го Гв.ТТП страдали от различных технических неисправностей. Но безвозвратные потери составили всего 2 танка, те самые, что сожгли в первом бою. Кроме того, попадания 88-мм снарядов в лобовую часть корпуса со средних дистанций танк выдерживал. Да и соседи, например, 8-й Гв.ТТП, действовали более успешно.

Танки из состава 1-го Гв.ТТП

Танки из состава 1-го Гв.ТТП

Наиболее массово ИС-85 применялись в частях, куда они попали изначально, в феврале-марте 1944 года. Далее полки стали получать ИС-2, а более старые танки перераспределяли по другим частям. Впрочем, это совсем не означало, что дебют ИС-85 ограничился зимой-весной 1944 года. В 1-м Гв.ТТП ИС-1 продолжали массово использоваться летом-осенью 1944 года. Также ИС-1 воевали в составе 1-й гвардейской танковой бригады. В составе 1-го Украинского фронта, по состоянию на 16 февраля 1945 года, всё еще числилось 10 таких танков.

ИС-1 на параде в Киеве, послевоенный период

ИС-1 на параде в Киеве, послевоенный период

Самое интересное другое. Если вскоре после окончания Великой Отечественной войны оставшиеся КВ-1, КВ-1с и КВ-85 быстро списали, ИС-1 продолжали числиться и даже проходить модернизацию. По состоянию на конец 1950 года таких танков числилось аж 53 штуки, то есть половина от выпуска. Завидная живучесть для «дебютанта». Увы, далее судьба ИС-1 не пощадила. Ни одного танка данного типа до наших дней не сохранилось. В любом случае, лишним он точно не стал. ИС-1 проложил дорогу ИС-2, лучшему советскому тяжелому танку Великой Отечественной войны, чья служба продолжалась до 90-х годов.

Автор благодарит Игоря Желтова (г. Москва), Алексея Макарова (г. Москва) и Кирилла Кокшарова (г. Челябинск) за помощь в подготовке данного материала.

Список источников

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАЭ
      3. РГАСПИ
      4. Архив Игоря Желтова
      5. Архив ЧТЗ

источник: https://dzen.ru/a/ZaqdZbbeNEMYGMoG

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account