История Medium Tank M4A1 первых производственных серий
За 1939-41 год американская танковая промышленность совершила гигантский скачок. Случилось это не на пустом месте. Вопреки распространенному мнению, что американцы к войне были совершенно не готовы, на самом деле всё упиралось в банальное отсутствие средств. Такие маленькие серии танков — прямой результат куцых бюджетов. При этом нельзя сказать, что голодный паёк был столь и неправильным. Во-первых, само понятие «американская танковая промышленность» появилось в 1940 году, до того, выпуском танков занимался арсенал Рок-Айленд. А его возможности были ограничены. Во-вторых, понаделать тысячу бронетараканов, как это сделали англичане — так себе заявка на успех. Для учебных целей тех 442 легких танков, что были построены в 1935-38 годах, вполне хватало. Да и, пардон, чуть больше 450 танков (включая средние T4/T4E1) — это для 30-х годов совсем не мало. За вторую половину 30-х годов американцы отработали платформы для легких и средних танков, более-менее они устаканились как раз в 1939 году. Поэтому столь мощный рывок, особенно со средними танками, имеет вполне логичное объяснение и нисколько не должен удивлять. Никого же не удивляет, что Pz.Kpfw.III, с которым корячились больше 3 лет, в 1940 году выпустили тиражом в 862 штуки?
На тот момент американское танкостроение весьма оперативно реагировало на изменения, наблюдавшиеся в мире. Одним из наиболее ярких примеров такой реакции была ситуация вокруг средних танков. В 1940 году предполагался массовый выпуск Medium Tank M2A1, но в мае того же года стало очевидно — танк устарел. 13 июня 1940 года Комитет по Вооружениям утвердил спецификацию на средний танк с 75-мм пушкой в качестве основного вооружения. Уже 11 июля на вооружение американской армии был принят Medium Tank M3. На тот момент машина еще не полностью сформировалась, а в металле ее построили и вовсе в 1941 году. Такой риск оказался вполне типичной ситуацией в то время. Сам Medium Tank M3 был временным решением. 31 августа 1940 года появилась спецификация на средний танк с 75-мм пушкой в башне. Облик машины, получившей индекс Medium Tank T6, стал формироваться с начала 1941 года. Реально же эту машину построили к концу августа 1941 года, при этом ее характеристики оказались на уровне лучших средних танков того периода.
5 сентября 1941 года Комитет по Вооружениям стандартизировал Medium Tank T6 как Medium Tank M4. В перспективе он должен была сменить Medium Tank M3 на сборочных линиях. Вместе с тем, процесс освоения M4 оказался совсем не таким быстрым, как можно предположить. Помимо того, что машина дорабатывалась, осенью 1941 года конвейер по выпуску Medium Tank M3 заработал в полную силу. Поэтому и M4 запускался в серию неспешно. Больше того, на танке исходной конструкции индекс M4 продержался недолго. Дело в том, что танки со сварными корпусами получили высший приоритет. Поэтому 11 декабря 1941 года индекс M4 получил образец со сварным корпусом. Позже это привело к бардаку: новый M4 стал далеко не первым образцом, который освоили в серии. Первыми же серийными машинами стали танки, которые получили обозначение Medium Tank M4A1. В феврале исполняется 80 лет с момента, как сдали первые такие танки. Об этих, первых «Шерманах», и пойдет речь.
Может показаться, что такой длинный промежуток между стандартизацией танка и запуском его в серию неоправданно большой. Но на самом деле нет. Medium Tank T6 во многом был демонстратором, на почти неизменном шасси Medium Tank M3. Между тем, испытания T6 выявили ряд недостатков, а у военных появились дополнительные требования. В результате шасси начало видоизменяться, поскольку масса танка стала расти. Причем нормальный такой рост — до 30 тонн, то есть на 3 тонны больше исходного танка. При таком положении дел ходовую часть пришлось намного дорабатывать. Прежде всего это касалось траков, которые расширили с 406 до 421 мм. Кстати говоря, в дальнейшем M3 также получил более широкие траки, поскольку удельное давление на грунт было чересчур большим. У серийного M4 (M4A1) оно и вовсе стало чрезмерным — 0,96 кг/см2. Тут, правда, грустно засмеялись немецкие средние танки, прежде всего Pz.Kpfw.III. Там удельное давление к 1941 году достигло 1 кг/см2.
Куда больше изменений, впрочем, стали вносить в конструкцию верхней части корпуса. Поначалу, судя по всему, по поводу боковых эвакуационных люков колебались. Поэтому на самом первом серийном Medium Tank M4A1 изначально люки планировались, но далее их просто обозначили. Не исключено, что в Департамента Вооружений сидела некая умная голова, которая и продвигала эту «умную» идею. Потому как после T6 уже и так очевидной становилась глупость затеи. Да и какой смысл, если из боевого отделения в отделение управления толком не пробраться, а у помощника механика-водителя появился свой люк. Также в корпусе, справа от помощника механика-водителя, появился вентилятор. Переделали и кормовую часть корпуса, особенно надмоторную плиту. Теперь она была лучше защищена от флангового огня.
Переделке подверглась и башня, причем часть изменений внесли еще в ходе доработки Medium Tank T6. Это касалось появления башенных рымов и вентилятора на крыше. Вместе с тем, дополнительных доработок по башне хватало. Это касалось, в том числе, и обзорности с места заряжающего. То, что ему вообще нужен люк, не могли догадаться почти 2 года, но перископический прибор кругового вращения он всё же получил. Кроме того, переработке подверглась орудийная установка T48. Появилась дополнительная, внешняя бронировка орудийной системы. В таком виде ее стандартизировали как Combination Gun Mount M34.
Дополнительным тормозом стала организация производства танка. Не стоит думать, что все перечисленные изменения проводились почти полгода. Важным вопросом было то, что Детройтский танковый арсенал, Baldwin Locomotive Works и другие заводы уже исполняли контракты по выпуску не только Medium Tank M3, но и General Grant I. Поэтому выбирать для освоения танка пришлось те заводы, которые либо еще не успели в полной мере запустить выпуск семейства M3, либо только готовились к этому. Идеальной кандидатурой стал Lima Locomotive Works, Inc. В 1941 паровозостроители стали возводить новые корпуса как раз под строительство танков, для начала по 50 штук в месяц. Предполагалось, что строить будут General Grant I, но осенью 1941 года исходный контракт стали переигрывать. С ноября вместо «англичанина» начали готовить выпуск M4A1, подрядчиком по литым корпусным деталям стала Continental Roll & Steel Company. Хитрость момента была в том, что контракт официально оставался «английским». То есть действовал контракт T-4154 на выпуск 400 танков, причем по нему танки имели WD-номера.
Сам контракт был разбит на 3 части. Первые 28 машин с WD-номерами T-25189-T-25216 строились как установочная партия. В ее рамках и построили единственный танк, имевший намек на боковые люки в бортах. Речь идет о самом первом Medium Tank M4A1. Хотя, если быть более корректным, то именно этот танк не являлся Medium Tank M4A1. Еще 2 января 1942 года была введена обновленная система обозначений. Согласно ей, стандартизированный Medium Tank T6 обозначался как General Sherman I. Уже позже, когда стало понятно по поводу «сериала» с корпусами и башнями, индекс переиграли сначала в General Sherman II, а потом просто в Sherman II. Но, в любом случае, самые первые серийные M4A1, по крайней мере выпуска Lima Locomotive Works, Inc., были именно «Шерманами».
По большому счету, танки первой производственной партии были тестовыми образцами. Это касалось и самого первого танка, T-25189, который уехал на ресурсные испытания, и второй серийной машины. Причем вторая машина, T-25190, жива до сих пор. На машину поставили бронзовую табличку Michael и торжественно увезли в Англию. Это была дань уважения по отношению к Майклу Дьюару, главе Британской военной миссии в США. В дальнейшем этот танк неоднократно переделывался, например, ему поставили более мощное орудие. Ныне он является одним из экспонатов Танкового музея в Бовингтоне.
Танки, выпущенные Lima Locomotive Works в феврале 1942 года, стали единственными, которые получили 75-мм орудие M2. Во всё том же феврале на Medium Tank T6 установили опытный образец 75-мм орудия M3, имевшего более длинный ствол. Успешные испытания стали отмашкой к установке данных орудий на M4A1. Уже с марта все танки получали данные систем.
Тогда же к производству присоединился второй завод — Pressed Steel Car Company. На самом деле вагоностроители из Питтсбурга стали готовиться к выпуску танка примерно тогда же — с ноября 1941 года. Но у них ситуация оказалась сложнее. Pressed Steel уже выпускал General Grant I, причем началось это еще с августа 1941 года. Всего контракт A-1795 подразумевал выпуск 501 танка. Поэтому контракт T-3017 на 900 танков семейства M4 пришлось выполнять с задержкой. Первые 8 танков (в иных источниках 6) завод сдал в марте 1942 года, далее выпуск стал наращиваться.
Как и в случае с танками производства Lima Locomotive Works, машины выпуска Pressed Steel первых выпусков являлись скорее текстовыми образцами. При этом танки обоих производителей попади в ситуацию «но был задел». 5 марта 1942 года было решено отказаться от двух курсовых пулеметов в верхнем лобовом листе корпуса. Они выглядели явным атавизмом, тем более особо попасть из них было некуда (это, кстати, объясняет, почему пропали пулеметы в полках у Light Tank M3A1).
Но одно дело запись в формуляре, а совсем иное реальная жизнь. И в апреле, и даже в мае 1942 года заводы в Лиме и Питтсбурге продолжали ставить пулеметы. А всё потому, что корпусов с ними сделали явно больше. Та же ситуация была и с башнями. Первый тип башни, D50878, выпускался по апрель 1942 года, но сколько она еще ставилась, вопрос. С апреля 1942 года стала выпускаться башня с тем же номером, но иной конструкцией бронировки перископического прицела. По факту бронировки не стало, появился проём, как у обычного перископа. Но, опять же, совсем не стоит удивляться, если старые башни попадались и в мае.
Теоретически была дана команда в дальнейшем амбразуры под пулеметы заваривать, такие машины вполне попадаются. Тем не менее, даже Pacific Car & Foundry, где сборка M4A1 началась с апреля 1942 года (первый танк официально сдали в мае), имел корпуса с амбразурами под пулеметы. Так или иначе, но наберется танков с курсовыми пулеметами где-то под сотню точно. Впрочем, подавляющее их большинство (в исходной конфигурации) на поле боя так и не попало. Их уделом стали учебные части. Нет, не потому, что танки были плохими. Просто уже пошел поток доработанных машин, в таком объеме, что не имелось никакого смысла отправлять первенцев воевать.
Так, впрочем, случилось не со всеми этими танками. В Домпэре, Франция, стоит очень ранний танк выпуска Lima Locomotive Works. В нем очень сложно узнать танк первой установочной партии. Пулеметные порты заварены, на бортах корпуса и башни дополнительная броневая защита. Машина прилично повоевала. Не стоит удивляться, что часть ранних машин имела похожую судьбу. Что же касается танков в оригинальной конфигурации, то единственным таким M4A1 является уже упомянутый Michael. Остальные передали, либо они уже исчезли в вихре времен. Так или иначе, но свою роль они сыграли. Американцы, а затем и англичане получили танк, который уже ничем не уступал лучшим зарубежным образцам. История его в начале 1942 года только начиналась.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- Son of the Sherman Vol 1: the Sherman, Design and Development, Patrick Stansell, Kurt Laughlin, The Ampersand Group, 2013
- the.shadock.free.fr/sherman_minutia
- Фотоархив автора
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/pervyi-iz-seriinyh-shermanov-61f3ea39d79e1717b8fbf110?&