После окончания Второй мировой войны Чехословакия, снова появившаяся на карте мира, стала вовсю использовать «немецкое наследство». Правда, по большей части реализовать она его не смогла. Да, были истребители танков G-13, но всё это было оставшимся после Германии заделом, который потихоньку реализовывали. А вот что касается использования немецких наработок, то по наземной технике дела обстояли так себе. Попытки сделать чехословацкие аналоги немецких машин потерпели, по большей части, неудачу.
Но был и успех. Во время войны Tatra выпускала полугусеничный тягач schwerer Wehrmachtsschlepper, а Škoda — полугусеничный тягач Sd.Kfz.11. Этот опыт в первой половине 50-х годов реализовали в виде бронетранспортера OT-810. В войсках он получил прозвище «Месть Гитлера», хотя машина получилась даже получше прототипа. Дизельный мотор Tatra был более тяговитый, а переход на цельнометаллические гусеничные ленты облегчил эксплуатацию. Хотя тот факт, что это был последний полугусеничный БТР, говорит о многом.
Надо сказать, что к финальному виду OT-810 пришел не сразу. Первый опытный образец, 660 201, имел еще немецкие гусеничные ленты, менее мощный мотор Tatra T-912 и ряд других отличий. Появился он в 1955 году, испытывался в СССР. Внезапно обнаружились фото первого из 810-х. Отличается он от серийной машины довольно сильно.
Шасси 660 201.
Второй образец, показано, как осуществляется доступ к мотору.
Внутри.
Тот самый 660 201, общие виды.
Испытания.
«Месть Гитлера».
https://bobrahakl.rajce.idnes.cz/TATRA_OT_810_PROTOTYP
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/14077258.html