Ретро-парад «Под знаменем Победы», который прошел 1 мая на территории парка «Патриот»
Наступившая весна стала сигналом к открытию сезона различных мероприятий, связанных с автомобилями, включая и олдтаймеры. Коронавирусная инфекция, разумеется, ударила и по ним. Естественно, так тяжело, как в прошлом году, уже не будет, но ряд ограничений всё же имеется. Они уже повлияли на некоторые мероприятия. Традиционной Олдтаймер Галереи Ильи Сорокина в Москве не случилось, на сей раз мероприятие прошло в Санкт-Петербурге. К военно-исторической теме она, кстати говоря, вполне имела отношение. Как бы некоторым не хотелось этого признавать, но военные олдтаймеры являются точно такими же участниками подобных мероприятий. Вот и питерская ОГИС прошла не без участия военной техники. Каких-то прорывных новинок не было, но тем не менее. Также небольшой десант олдтаймеров состоялся и в рамках Российского антикварного салона. Военная техника, кстати говоря, присутствовала и там.
Надо сказать, что отечественный рынок олдтаймеров, в том числе и военных машин, очень напоминает небезызвестного кота Шрёдингера. Вроде как он есть, а вроде и нет. Рынок — это когда проводится масса различных мероприятий, в которых принимает участие не десятки, а сотни машин. Кто застал фестиваль «Автоэкзотика» в лучшие его годы, тот поймет. Некая общность, в которой имеется десяток-два коллекционеров — это немного не рынок. Что еще хуже, интерес к теме скорее ослабевает, что показывает стабильно снижающийся поток посетителей. На этом фоне отдельные личности, фыркающие на «зеленые машинки», вызывают смешанные чувства. В том числе и жалость. Это примерно как продолжать изолироваться на тонущей лодке. Ситуация усугубляется тем, что ныне расклад сил немного изменился. Если раньше выставки вроде «Автоэкзотики» являлись одним из немногих шансов увидеть старинную технику, то сейчас всё совсем иначе. Только на территории Москвы и Московской области находится несколько музеев, где вполне можно увидеть крупные коллекции олдтаймеров, как гражданских, так и военных. В том числе это и парк «Патриот», где находится сразу две экспозиции, посвященные автомобилям.
Парк «Патриот» (военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации) является многопрофильным учреждением. Здесь проводятся самые разные мероприятия, начиная от военно-исторических реконструкций и заканчивая международным военно-техническим форумом «Армия». Большую территорию занимает музейная площадка, в состав которой входит и павильон, посвященный автомобильной технике. Одним словом, есть все условия для проведения мероприятий, имеющих отношение и к автомобильной теме. Тем более что на территории музейной площадки №1 есть и экспозиция «Моторы Войны», где широко представлена колесная техника военного периода. 1 мая на территории парка состоялся ретро-парад «Под знаменем Победы», в котором приняли участие экспонаты сразу двух выставок. О них и пойдет речь в данном материале.
Автомобильная тема в парке представлена довольно широко. Помимо крупногабаритных образцов колесной техники, стоящих снаружи, есть и часть экспонатов, размещающихся в отдельном павильоне. Сформирована она была из бывших экспонатов музея 147-й автомобильной базы МО РФ. Здесь есть на что посмотреть, впрочем, есть одна проблема, которая часто присутствует в ряде музеев. Обычно колесная техника военного периода представлена очень слабо, да и ее реставрация зачастую хромает. В случае с парком «Патриот» эта проблема решена благодаря совместному проекту с частным коллекционером Вячеславом Лен. На территории павильона, где автомобильная экспозиция размещалась изначально, была создана новая выставка — «Моторы Войны». Она функционирует уже несколько лет, постоянно пополняясь и обновляясь. О ней поговорим позже, но следует сразу отметить, что основная часть экспонатов на «Моторах Войны» находится в рабочем состоянии. Она периодически участвует в различных военно-исторических мероприятиях, включая и те, что проводятся парком «Патриот».
Как обычно, начинаются мероприятия с подготовки техники. Машины, некоторым из которых уже исполнилось под 80 лет, являются существами капризными, даже зачастую заводятся они не просто так. Дело не только в почтенном возрасте, но и особенностях эксплуатации. Техника того периода в принципе не очень любит, когда стоит долго без движения. Особенно она любит капризничать в самый неподходящий момент, это называется генеральским эффектом.
Надо сказать, что в этом плане машины советского производства отличаются наиболее непростым нравом. Не потому, что плохие, во время войны они были вполне надежными. Особенности эксплуатации таковы, что советские машины надо катать чаще, иначе могут быть сюрпризы. К тому же с запчастями на зарубежную технику, особенно американского производства, немного проще. В результате почти любое военно-историческое мероприятие — это сюрпризы с отечественными машинами.
Кстати, про отечественную технику. Этой весной исполнилось 80 лет первому советскому «джипу» — ГАЗ-64. На испытания опытный образец этой машины вышел 17 апреля 1941 года. Часто эту машину называют советским «Бантамом», но это скорее от невежества. Для начала, катализатором к его разработке послужила американская статья, посвященная Ford Pigmy. И даже в переписке у нас «ГАЗ-64» проходил нередко как «Пигмей». Во-вторых, ни о каком копировании и речи быть не могло, поскольку имелось всего несколько снимков и разрозненные данные. Поэтому речь идут исключительно о схожей концепции автомобиля-разведчика, который являлся альтернативой мотоциклу с коляской. Правда, у нас военные тут же захотели сделать из ГАЗ-64 тягач (знали они, или нет, неизвестно, но вообще и американский прародитель также прорабатывался как легкий арттягач). Пушку ГАЗ-64 таскал, но на НИБТ Полигоне, где машину испытывали, чуть ее не «похоронили». Кстати, происходило это недалеко от того места, где находится парк «Патриот».
Спас ГАЗ-64 маршал Кулик, который прекрасно понимал, что ГАЗ-64 — это немного другой автомобиль, нежели ГАЗ-61, с которым его сравнивали. В конце апреля 1941 года он написал письмо наркому среднего машиностроения В.А. Малышеву о том, что потребность в машинах этого типа у Красной Армии большая. ГАЗ-64 не заменял, а дополнял ГАЗ-61. Поэтому требовалось машину доработать, а далее запускать в серию. В июне 1941 года появилась улучшенная версия машины, в августе еще два образца, после их испытаний машину немедленно пустили в серийное производство. К 31 августа 1941 года было изготовлено и сдано военной приемкой 42 ГАЗ-64, а за сентябрь выпустили 190 машин. Всего же за 1941 год сдали 524 ГАЗ-64, из них 12 в декабре. После этого выпуск машины приостановили, поскольку на ГАЗ вовсю выпускали танки Т-60. Кулик оказался провидцем: ГАЗ-61 массово выпустить так и не удалось, он стал по сути генеральской машиной, а вот командирским автомобилем, а также машиной-разведчиком, был ГАЗ-64. С 1942 года на его базе стали выпускать бронемашину-разведчик БА-64.
Ныне ГАЗ-64 практически не сохранились, война выбила их полностью. Одну такую воссозданную машину можно увидеть на экспозиции «Моторы Войны». Она периодически участвует в различных военно-исторических мероприятиях. Рядом стоит машина на этой же базе — броневик БА-64, в конфигурации самых первых выпусков. Позже БА-64 повлиял на конструкцию ГАЗ-64 и его последователя — ГАЗ-67. Колея для бронемашины оказалась недостаточно широкой, что грозило, в ряде ситуаций, опрокидыванием. Поэтому в 1943 году появился БА-64Б с колеей, расширенной до уровня ГАЗ-М1. Тогда же появился и ГАЗ-67Б. Кстати говоря, броневик до конца войны оставался основной моделью, а ГАЗ-67Б в 1943-45 годах выпустили в несколько раз меньше. Так что настоящих ГАЗ-67Б военного выпуска очень немного.
Еще одной командирской машиной, которую можно увидеть на «Моторах Войны», является Dodge WC-56. Данный автомобиль стал самой массовой специализированной командирской машиной Второй мировой войны. Официальной данная версия именовалась разведывательной, но по сути речь шла о командирской машине. В семействе Dodge T214 существовало 3 машины с таким кузовом: WC-56 (построено 28635 штук), WC-57 с лебедкой (построено 6010 штук) и очень похожий на WC-57 радийный вариант WC-58 (построено 2344 штуки). Радийными могли быть все три варианта: они комплектовались штырьевыми антеннами, а питание перевели с 6-вольтового на 12-вольтовое. Сзади был удобный диван, а перед ним мог раскладываться столик. У нас таких машин почти не было, разве что единично и «нелегально». Зато WC-51/WC-52, артиллерийских тягачей, до мая 1945 года включительно, приехало 19 тысяч штук. Кстати, WC — это не Weapons Carrier. W — 1941 год, C — грузоподъемность от полутонны до 3/4 тонн. Запустили машину в серию с 1941 года, хотя официально на год позже. У нас использовались арттягачи на той же базе.
В колонне также была аналогичная машина английского производства. Это Humber Heavy Utility (F.W.D. Heavy Utility Car), он же Humber Box. Прозвище «коробка» он получил за характерный квадратный кузов, деревянный, обшитый жестью. Вполне типичный представитель английского автопрома военного периода. Штабной вариант часто использовался как командирский, правда, его полным аналогом скорее был Dodge WC-53, он же Carryall (кстати, пару сотен WC-53 поставили в Советский Союз). Несмотря на всю неказистость, Humber Heavy Utility был вполне приличной машиной, мало в чем уступающей Dodge T214. Выпускался Humber Heavy Utility в разных версиях, но штабной вариант оказался самым массовым — 3960 штук из 5199 выпущенных с 1941 по 1945 годы.
Впрочем, самым массовым автомобилем военного периода, который использовался как командирский, оказалась вот эта модель. Willys MB, официально легкий грузовик, фактически главная командирская машина американской, английской и, с 1943 года, Красной армий. У англичан попросту не было аналогов «Виллиса», а у нас любой автомобиль в 1942 году рассматривался как потенциальный арттягач. Не миновал этой судьбы и Willys MB. До появления Dodge WC-51 эти машины использовались как тягачи противотанковой и дивизионной артиллерии. Причем не 45-ки, как многие думают, а более тяжелой 76-мм пушки ЗИС-3. И лишь в 1943 году, когда основной пик потребности в тягачах миновал, «Виллис» стал у нас командирской машиной. В общем-то безальтернативной, поскольку ГАЗ-67Б «забрили» в тягачи, а командирскими автомобилями 67-е становились очень редко. Всего же к нам попало, по состоянию на май 1945 года, 39,8 тысяч машин данного типа. Собирались они, из машинокомплектов, на заводе №79 в Коломне. Там же, кстати говоря, собирали и «Доджи».
Головная же машина из экспозиции «Моторов Войны» и вовсе оказалась крайне экзотическая. Gnome-Rhône AX2, тяжелый французский мотоцикл с приводом на коляску. Мотоцикл этот был многоцелевым, причем мог использоваться и для перевозки 25-мм противотанковой пушки. Делали это крайне экзотическим способом — внутри коляски. Шли данные мотоциклы на вооружение разведывательных кавалерийских подразделений. Первые 200 мотоциклов имелись к началу войны, еще около 2,5 тысяч сдали до конца мая 1940 года. Дальше Gnome-Rhône AX2 выпускался уже для немцев, попадали они и, как трофеи, к нам. Ныне этот могучий мотоцикл является большой редкостью.
Итак, машины подготовлены к ретро-параду, самое время стартовать к месту проведения мероприятия. Помимо аутентичных машин военного периода, на ретро-парад поехали и люди в военной форме. Надо сказать, что реконструкторов среди них практически нет. В основном это участники военно-патриотического слета «Моторы Войны». Как-то само собой получается, что военная техника ненавязчиво намекает — надо выглядеть соответствующе. 1-2 слёта — и участник уже в форме, благо большой проблемой она не является. Закономерность, однако.
К 12 часам дня техника заняла свои места на экспозиции неподалеку от павильона «Мотоармия». В настоящий момент здесь находится основная автомобильная экспозиция парка. На автомобили установили флаги парка, а на импровизированной экспозиции появились посетители и журналисты. Кстати, в субботу очень повезло с погодой. Обещали дождь, но на практике была ясная погода.
Помимо техники военного периода, было на что посмотреть и с точки зрения машин послевоенного периода. Совсем недавно многие из этих машин встречались довольно часто, а уже сейчас они большая редкость. Даже ГАЗ-63, первый советский отечественный легкий полноприводной грузовик, ныне уже совсем не массовое явление. Да и по техническому состоянию хорошие экземпляры тоже редкость. Еще большей редкостью являются ЗИЛ-164, дальнейшее развитие ЗИС-151. И даже «Волга», которая уж никак не олдтаймер, давно снята с производства.
Помимо непосредственно выставки под открытым небом, в рамках «Под знаменем Победы» подразумевался и проезд техники по территории парка «Патриот». Любое мероприятие изнутри выглядит немного не так, как оно видится снаружи. Обязательно проводится инструктаж, кто, как и что делает. Это нужно, чтобы парадная колонна шла синхронно.
Кстати, про военную технику. Те, кто кривит рот в отношении военной техники, не совсем понимает, что она далеко не всегда зеленая. К военной технике относятся и парадные кабриолеты, такие, как ГАЗ-14 «Чайка». Есть в коллекции парка и специальные парадные кабриолеты на базе ГАЗ-24 «Волга». Ну а парадный кабриолет на базе ГАЗ-14 возглавлял колонну.
В час дня участники парада и гости парка заняли свои места в машинах. Территория парка является весьма неплохой трассой, что уже показал прошлогодний военно-патриотический слет «Моторы Войны». На сей раз маршрут был в щадящем режиме — примерно полчаса в дороге. Всё же парад, а не ралли.
Первым в колонне шел парадный кабриолет на базе «Чайки», далее техника из экспозиции «Моторы Войны», за ней основная колонна. В общей сложности около двух десятков машин. В части техники сидели телевизионщики.
Впрочем, для любителей покататься с ветерком наилучшей машиной в колонне является бронетранспортер. Таковых было два — БТР-40 и БТР-152. Особенно в этом плане хорош БТР-152, поскольку он более крупный и способен вместить гораздо больше пассажиров.
Далее колонна двинулась по территории парка, финишировав на территории музейной площадки №1. Помимо крытых павильонов, музейная площадка №1 располагает большими объемами открытой территории. Здесь находятся танки, авиационная техника и многое другое. Часть экспонатов доступна для залезания наверх.
Одновременное присутствие техники разных временных периодов позволяет оценить разницу между ними. Впрочем, между военными автомобилями, которые выпускались во время войны, и моделями, которые встали на конвейер во второй половине 50-х годов, разница еще не столь велика. Колесная военная техника все же несколько консервативная. С танками разница ощущается куда сильнее.
Как не странно это прозвучит, но перед нами собратья, и дело не только в том, что оба автомобиля марки ГАЗ. На самом деле это не просто «Победа», а ее внедорожная версия — М-72. Больше того, при создании М-72 использовались агрегаты ГАЗ-69. Машина довольно редкая — выпустили меньше 5 тысяч экземпляров.
Первые отечественные бронетранспортеры. Надо сказать, что предшественника БТР-40 собирались выпускать еще в 1941 году, но война помешала. А уже после войны возникла идея о создании двух бронетранспортеров — на шасси ГАЗ-63 и ЗИС-151. Несмотря на то, что БТР-40 и БТР-152 были первенцами, они оказались долгожителями.
До 5 часов вечера на территории музейной площадки №1 действовала экспозиция автомобильной техники под открытым небом. Подобные мероприятия явно идут не пользу, поскольку машины не застаиваются. Их надо выгуливать.
В полной мере это касается и автомобильной техники военного периода. На сей раз никто не отстал, хотя стартовали не в полном составе. Для старой техники это вполне норма.
По завершении мероприятия техника стала выдвигаться в сторону места основной дислокации. Опять же, без отставших по дороге.
Концепция экспозиционных площадей на музейной площадке №1 такова, что позволяет очень оперативно машинам покидать место дислокации и так же быстро возвращаться. На всё считанные минуты. Раз — и экспозиция вернулась в свой исходный вид. До следующего мероприятия.
Напоследок немного об экспозиции «Моторы Войны». Открылась она в июне 2017 года на территории павильона №13. Изначально павильон строился для автомобильной техники, но, увы, автомобили не особо интересовали посетителей. Танки, вполне естественно, перетягивают основную часть внимания на себя. Изначально вход на «Моторы Войны» был со стороны открытой площадки, но расположение павильона не совсем удачное. Идти далеко. В итоге экспозиция сделана бесплатной, со входом возле остановки автобуса. Сейчас в экспозиции посетителей весьма приличный объем, с учетом того, что есть на чего посмотреть, неудивительно.
Концепция «Моторов Войны» такова, что здесь машины разделены на технику союзников и стран Оси. Большое внимание уделено тем странам, которые редко представлены в музеях. Например, здесь можно увидеть итальянские машины, а также большой объем немецкой техники. В том числе и немецкий гужевой транспорт, составлявший основу тягловой силы немецких пехотных дивизий. Основные модели немецких армейских телег представлены на экспозиции. Впрочем, ЗИС-6, ГАЗ-ААА, ГАЗ-64 и ряд других машин не менее интересные и редкие.
Помимо автомобилей, можно увидеть и много чего сопутствующего. Это и элементы немецкого легкого мостового парка, и различные генераторы, и прожекторные установки. Экспозиция постоянно пополняемая и обновляемая, примерно раз в полгода здесь что-то появляется совершенно новое. Одним словом, любителям автомобильной истории есть на что посмотреть. Ну и важный момент — машины, в основном, на ходу.
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/pervomai-i-motory-voiny-608ecf0fde56f009bcce37ea